.RU

Е. А. Климов рассматривал индивидуальный стиль деятельности (исд), как своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей ин


Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки

учащихся к предметной олимпиаде


Грибовская Елена Валентиновна

Государственное учреждение образования «Общеобразовательная средняя школа № 2 г.Борисова»

Педагог-психолог

Подготовка и участие в предметной олимпиаде – это тяжелый, напряженный и ответственный процесс, требующий от учащегося и педагога максимального напряжения сил, мобилизация всех резервов знаний, мышления, памяти и нервов.

Возникает проблема: «Как организовать подготовку учащегося к олимпиаде так, чтобы максимально раскрыть его интеллектуально-творческий потенциал, не нанося при этом удар по его психологическому и физическому здоровью?»

Решение этой проблемы зависит от четкой, согласованной и слаженной работы учителя, учащегося, родителей и педагога-психолога.

До недавнего времени, традиционная система школьного обучения опиралась на стандартизированные методы, рассчитанные на «усредненного» ученика, которые не дают возможность уделить должного внимания его индивидуальности.

В процессе подготовки одаренного ребенка необходимо исходить прежде всего от его индивидуальности. Основой данного процесса должна стать выработка у учащегося индивидуального стиля деятельности, который позволяет с одной стороны рассматривать процесс подготовки к олимпиаде, как результат индивидуальной работы учащегося, а с другой – комплексно учитывает его индивидуально-психологические особенности.

Е.А.Климов рассматривал индивидуальный стиль деятельности (ИСД), как своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с требованиями деятельности. Формирование индивидуального стиля деятельности, по мнению Е.А.Климова, - это путь достижения оптимальной продуктивности деятельности.

Помочь учащемуся выработать свой индивидуальный стиль деятельности, наполнить деятельность личностным смыслом – задача, которую ставят перед собой педагоги-предметники и педагог-психолог нашей школы в процессе подготовки учащихся к олимпиадам.

Система психолого-педагогического сопровождения учащихся к предметным олимпиадам состоит из следующих этапов:

  1. Выработка у учащихся позитивной мотивационной стратегии.

  2. Формирование целей и осознание путей их реализации.

  3. Выделение задач и средств.

  4. Поиск внутренних ресурсов и возможностей.

  5. Научная организация труда учащегося.

Остановимся более конкретно на каждом этапе сопровождения.

I этап. Выработка у учащихся позитивной

мотивационной стратегии.

Целью данного этапа является выделение и осознание уч-ся мотивов участия в олимпиаде и принятие их, как личностнозначимых. Мотив-предмет, побуждающий и направляющий деятельность учащегося.

Для определения ведущих мотивов участия учащихся в олимпиаде, я применяю следующие психодиагностические методики:

- психологическое интервью;

- тест-опросник «Мотивация успеха и боязни неудач» (авт. А.А.Реан)

- опросник «Мотивы учебной деятельности»

- методика диагностики личности на мотивацию к успеху (авт. Т.Элерс).

Как правило, у учащихся определяется комплекс мотивов различной направленности:

- самореализация («Узнать, на что я способен», «Определить уровень моих знаний»);

- социальные мотивы («Быть лучше остальных. Стать гордостью школы», «Чтобы мною гордились родители», «Сохранить особое отношение учителя. Ведь он вложил в меня столько сил».

- прогностические мотивы («Участие (диплом) в олимпиаде поможет при поступлении в ВУЗ»);

- мотив направленности на успех или избегание неудач.

Работа по определению и принятию уч-ся мотивов дает направление и предметный ориентир в развитии деятельности по подготовке и участию в олимпиаде.

^ II этап. Формирование целей и осознание путей

их реализации.

Цель – сознательный образ желаемого результата.

Определение и осознание целей («Что я хочу получить в результате участия в олимпиаде?») происходит в ходе психологического тренинга (техника Псиъхосинтез). Упражнения «Времена года моей души», «Волшебная лавка», «Стрела» позволяют не только понять и принять свои цели как бы «изнутри», но и скорректировать мотивы боязни неудач, внести позитивную направленность и снять высокую тревожность учащихся.

Конкретные цели в определенных направлениях учебного предмета определяет учитель-предметник и сам ученик.

Идеально, когда цели ученика и учителя совпадают и становятся общими.

Есть правило, которое нужно соблюдать при постановке цели: «Цель должна быть сформулирована в позитиве. Сознание не принимает предлога «не». Говори, что ты хочешь, а нетто, чего не хочешь». Можно привести такой пример: «Попробуйте представить себе человека, не падающего с 5 этажа. Это сложно. Гораздо проще представить человека, стоящего на 5 этаже». Так и цель. Скажешь: «Не хочу волноваться» – получишь противоположный результат. Скажешь: «Хочу быть спокойным» - получишь то, что приказал себе.

В результате у учащихся должны выработаться следующие положения:

1. Что конкретно я хочу от участия в олимпиаде?

2. Насколько этот результат зависит от меня?

3. Какие конкретно люди и как могут помочь мне в этом?

4. Как я собираюсь достичь цели? Мой первый шаг?

5. Если добьюсь своей цели, как изменяется моя жизнь.

III этап. Выделение задач и средств.

Выделение задач и средств в достижении целей происходит непосредственно на занятиях учащегося с педагогом-предметником.

Психолог на этом этапе проводит индивидуальные консультации по запросам педагога и учащегося.

^ IV этап. Поиск внутренних ресурсов и возможностей.

Цель – выделение и активизация внутренних ресурсов и возможностей личности учащегося.

Реализация данной цели происходит в ходе участия учащегося в психологическом тренинге Личностного роста, через упражнения на самопознание и самоактуализацию своего «Я».

Останавливаться подробно на методике и содержании данного этапа не имеет смысла, т.к. в арсенале школьных психологов имеются аналогичные программы тренингов.

В условиях сложных эмоциональных реакций (а к ним относится олимпиада) у многих учащихся наблюдаются резкие сдвиги в функциях сердца, дыхания и желез внутренней секреции, частота пульса доходит до 130 ударов в минуту, повышается давление до 180 мм. Многие ребята отмечают, что находятся в состоянии страха и тревоги, в отдельных случаях нарушается сон. Некоторые, чтобы успокоиться, принимают искусственные стимуляторы и фармакологические средства, которые после некоторого кратковременного действия приводят к ослаблению функций коры мозга.

^ V этап. Научная организация труда учащегося.

Цель – обучить уч-ся наиболее продуктивному способу научной организации труда, снятие высокого уровня тревожности и профилактика «эмоционального выгорания» перед олимпиадой.

Данный этап включает в себя:


  1. Проведение тестирования «Как ты готовишься к занятиям», «Организованный ли Вы человек», «Совы и жаворонки». Данные тесты помогают определить сильные и слабые стороны индивидуального стиля деятельности уч-ся.

  2. Лекции на темы: «Как работать с учебной и научной литературой», «Составление конспекта», «Организуй свое время», «День накануне олимпиады». Данная информация поможет распределить экономию время, средства и силы, избавиться от перегрузок.

  3. Тренинговые занятия с целью снятия тревожности перед олимпиадой, нормализация эмоционального состояния уч-ся. Данные занятия включают в себя упражнения на самопрезентацию, повышение уверенности в себе; элементы самовнушения и релаксации.

Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения уч-ся при подготовке к олимпиаде – работа динамичная, комплексная и творческая.

Работа с талантливыми детьми заставляет педагога-психолога быть в постоянном поиске новых приемов и методов. Но основной принцип в работе с «одаренными» должен, по-моему, стать принцип «Не навреди. Не убей то, что заложено природой. Дай прорасти и расцвести».

Задача взрослых, как педагогического коллектива, так и родителей, создать для ребенка условия, обеспечивающие его личностный рост, по мнению американского психолога Дж.Гауэна «Уютную, безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвратиться, если будет напуган своими открытиями».


Литература


  1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.

  2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.

  3. Волков Н.П. Много ли в школе талантов? М., 1989.

  4. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.

  5. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1996.

  6. Справочник практического психолога. М., 2007.

  7. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Мн., 1995.

epmatochkin-konferenciya-bila-organizovana-mezhdunarodnim-centrom-rerihov-sovmestno-s-mezhdunarodnoj-ligoj-zashiti.html
epoha-carstvovaniya-ekaterini-ii.html
epoha-ivana-iii.html
epoha-novogo-vremeni-zakonodatelnaya-vetv-vlasti-parlament-31.html
epoha-prosvesheniya-lekciya-vvedenie-2.html
epoha-raspada-izuchenie-mezhpokolennoj-dinamiki-matrimonialnih-strategij-zhenshin-i-muzhchin-v-kirgizstane-sovetskogo.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bankovskoe-delo-chast-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/usloviem-realizacii-osnovnih-trebovanij-k-kontrolyu-rezultatov-obucheniya-a-takzhe-ego-vedushih-funkcij-yavlyaetsya-ispolzovanie-raznoobraznih-vidov-i-form-prover.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opisaniya-professij.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tezisi-dokladov-nauchno-prakticheskoj-stranica-19.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predsedatel-komiteta-o-v-ivanova.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/transformirovannie-frazeologicheskie-edinici-i-ih-funkcionirovanie-v-publicisticheskom-tekste.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-kakie-mi-chitateli-provoditsya-posle-roditelskogo-sobraniya-kak-pomoch-rebyonku-polyubit-chtenie.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-obyudzhetnom-processe-v-municipalnom-obrazovanii-poselka-ust-izhora-g-sankt-peterburga-razdel.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-po-formirovaniyu-sistemi-tablic-zatrati-vipusk-glava-1.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-14-vvodnoe-zanyatie-instruktazh-po-ohrane-truda-pri-vipolnenii-molyarnih-rabot.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-ob-osushestvlenii-municipalnogo-kontrolya-v-sootvetstvuyushih-sferah-deyatelnosti-i-ob-effektivnosti-takogo-kontrolya-v-municipalnom-obrazovanii-gorod-kurort-sochi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-upravlenie-obrazovatelnim-uchrezhdeniem-i-obrazovatelnim-processom.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/verbalnaya-i-ikonichnaya-kommunikativnie-strategii-igra-so-shriftami-i-ee-ispolzovanie-v-reklamnih-zagolovkah-30.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ponyatie-i-istochniki-prava-mezhdunarodnih-organizacij.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-morfologicheskie-osobennosti-tekstov-vhodyashih-v-sostav-sbornika.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-priyomnoj-kampanii-spbgu-samij-bolshoj-konkurs-v-spbgu-na-specialnost-literatura-narodov-zarubezhnih-stran-inostrannij-yazik-5-istochnik.html
  • bukva.bystrickaya.ru/psihologiya-maloj-gruppi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/slozhenie-i-vichitanie-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-na-period-2010-2011-uch-god.html
  • writing.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-po-teme-zanyatiya-tema-testovij-kontrol-ishodnogo-urovnya-znanij-obsuzhdenie-studencheskih-sanprosvetproektov.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-31-dekabrya-2005g-100-4ov-mesto-sostavleniya-ob-utverzhdenii-polozhenij-po-uchetnoj-politiki-predpriyatiya-i-grafika-dokumentooborota.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-poleznie-modeli-komitet-po-razvitiyu-i-intellektualnoj-sobstvennosti-kris.html
  • pisat.bystrickaya.ru/struktura-pogolovya-zhivotnih-agronomiya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xiv-o-zakonah-protiv-roskoshi-u-rimlyan-esli-bi-sredi-beskonechnogo-raznoobraziya-predmetov-o-kotorih-govoritsya.html
  • student.bystrickaya.ru/4-asutp-podgotovki-rudnogo-sirya-metodicheskie-ukazaniya-k-kursovomu-proektirovaniyu-po-discipline-proektirovanie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/33-ekonomika-ekonomicheskie-nauki-1-1131-0-obshij-otdel-00-obshie-voprosi-nauki-i-kulturi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uprazhnenie-6-uchebnik-dlya-uglublennogo-izucheniya-fiziki.html
  • reading.bystrickaya.ru/m-v-urih-otmetila-2011-god-znamenatelnij-dlya-pkdb-im-l-i-kuzmina-45-letie-so-dnya-osnovaniya-proshli-razlichnie-meropriyatiya-v-chisle-kotorih-mezhregionalnij-forum-detskoj-knigi-perm-2011-tam-mi-vst.html
  • textbook.bystrickaya.ru/katalog-vipuskaemogo-predpriyatiyami-krasnoyarskogo-kraya-oborudovaniya-dlya-energetikov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nyu-jork-i-nacionalnie-paki-10-dnej-nyu-jork-los-anzheles-san-diego-grand-kanon-brajs-kanon-zajon-kanon-las-vegas.html
  • tests.bystrickaya.ru/kodoimpulsnie-tis-chast-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-po-nauchno-issledovatelskoj-rabote-studentov-avtf-za-200-7.html
  • lecture.bystrickaya.ru/67-svedeniya-o-razmere-debitorskoj-zadolzhennosti-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-obedinennie-mashinostroitelnie.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-fiziki-i-himii-v-processe-prepodavaniya-fiziki-v-polnoj-srednej-shkole-chast-4.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sortirovka-po-nomeru-voprosa.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-2-po-farmakologii-tema-antiholinesteraznie-sredstva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.