.RU

Часть II - Учебник Кишинев 2002


Часть II



^ Теоретические проблемы философии


Глава 10. Проблема бытия


10.1. Философский смысл проблемы бытия


Философский раздел, изучающий проблему бытия, называется онтологией. Бытие – это философская категория для обозначения существующей вне нас и независимо от воли человека объективной реальности. Бытие это общее, сущностное понятие, включающее различные уровни существования действительности – материально-предметную реальность, духовные ценности, жизнь человека. Это понятие иногда отождествляется с такими понятиями как действительность, реальность, существование, нередко они рассматриваются как синонимы. Вместе с тем бытие есть философская категория обозначающую интегральную характеристику мира, утверждающая целостность мира через его существование.

В широком смысле слова быть означает существовать. Существование равнозначно бытию. Бытие предполагает, что окружающий мир, предметы, явления реально существуют, этот мир есть. М. Хайдеггер отмечал, что таким именем существительным именуется то, что мы имеем в виду, когда говорим «есть», «было», «будет». Все, что касается нас, и все, чего мы касаемся, проходит через высказанное или невысказанное «есть»

. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе. Бытие есть единство материальной и духовной реальности.

Первую философскую концепцию бытия сформулировали представители милетской школы, для которых бытие тожественно материальному космосу. Парменид (представитель элейской школы) понимал бытие как идеальное, единое, неизменное и вечное. Гераклит, наоборот, понимал бытие как вечно развивающийся и изменяющийся мир (сравнивал мир с постоянно воспламеняющийся и потухающий огонь). Более полное определение бытия дает Аристотель: «Бытие же само по себе приписывается всему тому, что обозначается через формы категориального высказывания, ибо сколькими способами делаются эти высказывания, в стольких же смыслах обозначается бытие. А так как одни высказывания обозначают суть вещи, другие – качество, иные – количество, иные – отношение, иные – действие или претерпевание, иные – «где», иные – «когда», то сообразно с каждым из них те же значения имеет и бытие»1.

Средневековая философия делит бытие на сверхъестественное (божественное) и естественное (природное), противопоставляла божественное (истинное) бытие сотворенному (неистинному) бытию.

В философии Нового времени формулируется натуралистическое понимание бытия как физической реальности, что исключало из неё духовный компонент. Но уже Р. Декарт и Лейбниц определяют бытие как содержащее в себя и духовный компонент. Немецкая классическая философия выделяет такой уровень бытия как идеально-объективное бытие.

В современной философии бытие понимается как единство объективной и субъективной реальности. Бытие – сложноорганизованная система, имеющая различные уровни: органическая и неорганическая природа, биосфера, бытие человека, бытие культурных ценностей, бытие принципов и категорий науки, социальное бытие. Мир существует как множество вещей и процессов, которые имеют противоречивый характер, как единство вечного и преходящего.

Жизнь и деятельность людей опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы принимаем их как само собой разумеющееся. Первая и самая универсальная из них – убеждение человека в том, что мир есть, имеется здесь и теперь, наличествует. Мы также убеждены в том, что при всех изменениях, которые совершаются в природе и обществе, мир сохранится как относительно стабильное целое. Однако когда эти универсальные предпосылки рушатся, ставятся под сомнение, распадается связь времен, тогда возникает проблема бытия. Быстротечная жизнь отдельного человека, отдельных конкретных вещей наводит нас на мысль о преходящем мире, о существовании его границ в пространстве и времени. Это заставляет нас задуматься и тревожиться о хрупкости существования отдельного человека. Мы сопоставляем и связываем нашу жизнь, наше преходящее существование с непреходящим существованием природы, с жизнью и делами тех людей, которые были до нас и будут после нас. О непреходящем и преходящем, о вечности и времени мы задумываемся не только в связи с вопросом о жизни и смерти отдельных людей, но и раздумывая о границах и безграничности мира в пространстве и времени.

^ Проблема бытия сводится к нескольким моментам. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго существует? Сейчас и всегда. Мир был, есть и будет, мир непреходящ. Конкретные вещи конечны и преходяще. Проблема бытия состоит в противоречивом единстве существования природы как непреходящее и существование преходящих вещей. Мир есть единство всего, что существует. Это единство проявляется как целостность, как единство многообразия и многообразие единого, все в едином и единое во всем. Мир как совокупность всего, что существует, отличается с точки зрения бытия только способами или типами существования. Различают следующие типы бытия1:

Бытие природы и вещей в природе. Природа как целостность вечна и непреходяще, бесконечна во времени и пространстве, а составные части природы – конечны, изменчивы и преходяще. Бытие природы независима от воли людей, она существует как таковая, непосредственно и равно самой себе, что выражается понятием «бытия-в-себе». Рассматривая бытие природы, важно выделить первичную (реальную) природу и вторичную (искусственную), созданную людьми. Искусственная природа есть сложное образование, социокультурная реальность. Сегодня мы все больше и больше имеем дело с сотворенной природой, все меньше мест в этом мире, где не вмешался человек. Проблема состоит в том, каким должна быть эта вторичная природа. Она должна быть по аналогии с первичной природой и создана по её законам. Игнорирование этих требований приводит к нарушению равновесия природы и общества, к появлению экологической проблемы.

Бытие человека – ещё более сложное понятие. Человек выступает как живое существо, организм, как представитель Homo sapiens, как мыслящее и социально-историческое существо. Специфика бытия человека – в трудовой деятельности, в труде и через труд формируется и проявляется человек.

Духовное бытие охватывает различные психические и сознательные процессы человеческой деятельности, материализованные в языке и символических системах знания. К духовному относится нормы и принципы человеческого общения, научные, литературные, художественные и др. ценности. Духовное существует на уровне индивида (как идеальные, психические процессы, как духовный внутренний мир субъекта) и как материализованное в различных формах человеческой культуры.

Социальное бытие – это процесс реальной жизнедеятельности людей, процесс воспроизводства материальной жизни людей, исторически сложившиеся, объективные, от сознания и воли отдельных людей не зависящие производственные отношения. Оно включает бытие человека в обществе и бытие самого общества.

Следовательно, бытие не нужно сводить только к материальному компоненту (как делали материалисты в прошлом) или только к духовному (как делали идеалисты). Бытие есть все, что существует реально, объективно, вне и независимо от сознания людей. Категория, противоположной бытию - небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Предметы и явления могут находиться как в бытии (существовать в наличии), так и в небытии (совсем не существовать). Ещё не зачатые и не родившиеся люди, не созданные вещи или люди, предметы, общества, государства, которые были раньше, а потом умерли, разрушились, исчезли, их сейчас нет, все они находятся в небытии.


^ 10.2. Проблема субстанции


Формы бытия отражают различные способы существования мира. Но возникает проблема сущности мира, что находится в основе мира. Древнегреческие философы для решения этой проблемы искали материальную причину всех вещей. Однако, как отмечает В. Гейзенберг, здесь сразу же столкнулись с дилемой. А именно с необходимостью ответить на вопрос, следует ли отождествить материальную причину всего происходящего с одной из существующих форм материи, например с «водой» в философии Фалеса или «огнем» в учении Гераклита, или же надо принять такую «первосубстанцию», по отношению к которой всякая реальная материя представляет собой только преходящую форму1. Это нашло свое выражение в понятии субстанции.

Субстанция (от лат. substantia – сущность) – в обычном понимании синоним материи, вещества, материала. В философии – общая основа всего существующего, нечто устойчивое, неизменное по отношению к меняющимся состояниям, свойствам. Субстанция существует сама по себе, благодаря себе, она есть первопричина всего существующего, в т.ч. первопричина всех изменений. Субстанция характеризует реальную действительность со стороны её внутреннего единства, взаимосвязи всех форм её движения и противоречий. Так сущность появляется уже у Аристотеля, исследуется у стоиков, Декарта и Спинозы.

В истории философии существовали различные представления о субстанции. Древнегреческие философы понимали субстанцию натуралистически, как материал из которого состоит мир. Они сводили субстанцию к чему-то телесному, вещественному или интерпретировали как свойство вещества – непроницаемость, пространство, масса и т.д.

Декарт, Спиноза – видели в субстанции предельное основание бытия. В марксизме субстанция равнозначно материи. На основе субстанциального понимания материи диалектический материализм рассматривает все многообразие бытия во всех его проявлениях, под углом зрения его материального единства. Бытие, Вселенная предстает в этой концепции как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. Единство мира доказывается достижениями науки и человеческой практики (закон сохранения и превращения энергии и вещества, единство растительного и животного мира и т.д.).

В зависимости от понимания основы мира выделяют несколько парадигм:

монизм – концепция, согласно которой в основе мира находится одна субстанция (но в качестве субстанции можно мыслить как материю, так и дух). В истории философии существовал материалистический и идеалистический монизм.

дуализм – концепция, утверждающая две равные субстанции, два начала в объяснении мира – материальное и духовное. Представителем дуализма был Декарт.

плюрализм – теория, исходящая из многих начал при объяснении мира. Плюралистами были Пифагор, Демокрит, Эмпедокл, Анаксагор, Лейбниц.


^ 10.3. Понятие материи, её структура и свойства


Понятие субстанции неразрывно связано с понятием материи, это две стороны одной сущности. Материя как субстанция не совокупность вещей, образующих мир как единую систему. Сущность материи как субстанции составляют всеобщие свойства и связи материальных образований, вещей, всеобщие условия и формы бытия, всеобщие диалектические закономерности.

Вещи как относительно устойчивые системы не просто сосуществуют, а взаимодействуют. Во взаимодействии проявляются соответствующие свойства вещей. Свойство можно определить как проявление внутренней природы вещи через её взаимодействие с другими вещами. Отношение – понятие характеризующая взаимозависимость элементов определенной системы. В мире существуют только вещи, их свойства и отношения, которые находятся в бесконечных связях с другими вещами и свойствами. Связь является такое отношение между вещами, когда изменение свойств одной вызывает изменение соответствующих свойств другой.

Материальное бытие является самой распространенной формой существования. Существуют несколько способов интерпретации материи:

материализм исходит из того, что материя является основой бытия, а дух, человек, общество – порождением материи. Материя первична и представляет собой наличное бытие.

объективный идеализм утверждает, что материя есть результат абсолютного духа, который существует до материи и есть её причина.

субъективный идеализм считает, что материи вообще не существует, что она продукт субъективного духа, существует только как сознание человека.

позитивизм не признает понятие материи, считает что это общее понятие и оно ложно, поскольку его невозможно доказать при помощи опытного естествознания.

Начиная с античности, философы пытались дать определение материи для объяснения окружающей действительности. Первоначально под материей понималась основа всех вещей и явлений, субстрат всего возникающего. Материя – это философская абстракция, понятие, посредством которого обозначается многообразие природных явлений и процессов. В своем историческом развитии это понятие прошло несколько этапов. Первый этап – наглядно-чувственного представления. Это попытка найти такое вещество, которое характерно для множества конкретных явлений и процессов. В учениях древнегреческих философских (Фалес, Анаксимен, Гераклит) в основу мира полагались те или иные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось модификацией этих стихий. Материя как основа вещей понималась как что-то однородное, неизменное, несотворимое и неразрушимое. Философское мышление развивалась в плане абстрактизации от внешних, несущественных качеств и свойств к выделению общего предмета или субстрата для всей реальности.

Второй этап – вещественно-субстратного (субстанциального) представления. Поскольку невозможно было найти единое вещество, находящееся в основе всех вещей, то философы начали искать общее свойство, субстрат всего сущего. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом свойств. Аристотель, например, понимал материю как субстанцию, как что-то пассивное, аморфное, бескачественное, как материал для вещей и явлений. В период средневековья доминирующие идеализм и религия не способствовали экспериментальному изучению природы. Прогресс в развитии теории о материальной структуре мира обозначился в Новое время (ХУП – ХУШ вв.), когда бурно развивается экспериментальное естествознание. В концепциях механистического материализма того периода материя понималась как совокупность свойств вещей (протяженность, форма, вес), которые действуют на органы чувств. Главное в этом понятии принадлежит телесности, которая основывалась на категориях науки того времени – атом, субстанция, масса.

Третий этап – философско-гносеологическое представление о материи1. Наибольшего развития такое понимание достигло в трудах французских материалистов ХУШ века Дидро, Ламетри, Гельвеция, Гольбаха, которые отрицают представление о материи как однородную и инертную субстанцию. Согласно их взгляду, материя в общем есть все то, что соответствует объективной реальности и действует на наши органы чувств. Эта идея развивается дальше Ф. Энгельсом, который подчеркивает, что материя как таковая не что иное как чистое создание мысли, абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их в понятие материи. Материя как таковая не существует как что-то телесное, конкретно-чувственное.

Научное понятие материи формировалось в русле марксистского мировоззрения и связано с именем В.И. Ленина: «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»2. Понятие материи не означает ничего иного, кроме как объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Это понятие сформулировано с учетом критики метафизического и механистического материализма и новых тенденций в развитии науки.

В конце XIX - начало XX века в науке происходят крупнейшие открытия, которые в корне изменили представление о сущности вещества, изменили мировоззрение ученых. К этим новшествам относится открытие рентгеновских лучей, радиоактивности, электрона, теории относительности и др. Однако эти открытия вступили в явное противоречие с теми фундаментальными принципами, которые формировались и доминировали в тот период в умах ученых. То, что считалось вечным, рушилось на глазах. Революция в физике привело к кризису, к физическому идеализму. Это ошибочные, идеалистические выводы из революционных открытий (материя исчезает, остается только энергия, формулы).

Революция в естественных науках показала, что в природе не существует последнего уровня, что знания о природе неполны и неокончательны. Именно реальные трудности познания стали причиной возникновения физического идеализма. Старая физика видела в своих теориях реальное познание материального мира, новое течение физики видит в теории только символы, знаки, т.е. отрицает существование объективной реальности. Материя исчезла, остались одни формулы – таков вывод идеалистов. Причины кризиса в физике и физического идеализма - в искаженной интерпретации математизации науки и принципа релятивизма. При незнании диалектики релятивизм неминуемо ведет к идеализму. Выход из этого состояния в повышении методологической и философской грамотности естествоиспытателей1.

Главный недостаток определения понятия материи, которое существовало до этого, состоял в том, что оно отождествлялось с специфическим уровнем материи, с конкретными представлениями о её структуре, которые изменяются с развитием познания. Важно различать философское и естественнонаучное понимание материи и не нужно их отождествлять. Философское понимание материи– это категория для обозначения объективной реальности, всего что существует, независимо от того, знаем ли мы эту реальность. Естественнонаучное понимание материи – это собственно понимание, каким является сама объективная реальность, здесь мы выделяем вещество и поле, разные типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни (элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, живые организмы, биоценозы, человеческое сообщество, земля и другие планеты, галактики и т.д.). Естественнонаучное понятие более узкое, чем философское, их отождествление ведет к ошибочным, идеалистическим выводам.

Материя объективна, универсальна, несотворима и неуничтожима, находится в движении, пространстве и времени. Она существует как вещество и как поле. Материя как вещество есть телесная объективная реальность, все что имеет массу покоя. Поле есть разновидность материи, которая не имеет массу покоя и зависит от различных взаимодействий и отношений материальных тел (это гравитационные, электромагнитные и др. поля). Материя как вещество существует как различные материальные системы с определенными структурными уровнями: неживая, живая и социально-организованная материя. К уровням организации неживой природы относятся элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, системы планет, галактика, метагалактика, вселенная в целом. Уровни организации живой природы включают ДНК, РНК, белки, клетки, многоклеточные организмы, виды, популяции, биоценозы, биосфера в целом. Социально-организованная материя предполагает отдельного индивида, семью, коллективы, социальные группы, этносы, нации, расы, государства, союзы государств, человечество в целом. Материя как объективная реальность характеризуется различными формами бытия, универсальными свойствами и связями: пространство, время, движение, причинность, закономерность, структурность и др.

Значение этого понятия состоит в выработке правильного научного мировоззрения, помогает нам понять, с чем мы имеем дело – с материальными или духовными явлениями, ориентирует на бесконечный поиск и познание, направлено против идеализма и агностицизма.


^ 10.4. Биологическое и социальное как уровни организации материи


Биологическое и социальное – две формы, уровни развития материи. Социальное, как высшее, возникает на основе биологического, существует через биологическое и определяет его специфику. Правильное понимание соотношения биологического и социального очень важно для биологии и медицины, так как это позволяет разобраться в сущности человека, его здоровье и болезни.

По своей природе человек биосоциальное существо. А по своей сущности – феномен сугубо социальный, человек есть совокупность социальных отношений. Биологическое в человеке – это тело, его системы и органы, метаболизм, все что передается наследственно. Социальное – это способность к абстрактному мышлению, членораздельная речь, сознание, способность к труду. Сущность человека зависит не от биологической организации (хотя она небезразлична), а от включенности его в социальную сферу, от его социальности. Объяснить развитие и поведение человека только в рамках биологии было бы неверно. Биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи, в неразрывное единстве. Вне социальных условий одна биология не делает человека человеком, как и наоборот. Социальное и биологическое образует сплав, сторонами которого являются личность, как его социальное качество и организм, который составляет его природную основу. Поэтому здоровье и болезни человека невозможно объяснить только биологическими факторами (как нарушение функции или структуры), а необходимо учитывать и социальное. 80 % современной патологии имеет явное социальное происхождение (стресс, нервно-психические заболевания, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, травматизм и т.п.).


^ 10.5. Движение как всеобщее свойство материи


Движение есть всеобщий атрибут, неотъемлемое свойство материи, способ её бытия. Движение есть всякое изменение вообще, совокупность всех превращений, что имеет место в мире. Оно объективно, универсально, несотворимо и неуничтожимо. Существуют две концепции развития: метафизическая и диалектическая.

Диалектическая концепция исходит их того, что вся доступная нам действительность образует систему, некую совокупную связь тел. В том обстоятельстве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, и это взаимное воздействие друг на друга и есть движение. Если материя представляется нам как что-то данное, как несотворимое и неуничтожимое, то отсюда выходит что и движение не может быть сотворимо и уничтожимо. Движение не может существовать без материи, как и материя без движения, оно есть неотъемлемое свойство, атрибут материи. Движение есть противоречие, есть единство прерывного и непрерывного, единство изменчивости и устойчивости. Движение абсолютно, а покой относителен. Покой есть частный случай движения и он относителен по отношению к другим формам движения.

Метафизическая концепция признает движение, но понимает его односторонне, ограниченно. Источник движения метафизики видели вне предметов и явлений, как внешний толчок. Движение они понимали не как внутреннее неразрывное свойство материи, не как самодвижение, а как вносящуюся в материю из вне. Постоянным свойством материи метафизики считали покой, а движение как что-то нарушающее покой. Метафизики не признавали качественного многообразия форм движения, любое движение они сводили к перемещению тел в пространстве, а как следствие – преувеличение механической формы движения материи.

Диалектическая концепция считает, что в действительности существует качественное многообразие форм движения. ^ Под формой движения понимают особый характер взаимодействия между предметами и особый материальный носитель этого движения. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Механическое движение - это перемещение тел в пространстве. Физическое движение не что иное как механика молекул. Температура, звук, свет – это физические явления в основе которых лежит движение молекул. Химическая форма движения есть физика атомов, это реакции окисления и восстановления. Носителем биологической формы движения являются органические субстанции, белки. Биологическое движение есть химия белков, это обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления, самовоспроизведение, жизнь. Биологическая форма движения охватывает различные отношения в биоценозах и других экологических системах, взаимодействие всей биосферы с природными системами земли и с обществом. Высшая форма движения – социальная. Она включает в себя диалектическое единство природы и общества, материальная жизнь людей, совокупность общественных отношений и деятельности людей.

Формы движения материи находятся в структурно-генетической связи. Между ними существует связь и преемственность. Высшие формы возникают на основе низших, содержат их в себя в реорганизованном, реструктурированном виде, и каждая более высокая форма движения имеет свою качественную специфику. Поэтому недопустим как отрыв высших форм от низших, так и абсолютизация специфики высших форм. Иначе это будет механицизм, редукционизм и энергетизм. Механицизм – методологический прием, сторонники которого пытаются объяснить все процессы действительности, опираясь исключительно на законы классической механики или сведением высших форм к более низшим. Чаще встречается разновидность механицизма – редукционизм, что означает сведение сложного к простому, высшего к низшему, биологического к физиологическому или химическому, социального к биологическому. Энергетизм – философское учение, в котором мир интерпретируется как универсальное движение энергии, материя подменяется энергией (Р. Майер, В, Оствальд).


^ 10.6. Пространство и время как атрибуты материи


Движение, пространство и время суть философские категории, выражающие способ существования материи: её изменчивость (движение), разнообразие (пространство) и закономерную последовательность развития (время). Пространство – способ бытия материи, характеризующий её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов материальных структур. Время – способ бытия материи, выражающий длительность её существования, последовательность смены состояния в изменении и развитии материальных систем.

В истории философии были различные представления, например, что пространство и время существуют как таковые, независимо от материи (И. Ньютон), или же - пространство и время не существуют объективно, есть только априорные понятия, субъективные переживания (И. Кант). Пространство и время являются свойствами материальных предметов и не могут существовать вне материи и материальных вещей. Пространство и время без материи не представляют ничего, это голые абстракции, а абстракции могут существовать лишь в нашем мышлении.

Пространство и время имеют всеобщие и частные (специфические) свойства. К всеобщим свойствам относится их объективность и независимость от сознания человека, абсолютность как атрибутов материи, неразрывная связь друг с другом и с движением материи, зависимость от структурных отношений и процессов, единство прерывного и непрерывного в их структуре, качественная и количественная бесконечность. К специфическим свойствам пространства относится его трехмерность, а времени – одномерность и однонаправленность.

Важно иметь в виду, что существуют физическое, биологическое и человеческое (социальное) пространство и время. Физическое пространство и время являются характеристиками физической материи, они зависят от особенностей нашей физической реальности, им присущи константные характеристики. Время на нашей Земле везде течет одинаково, на других планетах – зависит от скорости вращения этих планет. Биологическое пространство – это совокупность биоценозов и биогеоценозов, определенная плотность отношений между живыми существами. Биологическое время – это интенсивность биологических ритмов, биологических процессов в живых организмах. Каждое живое существо имеет свои биологические часы, ритмы, которые зависят от интенсивности его физико-химических и биологических процессов. Человеческое пространство (социальное и индивидуальное) – это реальное пространство, с которым взаимодействуют люди и общество, завоевание окружающего пространства и вовлечение его в сферу деятельности людей. Оно предполагает отношение между естественным и искусственным, их влияние на биологическое пространство.

Социальное время характеризует длительность, последовательность, становление человеческой деятельности и общественных отношений в ходе общественных процессов. Социальное время неодинаково от эпохи к эпохе, оно имеет разную интенсивность. Первобытное общество развивалась крайне медленно. Более 900 тыс. лет человечество «ползло» вперед со скоростью черепахи. Рабовладельческое общество, просуществовавшее в истории около 5 тыс. лет, уже двигалось со скоростью боевых слонов Ал. Македонского. Феодальная ступень протяженностью примерно в 1,5 тыс. лет преодолевалось трусцой закованного в латы рыцаря. Буржуазное общество, пришедшее на смену феодализму и существующее более 300 лет, получила ускорение парового и дизельного двигателя. В наше время скорости общественного развития, опирающиеся на достижения НТП, приблизились к космическим.

Психологическое время – это интенсивность, длительность и ритмичность психофизиологических процессов человека. Существует не только субъективное восприятие времени, но и индивидуальное существование времени. Каждый индивид имеет свои временные ритмы, более того эти ритмы меняются с возрастом. В человеческом организме существуют около 300 ритмов разной амплитуды и интенсивности. Различают ритмы суточные, недельные, месячные, трехмесячные, шестимесячные, 1 годичные, 6-летние, 12, 60, 100, и 1000-летние. Биологические ритмы позволяют организму оптимально приспособиться к физическим ритмам, к ритмам природы, оптимально согласовать свои физиологические процессы для нормальной жизнедеятельности. Болезнь возникает как расстройство человеческих ритмов в функционировании соответствующих систем и органов. У детей время течет быстрее (поскольку более интенсивны физико-химические процессы), а у пожилых людей время протекает медленнее. Психологически же это переживается наоборот: у детей время «тянется» бесконечно, а у пожилых – «летит». Час времени в пятилетнем возрасте равнозначен 5 часам в 50-летнем возрасте. Поэтому дети и их родители находятся как бы в разных временных измерениях.

Современная наука утверждает, что материя, движение, пространство и время взаимосвязаны, образуют единство, это доказывается теорией относительности и другими научными данными. Медицина, имея дело с богатым фактическим материалом, сделала очень много для развития представлений о пространстве и времени. Поэтому ещё Л. Фейербах отмечал, что медицина является колыбелью философии. А К. Бернар утверждал, что болезнь есть своеобразный эксперимент, который природа ставит над людьми. Имея дело с этими экспериментами, с патологией нервной системы, медики обнаружили своеобразное проявление индивидуального, человеческого пространства и времени. Равновесие есть отражение положения своего тела в пространстве. Мы отдаем себе отчет где верх, низ, лево, право. При поражении определенных центров головного мозга нарушается чувство равновесия, восприятия своего тела, нарушение ориентации в пространстве и времени. Поэтому идея использования патологии нервной и психической деятельности человека имеет важное значение для понимания пространства и времени. Более того, в психиатрии возникло экспериментально-фармакологическое направление, представители которого наблюдали различные психопатологические феномены (как результат применения различных препаратов): психосенсорные, галлюцинаторные явления, переживания чуждости телесных ощущений, нарушения чувства реальности своего «Я» и окружающей обстановки. Эти сложные патологические изменения самосознания, называемые деперсонализацией, живо подхвачены психологами и даже философами в целях психологического и гносеологического исследования сознания и самосознания личности, особенностей проявления индивидуального (психологического) пространства и времени. Мы недостаточно знаем физико-химические и психофизиологические механизмы субъективных переживаний, восприятий и представлений о времени и пространстве в сознании личности.

Медицина также обнаружила феномен функциональной асимметрии головного мозга человека. Экспериментально доказано, что если левое полушарие связано преимущественно со словесно-логическим мышлением, т.е. речи, счета, логики, то правое полушарие – с конкретно-образным мышлением, т.е. зрительными образами, формами и структурами, музыки, ориентации в пространстве.

Характер индивидуального пространства и времени человека показывает, что в его формировании принимает участие закономерности физического, химического и биологического уровней организации материи. Механизмы правого полушария мозга позволяют человеку находиться в постоянной коррелирующей связи с реальным пространственно-временным физико-химическим континуумом. Левое полушарие мозга ведает более сложными процессами - социальными. Феномен функциональной асимметрии полушарий мозга характерен только для человека и свидетельствует о высокой приспособляемости к окружающему миру.


Литература

Биология в познании человека. Ред. Карпинская Р.С. М., 1989.

Биология и медицина: философские и социальные проблемы взаимодействия. Ред. Овчинников Ю. А. М., 1985.

Габричевский А.Г. Пространство и время. // Вопросы философии. 1994. № 3.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

Дубинин Н.П., Шевченко Ю.Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. М., 1976.

Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. // Вопросы философии. 1995. №1.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

Мамилев Ю.В. Судьбы бытия. // Вопросы философии. 1993. № 10.

Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1991.

Пахомов Т.Я. Становление современной физической картины мира. М., 1985.

Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. М., 1971.

Тарасов К.Е., Черненко Е.К. Социальная детерминированность биологии человека. М.,1979.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Время и бытие. М., 1993.



doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-respublikanskogo-agentstva-stranica-2.html
doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-stranica-15.html
doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-stranica-5.html
doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-ufms-rossii-po-arhangelskoj-oblasti-na-2013-god-i-planovij-period-2014-2015-godi-arhangelsk-2013-soderzhanie.html
doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-ufms-rossii-po-tomskoj-oblasti-na-2013-god-i-planovij-period-2014-2016-godov-tomsk-2014-soderzhanie.html
doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-upravleniya-federalnoj-migracionnoj-sluzhbi-po-g-sankt-peterburgu-i-leningradskoj-oblasti-na-2013-god-i-planovij-period-2014-2016-godov.html
  • student.bystrickaya.ru/3-bunkerovka-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-neftyanaya-kompaniya-rosneft-kod-emitenta.html
  • turn.bystrickaya.ru/ochistit-meriyu-bolee-treh-millionov-rabotnikov-vrednih-proizvodstv-projdut-v-etom-godu-uglublennie-medosmotri.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sochinenie-1830-g-veneciya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pervocveti-i-rannecvetushie-rasteniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodicheskoe-pismo-o-prepodavanii-uchebnogo-kursa-kultura-zdorovya-shkolnikov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-xix-vliyanie-nashih-mislej-charlz-uebster-ledbiter.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-ramkah-moskovskoj-mezhdunarodnoj-osennej-nedeli-professionalov-turbiznesa-post-reliz.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-5-chempionat-mira-2002-goda-bez-desyati-shest-gus-hiddink-shagaet-po-hollu-seulskogo-otelya-grand-hayatt.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/praktika-privlecheniya-tamozhennih-brokerov-k-administrativnoj-otvetstvennosti-v-oblasti-tamozhennogo-dela.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-mir-gennadij.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-kontrole-znanij-studentov-v-sankt-peterburgskom-filiale-gosudarstvennogo-universiteta.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-zakonu-o-tamozhennom-tarife-stranica-16.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/protokol-1531-obshego-godovogo-sobraniya-akcionerov-otkritogo-akcionernogo-obshestva.html
  • urok.bystrickaya.ru/princip-kombinatoriki-v-rukopisyah-mertvogo-morya-na-primere-upotrebleniya-tetragrammatona-v-manuskripte-kommentarij-na-knigu-proroka-avvakuma-1-q-phab-.html
  • essay.bystrickaya.ru/ceremoniya-chestvovaniya-vipusknikov-programmi-mba-shkoli-biznesa-otkritogo-universiteta-velikobritanii-vipuska-2006.html
  • bukva.bystrickaya.ru/stranovedcheskaya-harakteristika-zarubezhnoj-strani-germaniya.html
  • university.bystrickaya.ru/evropejskij-sud-pravosudiya.html
  • school.bystrickaya.ru/allen-karr.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravo-na-svobodu-mirnih-sobranij-i-obedinenij-dokladi-predstavlennie-gosudarstvami-uchastnikami.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novij-generalnij-direktor-ooo-mpz-kampomos-gosudarstvennoe-regulirovanie-myasnoj-otrasli-8.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologii-nejtralizacii-nalichnogo-oslozhneniya-a-g-pirogov-chastnie-aspekti.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/12-harakteristiki-rukovodstvo-po-ekspluatacii-eluk-674152-091-re.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reglament-provedeniya-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme-16-reglament-provedeniya-konkurentnih-peregovorov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-predprinimatelstvo-i-malij-biznes.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-kontrolnih-rabot-dlya-tehnicheskih-specialnostej-bazovij-uroven.html
  • essay.bystrickaya.ru/elektroliz.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obekti-buhgalterskogo-ucheta.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stil-zhizni-studenchestva-pokazateli-i-tendencii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/produktivnie-kachestva-gusej-italyanskoj-porodi-pri-ispolzovanii-glaukonita-06-02-10-chastnaya-zootehniya-tehnologiya-proizvodstva-produktov-zhivotnovodstva.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-kol-vo-chasov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/amortizaciya-osnovnih-fondov-ukraina-chast-4.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-samostoyatelnie-zanyatiya-fizicheskoj-kulturoj-v-a-sobina-nach-kafedri-fizicheskoj-podgotovki-i-sporta.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-iv-stipendii-premii-zvaniya-polozhenie-o-vipuskayushih-kafedrah-bgu-64-polozhenie.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-popitka-sinteza-proektirovanie-kniga-yavlyaetsya-otvetom-na-socialnij-zakaz-po-razrabotke-kachestvenno.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vliyanie-predmetnoj-deyatelnosti-na-razvitie-detej-chast-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.