.RU

Эксперт о том, как работать с несовершеннолетними преступниками - 7 Госдума приняла в третьем чтении законопроект...


^ Эксперт о том, как работать с несовершеннолетними преступниками
http://news.day.az/society/295740.html

26.10.2011


В Азербайджане необходимо создать специальные следственные подразделения и группы, расследующие преступления, совершенные детьми. Создание таких групп предусматривается в рамках преобразований, которые будут осуществлены в Азербайджане для создания системы ювенальной юстиции.

 

Об этом сказал в среду Trend начальник отдела организации профилактической работы с несовершеннолетними Главного управления общественной безопасности МВД Азербайджана Кямал Имамвердиев.

 

По его словам, в Азербайджане формируется система ювенальной юстиции, отвечающая международным критериям. По словам Имамвердиева, детской преступностью в системе полиции занимаются более опытные, квалифицированные следователи. С этой целью уже два года для всех главных следователей управлений полиции Баку организуются курсы при участии международных экспертов.

 

При расследовании преступлений, совершенных детьми, к процессу привлекаются их родители, законные представители, педагоги и психологи, однако, по словам Имамвердиева, услугами психологов в этом деле пользуются весьма редко.

 

По словам Имамвердиева, по возможности, детей не стоит приговаривать к аресту. Наказание в виде ареста стоит заменить другими мерами, среди которых взятие под контроль, предупреждение, исправительные работы.

 

По его словам, это предусмотрено и в законодательстве, однако широкое применение этого будет возможно лишь после создания в стране системы ювенальной юстиции.

 

В мае МВД, Минюст и ЮНИСЕФ в рамках совместной "Программы преобразований в сфере ювенальной юстиции" утвердили рабочий план на два года.

 

В рамках рабочего плана проводятся мероприятия для продолжения процесса разработки закона "О ювенальной юстиции" и определения перспектив с целью внесения определенных изменений в эту систему.

 

По словам Имамвердиева, в нескольких управлениях полиции Баку созданы "детские комнаты полиции", которые отличаются от других камер содержания. Вход в них отдельный, дети не сталкиваются с людьми, совершившими тяжкие преступления. Здесь с детьми, совершившими правонарушения, беседуют полицейские в гражданской одежде, психологи, представители детских правозащитных организаций. Здесь же ведутся обсуждения проблем этих детей.

 

По словам Имамвердиева, за девять месяцев этого года в Азербайджане зарегистрировано 289 преступлений с участием 338 детей, большая часть из которых была в возрасте 16-17 лет. Из них 279 привлечены к уголовной ответственности, 79 освобождены от уголовной ответственности, производство по 22 уголовным делам было приостановлено, возбуждение уголовных дел по 37 фактам было отклонено.

 

Большая часть (132 факта) преступлений, совершенных детьми, имеет имущественный характер.



1 Текст, подготовленный к третьему чтению.

2 http://www.komitet2-2.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124057056057.html

3 Там же

4 См., к примеру: Предложения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве (http://www.patriarchia.ru/db/text/1386377.html), Обращение Межрелигиозного Совета РФ в связи с законопроектом (http://www.patriarchia.ru/db/text/1290493.html) многочисленные экспертные заключения и поправки, предлагавшиеся МОО «За права семьи» (http://blog.profamilia.ru/post/130, http://blog.profamilia.ru/post/1137, http://blog.profamilia.ru/post/1141, http://blog.profamilia.ru/post/1414), обращение Ассоциации профессиональных акушерок в связи с законопроектом (http://rus-midwives.ru/stat/akusherki_pismo.doc), Обращение III Всероссийского съезда православных врачей к руководству России (http://www.patriarchia.ru/db/text/1653239.html), обращение граждан (http://www.democrator.ru/problem/2814, более 2100 подписей), открытое обращение к Президенту РФ трех общественных организаций (http://www.democrator.ru/problem/3586, более 3800 поддержавших граждан).

Массовые обращения в связи с законопроектом поступали также в Государственную Думу Российской Федерации от отдельных граждан (по некоторым данным – более 50.000 обращений), что отражалось в ежемесячно обновляемом официальном обзоре полученных обращений на сайте Государственной Думы РФ.

5 См., например, http://asmok.ru/extfiles/zakonoproect_ob_ohrane_zdorovvya_gragdan_v_RF.pdf , с. 57 и далее.

6 Письмо помощника Министра здравоохранения и социального развития РФ С. А. Малявиной главному редактору газеты «Комсомольская правда» от 20.10.2011 г. № 68-0/763.

7 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 08.06.1999 N 107-О «По запросу Государственной Думы о толковании статьи 41 (часть 1) Конституции РФ».

8 См., к примеру, обращение за подписью более 2000 граждан - http://www.democrator.ru/problem/2814, аналитические материалы и экспертные заключения, направлявшиеся в Минздравсоцразвития и Государственную Думу РФ (http://blog.profamilia.ru/wp-content/uploads/2010/09/analitika_minzdrav_w97s.pdf и http://rus-midwives.ru/stat/akusherki_pismo.doc), заявление Межрелигиозного Совета РФ от 04.10.2010 (http://www.patriarchia.ru/db/text/1290493.html) и т.п.

9 http://blog.profamilia.ru/post/731

10 Авторы поправки – депутаты Государственной Думы РФ А.М.Чухраёв, С.И.Колесников, Э.Г.Глубоковская, И.В.Архипов, И.М.Берхеев, С.Ш.Мурзабаева.

11 http://kp.ru/daily/25774.4/2758152/

12 Письмо помощника Министра здравоохранения и социального развития РФ С. А. Малявиной главному редактору газеты «Комсомольская правда» от 20.10.2011 г. № 68-0/763.

13 См. например, документы CEDAW: A/57/38(SUPP), Замечание общего порядка 24 («Государствам-участникам следует обеспечить право на информацию, просвещение и услуги в области сексуального здоровья для всех женщин и девочек») и т.п.

14 См., например, «Стандарты сексуального образования в Европе: документ для лиц, определяющих политику, руководителей и специалистов в области образования и здравоохранения», подготовленные Европейским региональным бюро ВОЗ и ФСПСЗ, Кёльн, 2010 (http://www.bzga-whocc.de/pdf.php?id=60b5cb67c82110fe0e604b52a659523e). На с. 14 документ указывает: «В рамках данного документа осознанно выражается требование к разработке подхода, согласно которому сексуальное образование начинается с момента рождения». Он же, на с. 31 указывает: «В основе сексуального образования лежат (сексуальные и репродуктивные) права человека», при том, что понятие сексуальных прав отсутствует в общепризнанных обязывающих международных правовых актах. На с. 42 документ требует предоставить детям от 0 до 4 лет (!) информацию об «ощущении радости и удовольствия от прикосновения к собственному телу, мастурбации в раннем возрасте». На с. 49 документ требует в возрасте 9-12 лет предоставить детям информацию об их «сексуальных правах, согласно определению МФПС и ВАС». Примечание отсылает к документу Международной федерации планирования семьи (МФПС) «Сексуальные права: Декларация МФПС» (Лондон, 2008) и к «Декларации о сексуальных правах» (Гонконг, 1999) Всемирной ассоциации сексуального здоровья (ВАС). Декларация МФПС (http://www.ippf.org/NR/rdonlyres/CA5A9194-DB66-4078-8611-42C6238C327D/0/SexualRightsDeclaration_Russian.pdf), в частности, в Принципе 4, утверждается (с. 20): «Сексуальность и удовольствие, которое она приносит, является центральным аспектом человеческого существования, независимо от решений в отношении деторождения». Декларация ВАС (http://www2.hu-berlin.de/sexology/ECE5/was_declaration_of_sexual_righ.html) так описывает право на сексуальное удовольствие (п. 5): «Право на сексуальное удовольствие. Сексуальное удовольствие, включая автоэротизм, является источником физического, психологического, интеллектуального и духовного благополучия». В контексте российской культуры обучение подобным «сексуальным правам» в возрасте 9-12 лет может рассматриваться лишь как форма растления малолетних. Ст. 135 ч. 3 УК РФ предусматривает наказание лишением свободы на срок от 5 до 12 лет за совершение развратных действий в отношении лица, заведомо не достигшего 12-летнего возраста. При этом, как указывают комментаторы, «[э]ти действия могут носить физический (прикосновение к половым органам) или интеллектуальный (циничные разговоры и т.п.) характер» (Комментарий к Уголовному кодексу РФ, под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова, 6-е изд., М.: 2010, с. 445).

15 http://kp.ru/daily/25774.4/2758152/

16 Письмо помощника Министра здравоохранения и социального развития РФ от 20.10.2011 г. № 68-0/763.

17 В силу ст. 57 Семейного кодекса РФ в России обязателен учет мнения ребенка, достигшего десятилетнего возраста, если это не противоречит его интересам (при этом «учет мнения» не означает следование данному мнению».

18 Письмо помощника Министра здравоохранения и социального развития РФ от 20.10.2011 г. № 68-0/763.

19 Письмо помощника Министра здравоохранения и социального развития РФ от 20.10.2011 г. № 68-0/763.

20 Ответ информационной службы Министерства на сайте общественного обсуждения законопроекта: http://zakonoproekt2011.minzdravsoc.ru/project/50/1

21 Заявление Межрелигиозного Совета РФ от 04.10.2010 (http://www.patriarchia.ru/db/text/1290493.html)

22 http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001428/142825r.pdf

23 См., к примеру: Письмо Роспотребнадзора от 26.11.2009 N 01/17863-9-32 "О направлении документа ВОЗ "Клинические методы ведения больных, инфицированных пандемическим вирусом гриппа (H1N1)2009: переработанное руководство", Письмо Роспотребнадзора от 13.07.2009 N 01/9792-9-32 "О направлении временных рекомендаций CDC по лечению и профилактике заболеваний, вызванных вирусом гриппа A(H1N1), у беременных женщин", "Профилактика передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку. Методические рекомендации" (утв. Минздравсоцразвития РФ 06.08.2007 N 5955-РХ), "Профилактика и лечение сопутствующих заболеваний (туберкулеза, вирусных гепатитов и ИППП) у взрослых и подростков, больных ВИЧ-инфекцией. Методические рекомендации" (утв. Минздравсоцразвития РФ 29.12.2006 N 7126-РХ), "Противовирусная терапия хронических вирусных гепатитов В и С у ВИЧ-инфицированных пациентов. Методическое письмо" (утв. Минздравсоцразвития РФ 20.01.2006 N 163-РХ) и т. п.

24 См., например, обращение открытое письмо трех общественных организаций к Президенту РФ, поддержанное более чем 3500 граждан: http://www.democrator.ru/problem/3586

25 Care in normal Birth: a practical guide (WHO/FRH/MSM/96.24) - http://www.who.int/making_pregnancy_safer/documents/who_frh_msm_9624/en/

26 См., напр: Janssen PA, Saxell L, Page LA, Klein MC, Liston RM, Lee SK., Outcomes of planned home birth with registered midwife versus planned hospital birth with midwife or physician, CMAJ. 2009 Sep 15;181(6-7):377-83 и др.

27 Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 459-О

28 Аналогичная позиция выражена Председателем Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиереем Всеволодом Чаплиным в ответ на обращения граждан, связанные с рассматриваемым законопроектом: http://www.democrator.ru/problem/5193/docs#/answer/8613

29 http://www.democrator.ru/problem/5193/docs#/answer/8613

30 См., например, Декларацию Московского демографического Саммита «Семья и будущее человечества» (29-30 июня 2011 г., http://worldcongress.ru/Files/Downloads/Declaration-Moscow-Demographic-Summit-Russian.pdf), Обращение делегатов III Всероссийского съезда православных врачей к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву, председателю Правительства РФ В.В. Путину, председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, председателю Государственной Думы Б.В. Грызлову (www.patriarchia.ru/db/text/1653267.html).

31 Предложения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве (http://www.patriarchia.ru/db/text/1386377.html).

32 http://kp.ru/daily/25774.4/2758152/

33 Письмо помощника Министра здравоохранения и социального развития РФ С. А. Малявиной главному редактору газеты «Комсомольская правда» от 20.10.2011 г. № 68-0/763.

34 http://www.sanjosearticles.com

35 Лат. – «договоры должны соблюдаться».

36 К сожалению, подобное давление оказывалось на Российскую Федерацию международными организациями и в ходе работы над рассматриваемым законопроектом, см., напр. письмо инициированное известной лоббистской группой «Центр репродуктивных прав»:

http://reproductiverights.org/sites/crr.civicactions.net/files/documents/Sign-on Letter Russia Aug 31_English_FINAL_Web.pdf

37 См., по этому вопросу, в частности: Иванюшкин А. Я., Эволюция концепции смерти мозга в нашей стране, «Медицинское право и этика», 2003, № 1

38 Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга (Приложение 2 к Приказу Минздрава РФ от 10.08.1993 N 189).

39 Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга (утв. Приказом Минздрава России от 20.12.2001 N 460), п. 5.1.

40 Там же, п. 6.5

41 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2007 N 490 "О создании рабочей группы по разработке процедуры по констатации смерти ребенка на основании диагноза смерти мозга"

42 «Если через 10 минут от начала проведения реанимационных мероприятий в полном объеме у ребенка отсутствует сердцебиение, реанимационные мероприятия в родильном зале следует прекратить».

43 Пункт 14: «При выявлении после рождения у новорожденного нарушений дыхательной, сердечной или нервно-рефлекторной деятельности новорожденному с первой минуты жизни проводится комплекс первичных реанимационных мероприятий в объеме, необходимом для восстановления жизненно важных функций организма».

44 Приказ Минздрава СССР от 09.01.1986 N 55 "Об организации работы родильных домов (отделений)"

45 «Четких критериев продолжительности первичной реанимации для новорожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела на сегодняшний день нет за исключением отсутствия сердечной деятельности в течение 5 минут. В каждом конкретном случае вопрос должен решаться индивидуально с учетом степени поражения мозговых структур и мозгового кровотока по данным ультразвукового обследования, снижения рН крови ниже 7,0 и энцефалографическим показателям» (Приказ Минздрава РФ N 318, Постановление Госкомстата РФ N 190 от 04.12.1992 "О переходе на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения критерии живорождения и мертворождения" (вместе с "Инструкцией об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода").

46 Аналогичная позиция выражена Председателем Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиереем Всеволодом Чаплиным в ответ на обращения граждан, связанные с рассматриваемым законопроектом: http://www.democrator.ru/problem/5193/docs#/answer/8613

47 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII.6 «Осуществленное учеными клонирование (получение генетических копий) животных ставит вопрос о допустимости и возможных последствиях клонирования человека. Реализация этой идеи, встречающей протест со стороны множества людей во всем мире, способна стать разрушительной для общества. Клонирование в еще большей степени, чем иные репродуктивные технологии, открывает возможность манипуляции с генетической составляющей личности и способствует ее дальнейшему обесцениванию. Человек не вправе претендовать на роль творца себе подобных существ или подбирать для них генетические прототипы, определяя их личностные характеристики по своему усмотрению. Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого являются свобода и уникальность личности. «Тиражирование» людей с заданными параметрами может представляться желательным лишь для приверженцев тоталитарных идеологий.

Клонирование человека способно извратить естественные основы деторождения, кровного родства, материнства и отцовства. Ребенок может стать сестрой своей матери, братом отца или дочерью деда. Крайне опасными являются и психологические последствия клонирования. Человек, появившийся на свет в результате такой процедуры, может ощущать себя не самостоятельной личностью, а всего лишь «копией» кого-то из живущих или ранее живших людей. Необходимо также учитывать, что «побочными результатами» экспериментов с клонированием человека неизбежно стали бы многочисленные несостоявшиеся жизни и, вероятнее всего, рождение большого количества нежизнеспособного потомства».

48 Резолюция Европейского Парламента от 1989 года утверждала, что «запрет на юридическом уровне представляет собой единственно возможную реакцию на создание человеческих существ посредством клонирования, как и на все эксперименты, ставящие своей целью клонирование человеческих существ». Впоследствии Парламент еще раз подтвердил: «Клонирование человеческих существ никоим образом не может быть оправдано или терпимо обществом, поскольку, будучи серьезным нарушением фундаментальных человеческих прав, оно противоречит принципу равенства человеческих существ, ибо допускает евгеническую и расовую селекцию человеческого рода, оскорбляет достоинство человека и приводит к экспериментированию на человеке». Цит. по. Э. Сгречча, В. Тамбоне. Биоэтика. Учебник. М.: 2002, с. 127.

49 Совет Европы, Рекомендация n. 1046/86 относительно использования эмбрионов и человеческих зародышей в диагностических, терапевтических, научных, индустриальных и коммерческих целях.

50 Известна также как Конвенция Овьедо, Конвенция о правах человека в биомедицине, принята в Овьедо 4 апреля 1997 года. Россия в Конвенции Овьедо не участвует.

51 http://conventions.coe.int/Treaty/en/Treaties/Html/168.htm

52 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII.4: «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности».

53 Так, в решении ЕСПЧ по делу Сиякова против бывшей Югославской Республики Македония (заявление 67914/01, решение от 06.03.2003), Суд заявил, что ни право вступать в брак и создавать семью, ни право на частную и семейную жизнь, ни какие-либо иные права, гарантированные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не подразумевают права на прокреацию (рождение ребенка).

54 Council of Europe (CAHBI), Human Artificial Procreation, France: Council of Europe, c. 30 (перевод наш).

55 http://www.coe.int/t/dg3/healthbioethic/source/PMAprinciplesCAHBI1989_en.doc (перевод наш)

56 Приказ Минздрава РФ от 26.02.2003 N 67 "О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия", п. 7

57 Римский статут подписан Россией 13 сентября 2000 г., но пока не ратифицирован.

58 Так, Европейский Парламент, выражая свою позицию по данному вопросу в Резолюции A/3-021/92 о права психически неполноценных несовершеннолетних граждан, указал: «В том, что касается гражданских прав, Европейский парламент требует, чтобы стерилизация рассматривалась в качестве ultima ratio [последнего средства] и применялась только тогда, когда не остается никаких других методов или инструментов контроля или же они не гарантируют безопасности ; требует, чтобы стерилизация людей, не способных предпринимать какие-то разумные действия, осуществлялась только на основании углубленного анализа со стороны, по крайней мере, двух врачей и после предоставления ими в письменном виде документа, одобряющего стерилизацию; требует, чтобы стерилизация была произведена только через две недели после того, как решение вступит в силу, и что при ее произведении должны применяться такие медицинские методы, которые допускают восстановление способности к деторождению» (цит. по.: Э. Сгречча, В. Тамбоне. Биоэтика. Учебник. М.: 2002, с. 272-273). Европейский Парламент также, в той же резолюции, требует, чтобы при этом было выслушано мнение самого недееспособного лица.

59 См.: Э. Сгречча, В. Тамбоне. Биоэтика. Учебник. М.: 2002, с., 276.




deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-22-24-iyulya-2006-g.html
deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-23-25-dekabrya-2006-g.html
deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-24-oktyabrya-2007-g.html
deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-26-marta-2008-g.html
deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-28-dekabrya-2006-g.html
deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-29-aprelya-2008-g.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-o-rabote-odinnadcatogo-soveshaniya-vspomogatelnogo-organa-po-nauchnim-tehnicheskim-i-tehnologicheskim-konsultaciyam-stranica-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vodnij-i-mineralnij-obmen-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-specialnost-050102-biologiya-so-specializaciej-fitodizajn.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhlichnostnie-otnosheniya-elektronnaya-kartoteka-l-v-kulikova.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koncepciya-formirovaniya-rossijskogo-uchastka-sankt-peterburg-kazahstan-v-sostave-novogo-avtodorozhnogo-koridora-baltika-kitaj-po-territorii-respubliki-tatarstan-safiullin-m-r.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sochinenie-na-temu-selo-moyo-rodnoe.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mehanizm-prakticheskoj-realizacii.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchyot-uchitelya-nemeckogo-yazika-lashikovoj-i-i-o-rezultatah-raboti-po-proektu-shkoli-partneri-budushego-pered-upravlyayushim-soveta-gimnazii-32.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-umk-po-predmetu-vid-stranica-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-na-soiskanie-premii-tomskoj-oblasti-v-sfere-obrazovaniya-nauki-zdravoohraneniya-i-kulturi.html
  • composition.bystrickaya.ru/otstaet-ot-moskovskogo-na-2-chasa.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-toyota-motor-corporation.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novogodnyaya-programma-s-posesheniem-kremlevskoj-elki-gruppovoj-ekskursionnij-tur-dlya-shkolnikov-kremlevskaya-elka-v-moskve-4dnya3nochi.html
  • control.bystrickaya.ru/dlya-osvoeniya-programmi-kursa-neobhodimo-vladenie-bazovimi-navikami-raboti-na-kompyutere-trebu-emij-uroven.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-osnovnoj-obsheobrazovatelnoj-programmi-doshkolnogo-obrazovaniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nominaciya-metodicheskie-posobiya-kol-vo-ballov.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionno-analiticheskoe-issledovanie.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-soglasovano-dekan-fakulteta-upravleniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompleks-uprazhnenij-dlya-razvitiya-dvigatelnoj-pamyati-uprazhneniya-dlya-razvitiya-mishleniya-voobrazheniya-i-pamyati-shkolnikov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-i-trebovaniya-po-predvaritelnoj-podgotovke-k-kursu-prilagayutsya.html
  • composition.bystrickaya.ru/petrozavodsk-kulturnaya-stolica-karelii-chast-2.html
  • books.bystrickaya.ru/ekologo-populyacionnij-analiz-zabolevaemosti-tuberkulezom-naseleniya-samarskoj-oblasti.html
  • testyi.bystrickaya.ru/admnstrativno-pravovij-status-gromadyanina-chast-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-semikarbazidkadmievaya-terapiya-raka-zaveduyushij-redakciej-e-gladilova-zam-zaveduyushego-redakciej-l-panich.html
  • bukva.bystrickaya.ru/particular-v10-novaya-versiya-samogo-populyarnogo-paketa-dlya-3d-modelirovaniyaanimacii-renderinga-ispolzuemogo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/harakteristika-gazetno-zhurnalnogo-koncerna-i-d-sitina.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshestvennaya-organizaciya-novie-lyudi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/valyutnij-kurs-i-mehanizm-ego-formirovaniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-13strazh-poryadka-konni-bruk-bal-hishnikov-podlinnaya-istoriya-drexel-burnham-i-vzlet-imperii-musornih-obligacij.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-specialnost-1-79-01-02-pediatriya-specializaciya-pri-nalichii-.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-iii-prakticheskie-aspekti-raboti-transportno-ekspeditorskih-kompanij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost-9-chast-4.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/6-vneshnie-svyazi-i-imidzh-publichnij-otchyot-o-deyatelnosti-mou-patrovskoj-sosh-obrazovatelnij-centr.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-zachet-po-discipline-ritorika-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • university.bystrickaya.ru/evangelie-ot-varnavi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-pamyati-a-s-pushkina-celi-povtorit-i-obobshit-znaniya-o-zhizni-poeta-i-ego-tvorchestve-vospitivat-interes-lyubov-k-proizvedeniyam-a-s-pushkina.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.