.RU

Единство "Я" - Анни Безант


^ Единство "Я"
В вас заключено то же "Я", что и "Я" вселенское. Любые возможности, которые проявляются где бы то ни было в мире, в зародышевом и латентном состоянии имеются и в вас. Он, Высочайший, не эволюционирует. К нему ничего нельзя добавить и ничего нельзя отнять у него. Его частицы, дживатмы, подобны ему самому и лишь раскрывают в материи свои способности по мере того, как их принуждают к тому окружающие условия. Если вы осознаете единство "Я" в многообразии "не-Я", то и йога перестанет казаться вам чем-то невозможным.


^ Ускорение процесса самораскрытия
Вы уже образованные и мыслящие люди и уже высоко поднялись по тем ступеням, которые отделяют нынешнюю форму Божества в вас от его формы в пылинке. Проявленное Божество спит в минерале и в камне. Оно всё больше и больше раскрывается в растениях и животных и в конце концов достигает того, что обычному человеку кажется его кульминацией. Но совершив так много, разве не сделаете вы больше? Учитывая достигнутый уровень раскрытия сознания, разве не может оно в будущем достичь Божественного уровня?

Сознавая, что эволюцией формы и раскрытием сознания во Вселенной и в человеке управляют одни и те же законы, и что именно эти законы помогают йогу выявить свои скрытые способности, вы поймёте также, что нет никакой необходимости удаляться в горы или в пустыню, скрываться в пещере или в лесу, чтобы достичь единства с "Я" — с тем, кто внутри и вокруг вас. Уединение с особой целью бывает иногда полезно. Время от времени стоит ненадолго покидать многолюдные и суетные места. Но в замысленной Ишварой Вселенной для выявления способностей истинного "Я" есть и превосходное поле для йоги, обустроенное с божественной мудростью и дальновидностью. Назначением мира является раскрытие "Я" — зачем же бежать от него? Посмотрите на самого Шри Кришну в великой упанишаде йоги, "Бхагавад Гите". Он повествует о ней не на горной вершине, а на поле битвы. Он говорит о ней не пребывающему в покое в удалении от мира брахману, а готовому к сражению кшатрию. Курукшетра мира является полем йоги. Неспособные взаимодействовать с миром не имеют и сил для преодоления трудностей йогической практики. Если внешний мир истощает ваши силы, то как же вы собираетесь справляться с трудностями внутренней жизни? Если вы не в состоянии разрешить незначительные мирские проблемы, как же вы надеетесь пройти через те трудности, что стоят перед йогом? Глубоко заблуждаются те, кто полагает, что побег от мира есть путь к победе и что покой можно найти только в определённых местах.

На самом деле вы, сами того не сознавая, уже практиковали йогу в прошлом, ещё до того, как выделилось и осознало самоё себя ваше самосознание. Песчинка узнала, что отлична, по крайней мере в бренной материи, от всего, что окружает её. И вот первая мысль, которую вы должны принять и хорошенько усвоить: йога есть лишь ускоренный процесс раскрытия сознания.

Поэтому йогу можно определить как "рациональное применение законов раскрытия сознания в индивидуальном случае". Именно это подразумевается под методами йоги. Вы изучаете законы раскрытия сознания во Вселенной и применяете их в конкретном случае, и этот случай — ваш собственный. Вы не можете применить их ни к кому другому. Они должны применяться только к самому себе. Это неизменный принцип, который необходимо усвоить. Поэтому к нашему определению нам нужно добавить ещё одну фразу: "Йога — это рациональное применение законов раскрытия сознания, которые прилагаются человеком к самому себе".


^ Йога есть наука
Йога есть наука. Это старая истина, которой нужно овладеть. Йога — не смутное, мечтательное блуждание воображения, она наука в применении, систематический подбор законов, примененный для достижения определенной цели. Йога пользуется законами психологии, применимыми для раскрытия всего человеческого сознания на всех планах, во всех мирах, и она применяет их разумно к каждому конкретному случаю. Это рациональное приложение законов развивающегося сознания действует с точностью, и на тех же самых началах, какие применяются во всех остальных отделах науки.

Вы знаете, наблюдая окружающий вас мир, в какой степени разум человека, когда он сотрудничает с природой, может ускорить её "естественные" процессы; и вместе с тем вы знаете, что работа разума так "естественна", как и все в природе. Мы делаем это различие — и оно вполне реально — различие между "рациональным" и "естественным" ростом, потому что человеческий разум способен направлять действия естественных законов; а когда мы имеем дело с йогой, мы вступаем в такую же область прикладной науки, в какой, скажем, действует опытный фермер или садовник, когда он применяет естественные законы при подборе своих насаждений. И тот и другой не могут действовать вопреки естественным законам, они принуждены следовать общим законам, по которым природа усовершенствует формы, окружающие нас, но в то же время они достигают в несколько лет тех же результатов, какие природой достигаются в сотни и даже тысячи лет. Как же они добиваются этого? Применяя человеческий разум к выбору тех законов, которые служат их целям, и нейтрализуя те, которые мешают их достижению.

Возьмем как пример воспитателя голубей. Из голубого горного голубя он выводит породу зобастого или голубя с веерообразным хвостом. Он отбирает поколение за поколением особи, которые обладают наиболее ярко выраженными желаемыми особенностями. Он получает таких голубей, принимая все благоприятные обстоятельства в соображение и подбирая снова и снова, пока не получится желаемый тип. Если же устранить его разумное воздействие и предоставить голубей самим себе, они снова вернутся к первичному типу.

Или возьмем работу садовника. Из дикого шиповника, который мы видим на наших изгородях, произошли все виды садовых роз. Многолепестковые розы — ни что иное, как результат научной культуры пятилепесткового шиповника, этого дикого продукта природы. Садовник, переносящий пыльцу с одного растения на пестик другого, делает то же самое, что на наших глазах совершают пчелы и мухи, но он делает это преднамеренно, он выбирает растения имеющие свойства, которые ему нужны, и из этих отобранных растений скрещивает наиболее типичные и, продолжая действовать таким образом, добивается цветка настолько отличного от первоначальной породы, что с трудом можно признать родство с его диким представителем.

То же самое происходит и в применении к законам психологии, которую мы называем йогой. Систематическое знание развития сознания, примененное к индивидуальному "Я", — это и есть йога. Как я уже упоминала, мир служит для развития сознания, и он чудесно задуман Логосом для этой цели. Поэтому желающий стать йогом, избрав цели своего достижения и применяя к себе мировые законы, находит в этом нашем мире всё, что требуется для того, чтобы его упражнения в йоге оказались жизненным ускоряющим процессом познавания "Я".

Законы многочисленны; вы можете избрать и использовать те, которые ведут к вашей цели, вы можете избежать тех, которые для вас не подходят, и, таким образом, достигнуть результатов, которых без подобного вмешательства человека и его разумного содействия природа могла бы достигнуть несравненно медленнее.

Знайте же, что йога вполне доступна для вас и для ваших сил и что даже самые простые применения законов развития сознания к вашему собственному внутреннему миру принесут вам большую пользу и не только здесь, на земле, но и в других мирах. Потому что, пользуясь силами, которые природа предоставляет в ваше распоряжение, и сознательно устраняя те условия, которые мешают вашему движению вперед, вы этим, несомненно, ускоряете ваш рост. Если усвоить эту точку зрения, йога станет для вас гораздо более реальной и практической помощью, чем чтение отрывков из санскритских книг, по большей части неверно переведенных, и вы увидите, что йогом можно стать, не откладывая эту цель на далекие воплощения.


^ Человек двойственен
Некоторые из терминов, употребляемых в науке йоги, необходимо запомнить. Ибо йога изучает человека с определенной целью и поэтому имеет в виду только две области в человеке, его душу (разум) и его тело. Но, прежде всего, человек есть единица, единица сознания. Вот что необходимо установить. Он един в своих различных покровах или проводниках, и теософу приходится пересмотреть свои представления о человеке, когда он начинает работать по линии йоги. Теософия для верного понимания человеческого состава вполне правильно делит человека на несколько определенных частей. Мы говорим о физическом, астральном, ментальном человеке и т. д. Мы делим человека на столько частей для того, чтобы основательно изучать его, но все это относится к человеческой анатомии и физиологии.

Но йога ведет к практическому осуществлению и имеет дело с психологией. Я не против подразделений в других системах, они необходимы для поставленных ими целей; йога для своей цели рассматривает человека лишь как двойственность: "Я" и "не-Я". Ибо в Йоге "Я" заключает в себе и сознание, и тот вид материи, который оно не может отличить от себя, а "не-Я" представляет собой ту материю, которую оно может отделить от себя.

Человек не есть чистое "Я", чистое сознание. Это абстракция. В конкретном мире мы всегда имеем "Я" и его оболочки, как бы тонки они ни были; следовательно, единица сознания не отделима от материи, и каждая дживатма или монада представляет собой неизменно сознание, плюс материю.

Для того, чтобы это было ясно, в йоге употребляются два термина: прана и прадхана, жизненное дыхание и материя. Прана — не только жизненное дыхание тела, но и вся сумма жизненных сил вселенной или, иными словами, прана есть жизненная сторона вселенной.

"Я есть прана", — говорит Индра. Прана здесь означает сумму жизненных сил. Они здесь берутся как сознание, разум. Прадхана — термин для обозначения материи. Тело, противоположность разуму, означает для йога то количество присвоенной из внешнего мира материи, какое он способен отделить от себя, отличить от своего собственного сознания.

Это отделение весьма многозначительно и полезно, если вы только ясно поняли основную идею. Конечно, если рассматривать вопрос от начала и до конца, мы увидим, что прана, великая Жизнь, великое "Я", присутствует во всём и всегда и что тело, оболочки, принимая различные формы, являются во всех стадиях развития; но, с точки зрения практической йоги, праной, или "Я" называется то, с чем человек отождествляет себя в данное время, включая сюда все оболочки, от которых он не может отделить себя в своем сознании. Эта единица для йога есть "Я"; таким образом, вы видите, что это — единица меняющаяся. По мере того, как он сбрасывает одну оболочку за другой и говорит: "Это "не-Я"", он приближается все больше к своей высшей точке, к сознанию, заключенному в последнем простом атоме материи, к монаде. Только то есть тело человека, что он может отделить от себя и сказать: "Это "не-Я", но мое". В йоге есть много терминов, которые повторяются на всех космических ступенях. Все состояния сознания существуют на всех планах, говорит Вьяса, и поэтому одинакового значения названия повторяются в применении к каждому плану, но характер их утончается все больше и больше; все они имеют относительное значение и все одинаково верны на каждой ступени эволюции.

Из этого ясно, что для большинства из нас физическое тело есть единственное, о котором мы можем сказать: "Это — "Не-Я"". В виду этого, в самом начале упражнения в йоге все термины, которые употребляются для обозначения состояний сознания, будут относиться к бодрствующему сознанию в теле; начиная с этой точки отправления, сознание будет подниматься и все наименования его различных состояний — термины относительные, указывающие на их соотношение с низшей, физической ступенью сознания.

Чтобы вам стало ясно, как вы должны применять к себе самим различные термины, употребляемые для обозначения ступеней сознания, необходимо тщательно проверить ваше собственное сознание и убедиться, сколько в нем действительного, независимого от его материальной оболочки сознания, и сколько такого, которое столь тесно связано со своей оболочкой, что вы не можете отделить себя от нее.



buryatskij-gosudarstvennij-universitet.html
burzhuaznie-revolyucii-i-nacionalno-osvoboditelnie-dvizheniya-v-20-e-godi-xix-veka-v-evrope.html
bushkov-aleksandr-rossiya-kotoroj-ne-bilo-tom-4-stranica-6.html
busigin-v-v-universit-du-littoral-cte-dopale-france-evolyuciya-gosudarstvennoj-politiki-v-sfere-issledovanij-i-razrabotok-primenim-li-zapadnij-opit-v-rossijskih-usloviyah.html
business-at-work-chast-5.html
business-fm-09022012-prohorovu-pripomnili-milliardi-pensionerov-i-ego-pensiyu-v-250-tisyach.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prakticheskij-seminar-oborudovanie-i-tehnologii-rosta-kristallov-2009.html
  • crib.bystrickaya.ru/ivan-andreevich-krilov-basni-listi-i-korni-larchik-osyol-i-solovej.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-literature-7klass.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oa-ryabova--3-lokalnaya-politika-mestnoe-samoupravlenie-rossijskij-i-zarubezhnij-opit.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sdrzhanie-stranica-24.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hai-stevan-l-evti-mo-zhivotni-put-puteshestvi-a-stranica-19.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-doklade-o-sostoyanii-i-razvitii-malogo-predprinimatelstva-stranica-3.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-goroda-vstretilsya-s-rektorom-sgafkst-15-05-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-4-sozdanie-perspektivi-dlya-praktiki-predislovie-redaktora-anglijskogo-teksta.html
  • literature.bystrickaya.ru/dzhejms-rollins-peshera-stranica-20.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-tema-sovremennie-sistemi-upravleniya-bazami-dannih.html
  • spur.bystrickaya.ru/kriticheskie-materiali-neotvratimost-gibeli-nepravednogo-mira.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-pervaya-kurs-teorii-dressirovki-sobak-osnovnie-ponyatiya-o-nauchno-obektivnom-metode-dressirovki-voennaya-sobaka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reshenie-centralnoj-stranica-43.html
  • education.bystrickaya.ru/24-anketirovanie-kak-procedura-issledovaniya-uchebnoe-posobie-kolomna-2004-udk-37018-075-8.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovaniya-i-socialnogo-upravleniya-doklad-po-teme-orvi-u-detej.html
  • composition.bystrickaya.ru/pavlodar-alasi-blm-beru-blmn-basshisi-z-masheva-2014-zhili-sur-pavlodar-alasi-blm-beru-blm.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-v-pomosh-organizatoram-studencheskih-otryadov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nalogovij-kodeks-novij-chast-6.html
  • reading.bystrickaya.ru/lyotchiki-zashishaya-nebo-otchizni-stranica-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/glavnaya-posledovatelnost-differenciacii-pervichnogo-kosmicheskogo-veshestva.html
  • essay.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-otkritij-aukcion-v-elektronnoj-forme-stranica-32.html
  • composition.bystrickaya.ru/perechen-tem-po-vnutrennim-boleznyam-dlya-podgotovki-k-mezhdisciplinarnoj-gosattestacii-vipusknikov-6-kursa-lech-f-ta.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-raspredelenie-chasov-po-temam-i-vidam-uchebnoj-raboti-strategicheskoe-planirovanie-kommercheskoj-deyatelnosti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-5-konstitucionno-sudebnij-kontrol-v-subektah-rf-obshaya-harakteristika.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-literaturnogo-chteniya-4-klass-d-n-mamin-sibiryak-priyomish.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-i-opredeleniya-sistema-upravleniya-ohranoj-truda-v-otrasli.html
  • exam.bystrickaya.ru/vliyanie-proizvoditelnih-sil-na-okruzhayushuyu-sredu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-ufa-2008-udk-35-07-bbk-65-050-stranica-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-konspekt-zanyatiya-po-teme-ponyatie-o-sorevnovaniyah-po-sportivnomu-orientirovaniyu-sostavitel.html
  • college.bystrickaya.ru/1610-sistematizirovannij-kontekst-ivanova-i-p-burlakova-v-v-pochepcov-g-g-i-20-teoreticheskaya-grammatika.html
  • school.bystrickaya.ru/leksichna-sinonmya-na-shpaltah-vjskovo-presi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchno-tehnicheskaya-biblioteka-sibirskogo-gosudarstvennogo-universiteta-putej-soobshenij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-matematika-dlya-specialnosti-2201.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/2-dalnejshee-padenie-goroda-dzyunitaki-ovci-dzyunitaki-strannij-rasskaz-cheloveka-so-strannostyami-1.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.