.RU

Эконометрические методы управления качеством и сертификации продукции

Реферат

По эконометрике

Эконометрические методы управления качеством

и сертификации продукции

Основы статистического контроля качества продукции

Сначала дадим общие сведения о месте статистических методов в управлении качеством и сертификации продукции. Затем рассмотрим центральную тему эконометрики качества - статистический контроль качества продукции. Продемонстрируем его высокую экономическую эффективность.

Качество продукции и рыночная экономика. Руководители и специалисты промышленных предприятий хотят не только выжить, но и выиграть в борьбе с конкурентами. Более частными задачами, которые они хотят решить, обычно являются:

- выйти на международный рынок;

- поднять качество продукции до японского уровня;

- полностью ликвидировать рекламации, и т.д.

Для решения этих задач им надо повышать качество продукции. Все руководители и специалисты промышленных предприятий это хорошо знают, слова "сертификация", "международные стандарты ИСО серии 9000 по системам качества" уже навязли в зубах. Менее осознано, что управление качеством - это прежде всего применение современных статистических методов. На Западе (США) и на Востоке (Япония) это - аксиома. Вот типичное высказывание японского менеджера и инженера: "Методы статистики - именно то средство, которое необходимо изучить, чтобы внедрить управление качеством. Они - наиболее важная составная часть комплексной системы всеобщего управления качеством на фирме. В японских корпорациях все, начиная от председателя Совета Директоров и до рядового рабочего в цехе, обязаны знать хотя бы основы статистических методов." Так считает Каору Исикава, президент промышленного института Мусаси, заслуженный профессор Токийского университета (цитируется по японскому пособию по статистическим методам обеспечения качества [1, с.15]).

Раз все японские работники знают про статистические методы - значит, их научили в школе. Во всем мире - в США, Японии и Ботсване - школьники учат статистические методы как один из обязательных школьных предметов, вместе с физикой, химией, математикой и историей. ЮНЕСКО регулярно проводит конференции по преподаванию статистики в средней школе. И вот всем виден результат - качество компьютеров IBM и японских телевизоров. А отечественные бюрократы десятилетиями "боролись за качество" (вспомните, была "пятилетка эффективности и качества"!), "внедряли" кипы бумаг - КС УКП ... (популярное сочетание в 1970-е и 1980-е годы: КС УКП - это Комплексная Система Управления Качеством Продукции; имелись областные варианты - горьковская, львовская, днепропетровская и т.д.).

Справедливости ради надо отметить, что популярные ныне международные стандарты ИСО серии 9000 ничем принципиально не отличаются от давних документов КС УКП, а в некоторых отношениях КС УКП были более прогрессивными, чем нынешние стандарты ИСО 9000. В очередной раз придуманное в нашей стране попало на Запад, было там оформлено по-другому, а потом стало внедряться у нас как последнее достижение западной цивилизации…

ИТОГ НА СЕГОДНЯ: весь мир, кроме нас, знает статистические методы и повсеместно применяет их для повышения качества. Мы вынуждены догонять. Очевидно, овладение основами статистического контроля качества продукции - неотъемлемая часть экономического и тем более эконометрического образования.

О сертификации. Вслед за т. н. развитыми странами в России намечается всё расширяющаяся тенденция к сертификации продукции, т.е. к официальной гарантии поставки производителем продукции, удовлетворяющей установленным требованиям. Средства массовой информации отмечают, что в условиях рыночной экономики поставщики и продавцы должны иметь сертификаты качества на предлагаемые ими товары и услуги. Маркетинг, т.е. "производственная и коммерческая политика, нацеленная на получение максимальной прибыли на основе изучения рынка, создания конкурентоспособной продукции и её полной реализации" (определение взято из выпущенной нашим Центром брошюры [2, с.64-65]), включает в себя работы по сертификации. За новыми терминами зачастую скрываются хорошо известные понятия, несколько модернизированные в соответствии с современной обстановкой. Так, целесообразно связать комплексную систему управления качеством продукции с маркетингом: "маркетинг в широком смысле - это усовершенствованная, ориентированная на рыночную экономику КС УКП" [2,с.61].

Есть несколько уровней сертификации. Говоря о сертификации продукции, могут иметь в виду качество конкретной её партии. В ряде случаев это оправдано - рядового потребителя интересует качество лишь той единицы продукции, которую он сам приобрёл. Однако установление долговременных хозяйственных связей целесообразно лишь в случае, когда поставщик гарантирует высокое качество не одной, а всех партий своей продукции. Очевидно, для этого должны быть проведены оценка и сертификация технологических процессов и производств, обеспечивающих выпуск этой продукции.

Ещё больше повышается доверие к поставщику, если не только отдельные технологические процессы, но и всё предприятие в целом гарантированно выпускает продукцию высокого качества. Это обеспечивается действующей на предприятии системой качества, удовлетворяющей требованиям Международной организации по стандартизации (International Standartization Organization , сокращенно ISO , по-русски - ИСО), выраженным в системе стандартов ИСО 9000, о которых уже шла речь.

В условиях рыночной экономики основная характеристика товара - его конкурентоспособность. Очевидно, производителю необходимо уметь оценивать конкурентоспособность перед запуском продукции в производство или началом работы по продвижению на зарубежный рынок. Одним из основных компонентов конкурентоспособности является технический уровень продукции. Фирма, обладающая патентом или новой научно-технической разработкой, имеет более высокий излишек производителя по сравнению с другими фирмами. При выборе направления инвестиционных вложений одна из основных учитываемых характеристик - технический уровень продукции.

Из сказанного вытекает, что сертификация продукции - это современная форма управления качеством продукции. На Западе общепринято, что основная составляющая в управлении качеством продукции - это статистические методы (см., например, отчет Комитета ИСО по изучению принципов стандартизации [3]). В нашей стране внедрение комплексных систем управления качеством (КС УКП), как уже отмечалось, сводилось во многом к подготовке документации организационного характера. Статистические методы использовались в промышленности недостаточно, а государственные стандарты по этой тематике зачастую содержали грубейшие ошибки (см. ниже).

Подготовка предприятий к сертификации продукции, технологических процессов и производств, систем качества требует приложения труда квалифицированных специалистов, причем в достаточно большом объеме. Подобную работу обычно проводят специализированные организации.

О развитии статистических методов сертификации в России. Около 150 лет статистические методы применяются в России для проверки соответствия продукции установленным требованиям, т.е. для сертификации. Так, еще в 1846 г. действительный член Петербургской академии наук М.В. Остроградский рассматривал задачу статистического контроля партий мешков муки или штук сукна армейскими поставщиками. С тех пор в России в статистическом контроле качества было сделано многое, особенно в области теории: Так, солидные монографии проф. Ю.К. Беляева и проф. Я.П. Лумельского можно смело назвать классическими. Был выпущен и длинный ряд практических руководств, в основном переводных.

С начала 1970-х годов стали разрабатываться государственные стандарты по статистическим методам. В связи с обнаружением в них грубых ошибок 24 из 31 государственного стандарта по статистическим методам были отменены в 1986-87 гг. (перечень стандартов и описание ошибок приведены в работе [4]). К сожалению, потеряв правовую силу как нормативные документы, ошибочные стандарты продолжают использоваться как научно-технические издания.

В 1989 г. был организован Центр статистических методов и информатики (ЦСМИ) для работ по развитию и внедрению современных статистических методов. Уже к середине 1990 г. ЦСМИ были разработаны 7 диалоговых систем по современным статистическим методам управления качеством, а именно, СПК, АТСТАТ-ПРП, СТАТКОН, АВРОРА-РС, ЭКСПЛАН, ПАСЭК, НАДИС (описания этих систем даны в работе [5]).

Параллельно ЦСМИ вел работу по объединению статистиков. В апреле 1990 г. в Большом Актовом Зале Московского Энергетического института прошла Учредительная конференция Всесоюзной организации по статистическим методам и их применениям. На Учредительном съезде Всесоюзной статистической ассоциации (ВСА) в октябре 1990 г. в Московском экономико-статистическом институте эта организация вошла в состав ВСА в качестве секции статистических методов. В 1992г. после развала СССР и фактического прекращения работы ВСА на основе секции статистических методов ВСА организована Российская ассоциация по статистическим методам (РАСМ), а затем и Российская академия статистических методов, существующие и в настоящее время. В мероприятиях секции статистических методов ВСА и РАСМ активно участвовали несколько сот человек. Основной тематикой работ многих из этих специалистов являются статистические методы в сертификации (управлении качеством). В ЦСМИ и РАСМ, объединивших большинство ведущих российских специалистов, коллективными усилиями разработан единый подход к проблемам применения статистических методов в сертификации и управлении качеством.

Статистический контроль - это выборочный контроль на научной основе. Контроль качества продукции всем знаком хотя бы по названию - им обычно занимается отдел технического контроля (ОТК) предприятия. Есть различные виды контроля - входной контроль, приемочный контроль (готовой продукции), и контроль при передаче полуфабрикатов и комплектующих из цеха в цех. Кроме сплошного контроля всех изделий подряд применяют выборочный, когда о качестве партии продукции судят по результатам контроля некоторой части - выборки.


chelovek-realizuetsya-v-dialoge.html
chelovek-s-ruzhem-aleksandr-torin-vremena-ne-vibirayut-sbornik-rasskazov.html
chelovek-sistemi-vremya-novostej-romanova-natalya-22092006-173-str-1-gosduma-rf-monitoring-smi-22-sentyabrya-2006-g.html
chelovek-sushestvo-deyatelnoe.html
chelovek-truda-dolzhen-imet.html
chelovek-v-informacionno-tehnicheskom-mire-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tpu-tomsk-2007.html
  • tests.bystrickaya.ru/kozhambekov-daulet-risbekovich-leumettk-ilimdar-fakultet.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-zasedanii-us-ti-f-svfu-stranica-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/83-reklamnaya-kampaniya-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-sankt-peterburg-2009.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svod-pravil-stroitelstvo-v-sejsmicheskih-rajonah-stranica-21.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vse-chestno-gans-baur.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-uchebnogo-predmeta-1-dannij-variant-teksta-enciklopedii-ne-soderzhit-grafiki-i-tablichnih-dannih-za-isklyucheniem.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-050100-pedagogicheskoe-obrazovanie-profili-nachalnoe-obrazovanie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/subsidiya-predostavlyaetsya-po-hodatajstvu-uchebnogo-zavedeniya-reshenie.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-istorii-matematiki-nauchnij-d-f-m-n-professor-vinberg-e-b.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aleksandr-galich-chelovek-vechno-zhivyot-v-tumane.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-platnosti-v-shkolah-respubliki-v1920-e-gg-itogi-i-perspektivi-enciklopedicheskih-issledovanij-sbornik.html
  • writing.bystrickaya.ru/dvigateli-postoyannogo-toka.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-feodalnaya-razdroblennost-na-rusi-v-xii-xiii-vekah.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-voprosi-k-ekzamenu-po-discipline-osnovi-specialnoj-pedagogiki-i-psihologii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iz-lekcij-dlya-studentov-n-ya-kuznecovu.html
  • studies.bystrickaya.ru/chto-takoe-ustojchivoe-razvitie-dlya-ukraini.html
  • college.bystrickaya.ru/34metodologiya-razvitiya-sushestvuyushej-sistemi-vnutrifirmennaya-metodologiya-vedeniya-proektov-data.html
  • predmet.bystrickaya.ru/romanov-vitalij-evgenevich-stranica-6.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rasskaz-o-dvuh-fermerah-stranica-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovi-aerologii-kogda-menya-sprashivayut-chto-takoe-paraplan-ya-otvechayu-eto-vasha-mechta-ipravda-kupiv.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vpliv-hristiyanstva-na-kulturu-v-kivskj-rus.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-k-uchebniku-anglijskij-yazik-dlya-vii-klass.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-konferencii-planiruetsya-obsudit-voprosi-fiziki-himii-mehaniki-goreniya-i-vzrivnih-processov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-processa-upravleniya-ohlazhdeniem-zagotovok-mnlz-v-asu-tp.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadacha-o-kommivoyazhere-chast-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-resheniyu-zadach-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavat2000.html
  • writing.bystrickaya.ru/geneticheskie-algoritmi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/57-vozmozhnie-neispravnosti-motocikla-i-metodi-ih-ustraneniya-i-ih-modifikacii-rukovodstvo-ko-ekspluatacii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-d-shadrikov-analiziruet-formir-vanie-razlichnih-psihologicheskih-sistem-professionalnoj-deyatel-nosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-otechestvennih-knig-poluchennih-bibliotekoj-stranica-5.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakupka-u-edinstvennogo-postavshika.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-veshej-i-predmetov-produktov-pitaniya-kotorie-osuzhdennim-obshestvennaya-palata-rossijskoj-federacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nestandartnie-situacii-prikazu-1c-ot-08-01-94-klassifikaciya-narushenij-bezopasnosti-dvizheniya-v-poezdnoj-i-manevrovoj.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ustav-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukazatel-postuplenij-literaturi-za-period-s-01-yanv-2000-po-31-dek-2002-kraj-v-celom-stranica-14.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.