.RU

Доклад Специального докладчика по вопросу о насилии в отношении женщин



GE.06-10449 (R) 270206 280206




ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

E





1




ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ

Distr.

GENERAL


E/CN.4/2006/61/Add.2

26 January 2006


RUSSIAN

Original: ENGLISH




^ КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Шестьдесят вторая сессия

Пункт 12 а) предварительной повестки дня


ИНТЕГРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ЖЕНЩИН И ГЕНДЕРНОЙ

^ ПЕРСПЕКТИВЫ: НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН


Доклад Специального докладчика по вопросу о насилии в отношении женщин,

его причинах и последствиях Якын Эртюрк


Добавление*


^ Поездка в Российскую Федерацию


Резюме


В настоящем докладе содержатся сведения, собранные Специальным докладчиком по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях в ходе поездки в Российскую Федерацию в период с 17 по 24 декабря 2004 года. В нем затрагиваются вопросы насилия, обусловленного сохраняющейся обстановкой отсутствия безопасности на Северном Кавказе, а также вопросы насилия в семье в Федерации в целом и называются важнейшие необходимые меры и инициативы для защиты и поощрения прав женщин и ликвидации направленного против женщин насилия.


Наследие советской эпохи и недавний переход к рыночной экономике являются важными элементами, формирующими сложившиеся в настоящее время характерные особенности нарушений прав человека женщин в стране. Несмотря на то, что в Конституции 1993 года гарантируются равные права женщин и мужчин и Россия является участником многих международных договоров в области прав человека, включая Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативный протокол к ней, женщинам приходится нести непропорционально тяжелый груз негативных последствий переходного периода. Наряду с быстрым ростом значения ценностей патриархального уклада в переходный период отмечаются также и общее снижение статуса женщин и возросшая опасность проявления многочисленных форм насилия как в общественной, так и в частной сферах. На Северном Кавказе на плечи женщин ложится и дополнительное бремя многочисленных тягот, связанных с положением в этом регионе.


Отсутствие внутреннего законодательства о пресечении насилия, обусловленное фактором пола предубеждения в отношении к женщин в правоохранительных органах и судебной системе, трудности с доступом к дотируемому жилью, практика регистрации по месту жительства, отсутствие в достаточном количестве убежищ, где могли бы найти приют жертвы насилия, а также чрезвычайные по своему характеру обстоятельства положения на Северном Кавказе - вот некоторые из факторов, мешающих беспрепятственному доступу женщин к правосудию в Российской Федерации.


Общественная дискуссия и политика в области равенства полов затруднены отсутствием национального механизма улучшения положения женщин, который занимал бы стратегически выбранное место в государственной структуре и был наделен необходимыми полномочиями и ресурсами, а также отсутствием сильного гражданского общества, которое могло бы выступать как группа, оказывающая давление, и сила, отстаивающая соответствующие интересы.


Насилие в отношении женщин в Российской Федерации представляет собой существенную проблему для правительства с учетом принятых им на себя обязательств в области прав человека и необходимости обеспечения устойчивой безопасности. Правительство, располагающее хорошо развитым государственным аппаратом и несущее обязательства в области прав человека, вполне в состоянии мобилизовать силы общества на борьбу с насилием при условии, что эта проблема будет отнесена к категории приоритетных.


В своих рекомендациях Специальный докладчик призывает правительство принять меры, направленные на борьбу с насилием в семье и насилием в отношении женщин на Северном Кавказе, а также принять общие меры по расширению возможностей женщин и улучшению доступа женщин к правосудию.


Приложение


Доклад Специального докладчика по вопросу о насилии в отношении

женщин, его причинах и последствиях Якын Эртюрк о ее поездке

в Российскую Федерацию (17-24 декабря 2004 года)


Содержание


Пункты Стр.


^ ВВЕДЕНИЕ 1 - 3 5


I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 - 22 6


А. Положение женщин 7 - 12 7


В. Политические и этнические границы и Чечня 13 - 18 8


С. Обязательства в области прав человека 19 - 22 10


^ II. ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ В РОССИИ 23 - 50 11


A. Сфера охвата и масштабы распространения

проблемы 26 - 30 12


В. Возможности и трудности борьбы с насилием 31 - 50 14


^ III. НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН НА СЕВЕРНОМ
КАВКАЗЕ 51 - 80 21


А. Множественные формы насилия в отношении

женщин 52 - 68 21


В. Ответные меры государства в отношении

нарушений прав человека женщин 69 - 80 26


^ IV. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 81- 86 30

ВВЕДЕНИЕ


1. По приглашению правительства Российской Федерации Специальный докладчик совершила поездку в страну в период с 17 по 24 декабря 2004 года. В связи с ограниченностью времени и наличием сообщений о нарушении прав человека в Чеченской Республике с географической точки зрения поездка была ограничена посещением Северного Кавказа и Москвы, причем основное внимание уделялось насилию, обусловленному отсутствием безопасности в указанном регионе, а также насилию в семье в России в целом. Хотя эти две формы насилия отличаются взаимосвязанностью, поскольку уходят корнями в гендерное неравенство и дискриминацию и возбуждаются ими, их конкретные проявления и характер реакции на них правительства с точки зрения целей настоящего доклада требуют рассмотрения в качестве двух отдельных проблем.


2. В ходе поездки Специальный докладчик встретилась в Москве с представителями федерального правительства, гражданского общества и Программы развития Организации Объединенных Наций/Фонда Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин. Она выезжала также на Северный Кавказ, где имела встречи с представителями руководства Республики Ингушетии и Чеченской Республики, а также с представителями организаций гражданского общества в Назрани и Грозном и представителями Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев. В Москве ею были заслушаны показания жертв домашнего насилия, а на Северном Кавказе - жертв нарушений прав человека, родственников пропавших без вести лиц, а также внутренних перемещенных лиц (ВПЛ) и возвращенцев, проживающих во временном центре размещения вблизи Грозного. Она посетила также женщин, содержащихся под стражей в следственном изоляторе Грозного.


3. Специальный докладчик хотела бы поблагодарить федеральные и местные власти за содействие в организации поездки и выразить свою признательность правозащитным организациям, а также лицам, которые предоставили ей ценную информацию. Она выражает также свою искреннюю признательность жертвам насилия и их родственникам, которым достало мужества поделиться с нею пережитым. Наконец, она хотела бы поблагодарить Координатора-резидента Организации Объединенных Наций за оказанную ей поддержку в ходе визита. Особой благодарности заслуживают сотрудники Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев в Женеве за проведенную с нею до начала поездки подробную информационную работу, а также персонал УВКБ, работающий в Ингушетии, за содействие в работе во время пребывания на Северном Кавказе.


^ I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


4. Российская Федерация образовалась после распада Советского Союза, который как одна из сверхдержав двадцатого столетия предложил альтернативный мировой порядок, отличавшийся от преобладавшей рыночной модели, не только своему народу, но и многим миллионам других людей в формирующихся странах различных районов мира. Советская модель служила ответом на получившие широкое распространение элементы социально-экономического неравенства и была нацелена на трансформацию таких несоразмерностей с помощью централизованно планируемой экономики. В этих условиях аналитики часто охарактеризовывали историю развития отношения Советского Союза к правам человека как исполненную парадоксами. Такие сложные исторические особенности и поворот последнего времени в сторону перехода к рыночной экономике, как утверждается, определяют формат нынешней внутренней и внешней политики России1.


5. Два аспекта советского наследия, в основе которого лежал социалистический способ производства, имеют особенно важное значение для понимания процессов переходного периода, а также рассматриваемых в настоящем докладе конкретных проблем, восприятия женщин как составной части классовых групп и восприятия Советского Союза, объединявшего различные этнические группы, как новой объединенной общественной формации. Высшая цель заключалась в построении бесклассового общества, в котором постепенно отомрут все отношения неравенства, основывающегося на таких признаках, как пол, национальность и классовая принадлежность. Однако события показали, что эти чаяния не сбылись. Не только общее социально-экономическое неравенство, отягчающее сегодня жизнь российского общества, но и положение женщин и вопрос территориальной целостности, которая ставится под сомнение вследствие разделения людей по этническому признаку, особенно на Северном Кавказе, - вот те области, где встречающиеся трудности наиболее ярко выражены. И та и другая особенность положения в России являются вызовом для нее как с точки зрения ее международных обязательств в области прав человека, так и перспектив на будущее.


6. Настоящий доклад начинается с краткого обзора положения женщин, ситуации на Северном Кавказе и обязательств России в области прав человека, а за этим следует изложение сведений о насилии в отношении женщин, собранных Специальным докладчиком.


^ А. Положение женщин


7. Процесс политических и экономических изменений в России, повлекший за собой переход от командно-административной экономики к экономике рыночной, а также перестройку государственного аппарата управления, противоречивым образом отразился на положении женщин. При коммунистах населению в целом гарантировался минимальный уровень социального обеспечения и возможность пользования некоторыми экономическими, социальными и культурными правами, что в значительной степени исчезло после либерализации рынка. Несмотря на отмеченные в последнее время улучшения, по прежнему сохраняются проблемы высокого уровня безработицы, сокращения размеров заработка и задержек с выплатой зарплаты, а также ограниченного доступа к системам здравоохранения и образования. В частности, существенным образом с процессом перехода связаны и нарушения прав человека женщин, поскольку на плечи именно женщин ложится непропорционально высокая доля обусловленных переходным периодом тягот, в том числе таких проблем, как бедность, насилие в семье, насильственные действия сексуального характера и торговля женщинами.


8. Советский Союз был широко известен проводившейся им разносторонней политикой равенства мужчин и женщин и тем первоочередным вниманием, которое уделялось мерам, необходимым для обеспечения такого равенства. Сегодня женщины формально все еще располагают значительными правами; однако с переходом к рыночной экономике открытые для женщин реальные возможности значительно сузились, и это сопровождается возвратом к утверждению патриархальных ценностей. На смену официальной советской политике, в которой упор делался на важность вклада женщин в развитие общества за счет выполнения оплачиваемой работы вне стен дома на равных условиях с мужчинами, приходит, по видимому, то представление, что главной задачей женщины является забота о семье и детях2.


9. Снижается также и степень участия женщин в политической жизни, что ведет к слабой представленности женщин на уровне принятия решений. Если в 1993 году в Государственной Думе было 14% депутатов   женщин, то двумя годами позже их число в нижней палате парламента снизилось до 11%3. На парламентских выборах 2000 года женщины получили лишь 7,7% мест в Думе и 0,6% мест в верхней палате – Совете Федерации. Кроме того, женщины крайне слабо представлены и на должностях уровня принятия решений в государственном секторе. Хотя 55% государственных служащих составляют женщины, только 1,3% женщин находятся на руководящих постах. Положение женщин значительно лучше в частном секторе, где главным образом в малых предприятиях они занимают 35% управленческих постов4.


10. Что же касается рынка труда, то, по данным из доклада УВКБ за 2003 год, 68% от зарегистрированных безработных составляли женщины. Обычно женщин увольняют чаще, чем мужчин, когда работодатели принимают решение о сокращении численности рабочей силы5. Несмотря на то, что женщины обычно имеют более высокий уровень образования, чем мужчины, они в целом зарабатывают меньше мужчин, причем, согласно имеющимся сообщениям, средняя заработная плата женщин может быть на 70% ниже мужской средней заработной платы за труд равной ценности6. Разрыв в размерах заработной платы мужчин и женщин отчасти объясняется тем обстоятельством, что женщины преимущественно заняты в отраслях экономики с низкими ставками оплаты труда. Сообщается, что женщины составляют около 80% работников в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения и культуры, где средняя заработная плата составляет 40-60% от средней по стране. Поскольку в отраслях с преимущественно мужской рабочей силой, таких, как промышленность, финансы и банковское дело, зарплата возрастает быстрее, увеличивается также и разрыв в размерах заработной платы7. По имеющимся сообщениям, правительство исключило также возможность применения труда женщин по 450 профессиям, считающимся слишком опасными. Критики такого подхода утверждают, что такого рода дискриминация направлена на вытеснение женщин из престижных и хорошо оплачиваемых производств8.


11. Еще одним фактором, ведущим к сокращению занятости среди женщин, является трехлетний отпуск по воспитанию детей, который почти исключительно берут женщины. Поскольку работодатели обязаны сохранять рабочие места за отсутствующими работницами и продолжать выплачивать им социальные пособия, они, как утверждается, предпочитают нанимать мужчин. От женщины могут потребовать подписать договор о том, что они не забеременеют и что, если это произойдет, они могут быть уволены.


12. Все эти факторы ведут к сужению прав и возможностей женщин и ставят их во все более тесную зависимость от отцов или мужей. Наряду с очевидными дискриминационными последствиями такая практика чревата также негативным влиянием на общее положение женщин в обществе, усилением опасности нарушения прав человека, в том числе проявлений насилия, в частной и государственной сферах.


^ В. Политические и этнические границы и Чечня


13. После распада Советского Союза среди различных этнических групп, проживающих на территории России, начали проявляться националистические тенденции. В соответствии с принятой в 1993 году Конституцией была сформирована федеральная система, при которой значительная часть властных полномочий сосредоточена в руках центрального правительства. Однако для дополнения достигнутого соглашения о разделении полномочий между правительством в центре и руководством регионов были подписаны двусторонние соглашения или соглашения о разграничении предметов ведения. По мнению ряда наблюдателей, подписание многочисленных двусторонних соглашений свидетельствовало о кончине России, поскольку некоторые региональные образования, в особенности республики, потребовали значительных полномочий9.


14. Хотя требования о предоставлении большей степени автономии были выдвинуты несколькими территориальными образованиями, Чечня является единственной республикой в составе Федерации, которая потребовала полной независимости, результатом чего стали две войны. Чечня провозгласила свою независимость в 1991 году, а затем в 1994 году стала зоной боевых действий, когда туда вошла Российская армия для восстановления территориальной целостности. В 1996 году были подписаны Хасавюртские соглашения, положившие конец военным операциям. Однако в последующий период положение в Чечне характеризовалось отсутствием законности и неспособностью руководителей Чеченской Республики установить контроль над ее территорией. В 1999 году формирования чеченских боевиков проникли на определенные участки территории соседней Республики Дагестан, что привело к началу второй чеченской войны. С тех пор продолжающиеся боевые действия в Чечне именуются федеральным правительством контртеррористической операцией, особенно после 11 сентября 2001 года и воспоследовавшей "войны с терроризмом"10.


15. Федеральное правительство утверждает, что положение в Чечне "нормализовалось"11. Однако другие стороны отмечают, что нарушения прав человека по прежнему совершаются силами безопасности, а также чеченскими боевиками как на территории самой Чечни, так и в регионе в целом12, что влечет за собой значительную радикализацию российского общества и усугубляет взаимную неприязнь и недоверие между чеченцами и русскими. Совет Европы обращал внимание на несовершенство проводимых расследований преступлений, предположительно совершаемых военными и другими лицами с официальным статусом в отношении гражданских лиц13. Продолжающиеся военные операции в регионе и отсутствие безопасности свидетельствуют о том, что конфликт в действительности не окончен.


16. Как будет более подробно изложено ниже в настоящем докладе, женщины на Северном Кавказе не только становятся жертвами многочисленных форм насилия как непосредственные объекты нападений во время военных операций, но и вынуждены также нести всевозможные тяготы, связанные с общей разрухой, обусловленной боевыми действиями, неблагоприятными последствиями переходного периода в целом, а также усиливающимся влиянием патриархальных нравов, усугубляемых общим положением.


17. Несмотря на предпринимаемые федеральным правительством определенные усилия по восстановлению инфраструктуры в разрушенных войной районах, особенно в Чечне, социально-экономическое положение большей части населения в регионе по прежнему неблагополучно. Для большинства населения образование, здравоохранение, возможность трудоустройства и жилье стали редко встречающимися благами14. Положение в Чечне, а также в соседней Ингушетии далеко от нормального, поскольку повседневная жизнь там по-прежнему протекает в обстановке отчаяния и беспорядка.


18. Положение в Чечне отличается сложностью и многогранностью. Хотя всесторонний анализ положения и не является целью автора настоящего доклада, важно подчеркнуть, что влияние конфликта и текущих военных операций распространяется не только на регион, где накапливается основной объем возникающих проблем, но и на всю территорию России, отрицательно сказываясь на стабильности и общем развитии и уважении прав человека, в частности на перспективах придания приоритетного значения эффективному реагированию правительства на насилие в отношении женщин.


^ С. Обязательства в области прав человека


19. Конституция Российской Федерации 1993 года предусматривает приоритетность международного права над правом внутренним. В Конституции гарантируются многие права, в частности право на жизнь, право не подвергаться пыткам, свобода мысли и выражения мнений, право на охрану здоровья, право на образование и право на жилище. В частности, в статье 19 говорится, что "все равны перед законом и судом" и что "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации". В 1996 году Федеральным собранием были утверждены два концептуальных документа, направленных на обеспечение равноправия женщин: "Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации" и "О концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин".


20. В 1997 году был учрежден институт Уполномоченного по правам человека Российской Федерации – независимый механизм, наделенный правом принимать к рассмотрению индивидуальные жалобы и заявления о нарушениях прав человека. Однако мандат уполномоченного не ориентирован на соблюдение конкретно прав женщин. Многие из мер, принятых в 2004 году, касались жестокого обращения со стороны милиции и злоупотреблений со стороны прокуроров и судов. Рекомендации уполномоченного не являются обязательными для правительства, и, согласно сообщениям, его попытки провести расследования по ряду случаев нарушения прав человека были сведены на нет из-за отсутствия доступа к секретной информации.


21. В том что касается региональных договоров в области прав человека, то Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и Протоколы 1, 4 и 7 к ней, и право граждан на обращение в Европейский суд по правам человека гарантировано в Конституции. Россия является также участником Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.


22. На международном уровне Россия ратифицировала Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативный протокол, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Конвенцию о правах ребенка. Россия признала компетенцию Комитета против пыток и Комитета по ликвидации расовой дискриминации рассматривать жалобы отдельных граждан. Россия ратифицировала также Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности.


^ II. ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ В РОССИИ


23. Многие наблюдатели в России связывают проявление насилия в отношении женщин с социально-экономическими последствиями переходного периода, такими, как утрата женщинами своего статуса, высокий уровень безработицы, наблюдаемое среди мужчин злоупотребление алкоголем и наркотиками, а также сексуальная эксплуатация. Эти реальности, несомненно, увеличивают для женщин опасность подвергнуться насилию, однако утрата ими своего общественного статуса сама по себе служит указанием на существование глубоко въевшихся обыкновений патриархального уклада жизни. Хотя при советском строе некоторые формы насилия в отношении женщин были признаны уголовно наказуемыми деяниями, особенно в сфере общественной жизни, другие виды насилия, которые могли представлять собой определенную проблему с точки зрения отсутствия равенства между полами, такие, как изнасилование в браке и некоторые другие формы домашнего насилия, игнорировались.


24. Несмотря на то, что нарушения прав женщин происходят главным образом в домашних стенах, женщины, как утверждается, и в обществе в целом подвергаются многочисленным формам насилия, включая такие его виды, как торговля людьми, изнасилования, сексуальные домогательства, насилие в условиях военных операций на Северном Кавказе, насилие в отношении женщин в местах заключения и насилие в отношении женщин, принадлежащих к другим отдельным группам15.


25. В следующем разделе доклада основное внимание будет уделено характеристикам насилия в семье и выявлению имеющихся препятствий, а также и возможностей для его устранения.


^ A. Cфера охвата и масштабы распространения проблемы


26. Несмотря на то, что статистические данные о насилии в семье в частности и насилии в отношении женщин в целом не отличаются систематизированностью, имеющиеся данные свидетельствуют о вызывающем обеспокоенность увеличении числа случаев домашнего насилия в период после распада Советского Союза. По имеющимся сообщениям, 80% насильственных преступлений, направленных против женщин, составляют случаи насилия в семье16. За период с 1994 по 2000 год количество зарегистрированных случаев насилия увеличилось на 217% и составило в абсолютном выражении 169 000 таких преступлений17. За десять месяцев 2004 года Министерство внутренних дел сообщило о 101 000 преступлений, совершенных в семье - увеличение на 16% по сравнению с предшествующим годом. В докладе государства-участника, представленном Комитету по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) в 1999 году, было сообщено, что ежегодно 14 000 российских женщин погибают от рук своих мужей или других родственников. В докладе далее подчеркивалось, что «ситуация усугубляется отсутствием статистических данных, а также отношением органов правопорядка к этой проблеме не как к преступлению, а как к "личному делу" супругов» (CEDAW/C/USR/5, пункт 6).


27. Если связанные с переходным периодом проблемы и могут отчасти объяснить возросшую опасность насилия в семье, то, как уже отмечалось выше, главная причина такого насилия кроется в патриархальных нормах и ценностях. Во время многих встреч Специального докладчика с представителями властей эти руководители приводили старинную русскую пословицу, по смыслу которой, если мужчина бьет, значит любит. В соответствии с прочно укоренившимися патриархальными представлениями мужья в России в целом считаются стоящими на более высокой ступени в семейной иерархии, нежели их жены, и вправе устанавливать контроль над ними, подводя тем самым законную базу под широко бытующее мнение о том, что насилие в семье - это личное дело супругов. Женщин часто порицают за то, что они сами провоцируют насилие. Женщины - депутаты Государственной Думы заявили Специальному докладчику, что проблема насилия в отношении женщин еще недостаточно осознана в российском обществе. В результате этого, хотя изнасилование в браке квалифицируется как уголовное преступление, совершившие его редко отдают себе в этом отчет.


28. Возможно также, что проблема насилия в семье привлекает к себе все больше внимания в силу постепенного отмирания гегемонической идеологии предшествующего режима и более высокой степени восприимчивости новой социально-политической среды к международному диалогу, который создает в потенциале более благоприятные условия для общественного обличения существования таких проблем. Тем не менее женские организации утверждают, что домашнее насилие по прежнему в значительной степени не раскрывается, не регистрируется и по существу игнорируется властями. Кроме того, сексуальное и домашнее насилие в глазах окружающих кладет на жертву "позорное пятно", что вынуждает потерпевших хранить молчание и "улаживать дело" в рамках семьи. Такое осуждение ведет к тому, что общественность не оказывает мощного давления на государство в целях принятия им соответствующих мер, чем, возможно, и объясняется, почему данная проблема с точки зрения государства не относится к числу первоочередных.


29. Масштабы проблемы могут быть проиллюстрированы следующим рассказом жертвы насилия в семье:


"Сергей вошел в комнату, стащил меня с кровати и поволок на кухню. Там он выкрутил мне руки, повалил на пол и начал бить головой об пол. Он сказал, что он "царь и повелитель" и что я должна делать все, что он мне скажет. Он заставлял меня повторить эти слова и продолжал выкручивать руки, пока я их не произнесла. Я спросила его: "Ты что, хочешь убить меня?" Он ответил: "Я тебя доведу до такого состояния, что ты сама себя убьешь. Тебя надо бить и бить. Ты просто кусок мяса, и, если я убью тебя, никто меня не накажет"18.


30. После долгих лет издевательств и унижающего достоинство обращения некоторые женщины и сами прибегают к насилию. Во время поездки Специальному докладчику рассказали о женщине, жертве насилия в семье, которая убила своего мужа, узнав, что он изнасиловал их дочь. Женщину обвинили в умышленном убийстве и приговорили к 15 годам тюрьмы. Суд, как утверждается, не счел ни многие годы домашнего насилия, ни изнасилование ее дочери смягчающими обстоятельствами. Это свидетельствует о существовании еще одного аспекта последствий насилия в семье, на которые власти не обращают достаточного внимания. Во время встречи с представителями министерства юстиции в качестве примера в поддержку того довода, что "женщины также могут быть склонны к насилию!", называлось огромное число убийств, совершенных женщинами.


^ В. Возможности и трудности борьбы с насилием


Жилищная проблема и разрешения на проживание


31. Женщины, которые пытаются найти выход из ситуаций, когда они становятся жертвами насилия, часто не могут рассчитывать на отдельное жилье. Во многих случаях женщины вынуждены делить то же самое жилище с творящим насилие партнером даже после официального развода. В истекшем десятилетии доступ к отдельному жилью был еще более затруднен из-за приватизации жилого фонда.


32. Вследствие острой нехватки субсидируемого жилья аренда новой государственной квартиры становится практически невозможной. Если супружеская пара проживает в принадлежащей государству квартире, очень трудно выселить прибегающего к насилию сожителя из общего жилища. Согласно статье 68 Жилищного кодекса19 обмен занимаемого жилого помещения требует согласия всех зарегистрированных по данному адресу членов семьи или же решения суда. В действующем с марта 2005 года Жилищном кодексе с внесенными изменениями не содержится положений о порядке и условиях выселения лиц, которые не в состоянии проживать совместно. Кроме того, в новом Жилищном кодексе вводятся два новых понятия: собственник жилого помещения и наниматель жилого помещения. В соответствии с Кодексом после развода наниматель жилого помещения может быть выселен в судебном порядке. Однако Специальный докладчик была проинформирована о том, что новые положения Жилищного кодекса ставят женщин в невыгодное положение, особенно тех из них, кто пытается решить проблему насилия в семье.


33. Владелец частного жилья не может быть принужден продать свою недвижимость или быть выселен. Если супруги совместно владеют квартирой или нанимают ее на основе совместного договора найма, выселение одного из них из жилого помещения требует решения суда. Если один из супругов владеет квартирой или нанимает ее, он имеет право выселить другого. Поскольку собственником жилого помещения или нанимателем по закону, как правило, является мужчина, гораздо чаще выселению подлежат женщины. Если же собственником является женщина, то добиться выселения насильника может быть очень трудно из за бездействия милиции. Следующий отрывок из рассказа, услышанного Специальным докладчиком, иллюстрирует указанную проблему.


34. Тина - мать двоих детей и бабушка, 18 лет прожила в браке с человеком, который над ней издевался. Ее бывший муж - милиционер, и поэтому ее заявления в местное отделение милиции никакого действия не возымели. Наконец, в 2001 году прокуратура возбудила уголовное дело, и мужу было назначено наказание в виде двух лет лишения свободы. Однако он тут же был выпущен на свободу, так и не отсидев ни дня в тюрьме. После этого они развелись, однако обстоятельства вынуждали их и дальше жить в одной и той же государственной квартире. По ее словам, ситуация складывалась так, как если бы два диких зверя находились в одной и той же клетке. Она просила предоставить ей отдельное государственное жилище, но получила отказ. 9 августа 2004 года бывший муж явился домой пьяным, вышиб дверь в ее комнату и избил ее и четырехлетнего внука. 17 августа 2004 года она потребовала передать дело в другое отделение милиции, поскольку, по ее мнению, в местном отделении милиции ее бывшего мужа прикрывали. В сентябре из прокуратуры поступил ответ о том, что оснований для передачи дела не имеется. Тина и сейчас живет в этой угрожающей ее жизни ситуации.


35. Трудности с получением жилья, вынуждающие женщин оставаться в опасной обстановке даже после развода, еще более усугубляются практикой регистрации по месту проживания, представляющей собой наследие старой системы прописки. За словом прописка скрывалось выдаваемое властями разрешение на проживание в определенном месте, ставящее целью привязать всех граждан к одному законному месту проживания. При советской системе действующая прописка требовалась для того, чтобы сменить место жительства, вступить в брак, получить работу, иметь право на обслуживание или совершение поездок. Несмотря на то, что Конституционным судом Российской Федерации за период с 1991 года прописка неоднократно отменялась, схожая с пропиской практика, как утверждается, сохраняется во многих местах, ограничивая свободу передвижения. Представители органов власти, в ходе бесед с которыми Специальный докладчик затрагивала этот вопрос, заявляли, что все эти утверждения не соответствуют действительности, и подчеркивали, что прописка больше не применяется. Однако потерпевшие неоднократно называли прописку в качестве одного из серьезных препятствий на пути избавления от насилия в семье. Они заявили, что женщина, которая по своей воле уходит из дома и бросает применяющего к ней насилие партнера, рискует тем, что ей будет отказано в разрешении на проживание по новому адресу, и вследствие этого она утратит свой юридический статус, а также и право на все связанные с этим привилегии. Помимо этой опасности еще и дороговизна и сложность бюрократических процедур удерживают многих женщин от попыток разорвать отношения, испорченные применением насилия. Отсутствие юридической и институциональной защиты от насилия в семье, как это будет рассмотрено ниже, не оставляет женщинам возможности вырваться из ситуаций, обусловленных насилием.


^ Юридическая и судебная базы


36. Серьезным препятствием в борьбе с домашним насилием в России является отсутствие конкретного закона об этом виде насилия. Хотя Государственной думой и было рассмотрено около 50 вариантов закона о насилии в семье, ни один из них так и не был принят. Министерство иностранных дел связывает такое положение с финансовыми последствиями, которые могут повлечь за собой эти законопроекты. Члены же Комитета Государственной думы по делам женщин, семьи и детей указали, однако, что насилие в отношении женщин не является приоритетным вопросом для государства и что многие противники соответствующего законопроекта утверждают, что он будет просто дублировать уже имеющиеся законы. Они утверждают, что лица, виновные в насилии в семье, могут быть привлечены к ответственности по статьям 111-115 Уголовного кодекса Российской Федерации, положения которых устанавливают уголовную ответственность за умышленное причинение вреда здоровью другого человека. Среди других соответствующих положений называлась статья 116, запрещающая нанесение побоев, статья 119, касающаяся угрозы убийством или угрозы причинением тяжкого вреда здоровью, или статья 117, касающаяся истязания. Однако, по утверждениям представительниц женских групп, эти положения зачастую толкуются слишком узко, чтобы их можно было применить к случаям насилия в семье, что затрудняет наказание нарушителей закона.


37. В своих заключительных замечаниях по докладам России, КЛДЖ и Комитет по экономическим, социальным и культурным правам выразили обеспокоенность в связи с высокой степенью распространенности насилия в семье и отсутствием юридической защиты20. Специальный докладчик обеспокоена тем, что, несмотря на четкие рекомендации этих двух комитетов, законодательство в отношении насилия в семье так и не было принято. Представители женских организаций и отдельные лица, с которыми она встречалась, сошлись во мнении о необходимости конкретного закона, предусматривающего как уголовно-правовые, так и гражданско-правовые средства судебной защиты и учитывающего состояние взаимоотношений между нарушителем закона и потерпевшей; внесение отдельных изменений в существующие законы признано недостаточным.


38. Отсутствие конкретного законодательства ведет к безнаказанности за преступления, совершаемые в частной сфере. Это удерживает женщин от обращения за помощью и подкрепляет неготовность, нежелание или даже отказ милиции серьезно разобраться с этой проблемой, поскольку милиция не считает указанные действия преступлением. По сообщениям, работники милиции, когда к ним обращаются за помощью, могут отказаться прибыть на место происшествия даже и в критических ситуациях. Если же они все-таки приезжают, они могут и не зарегистрировать жалобу или не арестовать нарушителя закона, а вместо этого могут попытаться уговорить супружескую пару уладить полюбовно свои разногласия. При этом случай остается незарегистрированным, и потерпевшая может и не получить необходимой медицинской помощи для залечивания травм.


39. В тех случаях, когда женщины проявляют настойчивость в своих попытках подачи заявления, сотрудники милиции предположительно могут затягивать или затруднять процесс подачи жалобы. Кроме того, как утверждается, милиция возлагает ответственность на потерпевших и подвергает их дискриминационному или унижающему достоинство обращению. Некоторые женщины сообщают также о грубом к ним отношении в отделениях милиции при подаче заявлений. В этих обстоятельствах проведение расследований по заявлениям представляется маловероятным. Все потерпевшие по случаям насилия в семье, с которыми встречалась Специальный докладчик, сообщили о нежелании милиции принимать какие-либо меры по их жалобам.


40. В других обстоятельствах милиция может предложить забрать нарушителя закона в отделение и там избить его вместо того, чтобы заводить уголовное дело21. В тех случаях, когда милиция действительно забирает виновного, его обычно удерживают в отделении не дольше одного дня или чуть дольше "в серьезных случаях", а затем освобождают без предъявления обвинений. По возвращении домой нарушитель закона может в отместку совершить еще более жестокие акты насилия. Поскольку системы мер ограничения свободы действий виновного или мер гражданской защиты не имеется, сотрудникам милиции на местах не хватает правового механизма для защиты потерпевших от дальнейших актов насилия после того, как нарушитель закона окажется на свободе.


41. Из-за бездействия милиции многие потерпевшие в случае насилия в семье не обращаются с официальными жалобами - 40% женщин, ставших жертвами насилия в семье, никогда не обращаются за помощью в правоохранительные органы22. В тех случаях, когда жалобы подаются, потерпевшие, как утверждается, зачастую забирают свои заявления назад из-за отсутствия доверия к системе правосудия, экономической зависимости от нарушителя закона или угроз с его стороны, из-за страха потерять право на воспитание детей или общественного осуждения в связи с бытующим в семье насилием. Таким образом, лишь в очень редких случаях дело доходит до рассмотрения жалоб в суде или привлечения виновных к ответственности.


42. В результате этого мужчина, который избивает жену, угрожает ей или даже убивает, может остаться безнаказанным. В тех случаях, когда нарушителя закона осуждают, назначаемое наказание оказывается непропорционально легким по сравнению с серьезностью деяния. В соответствующих статьях Уголовного кодекса, как правило, предусматривается наказание в виде штрафа, обязательных работ или, самое большее, ареста на срок в несколько месяцев. Связанные с лишением свободы наказания часто оказываются условными, и это ведет к тому, что мужчина часто оказывается на свободе, не отбыв наказания. В этом отношении красноречивым выглядит следующее свидетельское показание, данное Специальному докладчику в ходе визита.


43. Елена, 38 лет, преподаватель, имеет 14-летнего сына от первого брака, в мае 2004 года добилась развода после восьми лет семейной жизни. В течение последнего года брака ее бывший муж стал грубо обращаться с ней самой и с сыном. При содействии женских организаций по заявлению Елены было возбуждено уголовное дело по статье 119. Муж был приговорен к лишению свободы сроком на один год "условно" и освобожден при том понимании, что ему будет назначено более суровое наказание, если он вновь совершит аналогичное преступление. Елена и ее бывший муж продолжали жить в той же квартире. Однажды он в пьяном виде избил ее ножкой стула и сорвал одежду. Ей удалось выбраться из квартиры и получить медицинское свидетельство в одной из клиник. Елене удалось подать еще одно заявление, и ее бывшему мужу теперь предъявлено обвинение в покушении на убийство.


^ Институциональная и политическая основа


44. В целях решения проблемы соблюдения прав человека женщин в Российской Федерации создан ряд институциональных механизмов, таких, как Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей, Комиссия по вопросам положения женщин, Общественная комиссия Совета Федерации по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в России и Департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.


45. В 1996 году при правительстве была создана Комиссия по вопросам положения женщин в составе представителей всех министерств, действовавшая как основной национальный механизм координации политики и практики обеспечения равенства полов в общественном секторе. Параллельные структуры были созданы в 89 образованиях на всей территории Федерации. В соответствии с законом, принятым 9 марта 2004 года, национальный механизм был реорганизован23 и впоследствии постановлением правительства упразднен24.


46. Был образован Департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и к ведению Департамента были отнесены, в частности, вопросы координации решения проблем, связанных с обеспечением равенства полов. Однако круг полномочий Департамента и общая приоритетность гендерных проблем в повестке дня этой новой структуры остаются неясными. Женщины - депутаты Государственной Думы, председатель Совета при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, а также представители женских организаций выражают обеспокоенность в связи с тем, что в настоящее время в государственной структуре образовался институциональный вакуум. Тот факт, что отсутствует какой либо специализированный орган, обладающий влиянием, полномочиями и средствами для работы над проблемами обеспечения соблюдения прав женщин и равенства полов, будет серьезно сказываться на координации и отслеживании осуществления Конвенции и Пекинской платформы действий и выявлении тех областей, где требуется реализация новой стратегии осуществления гендерного равенства в связи с возникшими новыми потребностями и изменением обстановки. Кроме того, отнесение мандата в отношении равенства мужчин и женщин к ведению одного министерства повлечет за собой серьезное сужение сферы его охвата, потенциала и возможного воздействия. Сведение женщин, детей и семьи в единую категорию скорее ведет к традиционно сложившемуся восприятию женщин как матерей, нежели чем самостоятельных и независимых граждан, и затеняет конкретные гарантии соблюдения прав человека женщин. С другой стороны, отказ от использования в названии органа слова "женщин" вообще полностью отвлекает внимание от женских вопросов. Таким образом, существующий механизм не отвечает международным стандартам, в частности стратегической цели, сформулированной в разделе Н (Институциональные механизмы улучшения положения женщин) Пекинской платформы действий, принятой на четвертой Всемирной конференции по положению женщин, состоявшейся в Пекине в сентябре 1995 года.


47. Несмотря на отсутствие специально созданного для защиты прав женщин национального механизма и слабость существующей институциональной базы, правительством были приняты иные меры для улучшения положения женщин. Например, в контексте предпринимаемых Россией усилий по осуществлению целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, правительством разработана гендерная стратегия, в которой имеется раздел, конкретно посвященный проблеме насилия в отношении женщин. Среди предупреждающих мер, предлагаемых в этой стратегии, предусмотрены образовательные кампании в целях повышения осведомленности общественности о данной проблеме и проведение специализированных и образовательных программ для сотрудников правоохранительных органов на всех уровнях, а также профессиональных работников в секторах, оказывающих помощь женщинам в кризисных ситуациях25.


48. Хотя кампании в целях повышения информированности общественности и представляют собой позитивную инициативу, женские организации и ученые считают, что проблема заключается не в отсутствии осведомленности, а скорее в отсутствии ориентированности на гендерные проблемы в проводимой государством политике, стереотипизации отношений между полами, закреплении отживших представлений об общественной роли и предназначении мужчин и женщин и отсутствии законодательства, национальных механизмов, действующих в интересах женщин, и убежищ для жертв насилия. Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по правам человека особенно подчеркнула важность наличия убежищ для пресечения насилия в отношении женщин. В настоящее время в Федерации имеется только пять стационаров кризисного содержания женщин и 120 кризисных центров. В последние годы наблюдался рост числа кризисных центров и "телефонов доверия", финансируемых органами местного самоуправления и управляемых неправительственными организациями и предлагающих психологические, юридические, медицинские и другие услуги женщинам и девочкам, подвергшимся насилию. В 1999 году ряд таких центров объединились в Российскую ассоциацию кризисных центров для женщин. Тем не менее имеющихся стационаров и других служб не достаточно для удовлетворения потребностей большинства жертв насилия.


49. С государственными учреждениями сотрудничают также и женские правозащитные организации, например, оказывающие помощь Генеральному прокурору при рассмотрении отдельных случаев насилия против женщин и организующие специальные программы подготовки для сотрудников правоохранительных органов. Некоторые организации проводят также образовательные кампании, рассчитанные на работников средств массовой информации, призванные обеспечить преодоление сложившихся негативных стереотипов в вопросах пола и отношении к насилию в семье, а также стимулирующие ориентированное на учет гендерной проблематики освещение случаев насилия.


50. Вместе с тем в своих усилиях, направленных на поощрение и защиту прав женщин, женские организации сталкиваются со многими трудностями. Председатель Совета при президенте по правам человека, отвечающая также за содействие развитию институтов гражданского общества, объяснила, что защита организаций гражданского общества со стороны государства является ограниченной, что ставит их в крайне уязвимое положение в условиях давления и ограничений, в особенности со стороны органов власти на местах. Кроме того, существование НПО затруднено отсутствием положений об освобождении от налогообложения некоммерческих видов деятельности. Такое положение сдерживает развитие женских НПО и других субъектов гражданского общества и ограничивает их деятельность и эффективность. В связи с этим женщины оказываются не в состоянии активно выступать за необходимые преобразования, оказывать действенную помощь жертвам нарушений прав человека, включая жертв домашнего насилия, и проводить всеобъемлющие исследования, в частности по гендерным проблемам.


celi-reklami.html
celi-uroka.html
celi-vnutrennego-kontrolya-kniga-izdana-i-rasprostranena-institutom-municipalnogo-upravleniya-po-dogovoru-s-sovetom.html
celi-zadachi-i-napravleniya-razvitiya-shkoli-do-2014-goda-programma-razvitiya-sozdanie-edinoj-informacionno-obrazovatelnoj.html
celi-zadachi-pervenstva.html
celie-ryadi-raznih-vidov-hleba-kolbasi-moloka-kakoj-produkt-sredi-etogo-mnozhestva-tovarov-luchshij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernij-plan-podgotovki-9-soderzhanie-programmi-11-obshie-razdeli-po-specialnosti-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-oformleniya-kemerovo-2008-soderzhanie-1-cel.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stadiya-pervaya-chikhaj-bardo-proekt-atman-transpersonalnij-vzglyad-na-chelovecheskoe-razvitie-izdatelstvo-ast-izdatelstvo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spiso-kpobeditelej-15-go-smotra-konkursa-samodeyatelnogo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shotlandiya-kak-obekt-turizma-chast-6.html
  • books.bystrickaya.ru/ch-oboznachayut-kol-vo-predmetov-i-otvechayut-na-vopros-how-many-skolko-naprimer-one-odin-two-dva-poryadkovie-ch.html
  • shkola.bystrickaya.ru/materialno-tehnicheskaya-baza-doklad-glavi-pervomajskogo-rajona-orenburgskoj-oblasti-o-dostignutih-znacheniyah-pokazatelej.html
  • student.bystrickaya.ru/33-rolevaya-diskussiya-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-050706-pedagogika-i-psihologiya-ibakalavriata.html
  • student.bystrickaya.ru/3-usloviya-preobrazovaniya-cns-v-ontogeneze-uchebnoe-posobie-severo-kavkazskij-socialnij-institut-2004-udk-572.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sem-smertnih-grehov-ili-psihologiya-poroka-dlya-veruyushih-i-neveruyushih-stranica-23.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-2-mirovie-ceni-v-i-fomichev-www-lekcii-at-ua.html
  • tests.bystrickaya.ru/liki-kirgizfilm-visshie-kursi-kniga-vipushena-po-iniciative-i-pri-podderzhke-obshestvennogo-fonda-im-t-okeeva.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/poezd-demokratii-hodit-po-grafiku-chto-takoe-nasha-rabota-eto-zakonnij-povod-kazhdij-den-ujti-iz-doma-chtobi-otdohnut.html
  • student.bystrickaya.ru/1-avtomaticheskaya-obrabotka-informacii-programmi-i-uchebnij-plan-otdeleniya-teoreticheskoj-i-prikladnoj-lingvistiki.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-materiali-v-pomosh-prepodavatelyu-kursa-osnovi-informacionno-bibliograficheskoj-gramotnosti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/politicheskaya-kultura-rossii-tradicii-i-sovremennost-chast-2.html
  • education.bystrickaya.ru/3-idejno-teoreticheskie-istoki-sem-lekcij-po-istorii-sociologii-gofman-a-b.html
  • college.bystrickaya.ru/1-2-metodicheskie-rekomendacii-po-poryadku-proektirovaniya-proizvodstva-i-priemki-vipolnennih-rabot.html
  • institut.bystrickaya.ru/studencheskij-konkurs-luchshij-po-pravu-v-ramkah-provedeniya-9-go-oblastnogo-konkursa-yurist-professional-2012.html
  • tests.bystrickaya.ru/metod-proektov-v-sisteme-realizacii-federalnih-gosudarstvennih-obrazovatelnih-standartov-vtorogo-pokoleniya-ivanova-g-auchitel-informatiki-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-17-g-serpuhova.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/missiya-oao-mmk-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-magnitogorskij-metallurgicheskij-kombinat.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-rezultativnosti-raboti-pedagogicheskogo-kollektiva-stranica-9.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nasledovanie-dolej-v-obshestvah-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-proekta-privlech-chitatelej-k-aktivnomu-uchastiyu-v-proekte-letnih-chtenij-pust-vsegda-budet-kniga.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-zashite-morskih-obektov-ot-zagryaznenij-neftyu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-cel-zadachi-i-formi-vipolneniya-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-uchebno-metodicheskoe-posobie-vipusknaya-kvalifikacionnaya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/90-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-vospitanie-studencheskoj-molodezhi-metodologiya-teoriya-praktika-volgogradskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet-dekabr-2009g.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-glavi-municipalnogo-obrazovaniya-tbilisskij-rajon.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-ocenochnie-sredstva-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-dlya-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti.html
  • composition.bystrickaya.ru/podzemnie-virabotki-shahtnih-rezervuarov-v-porodah-proektirovaniyu-i-stroitelstvu-podzemnie-hranilisha-gaza-nefti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekviem-1980-chislennim-i-daleko-ne-ordinarnim-vzglyadam-etogo-talantlivejshego-muzikanta-i-filosofa-na-vsevozmozhnie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/r-mdeniet-zhne-sport-ministrlg-dn-ster-komitet.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-k-zachyotu-po-teorii-k-laboratornim-rabotam.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-specialistov-rabotayushih-v-sfere-profilaktiki-narkomanii-stranica-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sovremennaya-istoriya-rossii-v-kontekste-vsemirno-istoricheskih-transformacij-chast-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.