.RU

Человек в мире технологической культуры

Введение

Культура – это характеристика человеческого общества, его людей, его истории. Природа как таковая, природа без человека, лежит вне культуры и ее не знает. За внешним многообразием определений культуры все же обнаруживаются две смысловые доминанты. В узком смысле под культурой понимается совокупность созданных человеком в ходе истории материальных и духовных ценностей, прежде всего его достижений в области искусства, науки и просвещения. Отсюда выводятся и основные формы культуры – материальная, духовная и художественная культура. В широком смысле культура – это форма и способ существования человека; искусственная среда, созданная человеком.[1]

Технологическая культура — это философия нового видения мира. И формирование технологической культуры человека в учебном процессе должно быть связано с проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его культуры: нравственности, разумности и ответственности. Воспитание технологической культуры у подрастающих поколений означает приобщение молодежи ко всем благам человеческой культуры, включая науку, технику,общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности, иначе говоря, ориентировано на человека новой эпохи.

На современном этапе развития общества технологическое образование обращается к народным традициям воспитания подрастающего поколения. Через традиции и обычаи передается историческое наследие народа, понимание самобытности культуры каждой национальности. Актуальность проблемы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении на уроках технологии с учетом регионального компонента, т.е. использовать народные традиции, а такжекраеведческие материалы.

Процесс возрождения и становления национального культурно-исторического наследия различных этносов в России значительно активизировался, наблюдается тенденция повышения интереса к народнымтрадициям с её богатым многовековым опытом воспитания. Считаем, что одним из важнейших средств формирования технологической культуры подрастающего поколения является изучение традиций народов, проживающих в регионе. Оно способствует развитию творческих возможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта народа, выработанного веками. Из обоснованной нами актуальности исследования логически вытекает проблема исследования, которая заключается в особенностях влияния национально – регионального компонента наформирование технологической культуры.[2]


Глава 1 Технологическая трактовка культуры

Технологическая культура — степень технологического совершенства.

В живой природе действия биологических особей являются инстинктивными, то есть предопределены заложенными в них и передающимися биологическим путем по наследству программами. Правда, у высших животных имеются и относительно развитые индивидуальные формы поведения, которые являются результатом индивидуального научения и опыта, но они не прогрессируют, не накапливаются из поколения в поколение. В отличие от этого человеческая деятельность носит надбиологический характер. Люди руководствуются в своих действиях внебиологически выработанными и социально закрепленными средствами и механизмами деятельности, которые и образуют культуру. С этой точки зрения культура представляет своеобразную «технологию человеческой деятельности». Как же возникли эти механизмы?

Трудовая деятельность с помощью искусственных орудий с необходимостью потребовала не только объединения усилий людей и установления между ними упорядоченной системы отношений, но и накопления опыта изготовления и использования орудий труда. Опыт, приобретенный одним поколением, теперь уже не мог оставаться лишь индивидуальным и исчезать вместо с ним. Возникла потребность в формировании принципиально нового механизма наследования, носителем которого стало сообщество индивидов. С другой стороны, сама система отношений в первобытном коллективе, способы его отношения к природе осмысливались и закреплялись с помощью различных установлении, запретов, предписаний и т. д. Все это в совокупности и формировало первобытную культуру. Поэтому можно сказать, что и общественные отношения, и культура не только возникли из одного источника - материально-практического отношения к природе, но и стали необходимой формой деятельности людей.

Надбиологический характер культуры - ее важнейшая особенность. В строгом смысле слова этот подход к культуре является структурно-функциональным. Он может быть весьма полезным для различных конкретных наук, изучающих культуру (например, социологии, этнографии). И недостаток «технологического» понимания культуры не в акцентировании значения механизмов человеческой деятельности, а в том, что такое понимание отвлекается от субъективно-личностной стороны культуры, которая для философской интерпретации последней имеет фундаментальное значение. То, что эта характеристика весьма существенна, становится особенно ясным при рассмотрении соотношения культуры и цивилизации. [3]

Глава 2 Виды культуры

2.1 Технологическая культура

Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.

Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности.

Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.

Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний.[4]

2.2 Человеческое общество

Проявление различных человеческих качеств, способных преобразовывать окружающую среду, улучшать окружающий мир, — это и есть то множество культур, которые воплотились в понятии "технологическая культура". С позиции современных понятий о развитии человеческого общества, в поле зрения которого рациональные способности человека, его творческий подход ко всему, что его окружает, его творческое самовыражение, понятие "технологическая культура" олицетворяет новый слой культуры, указывающий на высокий уровень способностей и научных знаний в осуществлении человеком любого технологического процесса или проекта как в социальной, так и в производственной сферах деятельности.[5]

Глава 3 Система технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе

Одной из важнейших целей системы технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе является воспитание потребности в овладении ими системой научных знаний. На основе научного знания рождаются новые технологии, ведущие к изобилию и процветанию общества. В свою очередь, стандартософия, совместно со стандартизацией должны обеспечить создание и внедрение в практику эффективных инструментов воздействия на производства, на процессы ресурсорасходования и ресурсосбережения, на совершенствование социумов и на защиту сфер существования от всевластия техники.

Непрерывность образования, как явление технологизации общества и распространения научных знаний, стали ведущим фактором развития, расширили сферу применения технологии.

Овладеть технологической культурой в условиях технологического образования означает овладеть функциональными методами и способами усвоения технологических знаний, необходимых во всякой деятельности, т. е. алгоритмом преобразовательной деятельности. Являясь интегративной основой технологического образования, он включает в себя два основных компонента - процесс проектирования и процесс изготовления.

Воспитание технологической культуры человека в учебном процессе связано и с этической проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и ответственности. Технологическая культура — это еще и этика, это новая философия, философия нового видения мира. Стандартософии может стать объединяющей и централизующей усилия наукой об оптимальных взаимодействиях различных аспектов технической цивилизации между собой и с окружающей средой и будет способствовать установлению возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации между собой и с окружающей средой с установлением возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации во взаимосвязи с атмо-, гео-, био- и ноосферами. В свою очередь, стандарт станет документом, систематизирующим знания о действительности, так как гигантские перемены, произошедшие с нашей планетой, со времен каменного века касаются особенно экологии, а в последние десятилетия и биологии. Последствия технологической деятельности человека на планете (например, парниковый эффект, природные катаклизмы, загрязнение водоемов, вследствие разлива нефти и др.) требуют как установления строгих правил, так взвешенных, разумных действий человека.[6]


belgorodskij-gosudarstvennij-tehnologicheskij-rahimbaev-sh-m-d-r-tehn-nauk-prof.html
belgorodskoj-specialnoj-korrekcionnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-internata-26-vida.html
beliche-koleso-dajdzhest-upominaemosti-vuzov.html
belie-i-sinie-dyuma-stranica-36.html
belie-pyatna-centralnih-karakumov-1935-avtor-etoj-knigi-vidnij-sovetskij-geograf-mnogie-godi-rabotal-v-sostave.html
belij-a-dialog-poetov-o-rossii-i-revolyucii-sbornik-a-blok-a-belij-sost-vstup-st-i-komment-m-f-pyanih.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-mr-9.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gastroenterologiya-i-gepatologiya-bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-yanvar-fevral-2008-g.html
  • predmet.bystrickaya.ru/seminara-individualnie-svobodi-v-sfere-trudovih-otnoshenij-vozmozhnosti-dozvoleniya-i-zapreti-vistupila-predstavitelnica-francuzskogo-universiteta-parizh-i-universit-paris-i-professor-m.html
  • tasks.bystrickaya.ru/25-formi-tekushego-kontrolya-uspevaemosti-promezhutochnih-i-itogovih-attestacij-sformirovannosti-dannoj-kompetencii-i-neobhodimie-ocenochnie-sredstva.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-iii-kompozitorskoe-tvorchestvo-monografiya-akademika-mezhdunarodnoj-akademii-yunesko-doktora-psihologicheskih.html
  • reading.bystrickaya.ru/lozovaya-stranica-11.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-28-prestupleniya-protiv-interesov-sluzhbi-v-kommercheskih-i-inih-organizaciyah.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aktivnaya-parametricheskaya-identifikaciya-gaussovskih-stacionarnih-linejnih-diskretnih-sistem-na-osnove-planirovaniya-eksperimenta-v-ustanovivshemsya-rezhime-chubich-vladimir-mihajlovich.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-uchebnikam-g-ya-myakisheva-b-b-buhovceva-n-n-sotskogo-fizika-10-klass-stranica-12.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nalogooblozhenie-unitarnih-i-municipalnih-predpriyatij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-ix-mezhdunarodnoj-konferencii-bezopasnost-aes-i-podgotovka-kadrov-obninsk-1-4-oktyabrya-2007-g.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-atisushilarina-ojilatin-orta-blktlk-talaptar.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-moskva-2003-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-4-kursa-bakalavriata-po-napravleniyam-matematika-prikladnaya-matematika-matematika-kompyuternie-nauki-prikladnaya-matematika-i-informatika.html
  • student.bystrickaya.ru/-51-vspomogatelnij-glagol-haber-prakticheskij-kurs-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-inostrannomu-nemeckomu-yaziku-dlya-5-9-klassov-inzhavino-2010.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-laboratornim-rabotam-po-discipline-stranica-5.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-27-avgust-2011-g-stranica-12.html
  • turn.bystrickaya.ru/osvoenie-kosmosa.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-odo-i-ozo-filologicheskogo-fakulteta-specialnosti-030901-izdatelskoe-delo-i-redaktirovanie.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ugolovnaya-otvetstvennost-za-narushenie-pravil-dorozhnogo-dvizheniya-i-ekspluatacii-transportnih-sredstv.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mif-99-stalin-rodilsya-21-dekabrya-1879-goda-mif-100-stalin-potomu-proyavil-sebya-zlodeem-chto-rodilsya-on-imenno-21-dekabrya-stranica-13.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-pyataya-upravlenie-soboj-kniga-prednaznachena-dlya-teh-kto-stremitsya-ovladet-novoj-unikalnoj-sistemoj-kouchinga.html
  • write.bystrickaya.ru/god-prohozhdeniya-ekspertizi-ob-utverzhdenii-federalnih-perechnej-uchebnikov-rekomendovannih-dopushennih.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-kapitala-kpk.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-podgotovlen-v-sootvetstvii-s-punktom-1-stati-30-zakona-kemerovskoj-oblasti-ob-upolnomochennom-po-pravam-cheloveka-v-kemerovskoj-oblasti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/graficheskie-metodi-analiza-perehodnih-processov-v-nelinejnih-cepyah-lekciya-n-21.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/19-aprelya-2009-g-stranica-6.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/valyutnij-rinok-v-rossii-chast-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sapa-menedzhmentn-zhjes.html
  • studies.bystrickaya.ru/biblioteka-vsemirnoj-literaturi-seriya-pervaya-tom-10-pesn-o-rolande-koronovanie-lyudovika-nimskaya-telega-pesn-o-side-romansero-stranica-5.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-gse-vo-02-professionalnaya-etika-uchebnij-plan.html
  • student.bystrickaya.ru/4-boevie-vozmozhnosti-motostrelkovogo-vzvoda-na-bmp-v-oborone-10.html
  • tasks.bystrickaya.ru/36-predikati-dlya-raboti-s-dannimi-3-logicheskoe-programmirovanie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-obyazatelnih-preparatovdlya-vipisivaniya-v-receptah-na-itogovih-zanyatiyah-i-na-ekzamene.html
  • knigi.bystrickaya.ru/saba-barisi-i-jimdastiru-ii-malmn-krspe-sz.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.