.RU

Доклад на тему: «Расширение и укрепление межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»


Доклад на тему:


«Расширение и укрепление межпредметных

связей в учебно-воспитательном процессе начальной школы».


Выполнила: Лунёва Т.И.,

учитель начальных классов,
МОУ СОШ с. Ленино.


План.


  1. Интеграция как процесс сближения и связи наук.




  1. Интеграция обучения и воспитания в начальной школе.




  1. Возможности осуществления взаимосвязи различных уроков.




  1. Интеграция как процесс сближения и связи наук.

Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция также – средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. В первую очередь она призвана заполнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний, установить существующие связи между ними.

Интеграция направлена на развитие эрудиции учащихся, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.

В качестве психологических основ процесса интеграции школьного обучения могут быть использованы идеи психолога Ю.А. Самарина об ассоциативном мышлении. Суть этих идей состоит в том, что любые знаний есть ассоциация, а система знаний – это система ассоциаций.

Ю.А. Самарин выделяет следующие виды ассоциаций: локальные, частносистемные, внутрисистемные и межсистемные, и классифицирует уровни умственной деятельности в зависимости от характера объединения ассоциаций в системы соответствующего уровня. Простейшей нервной связью, образующей элементарные знания о предмете или явлении, является локальная ассоциация. Эта связь относительно изолирована (т.к. не соотносится с другими знаниями), поэтому может обеспечить лишь элементарную умственную деятельность. Она характерна для младшего школьного возраста. Частносистемные ассоциации – это простейшие системные ассоциации. Они возникают на основе обучения отдельной (частной) темы или какого-либо предмета, явления. Познание отдельных предметов, явлений сопровождается отбором новых фактов и понятий, сравнением их с уже имеющимися.

Происходит простейшее обобщение знаний, но полученное знание еще не соотносится со смежным знанием. На этом уровне возникает аналитико-синтетическая деятельность учащихся. Внутрисистемные ассоциации обеспечивают познания учащимися целостных систем знаний (физической, химической, биологической и др.). Происходит широкое использование знаний в пределах изучаемого предмета, так как внутрисистемные ассоциации отражают причинно-следственные, временные, пространственные количественные и другие связи. Межпредметные ассоциации являются высшей степенью умственной деятельности. Они объединяют разные системы знаний, обобщают их, дают возможность познать явление или процесс в его многообразии.


^ 2. Интеграция обучения и воспитания в начальной школе.

Идея интеграции обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Общеобразовательный характер школьного обучения также направлен на обеспечение элементарной образованности и воспитанности у выпускников школ независимо от будущей трудовой деятельность.

Традиционное разделение содержания школьного обучения на отдельные автономные учебные предметы вызвано стремлением дать школьнику более обстоятельную подготовку по той или иной учебной дисциплине, с тем, чтобы при завершении обучения каждый учащийся, имея хорошее представление о частном, имел бы общее представление в целом. Поэтому-то столь важным для традиционной методики является реализация принципа межпредметных и внутрипредметных связей. Однако практика обучения показывает, сколь трудно осуществить эти связи в реальности, как часто школьник «за деревьями не видит леса». Более того, обладая различными способами к изучению того или иного учебного предмета (что вполне естественно для ребенка), школьник не в состоянии постичь целое при наличии пробелов в тех или иных деталях.

Нарастающий поток общественной, научной и технической информации при традиционных способах отбора содержания обучения неизбежно влияет на него, часто усложняет содержание, нарушает стабильность, приводит к перегрузке учащихся учебной информацией, не имеющей общеобразовательного значения. В этих условиях правомерны попытки нетрадиционного решения проблемы, обновления содержания обучения и воспитания, которые многие педагоги-исследователи и новаторы-практики начинают искать на путях «межпредметной интеграции». И естественно, что интеграцию обучения пытаются осуществить прежде всего на его первой ступени в начальной школе.

Для этого есть свои доводы, «за» и «против». В числу позитивных факторов можно отнести относительную готовность учителя, ведущего большинство учебных предметов, естественность перехода от целостного семейного или детсадовского воспитания к целостному обучению и воспитанию, опыт изучения в определенной степени интегрированного курса природоведения. Главным же доводом «за» является наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ребенка. По результатам исследования, 20% интеллекта (мыслительных способностей человека) выпускника школы формируется на первом году жизни, 50% - к четырем годам, 80% - к восьми годам и 90% - к тринадцати годам.

Негативным фактором для интеграции в начальной школе являются малочисленность учебных предметов, необходимость формирования чрезвычайно важных навыков чтения, письма и счета, трудность в изложении интегрированных уроков так, чтобы детям данного возраста было интересно и понятно.

Не всякое объединение учебных предметов или их составляющих являются их интеграцией. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного курса. Ясно также, что интеграция учебных и внеучебных дисциплин многовариантна; она может быть полной или частичной. Так, одна группа американских педагогов принимает за основу интеграции особенности процесса познания (наблюдение, классификация, использование чисел, измерение, выведение следствий и т.д.), которая иллюстрируется на любой предметной области, связанной с жизнью и деятельностью человека. Другая форма педагогов видит основу интеграции в постепенном объяснении детям устройства вселенной, закономерностей природы и общества, при котором используются те или иные предметные сведения. При этом предполагается, что интегрированный характер обучения имеет место, начиная с первого до последнего класса основной школы.

Трудно представить себе, что столь революционные интеграции обучения проникнут в школу ближайшего будущего, хотя бы потому, что понадобиться обучить целое поколение учителей, способных преподавать такие курсы. По-видимому, начинать реализацию идей интеграции в начальной школе следует достаточно осторожно. Полезно при этом вспомнить высказывания великого педагога XVII в. Я.А. Коменского о том, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным детям сведениям, основанных на интересах детей. При этом следует объяснять увлекательно, почти играя, «в четверть часа» (чтобы не наскучить). Школа, по мысли Я.А. Коменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучения, обсуждение, экспериментирование. Этой цели, прежде всего, и должны способствовать учебные курсы, формы и методы обучения.

В настоящее время используются различные способы интеграции. Это, прежде всего, объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет. Характерной чертой начальной школы большинства зарубежных стран стало обучение по интегрированным курсам. Так, чтение, письмо, устная речь объединены в «искусство языка», сведения по истории, географии, граждановедению – в обществоведение, сведения по физике, химии, биологии – в естествознание и т.п. .Итак, опыт ряда стран показывает, что на современном этапе развития образования наиболее принятой формой интеграции стало создание интегрированных курсов. Казалось бы, найден способ постижения нужной целостности, системности изучаемых в школе знаний. Но сразу же возникает серьезный вопрос о том, какой учитель сможет этот курс практически вести. Само создание таких учебных курсов потребует разносторонне квалифицированного коллектива авторов. Его же преподавание требует не только высочайшей квалификации, но и весьма широкой эрудиции. Кто подготовит такого учителя? Кто заинтересует морально и материально учителя, ведущего такой сложный многопредметный учебный курс? Пока эти вопросы не будут решены, этот способ интеграции реальных сдвигов не принесет.

В начальной школе роль интегрирующего звена осуществляет сам учитель, который обучает детей всему. В меру своих сил и возможностей он реализует эту функцию. Думается, что к способам интеграции можно отнести и обучение по принципу «один учитель», когда один учитель преподает в младших классах. Различные способы осуществления интеграции не могут быть абстрактно хорошими или плохими. Суть проблемы заключается в том, чтобы не отвергать один из них и применять другой, а ввести систему интеграционных мер с учетом возрастных (физиологических и психологических) особенностей учащихся всех уровней образования. Такая постановка проблемы должна удовлетворить признанному многими факту, что интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности.

Введение интегрированной системы, не отвергающей дифференциацию в обучении, а дополняющую ее, может в большей степени, чем традиционное предметное обучение способствовать воспитанию широко-эрудированного молодого человека, обладающего целостным мировоззрением, способного самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Интеграция в начальной школе должна иметь количественный характер – «немного обо всем». Это значит, что дети получают все новые и новые (знания, представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний, двигаясь в познании по спирали).

Психологическая основа этого вида интеграций – существование локальной ассоциации, характерной для младшего школьного возраста и возможность формирования частносистемных ассоциаций. Международный педагогический опыт показывает, что на сегодняшний день наиболее оправдавшие себя формы интеграции в начальной школе – это интегрированные курсы и осуществление преподавания различных учебных дисциплин одним учителем.


^ 3. Возможности осуществления взаимосвязи различных уроков.

Возможности осуществления взаимосвязи различных уроков достаточно разнообразны. Так, например, программный материал трудового обучения в 1 классе по разделу «Технический труд» уже в начале учебного года позволяет заниматься плоскостным моделированием. Этот материал очень удобен для осуществления прямой связи уроков труда и обучения грамоте. Используя материал плоскостного моделирования и опираясь на изученный материал по букварю, учитель с учениками может составить оригинальную азбуку, рисунки которой составлены из ограниченного количества геометрических фигур.


Такая работа повышает интерес детей к сознательной поисковой работе, активизирует детское творчество, развивает наблюдательность, память, воображение, обогащает словарный запас. НШ №1, 1990г.

Также оправданными видятся попытки включения в процесс овладения учащимися навыками чтения элементов музыки, что способствует лучшему усвоению прочитанного и помогает получению и закреплению новых художественно-образных представлений.

Радость людей, новизна облика природы в связи с появлением снежного покрова (А.С. Пушкин. Отрывок «Зима! Крестьянин, торжествуя…») могут быть лучше прочувствованы при сопровождении их пьесой П.И. Чайковского «На тройке». 2Музыка рисует, будто ты сам на коне летишь», - отмечали дети. В их ответах при разборе произведения Чайковского постоянно цитировались слова и фразы из пушкинского отрывка, что указывает на разумность соседства этих шедевров. НШ №7, 1996г.

При взаимосвязи уроков математики и природоведения появляется возможность повысить воспитательные и развивающие функции как математики, так и природоведения. Используя разные масштабы для составления задач, учащиеся получают не только навыки пользования масштабом, но и приучаются понимать практическое значение потребности выражать меньшие единицы в большие и наоборот (нарисовать в тетради расстояние 860 км, показать стол на плане класса и т.д.).

Задачи на нахождение высоты и протяженности гор, длины рек и глубины морей очень уместны на уроках природоведения при прохождении данных тем, они знакомят детей с числовыми характеристиками географических объектов. Такие задачи очень хорошо показывают практическую сторону математики и делают разнообразными уроки природоведения. НШ № 12 1987 г.

Удачны сочетания уроков истории и математики (4 класс, I-IV), когда с помощью решения задач дети могут прочувствовать величие Москвы, других русских городов, горечь утраты, боль, гордость за нашу армию при решении задач на материале о Великой Отечественной войне.

В заключение хочется сказать, что интегрированные уроки требуют более тщательной подготовки, более тщательного отбора материала, высокой профессиональной подготовки учителя.

ekonomika-i-finansi-informacionnij-byulleten-6-mart-2010-g.html
ekonomika-i-finansi-prezident-i-pravitelstvo-2.html
ekonomika-i-menedzhment-konspekt-lekcij-soderzhit-teoreticheski-obobshennij-material-po-os.html
ekonomika-i-organizaciya-proizvodstva-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
ekonomika-i-sociologiya-truda.html
ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-prirodopolzovaniya-epp-tyumenskij-gosudarstvennij-neftegazovij-universitet.html
  • studies.bystrickaya.ru/kniga-1-toma-1-i-2-stranica-68.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tezisi-pozvolyayut-raskrit-soderzhanie-voprosa-dat-ego-sut-v-kratkih-formulirovkah-gluboko-razobratsya-v-nyom-proanalizirovat-i-sozdat-vozmozhnost-protivopostavit-svoi-misli-mislyam-drugih.html
  • notebook.bystrickaya.ru/grizlov-byudzhetnie-iniciativi-er-sovpadayut-s-poslaniem-putina-boris-grizlov-monitoring-smi-10-12.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-vseobshej-istorii-istoriya-drevnego-mira-5-a-klass.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolnyaemaya-programma-i-dannie-proeciruemie-na-virtualnoe-adresnoe-prostranstvo-processa-potoki.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posobie-baziruetsya-na-zakonodatelnih-i-normativnih-aktah-rossijskoj-federacii-dejstvuyushih-po-sostoyaniyu-na-1-aprelya-2002-g-stranica-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-prinyat-sessiej-stranica-5.html
  • znanie.bystrickaya.ru/annotaciya-period-zastoya.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-8-organizaciya-vneshnetorgovih-operacij-v-i-fomichev-www-lekcii-at-ua.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-lekcij-po-vnutrennim-boleznyam-i-sestrinskomu-delu-v-terapii-dlya-studentov-iv.html
  • tasks.bystrickaya.ru/27-forma-tekushego-promezhutochnogo-i-itogovogo-kontrolya-uchebno-metodicheskoe-posobie-sankt-peterburg-2005-bbk-73-81-1-z-38.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-notariat-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-avtori-docent-k-yu-n-l-a-prokudina-docent-k-yu-n-i-n-polyakov-docent-suchkova-n-v.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/malie-zhanri-liriki-chast-5.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nalogovoe-pole-predpriyatiya-kak-element-nalogovogo-planirovaniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prirodno-resursnaya-i-ekologicheskaya-politika-ekonomicheskie-mehanizmi-ee-osushestvleniya-v-rossii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-11-vzyatka-garri-potter-i-dari-smerti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mihail-emmanuilovich-posnov-1874-1931-stranica-8.html
  • reading.bystrickaya.ru/loterei-zadachi-po-linejnomu-programmirovaniyu-i-optimizacii.html
  • reading.bystrickaya.ru/massovoe-soznanie-i-politicheskie-partii-rossii-ot-fevralya-k-oktyabryu-1917-g.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-istoriya-i-metodologiya-zarubezhnogo-regionovedeniya-protokol-1-ot-2-sentyabrya-2013-g.html
  • abstract.bystrickaya.ru/33-sovershenstvovanie-sistemnogo-upravleniya-kachestvom-na-primere-predpriyatiya-himicheskoj-otrasli.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-voprosu-o-metodicheskoj-podgotovke-prepodavanie-v-visshej-shkole-refleksiya-i-samoopredelenie-prepodavatelej-vuza.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razdel-iv-obrazci-form-i-dokumentov-dlya-zapolneniya-pretendentami-na-uchastie-na-uchastie-v-otkritom-konkurse.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-po-realizacii-partijnogo-proekta-nacionalnaya-innovacionnaya-sistema-po-sostoyaniyu-na-iyun-2011.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-i-planirovanie-kursovoj-raboti-podbor-literaturi-sostavlenie-i-obsuzhdenie-plana-kursovoj-raboti-s-nauchnim-rukovoditelem-napisanie-kursovoj-raboti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sintaksis-edinici-sintaksisa-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-russkij-yazik-dlya-specialnosti-0312-prepodavanie.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/xii-ij-otkritij-gorodskoj-festival-studencheskih-shkolnih-i-molodezhnih-teatrov-estradnih-miniatyur-stemov-belaya-vorona-sroki-provedeniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-15-trebovaniya-po-obespecheniyu-pozharnoj-bezopasnosti-pravila-pozharnoj-bezopasnosti-v-rossijskoj-federacii-razdel.html
  • education.bystrickaya.ru/1-zertteu-tairibini-zektlg-zhne-oni-zhalpi-ilimi-zhalpi-memlekettk-badarlamalarmen-praktikali-zhne-ilim-men-tehnika-damuini-sranistarimen-bajlanisi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/skazhite-mne-chego-vam-ne-hvataet-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-za-dejstvie-stranica-24.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zagadochnaya-istoriya-grigoriya-perelmana.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-mehanika-zhidkosti-i-gaza-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tarifi-yubilejnie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-po-matematike-avtor-i-i-arginskaya-umk-sistema-l-v-zankova-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.