.RU

Диалектика и ее основные принципы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кафедра гуманитарного образования и социологии

Реферат

по дисциплине «Философия»

на тему:

«Диалектика и ее основные принципы»

2009 г.


Содержание

Введение

1. Концепция развития в диалектической философии и науки

2. Диалектика как наука. Принципы диалектики

2.1Понятие диалектики

2.2 Основные принципы диалектики

3. Объективная и субъективная диалектика

3.1 Проблема истины как предмет субъективной диалектики

Заключение

Список литературы


Введение

В древнегреческом обществе под диалектикой понимали ведение ученой беседы, искусство спора, в ходе которого путем столкновения противоположных мнений достигается истина. Так понимали диалектику элеаты, софисты, Сократ и другие античные мыслители. Так понимали ее и в Средневековье. В этом значении диалектика представляет собой теорию аргументации, как она и трактуется в современной западной литературе. Например, в Краткой философской энциклопедии, базирующейся в основном на материале статей из философских словарей Германии, США и Англии, диалектика определяется как искусство аргументации, наука логики.

В другом значении диалектика — это учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Она также имеет свои корни в античности. Учению материалистов о неизменности бытия Гераклит противопоставил учение текучести. Это был стихийно диалектический взгляд на мир, и диалектику древних как ее первую историческую форму принято называть стихийной.

Диалектические идеи развивались на протяжении всей истории философии. Достаточно вспомнить Н. Кузанского, С. Бруно, Д. Дидро и других мыслителей. Однако наиболее крупный вклад в диалектическую концепцию внесли представители классической немецкой философии, прежде всего Гегель, разра6отавший диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставив диалектику метафизике как антидиалектике. В системе Гегеля весь материальный и духовный мир был представлен в виде процесса — в беспрерывном движении, изменении, развитии в результате борьбы противоположностей. В основу этого процесса было положено духовное начало — абсолютная идея. Гегелевская диалектика была, таким образом, идеалистической по сути. Она рассматривается как вторая историческая форма диалектики.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение понятия диалектики и ее основных принципов, развитие в философии и науки, а так же дать определение понятиям объективная и субъективная диалектика.


1. Концепция развития в диалектической философии и науки

Категорию развития в учебных пособиях, а иногда и в специальных исследованиях обычно определяют как процесс необратимых изменений системы. Для уточнения часто добавляют, что этот процесс состоит в переходе от низшего уровня организации системы к высшему уровню и от простого к сложному.

Как философская концепция идея развития наиболее развернуто была сформулирована Гегелем, но она, как известно, имела идеалистический характер и относилась к развитию объективного духа, абсолютной идеи, существующей независимо от чьего-либо сознания. Если освободить гегелевскую концепцию от весьма сложных спекулятивно-идеалистических формулировок, то ее рациональный смысл сводится к тому, что по законам диалектики развиваются мысль, система идей или теория. Поскольку же между мышлением и бытием в философии Гегеля постулируется тождество, то тем самым законы диалектики оказываются применимыми и к бытию.

Наиболее конструктивным принципом гегелевской диалектики считается знаменитая триада, описывающая общий ход развития мысли. Согласно триаде, развитие начинается с определенного позитивного утверждения, или тезиса. Затем этот тезис подвергается отрицанию, и таким путем возникает антитезис. Наконец, благодаря сопоставлению и объединению тезиса и антитезиса появляется их синтез.

Такая форма развития мысли действительно встречается в познании, в том числе в познании научном. Иллюстрацией может служить развитие учения о природе света, исходным пунктом которого является тезис, что свет представляет собой поток корпускул, или мельчайших частиц, испускаемых светящимся телом. Этот тезис встречается еще в античной науке, но позднее был развит И. Ньютоном в его оптике. Однако уже сам Ньютон сознавал, что явления интерференции и дифракции света требуют иного объяснения. Такое объяснение впоследствии было найдено с помощью представления о свете как волновом процессе, которое выступает как антитезис по отношению к прежнему тезису. Наконец, в наше время свет рассматривается как поток фотонов, т.е. элементарных частиц, которые одновременно обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами. В этом утверждении корпускулярные и волновые свойства света выступают в определенном единстве и поэтому представляют собой синтез тезиса и антитезиса.

Подобных примеров развития мышления через триаду можно найти немало в развитии идей и теорий, но многие критики Гегеля справедливо указывают, что развитие через триаду нельзя считать универсальным даже по отношению к мышлению, не говоря уже о применении его к реальному миру природы и общества.

В отличие от идеалистической диалектики в марксистской философии всегда подчеркивался материалистический характер развития, совершающегося в природе и обществе. Более конкретное представление о процессе развития дается в законе отрицания отрицания, который отображает поступательный характер развития. В качестве геометрического образа для иллюстрации обычно обращались к фигуре спирали, поскольку она показывает поступательное движение по восходящей линии, в котором происходит повторение на более высокой стадии определенных стадий и моментов развития. Именно такая схема служила для пояснения категории развития в природе и обществе, результатом которого является возникновение новых, более сложных структур и систем. Однако обоснование этого закона наталкивалось на недостаток убедительных научных аргументов.

Больше того, гегелевская схема этого закона иногда искусственно накладывалась на развитие природных и общественных явлений. Такой подход присущ, в частности, Ф. Энгельсу, который популяризировал этот закон в целом ряде своих работ. Например, рассматривая развитие растения из ячменного зерна, он, по-видимому, в угоду триадической схеме почему-то ограничивается выделением лишь двух отрицаний. Когда зерно попадет в благоприятные почвенные условия, оно подвергнется первому отрицанию: оно перестанет существовать как зерно, и из него возникает растение. Как только созреют новые ячменные зерна, "стебель отмирает, подвергается в свою очередь отрицанию. Как результат такого "отрицания отрицания" мы здесь имеем снова первоначальное ячменное зерно, но не просто одно зерно, а в десять, двадцать, тридцать раз большее количество зерен". Остается неясным, почему выбраны здесь только два отрицания, а не три или большее число соответственно стадиям развития растения.

Закон перехода количественных изменений в качественные также нуждается в уточнении, так как в идеалистической системе Гегеля речь идет о переходе одной категории в другую: количества в качество и обратно качества в количество. По-видимому, традиционная формулировка несет в себе остаток гегелевского определения количества как внешней, безразличной к качеству определенности, а это создает впечатление об отсутствии изменений при количественном этапе развития. На самом же деле речь должна идти о переходе постепенных изменений в коренные, качественные изменения, ибо постепенность отнюдь не исключает реальных изменений, хотя и другого характера. Другими словами, в этом законе устанавливается различие между количественными и качественными изменениями, переход первых во вторые в определенный момент развития.

Наконец, говоря о противоречиях, необходимо четко отличать противоречия развития от противоречий формально-логических, которые запрещаются логикой. Критики диалектики обычно ссылаются именно на этот аргумент, заявляя, что допущение противоречий приводит к разрушению науки. Следует, однако, не путать формально-логические противоречия с противоречиями развития научного познания. Такие противоречия действительно обнаруживаются в ходе развития науки и выражаются в несоответствии между старыми методами объяснения и вновь открытыми фактами и данными. Когда старые идеи и теории оказываются не в состоянии понять и объяснить новые факты, тогда они приходят в противоречие с ними. Такие противоречия представляют собой проблемы для науки и к их разрешению направлена вся исследовательская деятельность ученых.

Говоря о недостатках диалектической концепции развития, не следует забывать, что она опиралась хотя и на крупные естественно-научные открытия, но совершенные теперь уже свыше столетия назад. Известно, что такими достижениями считались три великих открытия в естествознании. "Первым, из них, - указывал Ф. Энгельс, - было доказательство превращения энергии... так что данному количеству энергии в одной форме всегда соответствует определенное количество энергии в другой форме". "Вторым - хотя по времени более ранним - открытием является создание Шванном и Шлейденом теории клеточного строения живых организмов. Именно из органических клеток, из их размножения и дифференциации возникают и вырастают все организмы, за исключением низших". На вопрос: откуда возникает бесконечное разнообразие таких организмов, дало ответ "третье великое открытие - теория развития, которая в систематическом виде впервые была разработана и обоснована Дарвином".

С того времени, когда были сделаны эти открытия, естествознание добилось новых крупнейших достижений не только во всех этих направлениях исследования, но и во многих других, которые коренным образом изменили наши представления о научной картине мира и оказали существенное влияние на философию и научное мировоззрение. Не вдаваясь в подробное их обсуждение, остановимся лишь на тех, которые непосредственно относятся к трем великим открытиям XIX в. и являются прямым их продолжением.


brajton-london-kembridzh-oksford.html
brak-po-semejnomu-pravu-poryadok-i-usloviya-zaklyucheniya-i-prekrasheniya-braka-chast-2.html
brak-vipusk-14-sentyabr-oktyabr-2003.html
brankovich-avram-1651-1689-krasnaya-kniga-hristianskie-istochniki-o-hazarskom-voprose.html
brat-kon-ukazatel-illyustracij-d-r-j-bokemyul.html
bratec-gaz.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-kazahstan-ot-23-dekabrya-1995-goda-n-2721.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-kak-podelit-vlast-i-polnomochiya-bez-usherba-dlya-biznesa-etim-nado-vospolzovatsya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-2kvalifikaciya-i-podgotovka-personala-tehnicheskij-reglament-ekspluatacii-atomnih-stancij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-8-normativnie-postanovleniya-po-grazhdanskomu-processualnomu-zakonodatelstvu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-stran-dalnego-zarubezhya-rinok-myasa-rf-poluchatel.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-bezopasnosti-na-predpriyatiyah-torfyanoj-promishlennosti-razdel-obshie-polozheniya-stranica-9.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-po-resheniyu-investirovaniya-zhilishnogo-fonda-strani-31-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ris-1-krivaya-ohlazhdeniya-splava-s-214-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-materialovedenie-specialnost.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-anglijskogo-dekadansa-istoki-stanovlenie-samorefleksiya.html
  • school.bystrickaya.ru/finansovie-osnovi-mestnogo-samoupravleniya-po-zakonoproektu-komissii-kozaka-chast-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/disciplina-gse01-inostrannij-yazik-programma-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-uroka-glasnie-v-korne-s-cheredovaniem-triedinaya-cel-uroka-modulnoe-obuchenie-bloki-celej-razvitiya-vospitaniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/themensubthemen-rabochaya-programma-f-tpu-1-2101-disciplini-inostrannij-yazik-v-sfere-professionalnoj-kommunikacii-utverzhdayu.html
  • books.bystrickaya.ru/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-kak-odno-iz-prioritetnih-napravlenij-v-rabote-pedagogicheskoj-akademii-poslediplomnogo-obrazovaniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-5-nacionalnoe-bogatstvo-komi-filial-gou-vpo-kirovskaya-gosudarstvennaya-medicinskaya-akademiya-federalnogo.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-predrassudki-nepriyazn-k-drugim-465-socialnaya-psihologiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stavropolskogo-kraya-postanovlenie-stranica-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/differencialno-diagnosticheskij-oprosnik-igra-prover-svoi-znaniya-professij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-organizacii-obedinennih-nacij-po-naselennim-punktam-distr-general.html
  • bukva.bystrickaya.ru/problema-ansamblya-v-arhitekture-xvii-veka-barokko.html
  • essay.bystrickaya.ru/dominiruyushie-paradigmi-transcendentalizma-v-zapadnoevropejskoj-filosofii-stranica-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izdanie-osushestvleno-v-ramkah-programmi-pushkin-pri-podderzhke-ministerstva-inostrannih-del-francii-i-posolstva-francii-v-rossii-ouvrage-rjalisj-dans-le-cadre-du.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-na-fizik-purpurna-esen-i-chast.html
  • bystrickaya.ru/yagudaev-yu-v-kakie-budut-voprosi-po-povestke-dnya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoreticheskie-napravleniya-psihologicheskom-konsultirovanii-programma-perepodgotovki-po-specialnosti-pedagog-psiholog.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-informaciya-dlya-vseh-rossijskij-komitet.html
  • university.bystrickaya.ru/geroj-teruelya-lukashenko-a-i-dorogami-vozdushnogo-desanta-izd-2-e-dopolnennoe-i-pererabotannoe-m-moskovskij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-state-raskrivayutsya-voprosi-svyazannie-s-konfliktom-interesov-s-uchastiem-voennosluzhashih-sushnost-soderzhanie-vidi-pravovie-osnovi-razresheniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/analz-tehnolog-vigotovlennya-varenih-kovbasnih-virobv-proekt-myasopererobnogo-pdprimstva-potuzhnstyu-3-t-virobv-za-zmnu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostav-rabot-proekta-model-processov-msf-biznes-informatika.html
  • turn.bystrickaya.ru/perevod-g-v-barishnikovoj-stranica-45.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/ajman-sholpan-zhiri-le-lshemne-keler-bolsa-ozi-krpesh-bayan-slu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-moe-otechestvo-po-razvitiyu-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detej-i-molodezhi-na-2011-2012-gg-proektnaya-liniya-.html
  • shkola.bystrickaya.ru/normativnie-akti-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-31-732-22-avgusta-2011-g.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pervaya-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.