Доклад на тему: «Расширение и укрепление межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
.RU

Доклад на тему: «Расширение и укрепление межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»


Доклад на тему:


«Расширение и укрепление межпредметных

связей в учебно-воспитательном процессе начальной школы».


Выполнила: Лунёва Т.И.,

учитель начальных классов,
МОУ СОШ с. Ленино.


План.


  1. Интеграция как процесс сближения и связи наук.




  1. Интеграция обучения и воспитания в начальной школе.




  1. Возможности осуществления взаимосвязи различных уроков.




  1. Интеграция как процесс сближения и связи наук.

Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция также – средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. В первую очередь она призвана заполнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний, установить существующие связи между ними.

Интеграция направлена на развитие эрудиции учащихся, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.

В качестве психологических основ процесса интеграции школьного обучения могут быть использованы идеи психолога Ю.А. Самарина об ассоциативном мышлении. Суть этих идей состоит в том, что любые знаний есть ассоциация, а система знаний – это система ассоциаций.

Ю.А. Самарин выделяет следующие виды ассоциаций: локальные, частносистемные, внутрисистемные и межсистемные, и классифицирует уровни умственной деятельности в зависимости от характера объединения ассоциаций в системы соответствующего уровня. Простейшей нервной связью, образующей элементарные знания о предмете или явлении, является локальная ассоциация. Эта связь относительно изолирована (т.к. не соотносится с другими знаниями), поэтому может обеспечить лишь элементарную умственную деятельность. Она характерна для младшего школьного возраста. Частносистемные ассоциации – это простейшие системные ассоциации. Они возникают на основе обучения отдельной (частной) темы или какого-либо предмета, явления. Познание отдельных предметов, явлений сопровождается отбором новых фактов и понятий, сравнением их с уже имеющимися.

Происходит простейшее обобщение знаний, но полученное знание еще не соотносится со смежным знанием. На этом уровне возникает аналитико-синтетическая деятельность учащихся. Внутрисистемные ассоциации обеспечивают познания учащимися целостных систем знаний (физической, химической, биологической и др.). Происходит широкое использование знаний в пределах изучаемого предмета, так как внутрисистемные ассоциации отражают причинно-следственные, временные, пространственные количественные и другие связи. Межпредметные ассоциации являются высшей степенью умственной деятельности. Они объединяют разные системы знаний, обобщают их, дают возможность познать явление или процесс в его многообразии.


^ 2. Интеграция обучения и воспитания в начальной школе.

Идея интеграции обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Общеобразовательный характер школьного обучения также направлен на обеспечение элементарной образованности и воспитанности у выпускников школ независимо от будущей трудовой деятельность.

Традиционное разделение содержания школьного обучения на отдельные автономные учебные предметы вызвано стремлением дать школьнику более обстоятельную подготовку по той или иной учебной дисциплине, с тем, чтобы при завершении обучения каждый учащийся, имея хорошее представление о частном, имел бы общее представление в целом. Поэтому-то столь важным для традиционной методики является реализация принципа межпредметных и внутрипредметных связей. Однако практика обучения показывает, сколь трудно осуществить эти связи в реальности, как часто школьник «за деревьями не видит леса». Более того, обладая различными способами к изучению того или иного учебного предмета (что вполне естественно для ребенка), школьник не в состоянии постичь целое при наличии пробелов в тех или иных деталях.

Нарастающий поток общественной, научной и технической информации при традиционных способах отбора содержания обучения неизбежно влияет на него, часто усложняет содержание, нарушает стабильность, приводит к перегрузке учащихся учебной информацией, не имеющей общеобразовательного значения. В этих условиях правомерны попытки нетрадиционного решения проблемы, обновления содержания обучения и воспитания, которые многие педагоги-исследователи и новаторы-практики начинают искать на путях «межпредметной интеграции». И естественно, что интеграцию обучения пытаются осуществить прежде всего на его первой ступени в начальной школе.

Для этого есть свои доводы, «за» и «против». В числу позитивных факторов можно отнести относительную готовность учителя, ведущего большинство учебных предметов, естественность перехода от целостного семейного или детсадовского воспитания к целостному обучению и воспитанию, опыт изучения в определенной степени интегрированного курса природоведения. Главным же доводом «за» является наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ребенка. По результатам исследования, 20% интеллекта (мыслительных способностей человека) выпускника школы формируется на первом году жизни, 50% - к четырем годам, 80% - к восьми годам и 90% - к тринадцати годам.

Негативным фактором для интеграции в начальной школе являются малочисленность учебных предметов, необходимость формирования чрезвычайно важных навыков чтения, письма и счета, трудность в изложении интегрированных уроков так, чтобы детям данного возраста было интересно и понятно.

Не всякое объединение учебных предметов или их составляющих являются их интеграцией. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного курса. Ясно также, что интеграция учебных и внеучебных дисциплин многовариантна; она может быть полной или частичной. Так, одна группа американских педагогов принимает за основу интеграции особенности процесса познания (наблюдение, классификация, использование чисел, измерение, выведение следствий и т.д.), которая иллюстрируется на любой предметной области, связанной с жизнью и деятельностью человека. Другая форма педагогов видит основу интеграции в постепенном объяснении детям устройства вселенной, закономерностей природы и общества, при котором используются те или иные предметные сведения. При этом предполагается, что интегрированный характер обучения имеет место, начиная с первого до последнего класса основной школы.

Трудно представить себе, что столь революционные интеграции обучения проникнут в школу ближайшего будущего, хотя бы потому, что понадобиться обучить целое поколение учителей, способных преподавать такие курсы. По-видимому, начинать реализацию идей интеграции в начальной школе следует достаточно осторожно. Полезно при этом вспомнить высказывания великого педагога XVII в. Я.А. Коменского о том, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным детям сведениям, основанных на интересах детей. При этом следует объяснять увлекательно, почти играя, «в четверть часа» (чтобы не наскучить). Школа, по мысли Я.А. Коменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучения, обсуждение, экспериментирование. Этой цели, прежде всего, и должны способствовать учебные курсы, формы и методы обучения.

В настоящее время используются различные способы интеграции. Это, прежде всего, объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет. Характерной чертой начальной школы большинства зарубежных стран стало обучение по интегрированным курсам. Так, чтение, письмо, устная речь объединены в «искусство языка», сведения по истории, географии, граждановедению – в обществоведение, сведения по физике, химии, биологии – в естествознание и т.п. .Итак, опыт ряда стран показывает, что на современном этапе развития образования наиболее принятой формой интеграции стало создание интегрированных курсов. Казалось бы, найден способ постижения нужной целостности, системности изучаемых в школе знаний. Но сразу же возникает серьезный вопрос о том, какой учитель сможет этот курс практически вести. Само создание таких учебных курсов потребует разносторонне квалифицированного коллектива авторов. Его же преподавание требует не только высочайшей квалификации, но и весьма широкой эрудиции. Кто подготовит такого учителя? Кто заинтересует морально и материально учителя, ведущего такой сложный многопредметный учебный курс? Пока эти вопросы не будут решены, этот способ интеграции реальных сдвигов не принесет.

В начальной школе роль интегрирующего звена осуществляет сам учитель, который обучает детей всему. В меру своих сил и возможностей он реализует эту функцию. Думается, что к способам интеграции можно отнести и обучение по принципу «один учитель», когда один учитель преподает в младших классах. Различные способы осуществления интеграции не могут быть абстрактно хорошими или плохими. Суть проблемы заключается в том, чтобы не отвергать один из них и применять другой, а ввести систему интеграционных мер с учетом возрастных (физиологических и психологических) особенностей учащихся всех уровней образования. Такая постановка проблемы должна удовлетворить признанному многими факту, что интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности.

Введение интегрированной системы, не отвергающей дифференциацию в обучении, а дополняющую ее, может в большей степени, чем традиционное предметное обучение способствовать воспитанию широко-эрудированного молодого человека, обладающего целостным мировоззрением, способного самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Интеграция в начальной школе должна иметь количественный характер – «немного обо всем». Это значит, что дети получают все новые и новые (знания, представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний, двигаясь в познании по спирали).

Психологическая основа этого вида интеграций – существование локальной ассоциации, характерной для младшего школьного возраста и возможность формирования частносистемных ассоциаций. Международный педагогический опыт показывает, что на сегодняшний день наиболее оправдавшие себя формы интеграции в начальной школе – это интегрированные курсы и осуществление преподавания различных учебных дисциплин одним учителем.


^ 3. Возможности осуществления взаимосвязи различных уроков.

Возможности осуществления взаимосвязи различных уроков достаточно разнообразны. Так, например, программный материал трудового обучения в 1 классе по разделу «Технический труд» уже в начале учебного года позволяет заниматься плоскостным моделированием. Этот материал очень удобен для осуществления прямой связи уроков труда и обучения грамоте. Используя материал плоскостного моделирования и опираясь на изученный материал по букварю, учитель с учениками может составить оригинальную азбуку, рисунки которой составлены из ограниченного количества геометрических фигур.


Такая работа повышает интерес детей к сознательной поисковой работе, активизирует детское творчество, развивает наблюдательность, память, воображение, обогащает словарный запас. НШ №1, 1990г.

Также оправданными видятся попытки включения в процесс овладения учащимися навыками чтения элементов музыки, что способствует лучшему усвоению прочитанного и помогает получению и закреплению новых художественно-образных представлений.

Радость людей, новизна облика природы в связи с появлением снежного покрова (А.С. Пушкин. Отрывок «Зима! Крестьянин, торжествуя…») могут быть лучше прочувствованы при сопровождении их пьесой П.И. Чайковского «На тройке». 2Музыка рисует, будто ты сам на коне летишь», - отмечали дети. В их ответах при разборе произведения Чайковского постоянно цитировались слова и фразы из пушкинского отрывка, что указывает на разумность соседства этих шедевров. НШ №7, 1996г.

При взаимосвязи уроков математики и природоведения появляется возможность повысить воспитательные и развивающие функции как математики, так и природоведения. Используя разные масштабы для составления задач, учащиеся получают не только навыки пользования масштабом, но и приучаются понимать практическое значение потребности выражать меньшие единицы в большие и наоборот (нарисовать в тетради расстояние 860 км, показать стол на плане класса и т.д.).

Задачи на нахождение высоты и протяженности гор, длины рек и глубины морей очень уместны на уроках природоведения при прохождении данных тем, они знакомят детей с числовыми характеристиками географических объектов. Такие задачи очень хорошо показывают практическую сторону математики и делают разнообразными уроки природоведения. НШ № 12 1987 г.

Удачны сочетания уроков истории и математики (4 класс, I-IV), когда с помощью решения задач дети могут прочувствовать величие Москвы, других русских городов, горечь утраты, боль, гордость за нашу армию при решении задач на материале о Великой Отечественной войне.

В заключение хочется сказать, что интегрированные уроки требуют более тщательной подготовки, более тщательного отбора материала, высокой профессиональной подготовки учителя.

ekonomika-i-finansi-informacionnij-byulleten-6-mart-2010-g.html
ekonomika-i-finansi-prezident-i-pravitelstvo-2.html
ekonomika-i-menedzhment-konspekt-lekcij-soderzhit-teoreticheski-obobshennij-material-po-os.html
ekonomika-i-organizaciya-proizvodstva-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
ekonomika-i-sociologiya-truda.html
ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-prirodopolzovaniya-epp-tyumenskij-gosudarstvennij-neftegazovij-universitet.html
  • education.bystrickaya.ru/122-komplektaciya-kommutacionnogo-shkafa-1-sht-dokumentaciya-ob-aukcione-8-soderzhanie-dokumentacii-ob-aukcione.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-i-provedeniyu-dnya-zashiti-detej-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-saratovskoj-oblasti-g-saratov-2007-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-harakteristika-zhenshin-s-diagnozom-i-p-volkov-zam-glavnogo-redaktora.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-uroka-pugovica-kak-dekorativnoe-ukrashenie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nazvanie-informacionnie-tehnologii-v-socialno-ekonomicheskom-i-politicheskom-analize.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-minekonomrazvitiya-rossii-uverena-chto-v-tatarstane-razvivayut-malij-biznes.html
  • control.bystrickaya.ru/dopolnitelnie-kompensacii-dlya-rabotnikov-voprosi-ucheta.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vnyagodinskij-mezhdunarodnij-centr-muzej-imeni-n-k-reriha.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-hat-zhne-oni-trler-sabati-masati-1blmdlk-hat-trlerne-tldk-sipatta-im-beru.html
  • shkola.bystrickaya.ru/organizaciya-selekcionnogo-processa-v-uchhoze-rosha-michurinskogo-rajona.html
  • books.bystrickaya.ru/e-absurd-i-mera-volgogradskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • writing.bystrickaya.ru/ceni-na-toplivo-virvalis-na-svobodu-pervij-kanal-novosti-08-02-2006-kriskevich-vyacheslav-12-00-13.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nedouchennie-uroki-zhizni-globalnimi-i-regionalnimi-processami-socialnogo-i-ekonomicheskogo-razv-itiya-prognozno-analiticheskij.html
  • literature.bystrickaya.ru/cherez-rogovie-vorota-mezhdvuhmiro-v.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trudoemkost-i-byudzhet-vremeni-dlya-napravlenij-podgotovki-magistrov-metodicheskaya-instrukciya-metodika-formirovaniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ugolovno-ispolnitelnoe-pravo-byulleten-novih-postuplenij-za-2008-god.html
  • writing.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-soderzhit-teoreticheski-obobshennij-material-po-os.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-vashemu-vnimaniyu-predstavlyaetsya-dissertacionnaya-rabota-na-temu-regulirovanie-deyatelnosti-insajderov-kak-uslovie-povisheniya-effektivnosti-predprinimatelstva-na-rinke-cennih-bumag.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-x-yubilejnogo-mezhdunarodnogo-seminara-dlya-praktikuyushih-optikov-optometristov-i-oftalmologov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazci-form-dlya-zapolneniya-uchastnikami-konkursa-konkursnaya-komissiya-oao-po-vodokanal.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezultati-finala-konkursa-yunij-znatok-francuzskogo-yazika-14052011.html
  • desk.bystrickaya.ru/ocenochnaya-tablica-po-usloviyam-predlozhenij-posobie-prednaznacheno-dlya-tovarishestv-sobstvennikov-zhilya-i-iniciativnih.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vstrecha-s-amerikanskoj-pisatelnicej-anoj-kastijo-ilimi-i.html
  • spur.bystrickaya.ru/materali-dlya-kompleksno-perevrki-znan-gramatichnogo-materalu-dlya-uchnv-10-klasu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravilnij-podhod-ili-propedevtika-na-vph-andrej-anatolevich-lomachinskij.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-11-dvizhushie-sili-i-subekti-ufa-2006-avtori-fajzullin-f-s-ruk-avtorskogo-kollektiva-eliseev-s-f.html
  • spur.bystrickaya.ru/koncepciya-treninga-lyubaya-situaciya-vedeniya-peregovorov-imeet-dva-vzaimosvyazannih-aspekta-tipichnoe-povtoryayusheesya-v-peregovorah.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prezidium-visshego-arbitrazhnogo-suda-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-23-sentyabrya-2008-g-632708.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-osvoeniyu-disciplini-mezhdunarodnoe-pravo-po-specialnosti-yurisprudenciya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klassifikaciya-i-markirovka-stalej-i-chugunov-primenenie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nikolaj-pryanishnikov-glava-microsoft-v-rossii-rasskazal-o-perspektivah-windows-8-i-skype-novih-windows-phone-otnosheniyah-s-fsb-i-o-tom-pochemu-on-ne-chuvstvuet-izmenenij-v-rossijskom-investicionnom-klimate.html
  • student.bystrickaya.ru/31-kriminalizaciya-hozyajstvennoj-zhizni-i-problemi-ukrepleniya-pravoporyadka-monografiya-moskva-2006.html
  • school.bystrickaya.ru/-32-etnozashitnaya-rol-yazika-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-erevan-izd-vo-ogeban-2000-408-str.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-cel-i-zadachi-izucheniya-disciplini-kurs-istoriya-i-kultura-francii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kabardino-balkarskaya-respublika-respublika-dagestan.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.