.RU

Человек в мире технологической культуры

Введение

Культура – это характеристика человеческого общества, его людей, его истории. Природа как таковая, природа без человека, лежит вне культуры и ее не знает. За внешним многообразием определений культуры все же обнаруживаются две смысловые доминанты. В узком смысле под культурой понимается совокупность созданных человеком в ходе истории материальных и духовных ценностей, прежде всего его достижений в области искусства, науки и просвещения. Отсюда выводятся и основные формы культуры – материальная, духовная и художественная культура. В широком смысле культура – это форма и способ существования человека; искусственная среда, созданная человеком.[1]

Технологическая культура — это философия нового видения мира. И формирование технологической культуры человека в учебном процессе должно быть связано с проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его культуры: нравственности, разумности и ответственности. Воспитание технологической культуры у подрастающих поколений означает приобщение молодежи ко всем благам человеческой культуры, включая науку, технику,общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности, иначе говоря, ориентировано на человека новой эпохи.

На современном этапе развития общества технологическое образование обращается к народным традициям воспитания подрастающего поколения. Через традиции и обычаи передается историческое наследие народа, понимание самобытности культуры каждой национальности. Актуальность проблемы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении на уроках технологии с учетом регионального компонента, т.е. использовать народные традиции, а такжекраеведческие материалы.

Процесс возрождения и становления национального культурно-исторического наследия различных этносов в России значительно активизировался, наблюдается тенденция повышения интереса к народнымтрадициям с её богатым многовековым опытом воспитания. Считаем, что одним из важнейших средств формирования технологической культуры подрастающего поколения является изучение традиций народов, проживающих в регионе. Оно способствует развитию творческих возможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта народа, выработанного веками. Из обоснованной нами актуальности исследования логически вытекает проблема исследования, которая заключается в особенностях влияния национально – регионального компонента наформирование технологической культуры.[2]


Глава 1 Технологическая трактовка культуры

Технологическая культура — степень технологического совершенства.

В живой природе действия биологических особей являются инстинктивными, то есть предопределены заложенными в них и передающимися биологическим путем по наследству программами. Правда, у высших животных имеются и относительно развитые индивидуальные формы поведения, которые являются результатом индивидуального научения и опыта, но они не прогрессируют, не накапливаются из поколения в поколение. В отличие от этого человеческая деятельность носит надбиологический характер. Люди руководствуются в своих действиях внебиологически выработанными и социально закрепленными средствами и механизмами деятельности, которые и образуют культуру. С этой точки зрения культура представляет своеобразную «технологию человеческой деятельности». Как же возникли эти механизмы?

Трудовая деятельность с помощью искусственных орудий с необходимостью потребовала не только объединения усилий людей и установления между ними упорядоченной системы отношений, но и накопления опыта изготовления и использования орудий труда. Опыт, приобретенный одним поколением, теперь уже не мог оставаться лишь индивидуальным и исчезать вместо с ним. Возникла потребность в формировании принципиально нового механизма наследования, носителем которого стало сообщество индивидов. С другой стороны, сама система отношений в первобытном коллективе, способы его отношения к природе осмысливались и закреплялись с помощью различных установлении, запретов, предписаний и т. д. Все это в совокупности и формировало первобытную культуру. Поэтому можно сказать, что и общественные отношения, и культура не только возникли из одного источника - материально-практического отношения к природе, но и стали необходимой формой деятельности людей.

Надбиологический характер культуры - ее важнейшая особенность. В строгом смысле слова этот подход к культуре является структурно-функциональным. Он может быть весьма полезным для различных конкретных наук, изучающих культуру (например, социологии, этнографии). И недостаток «технологического» понимания культуры не в акцентировании значения механизмов человеческой деятельности, а в том, что такое понимание отвлекается от субъективно-личностной стороны культуры, которая для философской интерпретации последней имеет фундаментальное значение. То, что эта характеристика весьма существенна, становится особенно ясным при рассмотрении соотношения культуры и цивилизации. [3]

Глава 2 Виды культуры

2.1 Технологическая культура

Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.

Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности.

Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.

Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний.[4]

2.2 Человеческое общество

Проявление различных человеческих качеств, способных преобразовывать окружающую среду, улучшать окружающий мир, — это и есть то множество культур, которые воплотились в понятии "технологическая культура". С позиции современных понятий о развитии человеческого общества, в поле зрения которого рациональные способности человека, его творческий подход ко всему, что его окружает, его творческое самовыражение, понятие "технологическая культура" олицетворяет новый слой культуры, указывающий на высокий уровень способностей и научных знаний в осуществлении человеком любого технологического процесса или проекта как в социальной, так и в производственной сферах деятельности.[5]

Глава 3 Система технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе

Одной из важнейших целей системы технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе является воспитание потребности в овладении ими системой научных знаний. На основе научного знания рождаются новые технологии, ведущие к изобилию и процветанию общества. В свою очередь, стандартософия, совместно со стандартизацией должны обеспечить создание и внедрение в практику эффективных инструментов воздействия на производства, на процессы ресурсорасходования и ресурсосбережения, на совершенствование социумов и на защиту сфер существования от всевластия техники.

Непрерывность образования, как явление технологизации общества и распространения научных знаний, стали ведущим фактором развития, расширили сферу применения технологии.

Овладеть технологической культурой в условиях технологического образования означает овладеть функциональными методами и способами усвоения технологических знаний, необходимых во всякой деятельности, т. е. алгоритмом преобразовательной деятельности. Являясь интегративной основой технологического образования, он включает в себя два основных компонента - процесс проектирования и процесс изготовления.

Воспитание технологической культуры человека в учебном процессе связано и с этической проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и ответственности. Технологическая культура — это еще и этика, это новая философия, философия нового видения мира. Стандартософии может стать объединяющей и централизующей усилия наукой об оптимальных взаимодействиях различных аспектов технической цивилизации между собой и с окружающей средой и будет способствовать установлению возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации между собой и с окружающей средой с установлением возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации во взаимосвязи с атмо-, гео-, био- и ноосферами. В свою очередь, стандарт станет документом, систематизирующим знания о действительности, так как гигантские перемены, произошедшие с нашей планетой, со времен каменного века касаются особенно экологии, а в последние десятилетия и биологии. Последствия технологической деятельности человека на планете (например, парниковый эффект, природные катаклизмы, загрязнение водоемов, вследствие разлива нефти и др.) требуют как установления строгих правил, так взвешенных, разумных действий человека.[6]


belgorodskij-gosudarstvennij-tehnologicheskij-rahimbaev-sh-m-d-r-tehn-nauk-prof.html
belgorodskoj-specialnoj-korrekcionnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-internata-26-vida.html
beliche-koleso-dajdzhest-upominaemosti-vuzov.html
belie-i-sinie-dyuma-stranica-36.html
belie-pyatna-centralnih-karakumov-1935-avtor-etoj-knigi-vidnij-sovetskij-geograf-mnogie-godi-rabotal-v-sostave.html
belij-a-dialog-poetov-o-rossii-i-revolyucii-sbornik-a-blok-a-belij-sost-vstup-st-i-komment-m-f-pyanih.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobo-ohranyaemie-prirodnie-territorii-rf.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-mehanizm-upravleniya-realizaciej-programmoj-ob-utverzhdenii-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sabinskogo.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/izrail-bahai.html
  • learn.bystrickaya.ru/glavnaya-yachejka-obshestva-profil-natalya-sokolova-19052008-019-str-104-gosduma-rf-monitoring-smi-17-19.html
  • diploma.bystrickaya.ru/v-spbgu-sostoyalas-konferenciya-posvyashennaya-problemam-istoricheskogo-naslediya-evropejskih-gorodov-stranica-3.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-iii-dominirovanie-sillabo-tonicheskoj-sistemi-stihoslozheniya-moskva-i-periferiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/times-new-roman-12-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-06-menedzhment-kod-i-nazvanie-disciplini-po.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-programmi-socialnaya-pedagogika-200910-uchebnij-god-voronezh-2009-udk-378-bbk-74-46.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-disciplini-oznakomit-studentov-s-sovremennimi-eticheskimi-ucheniyami-o-morali-issledovat-istoriyu-osnovnih-eticheskih-uchenij-v-tom-chisle-otechestvennih.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-lekcij-po-ciklu-poliklinicheskaya-terapiya-dlya-studentov-6-kursa-lechebnogo-fakulteta-stgma-terapevticheskaya-sluzhba-polikliniki-voprosi-pervichnoj-i-vtorichnoj-profilaktiki-ekspertizi-netrudosposobnosti.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-dokladov-formuliruyutsya-v-ramkah-sleduyushih-napravlenij-po-sekciyam-temi-dokladov-v-ramkah-bloka-korporativnij-biznes.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sorta-vinograda-selekcii-belorussii-latvii-i-litvi-na-kollekcii-vniiviv-im-ya-i-potapenko.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshestvoznanie-komitet-obrazovaniya-nauki-i-molodezhnoj-politiki.html
  • college.bystrickaya.ru/2740100010000015520-1-obshaya-harakteristika-sostoyaniya-rabot-po-formirovaniyu-elektronnogo-pravitelstva-regiona.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/doklad-direktora-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-rastenievodstva-zhivotnovodstva-programma-razvitiya-agropromishlennogo-kompleksa-polesskogo-rajona.html
  • studies.bystrickaya.ru/formirovanie-otvetstvennogo-pravitelstva-v-anglii-v-xviii-v.html
  • essay.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-tv-pervij-kanal-drugie-novosti-20-11-2008-babaev-sergej-14-00.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/istoriya-goroda-vladimira-chast-9.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-globalnih-i-regionalnih-politicheskih-processov-na-primere-centralnoj-azii.html
  • school.bystrickaya.ru/individualno-prisposobitelnaya-deyatelnost-zhivotnih-associativnoe-obuchenie-kognitivnie-processi-chast-6.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-o-podgotovke-zayavok-na-uchastie-v-otkritom-aukcione-v-elektronnoj-forme-5-stranica-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadacha-kursa-poznakomit-slushatelya-so-statistikoj-na-primerah-vzyatih-iz-razlichnih-prilozhenij-v-socialnih-naukah-i-povsednevnoj-zhizni.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bloh-m-ya-b70-teoreticheskaya-grammatika-anglijskogo-yazika-uchebnik-dlya-studentov-filol-fak-un-tov-i-fak-angl-yaz-pedvuzov-stranica-12.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vremya-v-mentale-vashi-tochki-sborki-otveti-na-voprosi-vremya-v-mentale-vashi-tochki-sborki-otveti-na-voprosi-17.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-19-obolshenie-kniga-istoriya-lyubvi-chast-golos-shuri.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vospominaniya-o-sokrate-kniga-pervaya-kniga-snabzhena-vsem-neobhodimim-spravochnim-materialom.html
  • control.bystrickaya.ru/drevnerusskaya-literatura-v-issledovaniyah-kazanskih-filologov-xix-nachala-xx-vv-10-01-01-russkaya-literatura.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-konkurse-kompyuternih-prezentacij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/psihologicheskoe-napravlenie-v-rossijskoj-sociologii.html
  • grade.bystrickaya.ru/niu-vshe.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-redkollegij-voennij-listok.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osnovnie-gipotezi-o-vozniknovenii-zhizni-na-zemle.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/organizacii-vospitatelno-obrazovatelnogo-processa-programma-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-obsheobrazovatelnoj.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-vstreche-21-iyunya-2006-g-moskva-prezident-otel.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.