.RU

Доклад о положении детей в Омской области в 2011 году







Доклад о положении детей в Омской области в 2011 году



ВВЕДЕНИЕ

Ритм социально-экономической жизни нашего региона заставляет находить оптимальные и эффективные решения, совершать ответственные действия, прогнозировать развитие будущих процессов. Модернизация региона невозможна без переосмысления наших базовых ценностей.

Есть мнение, что любые новые достижения человечества могут основываться только на совершенствовании человеческих качеств. И именно в этой связи представляется целесообразным проведение постоянного анализа проблем семьи, материнства и детства. Факт, что дети – это будущее любой нации, является самоочевидным. По отношению к детям определяется характер той или иной территории (страны, республики, области) и общества в целом.

Чтобы заглянуть в будущее страны, региона, конкретного населенного пункта, необходимо проводить оценку показателей демографической ситуации, состояния здоровья детей и молодежи, социальной системы, удовлетворенности населения качеством государственных и муниципальных услуг, уровнем доверия к государству.

В сфере защиты прав и интересов ребенка главная цель деятельности – защита конкретного ребенка, независимо от социального положения его самого, его родителей и прочего социального окружения. Конвенция ООН о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией, обязывает государства-участников "принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных настоящей Конвенцией".

2011 год в регионе объявлен Годом ребенка. По мнению Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области Л.К. Полежаева: " Ребенок – это ключевая фигура социально-экономической жизни любого региона. И то, что 2011 год в Омской области будет прожит под знаком такого приоритета, – очень показательный момент. Это позволит уделить особое внимание проблемам охраны материнства, детства, укрепления института семьи.".

Реализация долгосрочных целевых программ Омской области: "Семья и демография Омской области", "Развитие системы образования Омской области (2010 – 2014 годы)", "Доступная среда", " Новое поколение", "Развитие физической культуры и спорта в Омской области", "Профилактика правонарушений и наркомании в Омской области" позволили обеспечить поступательное социально-экономическое развитие региона в интересах ребенка.

Значительные средства областного бюджета направлены в 2011 году на социальную поддержку семьи, материнства и детства. Расширен объем льгот для многодетных семей. На территории Омской области введены новые меры социальной поддержки: региональный материнский (семейный) капитал, бесплатное предоставление в собственность земельных участков. Внесены изменения в областную долгосрочную целевую программу содействия развитию сети учреждений дошкольного образования до 2016 года. Это позволит в ближайшей перспективе в общей сложности организовать для детей дополнительно 800 новых мест.

На фоне позитивных изменений современная ситуация в России, в частности в Омской области, не дает оснований только для "победных" отчетов.

Демографическая политика федеральных и региональных органов власти усиливается. По мнению демографов, рост рождаемости в дальнейшем не будет столь очевидным, и удерживать даже нынешние показатели будет сложной задачей по объективным причинам. Эхом будет отзываться демографический провал предыдущих лет: в репродуктивный возраст вступает наиболее малочисленное поколение, рожденное в конце 90-х годов.

Увеличение рождаемости только в расчете на женщину, материальные факторы координально ситуацию не изменят, хотя и они, безусловно, должны учитываться.

Объективные причины демографического кризиса лежат гораздо глубже, чем в сугубо экономическом измерении, констатируют ученые. И связаны они в основном с ломкой ценностных ориентиров.

В настоящее время происходит переоценка некоторых базовых ценностей в отношении к семейным проблемам. Как можно одновременно бороться за целостность проблемных семей, действуя в интересах детей, и вместе с тем подвергать взрослых членов семьи экономическим санкциям за безответственное и деструктивное поведение – взысканию, которое может привести к еще большему риску насилия и небрежения в отношении детей?

Работа по сохранению семьи может принести немалую пользу гораздо большему числу семей, чем считалось раньше, и активизация этой работы соответствует оптимальным интересам большинства семей и детей.

Вместе с тем, риторика, связанная с важностью сохранения семьи, не должна оттеснять на второй план главную – защиту детей.

Настоящий доклад раскрывает содержание государственного подхода в решении проблем семьи и детства, взгляд на семейные ценности, оценку соблюдения прав детей в Омской области.

Для получения объективной информации о положении детей и тенденциях его изменения, более 15 лет ежегодно готовится и представляется Губернатору Омской области Доклад о положении детей в Омской области. С 2011 года доклад готовится Уполномоченным при Губернаторе Омской области по правам ребенка в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 5 февраля 2010 года № 7 "Об Уполномоченном при Губернаторе Омской области по правам ребёнка" с учетом требований, изложенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 839 "Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации", приказа Минздравсоцразвития РФ от 15 мая 2006 года № 357 "Об утверждении Правил представления материалов для разработки государственного доклада о положении детей в Российской Федерации".

Впервые, на основании распоряжения Правительства Омской области от 24 августа 2011 года № 115-рп "О состоянии профилактики безнадзорности, правонарушений и самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных учреждений, социального сиротства на территории Омской области в 2010 году – первом полугодии 2011 года" доклады о положении детей подготовлены органами местного самоуправления муниципальных районов Омской области.

В Докладе о положении детей в Омской области в 2011 году представлены фактическая информация, статистические и аналитические данные, результаты локальных исследований, проведенных в 2011 году. Доклад основывается на официальных материалах, подготовленных 29 ведомствами федерального, регионального и муниципального уровня подчиненности.

Специфика представления статистических данных по демографическим показателям 2011 года заключается в том, что в соответствии с Производственным планом статистических работ Росстата сведения о численности населения Омской области по возрастным группам за 2011 год (по состоянию на 1 января 2012 года) будут сформированы в апреле 2012 года. В представленных таблицах сведения о численности населения Омской области по возрасту приведены по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года (по состоянию на 14 октября 2010 года).

В сравнении с предыдущим докладом настоящий документ имеет большую векторность освещения проблем жизнедеятельности ребенка. Содержательнее раскрыты вопросы организации безопасного пребывания детей в государственных и муниципальных учреждениях, положения детей с инвалидностью, соблюдения трудовых прав несовершеннолетних. Впервые сделана попытка анализа подходов к судопроизводству в отношении несовершеннолетних. Значительная часть информационного материала представлена в формате таблиц и, с учетом пожеланий, в разрезе муниципальных районов Омской области.

Защита детства является конституционной обязанностью государства. Институт региональных уполномоченных по правам ребенка стал важным звеном в государственной системе защиты прав и интересов детей. В связи с введением должности детского омбудсмена в Омской области в 2010 году содержание доклада дополнено разделом "Институт Уполномоченного при Губернаторе Омской области по правам ребенка". В данном разделе представлена информация не только о результатах правозащитной и контрольной деятельности Уполномоченного, но и взгляд должностного лица на базовые ценности в социальной работе по защите ребенка, продиктованные реалиями текущего момента.

Необходимо отметить, что новые вызовы времени требуют оперативного решения целого ряда проблем, которые назревают и превращаются в риски и угрозы. Одна из особенностей данной ситуации состоит в неравномерности проявления и сложности миграционных проблем на региональном уровне.

Положение детей-мигрантов остается самой закрытой темой не только для госструктур, но и представителей гражданского общества. Вследствие этого раздел доклада, посвященный данной проблематике, ограничен в исходном материале, менее содержателен по фактуре раскрытия истинного положения детей-мигрантов.

Доклад не претендует на исчерпывающее освещение темы хотя бы потому, что в нем доминирует материал из источников информации официальных государственных структур. Исследования и оценки некоммерческих организаций правозащитного профиля, публикации в средствах массовой информации о состоянии и уровне соблюдения прав детей крайне редки и не имеют резонансного значения в обществе.

Доклад содержит основную описательную часть и три приложения. Впервые весь массив статистических показателей, характеризующих динамику изменения положения детей в регионе, собран в отдельное приложение. Возможности использования наработанных материалов гораздо шире, чем то, что описано в разделах доклада. Широкий диапазон статистических данных, представленных в докладе, позволит любому специалисту провести, целиком или частично, свое личное обследование и дать оценку уровню соблюдения прав детей в регионе, подготовить рекомендации для своей ведомственной системы, разработать проблемно-ориентированный локальный проект или программу для преодоления детского неблагополучия.

Доклад подготовлен для представления Губернатору Омской области, как гаранту соблюдения прав и интересов детей на территории региона. Этот документ имеет статус государственного доклада. Он о том, что происходит с семьей и детьми, когда на них обрушивается стремительный поток перемен. Он о том, как адаптируется или не адаптируется ребенок к будущему.

Государственному деятелю важно знать, есть ли у людей уверенность в позитивном развитии общества, уверенность в безопасности детей, обеспечении нормальным уровнем социальной защищенности, образования и здравоохранения. Кто-то это называет стабильностью, а мы – доверием к государству.


_______________


^ 1. ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

По расчетным данным, по состоянию на начало 2012 года, на территории Омской области проживало 1 974,5 тыс. человек.

По предварительным итогам Всероссийской переписи населения, по состоянию на 14 октября 2010 года, численность населения Омской области в возрасте до 17 лет (включительно) составляла 367,3 тыс. человек (на 01 января 2010 года – 376,2 тыс. человек). Удельный вес детей в общей численности населения Омской области равен 18,6 процента (на 01 января 2009 года – 18,8, 2010 года – 18,7). Численность детей в возрасте от 0 до 3 лет составила 94 552 человека, от 4 до 6 лет – 60 729, от 7 до 10 лет – 73 670, от 11 до 14 лет – 72 668, от 15 до 17 лет – 65 687. Среди всех возрастных групп детей и подростков отмечается численное превосходство мальчиков.

На протяжении 2009 – 2011 годов демографическая ситуация в Омской области характеризовалась укреплением ряда положительных тенденций, о чем свидетельствует повышение уровня рождаемости и брачности, снижение уровня смертности населения, в том числе младенческой, а также сокращение естественной убыли населения.

В 2011 году в регионе за последние 19 лет был достигнут самый высокий уровень рождаемости. По предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее – Омскстат), в 2011 году в Омской области родилось 26 710 детей, что на 471 человека больше, чем в 2010 году. Общий коэффициент рождаемости за 2009 – 2011 годы увеличился на 6,3 процента: с 12,7 до 13,5 в расчете на 1 000 человек населения.

По данным департамента ЗАГС Министерства государственно-правового развития Омской области в 2011 году зарегистрировано 13 тыс. первенцев; вторых детей родилось 10 030 (на 629 больше, чем в 2010 году), третьих – 2 827 (на 188 больше). Отчетный год стал рекордным по количеству зарегистрированных троен (9), также зафиксировано рождение 248 двоен.

В течение 2009 – 2011 годов наблюдается снижение уровня младенческой смертности (2011 год – 158 детей, 2010 год – 169, 2009 год – 179). Коэффициент младенческой смертности в 2011 году (6,0 в расчете на 1000 человек населения) снизился по сравнению с 2009 годом (7,0) на 14,3 процента.

По предварительным данным Омскстата, в 2011 году в Омской области число умерших (26 749 человек) превысило число родившихся на 39 человек (в 2010 году – на 1 313 человек). Общий коэффициент смертности по сравнению с 2010 годом сократился на 2,9 процента и составил 13,5 в расчете на 1 000 человек населения (2010 год – 13,9, 2009 год – 13,6).

Естественная убыль населения по Омской области за последние три года сократилась в 43,7 раза (в 2011 году – -39 человек, в 2010 году – -1 313, в 2009 году – -1 703). В 2011 году показатель естественной убыли составил -0,02 в расчете на 1 000 человек населения (2010 год – -0,7, 2009 год – -0,9).

С 2009 года общий коэффициент брачности населения увеличился на 19 процентов и в 2011 году составил 10,0 на 1 000 человек населения (2010 год – 9,1, 2009 год – 8,4). В отчетном году расторгнуто 9 712 браков, что на 713 браков больше, чем в 2010 году. Вместе с тем общий коэффициент разводимости за 2009 – 2011 годы уменьшился с 5,0 до 4,9 промилле (на 2 процента).

Структура отдельных категорий семей, проживающих на территории Омской области, претерпела незначительные изменения.

По оперативным данным территориальных органов Министерства труда и социального развития Омской области (далее – Минтруд), по состоянию на 01 января 2012 года на территории региона проживало 285,8 тыс. семей с детьми (по состоянию на 01 января 2011 года – 288,5 тыс.).

Ежегодно отмечается увеличение количества многодетных семей. По данным Министерства труда и социального развития Омской области, по состоянию на 1 января 2012 года, зарегистрировано 17 164 многодетных семей, в которых воспитывается 55 137 детей (на 01 января 2011 года – 16 040 многодетных семей, в них 51 747 детей, на 01 января 2010 года – 15 379 семей, в них 50 727 детей).

Количество одиноких матерей в 2011 году (30395 матерей) увеличилось по сравнению с 2010 годом (29589 матерей), вместе с тем уменьшилось по сравнению с 2009 годом (30714 матерей), хотя количество детей в этих семьях возросло (2011 год – 37 746 детей, 2010 год – 36 268, 2009 год – 36 980).

Положительная динамика демографических процессов в Омской области во многом является результатом реализации региональных долгосрочных целевых программ, Плана мероприятий по реализации в Омской области в 2011 – 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Одним из факторов, способствующих успешности претворения в жизнь региональной стратегии в сфере семейно-демографической политики, является реализация муниципальных программ по улучшению демографической ситуации во всех муниципальных районах, сельских и городских поселениях, а также в г. Омске.

Состояние института семьи выступает в качестве одного из важнейших индикаторов социальной стабильности всей общественной системы. Поэтому в качестве приоритетного направления региональной демографической политики по-прежнему остается укрепление института семьи и стимулирование рождаемости. Особое внимание уделяется формированию положительного имиджа полноценной семьи с детьми, а также усилению мер социальной поддержки семей, воспитывающих детей.

Начиная с 2007 года лучшим семьям региона вручается ежегодная премия Губернатора Омской области "Семья года" по 5 номинациям: "Многодетная семья", "Приемная семья", "Молодая семья", "Династия", "Преодоление". Лауреатами премии "Семья года" стали 24 семьи Омской области.

В 2005 году учреждена государственная награда Омской области – медаль "Материнская слава". За эти годы указанной медалью награждены 702 многодетные матери, из них в 2011 году – 100 человек.

В целях поощрения отцов, которые одни воспитывают детей, по инициативе Губернатора Омской области в 2009 году, учреждена государственная награда Омской области – медаль "Отцовская доблесть". Наградой удостоены 15 многодетных отцов, из них в 2011 году – 4 человека.

В 2011 году состоялось II Отеческое собрание Омской области, в работе которого приняли участие отцы и матери Омской области – представители многодетных, приемных, молодых, неполных семей, а также органов исполнительной и законодательной власти, общественных организаций, омского студенчества. II Отеческое собрание Омской области явилось продолжением долгосрочной работы по усилению значимости института отцовства, ответственного родительства, распространению положительного опыта семейного воспитания, формированию позитивного общественного мнения в отношении успешного отцовства.

Форум многодетных семей в Омской области стал традиционным мероприятием, в котором принимают участие более 100 многодетных семей из областного центра и муниципальных районов, представители общественных организаций.

В рамках празднования в Омской области Дня семьи, любви и верности 8 июля 2011 года в сквере Свято-Никольского Казачьего монастыря открыта скульптурная композиции "Святые благоверные Петр и Феврония Муромские". Одним из ключевых моментов празднования стала церемония награждения 15 семейных пар, удостоенных медали "За любовь и верность" в 2011 году. К празднованию Дня семьи, любви и верности издана брошюра "Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские".


_______________


^ 2. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ


2.1. Оценка социально-экономического положения семей с детьми

Среди множества факторов, влияющих на демографическое поведение – политических, культурных, религиозных, медико-биологических, климатических и др. – особая роль принадлежит социально-экономическим, при этом следует учесть, что они оказывают косвенное влияние на демографическое поведение, и их не следует отождествлять с причинами демографических процессов. Таким и факторами являются производственные отношения, обеспеченность трудящихся заработком, уверенность в завтрашнем дне, социально-экономическое положение семьи. 

Одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития региона и роста благосостояния людей являются денежные доходы населения.

По предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее – Омскстат) в целом по области среднедушевые денежные доходы населения в 2011 году составляли более 16,8 тыс. руб. в месяц и увеличились по сравнению с прошлым годом на 12 процентов. Среднедушевые денежные доходы населения в декабре 2011 года составляли 25 461,3 руб. и увеличились по сравнению с декабрем предыдущего года на 11,1 процента. Реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились на 3,7 процента по сравнению с соответствующим периодом 2010 года.

Средний размер назначенных пенсий по состоянию на 01 января 2012 года по сравнению с величиной на 01 января 2011 года вырос на 8,6 процента и составил 7 877,6 руб.

Рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы как важнейшей составляющей денежных доходов населения за январь – декабрь 2011 года (19 113,8 руб.) по отношению к соответствующему периоду 2010 года составил 113,8 процента, реальной – 105,8 процента.

По данным Омскстата, просроченная задолженность по выплате заработной платы по состоянию на 1 января 2012 года составляла 9,3 млн. руб. и по сравнению с 1 декабря 2011 года уменьшилась на 6,8 млн. руб., или на 42,2 процента; по сравнению с 1 января 2011 года – 25,6 млн. руб., или на 73,4 процента. Долги по заработной плате имели 5 организаций Омской области перед 257 работниками. Просроченной задолженности по заработной плате из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней организации Омской области не имели.

В целях обеспечения своевременности выплаты заработной платы в Омской области продолжается реализация Плана совместных мероприятий, направленных на ликвидацию просроченной задолженности по заработной плате в организациях Омской области, в рамках которого осуществляется комплекс мер, направленных на усиление внутриведомственного контроля, проведение превентивной работы, активизацию деятельности областной, отраслевых и территориальных комиссий по защите трудовых прав работников, усиление информационной и консультационной работы с работодателями и работниками по вопросам трудового законодательства.

В Омской области по-прежнему отмечается более низкий уровень цен на основные товары и услуги. По стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, используемого для межрегионального сопоставления стоимости жизни, Омская область стабильно занимает 2 рейтинговое место среди регионов Сибирского федерального округа (далее – СФО), и весь год входила в десятку субъектов Российской Федерации с наименьшими значениями показателя.

По данным Министерства труда и социального развития Омской области (далее – Минтруд) индекс потребительских цен на товары и услуги в Омской области в декабре 2011 года по отношению к декабрю 2010 года составил 105 процентов (аналогичный показатель в целом по Российской Федерации – 106,1 процента).

Важным инструментом регулирования уровня жизни, повышения адресности и дифференцированности социальных выплат является прожиточный минимум.

Величина прожиточного минимума в Омской области в целом за 2011 год составила: на душу населения – 5 418 руб.; для трудоспособного населения – 5 818 руб.; для пенсионеров – 4 328 руб.; для детей – 5 216 руб.

По итогам 2011 года уровень бедности, по предварительным экспертным оценкам Омскстата, составил 12,8 процента, что на 1,5 процентного пункта ниже, чем за 2010 год (14, 3 процента).

По данным Росстата численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила в 2010 году 282,7 тыс. человек, или 14,3 процента к общей численности населения. По оценке Минтруда значение данного показателя существенно снижалось в течение 2011 года и в итоге не превысит 14 процентов (276,7 тыс. человек).

Среди малоимущих граждан, как в Омской области, так и в Российской Федерации, СФО преобладают проживающие в городской местности – 56,1 процента (РФ – 59,8, СФО – 51,0), находящиеся в трудоспособном возрасте – 65,1 процента (РФ – 64,4, СФО – 61,2), занятые в экономике – 59,3 процента (РФ – 61,0, СФО – 57,1).

По данным Росстата, доля детей в общей численности малоимущего населения Омской области составила в 2010 году 26,2 процента (в целом по СФО –
30,2 процента), что соответствует третьему из 12 рейтинговых мест в округе в порядке возрастания показателя (первое место – Новосибирская область
(24,6 процента), второе место – Алтайский край (26,0 процента)). Значение показателя в целом по Российской Федерации – 25,5 процента.

Среднедушевой объем располагаемых ресурсов члена домохозяйства с 2 детьми (9 088,3 руб.) в 2 раза меньше, чем у члена домохозяйства с 1 ребенком
(18186,3 руб.); в домохозяйствах с тремя детьми в возрасте до 16 лет (7 189,8 руб.) – в 2,5 раза.

Удельный вес совокупных доходов за 2010 год не изменился для второго, третьего и четвертого квинтилей (20-ти процентных групп населения), для первого – снизился на 0,1 процентного пункта, для пятого – вырос на аналогичную величину. Можно сделать вывод, что в рассматриваемом периоде ситуация в области концентрации денежных доходов населения принципиально не изменилась.

Структура использования денежных доходов традиционно характеризуется преобладанием такой статьи затрат, как "покупка товаров и оплата услуг" (в Омской области – 69 процентов, в среднем по СФО – 67,7 процента, в среднем по Российской Федерации – 69,9 процента). Доля доходов, направленных на прирост финансовых активов, в нашем регионе (20,8 процента) превышает показатели по СФО (19,6 процента) и по стране (16,9 процента), на приобретение
недвижимости – соответствует средней в СФО (1,7 процента).

Наибольший удельный вес привлеченных средств и израсходованных сбережений – в домохозяйствах с 1 ребенком (28,5 процента); наименьший –
в домохозяйствах с 2 детьми (5 процентов).

Расходы на конечное потребление варьируются в зависимости от количества детей в домохозяйстве не так существенно, как располагаемые ресурсы: в домашних хозяйствах с 2 детьми они на 12,2 процента меньше, чем с 1 ребенком, с 3 детьми – на 27,2 процента.

С увеличением количества детей в семье снижаются расходы на конечное потребление на одного члена домохозяйства в месяц: с 7 802,4 руб. в семье с одним ребенком до 5 682,5 руб. в семье с 3-мя детьми. Большую долю средств многодетные семьи тратят на питание. Доля расходов на эти цели составила 41,5 процента в расходах на конечное потребление, на приобретение непродовольственных товаров – 40 процентов.

С увеличением состава семьи в домохозяйствах с детьми в возрасте до 16 лет снижается пищевая и энергетическая ценность питания. В многодетных семьях преобладает углеводная модель питания, характеризующаяся превышением потребления хлебопродуктов и картофеля, по сравнению с потреблением этих продуктов другими группами населения, и не до получения в рацион питания мяса, рыбы, овощей и фруктов против групп населения с более высоким уровнем благосостояния.

Материальное положение семьи ухудшается в первое время после рождения ребенка, особенно в молодых семьях, доход которых значительно ниже, чем у давно сформировавшихся семей. По расчетам, сделанным еще в середине 1980-х годов и предполагающих, что даже с учетом бесплатности здравоохранения, образования, льгот в оплате детских учреждений и т. п., потребности семьи сразу после рождения первого ребенка увеличиваются примерно на 10 процентов по сравнению с бездетными супругами, второго – на 25 процентов, а с увеличением возраста детей разница возрастает до 75 процентов.

К сожалению, на сегодняшний день ситуация пока такова, что быть многодетным в России – значит быть бедным. Меры государственной демографической политики региона должны эту ситуацию переломить: многодетность не должна быть синонимом бедности.

Это особенно важно потому, что между уровнем и характером социально-экономического и демографического развития существует не только прямая, но и обратная связь. С одной стороны, состояние экономики (в первую очередь – через уровень доходов) оказывает влияние на рождаемость, с другой стороны, изменения демографического поведения населения негативно сказываются на численности населения, его половозрастной структуре, что в ближайшем будущем неблагоприятно отразится на экономике: не рожденные сегодня дети – это завтрашний дефицит трудовых ресурсов.

Грамотная государственная социальная политика может создать условия, при которых рождение ребенка не отражалось бы на благосостоянии семьи, на профессиональном статусе женщины, качестве жизни детей, воспитывающихся в многодетных семьях.


2.2. Дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми, принятые в Омской области. Система государственной социальной помощи малоимущим семьям. Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Одной из гарантированных мер социальной поддержки граждан с детьми являются пособия на детей.

В соответствии с федеральным законодательством гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам предоставляются:

- единовременное пособие при рождении ребенка (7 486 получателей, 7 543 ребенка);

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком (15 726 получателей, 15 946 детей);

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (836 получателей, 1 048 детей);

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (137 получателей);

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (209 получателей, 211 детей);

- ежемесячные компенсационные выплаты нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, находившимся на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получающим пособие по безработице (74 получателя, 74 ребенка);

- пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, а также в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона (13 получателей, 15 детей);

- ежемесячное пособие детям отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (7 получателей, 7 детей).

В целях сохранения покупательской способности государственных пособий предусмотрена их ежегодная индексация. С 01 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 11 71 "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" установлен коэффициент индексации детских пособий – 1,065.

Матери тех малышей, которые родились с 01 января 2011 года и позже, получили единовременное пособие при рождении ребенка с учетом индексации 11 703 руб. 13 коп. (на 01 января 2010 года – 10 988 руб. 85 коп.).

Неработающим женщинам, а также студенткам, которые имеют детей до 1,5 лет и осуществляют уход за ними, на первого ребенка выплачено ежемесячное пособие в  размере 2 194 руб. 34 коп. (на 01 января 2010 года – 2 060  руб.  41 коп.),  а  на второго и  последующих детей – 4 388 руб. 67 коп. (на 01 января 2010 года – 4 120 руб. 82 коп.).

Размер пособия по уходу за ребенком  до полутора лет для работающей женщины составляет 40 процентов от её среднего заработка (дохода). Если при исчислении размера пособия по уходу за ребенком до полутора лет из среднего заработка оказалось, что женщина получает меньше, чем размер минимальной выплаты по данному пособию, то в данном случае размер пособия увеличивается до минимального, который соответствует размеру выплаты неработающей женщине.

Единовременное пособие вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности увеличился до 438 руб. 87 коп. (на 01 января 2010 года – 412 руб. 08 коп.). Данное пособие выплачивается вместе с единовременным пособием по беременности и родам. В увеличенном размере его получают те женщины, кто обратились в женские консультации, начиная с 01 января 2011 года, на сроке беременности, не превышающем 12 недель.

В Омской области сохранена система социальной поддержки семей с детьми. Пособия на детей выплачиваются из областного бюджета в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 11 апреля 2007 года № 46-п "Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам".

Самой массовой выплатой является ежемесячное пособие на ребенка. Это единственный вид пособия, который предоставляется гражданам с учетом среднего дохода семьи на одного члена семьи ниже величины прожиточного минимума для населения Омской области в расчете на душу населения. По состоянию на 01 января 2012 года получателями данного вида пособия стали 105 651 человек (на 162 129 детей).

С 2010 года наметилась тенденция снижения количества получателей ежемесячного пособия на ребенка, хотя порядок и условия его назначения и выплаты не изменились. Это косвенным образом указывает на повышение доходов граждан и снижение количества малообеспеченных граждан с детьми, имеющих право на пособие.

Размер ежемесячного пособия на ребенка дифференцирован в зависимости от категории семьи. В 2011 году он проиндексирован на коэффициент 1,065.

Из года в год увеличивается количество детей, на которых назначено ежемесячное пособие в повышенном размере на ребенка одинокой матери.

За счет средств областного бюджета осуществляются выплаты единовременного пособия при рождении двоих и более детей (224 получателя, 458 детей).

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет по беременности и родам, назначено 18 928 получателям.

Ежегодно возрастает количество студенческих семей, получающих ежемесячное пособие студенческим семьям, имеющим детей (334 получателя, 339 детей).

В семьях, имеющих пятерых и более детей, на каждого рожденного, усыновленного (удочеренного), принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка, не достигшего возраста восемнадцати лет, выплачивается ежемесячное пособие в размере 500 руб. на каждого ребенка (813 получателей, 4 406 детей).

Федеральный закон от 29 декабря 2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" принят для создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, повышения социального статуса матери в семье и в обществе.

Право на дополнительные меры государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала (далее – семейный капитал) предусмотрено гражданам Российской Федерации независимо от их места жительства:

- женщинам, родившим (усыновившим) второго или последующего ребенка начиная с 01 января 2007 года по 31 декабря 2016 года;

- мужчинам, являющимся единственным усыновителем второго или последующего ребенка, если решение суда вступило в законную силу начиная с 01 января 2007 года.

При определении права на семейный капитал не учитываются дети, в отношении которых женщина лишена родительских прав, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами.

Семейный капитал предоставляется один раз, независимо от количества детей, родившихся после 01 января 2007 года.

Размер семейного капитала в 2011 году составил 365 698,40 руб., в 2010 – 343 378,80 руб., ежегодно индексируется в зависимости от инфляции.

По состоянию на 01 января 2012 года материнский капитал получили 10 326 семей, из них 10 076 семей (97,6 процента) средства материнского капитала направили на улучшение жилищных условий.

C 01 января 2011 года в Омской области (предусмотрена новая мера социальной поддержки семей, имеющих детей, в виде областного материнского (семейного) капитала (далее – областной семейный капитал). Право на областной семейный капитал возникает при рождении (усыновлении) третьего (последующего) ребенка у граждан Российской Федерации, проживающих на территории Омской области, не имеющих места жительства за ее пределами. Средства областного семейного капитала могут быть направлены на улучшение жилищных условий (на территории Омской области), получение образования детьми, формирование накопительной части трудовой пенсии матери.

По состоянию на 29 декабря 2011 года количество граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения за сертификатом на областной семейный капитал, составляет 2 352 человека. Принято 2 303 решения о выдаче сертификата, 2 253 сертификата выдано получателям. За год 42 семьи смогли досрочно использовать средства семейного капитала в целях улучшения своих жилищных условий.

Кроме того, начиная с 2011 года семьям, имеющим троих и более детей, для индивидуального жилищного строительства на основании Закона Омской области от 8 февраля 2006 года № 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" (далее – Закон) бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Омской области или муниципальной собственности. Для постановки на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков граждане должны обращаться именно в те органы местного самоуправления, на территории которых они зарегистрированы по месту жительства.

Принято постановление Правительства Омской области от 29 июня 2011 года № 115-п "О мерах по реализации Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", которым установлены порядок учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков и перечень необходимых для принятия на учет документов.

В Омской области на 01 января 2012 года было зарегистрировано 17 164 многодетных семьи, из них нуждающимися в жилых помещениях признано 1 785 семей.

За постановкой на учет с целью бесплатного получения в собственность земельного участка в 2011 году обратились 1 032 многодетных семьи, из них на учет было принято 703, в том числе в городе Омске – 562.

С момента внесения изменений в областное законодательство на безвозмездной основе в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в 2011 году предоставлено 58 земельных участков, из них в муниципальных районах Омской области – 31 и в городе Омске – 27.

На территории Омской области на 01 января 2012 года из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, было сформировано 137 земельных участков, из них 30 – на территории города Омска. Проводились кадастровые работы по формированию 213 земельных участков, из них 34 – в городе Омске.

При обеспечении многодетных семей землей на территории Омской области возникают проблемы, связанные с ограниченным количеством земель на территории города Омска, пригодных территориях, с обеспечением в муниципальных районах Омской области инженерной инфраструктурой (электро, водо, газоснабжение и канализация), инфраструктурой социальных объектов (детсады, школы, магазины, культурно-досуговые учреждения).

В 2011 году многодетным семьям, имеющим в своем составе троих и более детей, воспитывающим их до восемнадцатилетнего возраста, а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования по очной форме обучения до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет, продолжено предоставление мер социальной поддержки из областного бюджета.

В соответствии со статьей 41 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" на территории Омской области установлены следующие меры социальной поддержки:

- первоочередное обеспечение детей до восемнадцати лет путевками (по медицинским показаниям) в специализированные детские учреждения лечебного и санаторного типа, оздоровительные лагеря и другие оздоровительные учреждения;

- бесплатное обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях начального профессионального образования комплектами учебников;

- денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади), в пределах 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена многодетной семьи;

- денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления)):

а) при наличии приборов учета – фактически потребленных коммунальных услуг, но не более 50 процентов утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг;

б) при отсутствии приборов учета – 50 процентов утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг;

- денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов услуг по вывозу бытовых и других отходов;

- ежемесячная денежная выплата (в размере 310 руб. на семью).

В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 25 ноября 2005 года № 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан в Омской области" многодетным семьям предоставляется право бесплатного проезда всеми видами пассажирского транспорта общего пользования, в городском сообщении в пределах территории Омской области в количестве 30 поездок по одной электронной транспортной карте ежемесячно, независимо от вида транспорта и населенного пункта, а также автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, осуществляющим регулярные перевозки в пригородном и междугородном сообщениях в пределах территории Омской области без ограничения поездок.

C 01 января 2012 года предусматривается возможность суммирования не использованных в течение календарного месяца поездок с количеством поездок, приходящимся на следующий календарный месяц, в течение календарного года. Не использованные в течение календарного года поездки не переносятся на следующий календарный год и не суммируются с приходящимся на него количеством поездок.

В 2011 году следует отметить усиление социальной поддержки семей, имеющих детей, характеризующееся такими позитивными явлениями как: индексация федеральных выплат, включая ежемесячное пособие на ребенка, выплачиваемое за счет средств областного бюджета, установление областного материнского (семейного) капитала и предоставление в том же году его средств, бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства отдельным категориям семей, а также совершенствование федерального законодательства, позволившее снять остроту проблемы предоставления единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

Система государственной социальной помощи малоимущим семьям.

В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 11 февраля 2005 года № 17-п "Об основаниях и порядке предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств областного бюджета" бюджетными учреждениями Омской области – комплексными центрами социального обслуживания населения, центрами социального обслуживания гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказывается материальная помощь.

В 2009 году указанный вид помощи получили 826 семей с детьми на общую сумму 4,2 млн. руб., в 2010 году – 1 191 семья на общую сумму 6,8 млн. руб., в 2011 году – 492 семьи на общую сумму 3,3 млн. руб. Объем бюджетных расходов на данные цели уменьшился в 2 раза, средний размер материальной помощи, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, увеличился с 5 085 руб. в 2009 году до 6 707 руб. в 2011 году.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Омской области, назначается государственная социальная помощь.

В 2009 году указанный вид помощи получили 8 728 семей с детьми на общую сумму 11,9 млн. руб., в 2010 году – 7 137 семей с детьми на общую сумму 11,3 млн. руб., в 2011 – 6 444 семьи с детьми на общую сумму 13,2 млн. руб. Таким образом, закрепилась тенденция увеличения среднего размера государственной социальной помощи в расчете на 1 семью (с 1 363 рублей в 2009 году до 2 049 рублей в 2011 году).

Система адресной социальной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи.

Важной составляющей социальной политики региона является предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии).

Субсидии предоставляются путем перечисления денежных средств на счета граждан в кредитных организациях или путем выплаты через отделения почтовой связи и являются адресной формой социальной поддержки низкодоходных групп населения в условиях роста цен на оплату жилого помещения и тарифов на коммунальные услуги.

За 12 месяцев 2011 года 30 539 семей получили субсидии на сумму 278,9 млн. руб., средний размер субсидии за указанный период составил 1 128,18 рубля.

В целях развития и совершенствования системы предоставления субсидий Правительством Омской области установлены дополнительные меры социальной поддержки незащищенных категорий граждан при предоставлении субсидий, в том числе для многодетных семей:

- увеличена нормативная площадь до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена многодетной семьи, имеющей в своем составе троих и более детей, включая усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), и воспитывающей их до восемнадцатилетнего возраста, а обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования по очной форме обучения – до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет, в результате чего за указанный период 2011 года дополнительно получили субсидии 15 многодетных семей.

Пенсионное обеспечение.

Во вступившем в действие с начала 2002 года Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" названо несколько категорий граждан, которым снижен возраст выхода на пенсию.

Это, прежде всего женщины, родившие пять и более детей и матери инвалидов с детства, воспитавшие детей до восьмилетнего возраста, женщины, родившие двоих детей и проработавшие установленное законом время на Крайнем Севере.

Период ухода за каждым ребенком до достижения им возраста до полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, включается в страховой стаж наряду с работой и учитывается при формировании пенсионного капитала, являющейся базой для исчисления страховой части трудовой пенсии.

В сфере пенсионного обеспечения основной формой государственной поддержки детей является пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии.

Средний размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца в 2011 году составил 5 394 руб. 69 коп. в месяц, социальной пенсии по случаю потери кормильца – 3 761 руб. 31 коп. Ежегодно размер пенсии по случаю потери кормильца увеличивается: трудовая пенсия по случаю потери кормильца в 2009 году – 2 971 руб. 47 коп.; в 2010 году – 4 007 руб. 34 коп.; социальная пенсия по случаю потери кормильца в 2009 году – 2 354 руб. 09 коп.; в 2010 году – 3 351 руб. 68 коп.

По данным отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области число семей, получивших пенсию по случаю потере кормильца в 2011 году снизилось по сравнению с 2009 – 2010 годами: 2011 год – 19 277 семей (19 893 ребенка) получили пенсию по случаю потери кормильца; 2010 год – 19 899 семей (20 684 ребенка); 2009 год – 19 519 семей (20 309 детей).

В реализации семейно-демографической политики важную роль играют не только материальные факторы, хотя и они, безусловно, должны развиваться, в том числе и для нивелирования социального неравенства в обществе, создания равных стартовых возможностей. Но есть в демографических процессах такие явления, которые не поддаются инструментам денежного стимулирования. Прежде всего, это вопросы общей уверенности людей в завтрашнем дне, того, как устроены рынок труда для молодых матерей и социальные инфраструктуры, насколько доступны жилье, качественное образование и здравоохранение в регионе.

Демографы утверждают, что меры прямого финансового стимулирования репродуктивных процессов, в первую очередь, влияют на малообеспеченные слои. Что касается среднего класса, то для него важна не только финансовая поддержка (хотя и она имеет значение), но и так называемая структура возможностей: социальных, образовательных, трудовых и т.д.

Объективные причины демографического кризиса лежат гораздо глубже, чем в сугубо экономическом измерении, констатируют ученые и связаны они во многом с крутой ломкой ценностных ориентиров. Стремление женщины к карьерному росту и самоутверждению у многих вытесняют желание иметь детей. Ориентация молодежи направлена на индивидуальное искусство жизни, в котором не предполагается заботы о родине, родителях, детях. Что касается семейных ценностей, то на первое место ставится независимость, деловая успешность, положение в обществе.

Укрепление института семьи, повышение авторитета материнства и отцовства, пропаганда семейных ценностей и улучшение положения детей с инвалидностью реализуются в рамках долгосрочной целевой программы Омской области "Семья и демография Омской области (2010 – 2014 годы)".


________________


elektronnogo-izdaniya-stranica-3.html
elektronnogo-izdaniya.html
elektronnuyu-versiyu-vseh-nomerov-vestnika-roii-mozhno-najti-na-sajte-roii-stranica-2.html
elektrooborudovanie-avtomobilej.html
elektrooborudovanie-i-avtomobilnaya-elektronika-stranica-9.html
elektrooborudovanie-promishlennih-predpriyatij-ego-montazh-i-ekspluataciya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ob-izuchenii-redkih-inostrannih-yazikov-v-sisteme-obshego-obrazovaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/kombinirovannie-gipertonicheskie-rastvori-v-intensivnoj-terapii-kriticheskih-sostoyanij.html
  • books.bystrickaya.ru/detskaya-seksualnost-i-psihoanaliz-detskih-nevrozov-stranica-13.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voda-nahoditsya-v-postoyannom-dvizhenii-isparyayas-s-poverhnosti-vodoemov-pochvi-rastenij-voda-nakaplivaetsya-v-atmosfere-i-rano-ili-pozdno-vipadaet-v-vide-osad.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-fopel-k-kak-nauchit-detej-sotrudnichat-psihologicheskie-igri-i-uprazhneniya-prakticheskoe-posobie-per.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-6-malenkoe-tornado-protivnik-na-gorizonte-glava-1-goj-i-dzhoj.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-uchitelya-anglijskogo-yazika-mou-sosh-11.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-kamchatke-zavershilsya-mezhdunarodnij-chempionat-spasatelej-informacionnoe-agentstvo-vostok-media-04082011.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-oblastnom-konkurse-metodicheskih-materialov-v-pomosh-organizatoram-turistsko-kraevedcheskoj-i-ekskursionnoj-raboti-s-obuchayushimisya-vospitannikami.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-gorode-moskve.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-podgotovke-k-itogovoj-attestacii-po-russkomu-yaziku-dlya-uch-sya-9-klassov-sostavitel-ashenkova-i-a.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-peregruzkami-pri-gruppovoj-peredache-predposilki-vozniknoveniya-setej-kratkaya-istoriya-razvitiya-evm-i.html
  • crib.bystrickaya.ru/httpyandex-ruyandsearchtextd0bad0b0d0bdd0b0d180d191d0b220d184d0bclr10748-stranica-9.html
  • college.bystrickaya.ru/3-trebovaniya-k-soderzhaniyu-i-sostavu-zayavki-na-uchastie-v-aukcione-2010-g-dokumentaciya-ob-otkritom-aukcione-v.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/malahov-gennadij-celitelnie-sili-tom1.html
  • desk.bystrickaya.ru/perevod-s-anglijskogo-o-kutuminoj-oformlenie-v-osipyana-stranica-6.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sushnost-pozicionirovaniya-tovara-na-rinke-sbita.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-4-makroekonomicheskaya-nestabilnost-bezrabotica-i-inflyaciya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primer-2-model-osvesheniya-opengl-grafiki-i-multimedia.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-marketing-specialnost-080801-65-prikladnaya-informatika-po-oblastyam.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovoditel-diplomnogo-proekta-io-familiya-metodicheskie-ukazaniya-k-diplomnomu-proektirovaniyu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-sluzhbi-zdravoohraneniya-ssha-i-amerikanskogo-obshestva-infekcionistov-1999g-sluzhba-zdravoohraneniya-ssha-i-amerikanskoe-obshestvo-infekcionistov-stranica-19.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svoj-hiddink-nuzhen-kazhdomu-iz-nas-rabiner-i-r-12-euro-2008-bronzovaya-skazka-rossii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/redakcionno-izdatelskim-sovetom-tomskogo-politehnicheskogo-universiteta-izdatelstvo-tomskogo-politehnicheskogo-universiteta-2011-681-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-ee-veshej-togda-blavatskaya-obratila-svoj-vzor-na-yuzhnuyu-ameriku-ona-sto-velikih-prorokov-i-verouchitelej.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kursa-literatura-krasnoyarskogo-kraya.html
  • education.bystrickaya.ru/194-zaklyuchenie-konspekt-lekcij-po-kursu-bazi-dannih.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rabota-s-excel-priyomi-oformleniya-dokumenta-otchyota.html
  • turn.bystrickaya.ru/osobennosti-ekvivalentnoj-sootnositelnosti-ekonomicheskih-terminov-anglijskogo-i-russkogo-yazikov-na-materiale-terminologii-upravlenie-personalom.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raskritie-haraktera-makki-r-ml5-istoriya-na-million-dollarov-master-klass-dlya-scenaristov-pisatelej-i-ne-tolko.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-razvitie-vodohozyajstvennogo-kompleksa-rossijskoj-federacii-v-2012-2020-godah-pasport.html
  • bystrickaya.ru/zayavka-sovmestnogo-evropejskogo-proekta-chast-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/t-m-shadonova-rabochaya-tetrad-po-regionalnoj-ekonomike.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-10-biznes-planirovanie-turistskoj-deyatelnosti-cel-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-predprinimatelstvo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-postroeniyu-modelej-portfolio-vipusknikov-osnovnoj-shkoli-metodicheskie-rekomendacii-po-vvedeniyu-predprofilnoj-podgotovki-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-tambovskoj-oblasti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.