.RU

D. Элемент 4. Целенаправленность деятельности - Russian original: english конференция сторон конвенции о биологическом...


^

D. Элемент 4. Целенаправленность деятельности
Оперативная цель

Поддержка разработки национальных планов или стратегий сохранения и устойчивого использования разнообразия опылителей и содействие повышению их приоритетности и включению в секторальные и межсекторальные планы и программы.

Обоснование

В настоящее время многие страны разрабатывают стратегии и планы действий по сохранению биоразнообразия в связи с осуществлением Конвенции о биологическом разнообразии, при этом в большом числе стран уже осуществляется ряд иных стратегий, планов и мер, связанных с сельским хозяйством, окружающей средой и национальным развитием. Решение V/5 Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии нацелено на содействие включению тематики биоразнообразия сельского хозяйства в национальные стратегии и планы действий; включение планов действий по компонентам биоразнообразия сельского хозяйства в секторальные планы развития, связанные с производством продуктов питания, сельским, лесным и рыбным хозяйством, и стимулирование совместной работы и предотвращение дублирования в рамках планов действий по различным компонентам. Сохранение и устойчивое использование опылителей является важным аспектом биоразнообразия сельского хозяйства, и он должен быть интегрирован в процесс повышения приоритетности соответствующей деятельности. Для этого необходимо, кроме того, наличие достоверной и доступной информации, но во многих странах отсутствуют развитые системы информации, связи или раннего оповещения или потенциал, необходимый для устранения выявленных факторов угрозы.
Мероприятия
4.1. Включение проблематики разнообразия опылителей и связанных с ним аспектов биоразнообразия сельского хозяйства, включая разнообразие растений-хозяев, на уровне видов, экосистем и ландшафтов, согласующихся с экосистемным подходом, в стратегии и планы действий по сохранению биоразнообразия и в процессы планирования в сельскохозяйственном секторе.

4.2. Оказание поддержки разработке или адаптации соответствующих систем информации, раннего оповещения и связи, чтобы позволить проведение эффективной оценки положения дел с разнообразием опылителей и факторами угрожающей ему опасности в целях оказания поддержки осуществлению национальных стратегий и планов действий и функционированию соответствующих механизмов реагирования.

4.3 Укрепление национальных учреждений в целях оказания поддержки деятельности в области систематики пчел и других опылителей посредством, среди прочего:

а) проведения оценки национальных таксономических потребностей (что будет содействовать осуществлению мероприятия 1.3);

b) обеспечения непрерывности деятельности по созданию таксономических и справочных коллекций пчел и других опылителей;

с) признания центров передового опыта в области систематики пчел и по мере необходимости создание таких центров;

d) репатриации данных посредством создания потенциала и совместного использования выгод.

4.4 Включение проблематики разнообразия опылителей и связанных с ним аспектов биоразнообразия сельского хозяйства, включая разнообразие растений-хозяев, на уровне видов, экосистем и ландшафтов, согласующихся с экосистемным подходом, в официальные программы обучения на всех уровнях. Включение вопросов опылителей в качестве компонента устойчивого регулирования в учебные программы и планы сельскохозяйственных, биологических и экологических факультетов, а также в программы начальных и средних школ, используя местные примеры и соответствующие примеры других регионов. Стимулирование прикладных исследований по проблеме опыления в сельскохозяйственных экосистемах путем организации обучения аспирантов.
^ Пути и средства
Мероприятия будут в основном осуществляться на национальном уровне посредством укрепления связи, координационных механизмов и процессов планирования, предусматривающих участие всех групп заинтересованных субъектов, при поддержке со стороны международных организаций и механизмов финансирования.

Для создания потенциала на национальном уровне могут понадобиться дополнительные ресурсы.

Разработка таксономических элементов будет также стимулироваться через Глобальную таксономическую инициативу.

Сроки получения ожидаемых результатов

Постепенное укрепление потенциала на национальном уровне для удовлетворения потребностей таксономии, управления информацией, оценки и связи.

Рассмотрение к 2010 году вопроса об опылителях и связанных с ними аспектах биоразнообразия сельского хозяйства, включенных в национальные планы по сохранению биоразнообразия и/или в секторальные планы сельского хозяйства 50 стран.


^ 17. СКВОЗНЫЕ ВОПРОСЫ

17.1. Идентификация, мониторинг, индикаторы и оценки
A. Дальнейшая разработка руководящих принципов по включению
тематики биоразнообразия в законодательства и/или процессы,
регулирующие проведение оценки экологических последствий,
и в стратегическую экологическую оценку
Приводимый ниже проект решения извлечен из пункта 1 рекомендации ВОНТТК VII/10 (приложение I к документу UNEP/CBD/COP/6/4). В пункте 1 a) этой рекомендации ВОНТТК рекомендовал одобрить проект руководящих принципов на основе проекта, приведенного в приложении к этой рекомендации (который приводится в виде приложения к проекту решения), и также рекомендовал, чтобы Конференция Сторон определила пути и средства их дальнейшего развития и корректирования.

Конференция Сторон

1. одобряет проект руководящих принципов по включению тематики биоразнообразия в законодательства и/или процессы, регулирующие проведение оценки экологических последствий, и в стратегическую экологическую оценку на основе проекта, приведенного в приложении к настоящему решению;

2. обращается к Сторонам, другим правительствам и организациям с настоятельным призывом применять руководящие принципы по мере необходимости в рамках осуществления пункта 1 статьи 14 Конвенции и обмениваться опытом, помимо прочего, через механизм посредничества и представление национальных докладов;

3. отмечает, что в программе работы необходимо обращать внимание, в числе прочего, на определение целей, критериев и индикаторов, необходимых для проведения проверок проектов, планов, программ или политики, а также путей и средств, включая привлечение к работе общественности;

4. поручает Исполнительному секретарю обобщить и распространить через механизм посредничества и через другие каналы связи накопленный на сегодняшний день опыт проведения оценки экологических последствий и стратегической экологической оценки, в которых учитываются аспекты биоразнообразия, а также опыт применения Сторонами руководящих принципов; и в свете данной информации подготовить предложения по дальнейшей разработке и уточнению руководящих принципов, особенно в целях включения в них всех этапов процесса оценки экологических последствий и стратегической экологической оценки, с учетом при этом экосистемного подхода (особенно принципов 4, 7 и 8) и представить доклад об этой работе Вспомогательному органу по научным, техническим и технологическим консультациям до восьмого совещания Конференции Сторон.

Кроме всего сказанного выше, ВОНТТК рекомендовал на своем седьмом совещании в пункте 1 с) рекомендации VII/10, чтобы Конференция Сторон рассмотрела вопрос о том, чтобы в программе работы поручить Исполнительному секретарю подготовку для рассмотрения Вспомогательным органом по научным, техническим и технологическим консультациям до седьмого совещания Конференции Сторон программу работы в сотрудничестве с Международной ассоциацией по проведению оценок воздействия и с другими соответствующими организациями, включая региональные/международные инициативы, такие как Конвенция по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, Директивы Европейского союза, касающиеся мест обитания, пернатых, экологических оценок и оценок воздействия на окружающую среду последствий реализации определенных планов и программ, Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, и учитывать при этом создание потенциала и накопленный опыт в рамках осуществления тематических программ работы и решения сквозных вопросов в рамках Конвенции о биологическом разнообразии.

На своем шестом совещании в пункте 14 своей рекомендации VI/5 ВОНТТК рекомендовал, чтобы Конференция Сторон рассмотрела на своем шестом совещании вопрос о потребностях в финансовых ресурсах в поддержку процессов оценки в рамках Конвенции, в том числе, посредством предоставления, по мере необходимости, указаний механизму финансирования.

Приложение

^ ПРОЕКТ РУКОВОДЯЩИХ ПРИНЦИПОВ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ ТЕМАТИКИ
БИОРАЗНООБРАЗИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И/ИЛИ ПРОЦЕССЫ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПОСЛЕДСТВИЙ, И В СТРАТЕГИЧЕСКУЮ
^ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ОЦЕНКУ

  1. Для целей настоящих руководящих принципов используются приводимые ниже определения оценки экологических последствий и стратегической экологической оценки:

    a) оценка экологических последствий представляет собой процесс оценки вероятных экологических и взаимосвязанных социально-экономических последствий и воздействия на культуру и здоровье человека, как благоприятных, так и отрицательных, того или иного предлагаемого проекта или разработки. Хотя законодательные подходы и практика не одинаковы в разных странах мира, основные компоненты оценки экологических последствий непременно включают следующие этапы:

      1. отбор на предмет определения, какие из проектов или разработок требуют полного или частичного анализа оценки последствий;

      2. определение предметного охвата для выяснения того, какие вероятные последствия являются значимыми для оценки, а также определения круга полномочий для оценки последствий;

      3. оценка последствий для прогнозирования и определения вероятных экологических последствий реализации предлагаемого проекта или разработки, учитывая взаимосвязанные последствия предложения по проекту и социально-экономические последствия;

      4. определение мер по смягчению последствий (включая прекращение разработки, поиск альтернативных проектных разработок или объектов, которые позволяют избежать последствий, включение защитных мер в проектные решения или обеспечение компенсации за неблагоприятное воздействие);

      5. решение об утверждении или отклонении проекта; и

      6. мониторинг и оценка процесса разработки прогнозируемых последствий и предлагаемых мер по смягчению воздействия для обеспечения оперативного выявления непредвиденных последствий или неэффективных мер по их смягчению и разрешения обнаруженных проблем;

b) стратегическая экологическая оценка представляет собой формализованный, систематический и комплексный процесс выявления и оценки экологических последствий предлагаемой политики, планов или программ, имеющий целью убедиться в том, что они в полной мере включены и надлежащим образом учтены на самых ранних этапах процесса принятия решений наравне с экономическими и социальными аспектами1. По своему характеру стратегическая экологическая оценка охватывает более широкий спектр видов деятельности или более широкую область и часто характеризуется большей продолжительностью, чем оценка экологических последствий проектов. Стратегическая экологическая оценка может применяться ко всему сектору (например, национальная политика в области энергетики) или к географической зоне (например, в контексте программы регионального развития). Основные этапы стратегической экологической оценки аналогичны этапам процедур оценки экологических последствий2, однако различны по предметному охвату. Стратегическая экологическая оценка не подменяет собой или не снижает потребности в проведении оценки экологических последствий на уровне проектов, но может помочь упростить учет экологических аспектов (в том числе биоразнообразия) в процессе принятия решений, что часто приводит к повышению эффективности процесса оценки экологических последствий на уровне проектов.
  1. ^ Цель и подход

  1. Цель настоящего проекта руководящих принципов заключается в том, чтобы представить общие рекомендации по включению аспектов биоразнообразия в новые или уже существующие процедуры оценки экологических последствий, с учетом того, что в существующих процедурах по-разному рассматривается тематика биоразнообразия. Разработан проект механизма учета аспектов биоразнообразия, касающийся этапов отбора и предметного охвата оценки экологических последствий. Потребуется дальнейшее развитие этого механизма для рассмотрения возможностей учета аспектов биоразнообразия на последующих этапах процесса оценки экологических последствий, включая этапы оценки последствий, смягчения, оценки и мониторинга, а также в стратегической экологической оценке.

  2. Отдельные страны могут сами определять этапы процедуры оценки в соответствии со своими потребностями и необходимыми условиями в рамках организационных и правовых систем. Для обеспечения эффективности процесса оценки экологических последствий его следует в полной мере включать в существующие законные процессы планирования, а не рассматривать его в качестве «добавочного» процесса.

  3. Предварительным условием является полное включение концепции биологического разнообразия, принятой в Конвенции о биологическом разнообразии, в определение понятия «окружающая среда», использующееся в законодательстве и административной деятельности того или иного государства, с тем чтобы растения, животные и микроорганизмы рассматривались на генетическом уровне, на уровне вида/сообщества и экосистемы/места обитания, а также с точки зрения структуры и функции экосистемы.

  4. Что касается аспектов биоразнообразия, то экосистемный подход, предложенный в решении V/6 Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии и учитывающий любые последующие уточнения концепции в рамках Конвенции, представляет собой отвечающий всем требованиям механизм оценки планируемых действий и политики. В соответствии с таким подходом необходимо определить надлежащие временные и пространственные границы проблем, а также функции биоразнообразия и их материальную и нематериальную ценность для человека, на которую может повлиять предполагаемый проект или политика, характер адаптивных мер по смягчению последствий и необходимость участия субъектов деятельности в процессе принятия решений.

  5. Процедуры оценки экологических последствий должны опираться на другие значимые национальные, региональные и международные правовые акты, нормативы, руководящие принципы и иные политические документы, такие как документы, касающиеся национальных стратегий и планов действий по сохранению биоразнообразия, Конвенция о биологическом разнообразии и связанные с биоразнообразием конвенции и соглашения, в частности, СИТЕС, Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных и связанные с ней субрегиональные соглашения, Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, Конвенция по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте; Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву; Директивы Европейского союза по оценке экологических последствий, Протокол о защите Средиземного моря от загрязнения из береговых источников.

  6. Следует рассмотреть вопрос о более эффективной интеграции национальных стратегий и планов действий по сохранению биоразнообразия и национальных стратегий по развитию, используя стратегическую экономическую оценку в качестве средства для достижения такой интеграции, чтобы содействовать определению целей чистого сохранения посредством национальных стратегий и планов действий по сохранению биоразнообразия и использования этих целей для проверки и установлении целей оценки воздействия на окружающую среду и для разработки мер по смягчению последствий.
^ 2. Аспекты биоразнообразия на различных этапах оценки экологических последствий a) Отбор

  1. Отбор призван установить, для какого из проектов должна проводиться оценка последствий, чтобы исключить те проекты, которые вряд ли окажут вредное воздействие на окружающую среду, и определить требуемый уровень экологической оценки. Если критерии отбора не включают показателей биоразнообразия, существует риск пропустить проекты с возможными существенными последствиями для биоразнообразия.

  2. Поскольку юридическое требование проведения оценки экологических последствий на экологических основаниях не гарантирует учета аспектов биологического разнообразия, следует рассмотреть вопрос о включении критериев биоразнообразия в существующие или новые критерии отбора.

  3. К существующим механизмам отбора относятся:

a) перечни положительных заключений с указанием проектов, требующих проведения оценки экологических последствий. В некоторых странах используются (или использовались) перечни отрицательных заключений, в которые включались проекты, не требующие ОЭП. Такие перечни должны быть пересмотрены с точки зрения включения в них аспектов биоразнообразия;

b) экспертная оценка (с ограниченным анализом или без него, который иногда называют «первичной экологической оценкой» или «предварительной экологической оценкой»); и

c) сочетание перечня положительных заключений и экспертной оценки; для некоторых видов деятельности более целесообразно проведение оценки экологических последствий, в других случаях для того, чтобы выяснить, насколько необходима оценка экологических последствий, может понадобиться мнение экспертов.

  1. Выводы отбора могут быть следующими:

a) оценка экологических последствий необходима,

b) i) достаточно провести ограниченный экологический анализ, поскольку ожидается, что экологические последствия будут ограниченными по своим масштабам; выводы отбора основываются на наборе критериев, устанавливающих количественные нормы или предельные значения;

ii) по-прежнему неясно, требуется ли оценка экологических последствий, в связи с этим необходимо провести исходный экологический анализ, чтобы определить, требует ли проект или не требует проведения оценки экологических последствий; и

c) проект не требует проведения оценки экологических последствий.

  1. Каким образом применяются данные руководящие принципы отбора?

a) Страны, применяющие перечень положительных заключений, в котором указаны проекты, требующие проведения оценки экологических последствий, должны использовать руководящие указания, содержащиеся ниже, в добавлениях 1 и 2, при пересмотре своих перечней с точки зрения аспектов биологического разнообразия. При необходимости можно скорректировать существующий перечень за счет оценок вероятного воздействия различных категорий деятельности на биологическое разнообразие;

b) в странах, где основой отбора являются экспертные оценки, решения по результатам отбора принимают специалисты, для чего часто используются «мини-оценки экологических последствий». Настоящие руководящие принципы, добавления к ним и другие руководящие принципы обеспечивают экспертов средствами для выработки обоснованного, прозрачного и согласованного решения по результатам отбора. Кроме того, в состав групп экспертов должны входить специалисты с опытом работы в области биоразнообразия;

c) в странах, где в основу отбора положено сочетание перечня положительных заключений и экспертной оценки, тематические или секторальные руководящие принципы, учитывающие специфику стран, которые часто содержат количественные нормы или пороговые значения, помогают ответственным лицам сформулировать обоснованное и продуманное решение. Тематические руководящие принципы для биоразнообразия3 можно разработать, но необходимо для этого пересмотреть руководящие принципы для секторов с учетом аспектов биоразнообразия.

^ Критерии отбора

  1. Критерии отбора могут быть связаны с i) категориями деятельности, в том числе предусматривать пороговые значения, определяющие масштабы деятельности и/или зоны вмешательства, продолжительность и периодичность деятельности, или с ii) масштабом биофизических изменений, вызванных такой деятельностью, или с iii) картами, на которых указаны важные для биоразнообразия зоны со специальным правовым статусом или зоны, имеющие высокую ценность с точки зрения биоразнообразия и эндемизма, видовая структура, зоны размножения или ареалы обитания видов, имеющих высокую генетическую ценность.

  2. Определение норм или пороговых значений отчасти является техническим, а отчасти - политическим процессом, результаты которого могут различаться для разных стран и экосистем. Технический процесс должен по крайней мере описывать:

a) категории деятельности, которые могут оказывать влияние на биологическое разнообразие, и прямые и косвенные биофизические изменения, которые, вероятно, явятся результатом такой деятельности, с учетом следующих характеристик: вид или характер деятельности, масштабы, широта распространения/расположение, сроки, продолжительность, обратимость/необратимость, вероятность и значимость; возможность взаимодействия с другими видами деятельности или последствиями;

b) зону влияния. Зная о биофизических изменениях, которые возникают в результате такой деятельности, можно моделировать или прогнозировать ожидаемую область влияния этих изменений, в том числе вероятность внешних эффектов;

c) карты биоразнообразия, на которых указаны экосистемы и/или характер землепользования и их используемая и неиспользуемая ценность (представлены используемые и неиспользуемые ценности биоразнообразия).

  1. Процесс разработки национальной стратегии и плана действий по сохранению биоразнообразия может быть источником ценной информации, такой как приоритеты и цели сохранения, которые могут определять направление дальнейшей разработки критериев отбора оценки экологических последствий4. Ниже, в добавлении 2, приводится общий перечень критериев, который предлагается в качестве практического стандарта для дальнейшей разработки критериев на уровне отдельных стран.

^ Вопросы, связанные с отбором

  1. Учитывая цели Конвенции о биологическом разнообразии, в частности, сохранение, устойчивое использование и использование на справедливой и равной основе выгод, получаемых благодаря биологическому разнообразию, в процессе оценки экологических последствий необходимо дать ответ на следующие фундаментальные вопросы:

a) Влияет ли предполагаемая деятельность на физическое окружение таким образом, или влечет ли за собой такую биологическую утрату, что в результате происходит изменение вероятности исчезновения культурных сортов растений, разновидностей, популяций видов или вероятности гибели ареалов обитания или экосистем?

b) Приводит ли предполагаемая деятельность к превышению максимального уровня устойчиво извлекаемой продукции, потенциальной емкости ареала обитания/экосистемы или максимально и минимально5 допустимого уровня нарушения состояния ресурса, популяции или экосистемы?

c) Приводит ли предполагаемая деятельность к изменениям в доступе и правах на биологические ресурсы?

  1. Чтобы упростить разработку критериев, перечисленные выше вопросы были сгруппированы по трем категориям разнообразия, приведенным ниже, в добавлении 1.
^ b) Предметный охват

  1. Предметный охват позволяет сосредоточить внимание на основных вопросах, значимость которых была признана на этапе отбора. Этот этап требуется, чтобы установить круг полномочий (иногда называемый руководящими принципами) оценки экологических последствий. Предметный охват также позволяет компетентному органу (или экспертам по оценке экологических последствий в тех странах, где предметный охват проводится на добровольной основе:

a) указать аналитическим группам на важные вопросы и нуждающиеся в оценке альтернативные варианты, разъяснить, каким образом они должны рассматриваться (методы прогнозирования и анализа, глубина анализа), и установить руководящие принципы и критерии оценки;

b) обеспечить возможность учета интересов субъектов деятельности при проведении оценки экологических последствий;

c) сделать итоговую оценку экологических последствий полезной для лица, принимающего решения, и понятной для общественности.

  1. На этапе предметного охвата могут быть выявлены перспективные альтернативные варианты для более глубокого рассмотрения в процессе анализа оценки экологических последствий.

  2. Приведенная ниже последовательность шагов представляет собой пример итеративного механизма предметного охвата, оценки последствий и анализа мер по смягчению, который должен реализовываться на основе имеющейся информации и уровня знаний субъектов деятельности:

    a) описать тип проекта, его характер, масштабы, месторасположение, сроки, продолжительность и периодичность;

    b) описать ожидаемые биофизические изменения почвы, воды, воздуха, флоры и фауны;

    c) описать биофизические изменения в результате процессов социальных перемен, вытекающих из реализации предлагаемого проекта;

    d) определить пространственные и временные масштабы влияния каждого биофизического изменения;

    e) описать экосистемы и формы землепользования, на которые могут воздействовать перечисленные биофизические изменения;

    f) для каждой экосистемы или формы землепользования выяснить, влияют ли биофизические изменения на одну из следующих составляющих биологического разнообразия: состав (что сюда входит), временную/пространственную структуру (каким образом отдельные составляющие биоразнообразия организованы во времени и пространстве) или ключевые процессы (как формируется и/или поддерживается биоразнообразие);

    g) совместно с субъектами деятельности определить существующие и потенциальные функции использования, функции неиспользования и прочие долгосрочные менее осязаемые выгоды от биологического разнообразия, обеспечиваемые за счет экосистем или форм землепользования, и установить ценность таких функций для общества (см. ориентировочный перечень функций в добавлении 3);

    h) определить, на какие из этих функций предлагаемый проект окажет существенное воздействие с учетом мер по смягчению последствий;

    i) для каждого альтернативного варианта определить меры по смягчению и/или компенсации, с тем чтобы предотвратить ожидаемые последствия, максимально уменьшить или компенсировать их;

    j) с помощью контрольного перечня по биоразнообразию для предметного охвата оценки экологических последствий (см. ниже, добавление 4) выяснить, какие аспекты будут являться источником информации, имеющей существенное значение для принятия решений, и могут анализироваться с практических позиций;

    k) подготовить информацию о серьезности последствий, то есть взвесить с помощью коэффициентов ожидаемые последствия рассматриваемых альтернативных вариантов. Сравнить ожидаемые последствия с эталонной ситуацией (исходное состояние), в качестве которой могут использоваться текущее положение, положение в прошлом или ситуация, взятая в качестве внешнего эталона;

    l) выявить, какие необходимо провести обследования для сбора, по мере необходимости, комплексной информации о биологическом разнообразии в пострадавшем районе.

  1. Ожидаемые последствия предлагаемого вида деятельности, в том числе и выявленные альтернативные варианты, следует сравнить с выбранной эталонной ситуацией и независимым ходом развития (с тем, что произойдет с биоразнообразием со временем, если проект не будет реализован). Необходимо осознавать, что и отсутствие каких бы то ни было действий может в некоторых случаях также приводить к существенным негативным воздействиям на биологическое разнообразие, которые иногда могут быть даже более серьезными, чем те, которые являются результатом предлагаемой деятельности (например, проекты по борьбе с деградацией).

  2. В настоящее время критерии оценки биологического разнообразия, в особенности на уровне экосистем, недостаточно развиты и требуют серьезного внимания при разработке механизмов включения аспектов биоразнообразия в оценки экологических последствий на уровне отдельных стран.
^ c) Анализ последствий и оценка

  1. Оценка экологических последствий должна представлять собой итеративный процесс оценки последствий, пересмотра альтернативных вариантов и сравнения. Основные задачи анализа и оценки последствий включают:

    a) совершенствование представлений о характере возможных последствий, выявленных в процессе отбора и предметного охвата и описанных в круге полномочий. Сюда входит идентификация косвенных и кумулятивных последствий, а также их вероятных причин (анализ и оценка последствий). Важным элементом на данном этапе может быть определение и описание существенных для принятия решений критериев;

    b) анализ и пересмотр альтернативных вариантов; рассмотрение мер по смягчению последствий; планирование управления последствиями; оценка последствий и сравнение альтернативных вариантов; и

    c) изложение результатов исследования в отчете об экологических последствиях.

  1. Оценка последствий обычно включает подробный анализ их характера, масштабов, степени распространения и воздействия, а также оценку их значимости, то есть того, приемлемы ли эти последствия для субъектов деятельности, нуждаются ли они в смягчении или являются совершено неприемлемыми. Имеющиеся данные о биоразнообразии, как правило, ограничены и носят описательный и характер, и не могут составлять основу для численных прогнозов. Необходимо разработать или сформулировать критерии биоразнообразия для оценки последствий и подготовить точные стандарты или цели, по отношению к которым может определяться значимость конкретных последствий. В качестве рекомендаций по разработке таких критериев могут использоваться приоритеты и цели, установленные в рамках национальной стратегии и плана действий по сохранению биоразнообразия. Необходимо будет разработать средства для устранения неопределенности, включая критерии использования методов оценки риска, осмотрительного подхода и гибкого управления.
^ d) Рассмотрение мер по смягчению последствий

  1. Если в процессе оценки последствия признаны значительными, следующим этапом должно стать предложение мер по их смягчению, теоретически увязанных в «план управления природопользованием». Целью смягчения последствий в ОЭП является поиск оптимальных путей проведения работ в рамках проекта, с тем чтобы исключить негативные последствия этой деятельности или уменьшить их до приемлемых уровней и усилить положительные воздействия на окружающую среду, а также обеспечить гарантии того, что ни общество, ни отдельные лица не несли затрат, превышающих приходящиеся на их долю выгоды. Меры по исправлению положения могут приобретать различные формы, то есть предотвращение (или предупреждение), смягчение (в том числе восстановление и реабилитация зон) и компенсация (часто связанная с остаточными последствиями после предотвращения и смягчения последствий).
^ e) Отчетность: отчет об экологических последствиях (ОЭП)

  1. Отчет об экологических последствиях призван оказать содействие: i) заявителям проекта в планировании, разработке и внедрении проектов таким образом, чтобы исключить или свести к минимуму негативное воздействие на биофизическое и социально-экономическое окружение, а также обеспечить максимальную выгоду для всех сторон при наибольшей экономической эффективности; ii) правительствам или компетентным органам - для принятия решения об утверждении проекта и формулирования условий, которые должны быть соблюдены при его реализации, а также iii) общественности - для осмысления проекта и его последствий для общества и окружающей среды и предоставления возможности высказывать замечания по поводу предлагаемых мероприятий для передачи их на рассмотрение лицам, принимающих решения. Некоторые неблагоприятные последствия могут иметь широкий диапазон воздействия, и их влияние может выходить за пределы конкретных ареалов обитания/экосистем или национальных границ. Поэтому в планах управления природопользованием и стратегиях, отраженных в отчете об экологических последствиях, региональные и трансграничные последствия должны рассматриваться на основе экосистемного подхода.
f) Обзор

  1. Цель проведения обзора отчета об экологических последствиях заключается в том, чтобы удостовериться, что у лиц, принимающих решения, имеется достаточно информации, относящейся к ключевым проблемам и точной с научной и технической точек зрения, а также установить, насколько приемлемыми являются вероятные последствия в экологическом отношении и соблюдены ли в проекте соответствующие стандарты и политические принципы или, при отсутствия официальных норм, стандарты рациональных методов. В ходе анализа необходимо также установить, насколько полно выявлены все значимые последствия предлагаемой деятельности и учтены ли они должным образом в оценке экологических последствий. Для этого к анализу следует привлечь экспертов по биоразнообразию и подготовить и распространить информацию в отношении официальных стандартов и/или стандартов надлежащей практики.

  2. Участие общественности, в том числе групп меньшинств (женщин, бедных слоев населения, коренных и этнических меньшинств), важно на различных этапах процесса оценки экологических последствий, и в особенности на данной стадии. Соображения и замечания всех субъектов деятельности рассматриваются и включаются в итоговый доклад, который направляется лицам, принимающим решения. Такой процесс позволяет обеспечить ответственность за реализацию проекта на местном уровне и будет содействовать лучшему понимаю соответствующих вопросов и проблем.

  3. В ходе анализа необходимо также удостовериться в том, что представленной в отчете об экологических последствиях информации достаточно, чтобы принимающее решения лицо могло определить, соответствует ли или противоречит данный проект целям Конвенции о биологическом разнообразии.
^ g) Процесс принятия решений

  1. На протяжении всего процесса оценки экологических последствий принимаются последовательные решения: начиная с решений на этапах отбора и предметного охвата в ходе сбора и анализа данных, до выбора между альтернативными вариантами и мерами по смягчению на этапе прогнозирования последствий, и заканчивая решением об отклонении или утверждении проекта. Во всех этих случаях при принятии решений должны учитываться проблемы биоразнообразия. Это окончательное решение в значительной мере являет собой политический выбор - следует ли продолжать или прекратить реализацию проекта, и при каких условиях. В случае отклонения проект можно пересмотреть и вновь представить на рассмотрение. Желательно, чтобы орган, предлагающий проект, и орган, принимающий решения, были двумя различными органами.

  2. В случаях научной неопределенности относительно риска причинения непоправимого вреда биоразнообразию следует при принятии решений применять осмотрительный подход. По мере ликвидации научной неопределенности можно вносить в решения соответствующие поправки.
^ h) Мониторинг и экологическая ревизия

  1. Мониторинг и ревизия используются для выяснения реальной ситуации после начала реализации проекта. Следует осуществлять мониторинг прогнозируемых последствий для биоразнообразия и эффективности предложенных в оценках экологических последствий мер по смягчению последствий. Надлежащее управление природопользованием должно обеспечивать ограничение масштабов ожидаемых последствий предсказуемыми рамками и ликвидацию непредвиденных последствий до того, как они приведут к осложнениям, и гарантировать получение ожидаемых выгод (или позитивных изменений) по мере реализации проекта. Результаты мониторинга обеспечивают данные для периодического анализа и корректировки планов управления природопользованием, а также для оптимизации мер экологической защиты на всех стадиях разработки и осуществления проекта на основе принципа рациональных методов. Данные по биоразнообразию, полученные в ходе оценок экологических последствий, должны быть доступны и пригодны для использования другими лицами, а также связаны с процессами оценки биоразнообразия, которые разрабатываются и осуществляются в рамках Конвенции о биоразнообразии.

  2. Экологическая ревизия представляет собой независимый анализ и оценку показателей реализации (в прошлом) проекта и является частью оценки плана управления природопользованием, а также обеспечивает принятие решений о проведении ОЭП.
^ 3. Включение аспектов биоразнообразия в стратегическую экологическую оценку

  1. Предложенные руководящие принципы включения аспектов биоразнообразия в ОЭП, применимы и для СЭО с учетом того, что в случае СЭО проблемы биологического разнообразия должны рассматриваться начиная с самых ранних этапов процесса разработки проектов, в том числе и при подготовке новых законодательных и регулирующих механизмов (пункты 1 с) и 2 а) решения V/18), а также на уровне принятия решений и/или планирования охраны окружающей среды (пункт 2 а) решения V/18), и принимая во внимание тот факт, что СЭО по своему характеру относятся к политике и программам, то есть охватывают более широкий диапазон видов деятельности в пределах более обширного района.

  2. Несмотря на то, что стратегическая экологическая оценка не является новым процессом, она используется не столь широко, как оценки экологических последствий. По мере накопления опыта в различных странах может возникнуть необходимость сформулировать более конкретные руководящие принципы включения аспектов биоразнообразия в процесс оценки.
^ 4. Пути и средства a) Создание потенциала

  1. Любая деятельность, направленная на включение аспектов биоразнообразия в национальные системы ОЭП, должна сопровождаться соответствующими действиями по развитию потенциала. Необходим опыт в области таксономии6 и биологии сохранения и традиционные знания, а также опыт местных организаций в сфере методологии, способов и процедур. Теоретически в группы ОЭП должны привлекаться специалисты по экологии с глубокими знаниями соответствующих(ей) экосистем(ы).

  2. Рекомендуется также подготовить предназначенные для специалистов-практиков и экспертов по биоразнообразию учебные семинары по биоразнообразию и проведению ОЭП/СЭО для формирования общих представлений о рассматриваемых проблемах. Необходимо пересмотреть учебные программы школ и университетов, так чтобы они включали материалы по сохранению биоразнообразия, устойчивому развитию и оценке экологических последствий/стратегической экологической оценке.

  3. Соответствующая информация по биоразнообразию должна быть систематизирована в форме регулярно обновляемых и доступных баз данных с использованием списков экспертов по биоразнообразию.
^ b) Законодательные полномочия

  1. Если процедуры оценки экологических последствий и стратегической экологической оценки будут включены в законодательство и будут четко сформулированы требования, обязывающие разработчиков проектов/политики находить максимально надежные с экологической точки зрения и эффективные варианты, которые исключают, уменьшают или смягчают неблагоприятные последствия для биоразнообразия и других областей, это заставит разработчиков на самой ранней стадии использовать методы оценки экологических последствий для совершенствования процедуры разработки до этапа получения согласия на осуществление проекта, а в некоторых случаях - до проведения отбора.
^ c) Участие

  1. Соответствующие субъекты деятельности или их представители, и в особенности коренные или местные общины, должны принимать участие в разработке руководящих принципов или рекомендаций для оценки экологических последствий, а также привлекаться к участию в тех процессах оценки экологических последствий, которые затрагивают их интересы, включая процесс принятия решений.
^ d) Стимулы

  1. В решении III/18 Конференции Сторон по мерам стимулирования отмечается возможная взаимосвязь между оценкой последствий и мерами стимулирования. В пункте 6 указанного решения Конференция Сторон призывает Стороны включить аспекты биоразнообразия в оценку последствий в качестве одного из этапов разработки и внедрения мер стимулирования. Одобрение процесса оценки последствий и его реализация в рамках законодательной системы, особенно в случае его использования на уровне политики, может служить стимулом для охраны, а иногда даже обеспечивать восстановление и реабилитацию биологического разнообразия7. Финансовые или другие стимулы могут также входить в пакет мер, по которым ведутся переговоры в процессе утверждения проекта.
^ e) Сотрудничество

  1. Особое значение имеет сотрудничество на региональном уровне, в том числе в области разработки критериев и индикаторов оценки последствий, а возможно, критериев и индикаторов, которые могут заблаговременно предупреждать о потенциальных угрозах и должным образом разграничивать эффекты антропогенной деятельности и естественных процессов, а для обеспечения региональной совместимости и доступности данных необходимо использование стандартизованных методов сбора, подготовки и обмена информацией. Для распространения руководящих принципов и совместного использования информации, помимо прочего, должен использоваться механизм посредничества Конвенции о биологическом разнообразии.

  2. Во исполнение решения IV/10 C Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии необходимо наладить сотрудничество с другими связанными с биоразнообразием конвенциями, в частности, Рамсарской конвенцией и Конвенцией об охране мигрирующих видов диких животных, которые включают перечни мест обитания и юридически обязательные соглашения по отдельным видам, а также с другими компетентными организациями и ведомствами, что будет способствовать разработке и внедрению любых согласованных руководящих принципов по включению тематики биоразнообразия в оценки экологических последствий и в стратегическую экологическую оценку. Такой совместный подход, воплощенный также в резолюции VII.16 (Рамсарская конвенция и оценка последствий: стратегические, экологические и социальные аспекты) Конференции Сторон Конвенции по водно-болотным угодьям, может повлечь за собой разработку комплексного набора руководящих принципов оценки последствий для конвенций, связанных с биоразнообразием.

  3. Такие интернет-ресурсы, как механизм посредничества Конвенции о биологическом разнообразии, могут способствовать повышению осведомленности о наиболее эффективных имеющихся методах и полезных источниках информации и опыта и должны разрабатываться и использоваться для предоставления информации об оценках экологических последствий и обмена ею.

  4. Существует настоятельная потребность совершенствовать взаимодействие между специалистами-практиками по оценкам экологических последствий и учеными, работающими в сфере биоразнообразия, путем проведения семинаров и оценок в рамках тематических исследований.8

Добавление 1

dannaya-rabota-predstavlyaet-soboj-sistematicheskij-obzor-istorii-drevnej-cerkvi-pomestnih-pravoslavnih-cerkvej-nehalkidonskih-cerkvej-rimo-katolicheskoj-cerkv-stranica-11.html
dannaya-rabota-predstavlyaet-soboj-sistematicheskij-obzor-istorii-drevnej-cerkvi-pomestnih-pravoslavnih-cerkvej-nehalkidonskih-cerkvej-rimo-katolicheskoj-cerkv-stranica-27.html
dannaya-rabota-predstavlyaet-soboj-sistematicheskij-obzor-istorii-drevnej-cerkvi-pomestnih-pravoslavnih-cerkvej-nehalkidonskih-cerkvej-rimo-katolicheskoj-cerkv-stranica-8.html
dannaya-sistema-skidok-rasprostranyaetsya-tolko-na-turi-operatorom-kotorih-yavlyaetsya-kompaniya-bon-voyazh-stranica-5.html
dannaya-tema-yavlyaetsya-aktualnoj-tak-kak-segodnya-v-vek-tehnicheskogo-progressa-v-mire-proishodyat-razlichnogo-roda-avarii-katastrofi-s-gibelyu-lyudej-s.html
dannaya-yubilejnaya-konferenciya-bila-organizovana-oao-arzamasskij-priborostroitelnij-zavod-ooo-npp-ego-g-moskva-i-ooo-pkp-arzamaskranpribor.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-sanitarno-epidemiologicheskomu-nadzoru-za-vodosnabzheniem-voennih-gorodkov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/konstruirovanie-dla-rdtt.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezultati-sudebnoj-reformi-g-d-adeev-g-i-gering-predsedatel-l-a-elovikov-a-i-kazannik-e.html
  • klass.bystrickaya.ru/auditoriya-12-korp-15-i-programma-izdatelstvo-moskovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-lesa-moskva-2010.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-tematicheskij-plan-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan.html
  • crib.bystrickaya.ru/inkassatori-nasmert-sbili-rebenka-tema-vse-novosti-monitoring-i-analiz-smi-v-gorode-kirov-data-10-04-2011.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-15-administrativnie-pravonarusheniya-v-oblasti-kodeksu-rf-ob-administrativnih-pravonarusheniyah.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-zhurnalov-i-sbornikov-dlya-analiticheskoj-rospisi-v-gbu-rf-letopis-zhurnalnih-statej-po-sostoyaniyu-na-10-05-2011-g-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/55-pozharnaya-bezopasnost-vproekte-izlozheni-obshie-svedeniya-ob-lpds-nurlino-neftyanom-predpriyatii-oao-uralsibtransneft.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/variant-2-rabochaya-programma-disciplini-sd-07-03-tehnicheskoe-obsluzhivanie-zdanij-i-sooruzhenij-dlya-specialnosti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochie-programmi-po-discipline-programma-disciplini-dlya-studenta-sillabus-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-stranica-5.html
  • credit.bystrickaya.ru/planeta-znanij.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soyuz-hudozhnikov-rossii.html
  • college.bystrickaya.ru/311-upravlenie-processom-peregovorov-iii-sopostavitelnij-analiz-osobennostej.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovi-vedeniya-delovoj-i-lichnoj-perepiski-na-anglijskom-yazike-tipi-delovih-pisem.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-02-dengi-kredit-banki-dlya-specialnostej-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iv-poryadok-i-formi-kontrolya-ispolneniya-administrativnijreglamen-t-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-transporta.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-po-discipline-bankovskoe-pravo-rossii-federalnoe-agentstvo-morskogo-i-rechnogo-transporta-rf-federalnoe.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xi-kto-ukral-krendeli-lyuis-kerroll.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zejnn-andaj-trler-men-asietter-keles-zhadayattarda-krns-bered.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/variant-2-odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-fakulteta-upravleniya-menedzhment-torgovoj-organizacii-uchebno-metodicheskij.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-8-aprelya-2008-g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kursa-specialnost-ekologiya-fizika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-postavku-literaturi-po-fiziko-matematicheskim-naukam-stranica-5.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtoreferat-razoslan-sentyabrya-2007-g.html
  • bystrickaya.ru/vzyatochnichestvo-i-ego-vidi.html
  • control.bystrickaya.ru/chevrolet-podpisal-pyatiletnij-sponsorskij-kontrakt-s-klubom-manchester-yunajted-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nastennij-gazovij-dvuhkonturnij-kotel-dokumentaciya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predmetnij-ukazatel-k-tomu-1-1995-stranica-11.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strazha-strazha-terri-pratchett.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-i-mif-o-planete-tormans-posvyashaetsya-t-i-efremovoj.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-izuchit-psihologo-pedagogicheskoj-literaturi-izvlechenie-neobhodimogo-materiala-organizovat-nablyudeniya-za-navikami-kulturnogo-povedeniya-v-povsednevnoj-zhizni.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverdit-plan-raboti-soveta-deputatov-mo-vindinoostrovskoe-selskoe-poselenie-na-2012-god-soglasno-prilozheniyu-kontrol-za-ispolneniem-nastoyashego-resheniya-vozlozhit-na-deputata-erina-g-i.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-komediya-v-dvuh-chastyah.html
  • notebook.bystrickaya.ru/infekcionnie-bolezni-novie-medicinskie-izdaniya-ukazatel-knig-postupivshih-v-rnmb-sentyabr-oktyabr-2003-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.