.RU

часть "братьев" во главе с левым кадетом Николаем Некрасовым добилась того


часть "братьев" во главе с левым кадетом Николаем Некрасовым добилась того,

что на специальном совещании масонов в феврале 1910 года ими было принято

формальное решение о прекращении своей деятельности. Сделано это было с

одной целью - устранить из руководства Верховного совета Бебутова и его

ближайших друзей.


Очистив свои ряды от "ненадежных" лиц, инициативная группа во

главе с Некрасовым тут же развернула работу по воссозданию масонской

подпольной организации.


Обряд посвящения в "кадетское масонство" того времени подробно

описал Николай Чхеидзе:


"Как-то раз - это было в 1910 г. - ко мне подошел член

Государственной думы Степанов, левый кадет, и спросил меня, не нахожу ли я

возможным вступить в организацию, которая стоит вне партий, но преследует

политические задачи и ставит своей целью объединение всех прогрессивных

элементов; упомянул он при этом, что для вступления необходимо принятие

какой-то присяги и что вообще это связано с некоторым ритуалом. О том, что

это масоны, он мне прямо не сказал. Я не был знаком с характером этой

организации, равным образом я мало знал и о масонстве вообще, но почему-то

- не припомню теперь, почему именно, - сразу догадался, что речь идет о

масонской ложе, и тотчас же выразил свое согласие. Степанов указал, куда я

должен прийти, - адреса я теперь не помню, В назначенное время я пришел.

Меня ввели в отдельную комнату, где Степанов дал мне анкетный листок с

рядом вопросов, на которые я должен был ответить (Степанов об этой анкете

предупредил меня заранее), и оставил меня одного. Я сел писать ответы.

Насколько вспоминаю, вопросы были следующие (приведу, что помню, вместе со

своими ответами).


Как вы относитесь к семье? - Признаю ее как ячейку, имеющую

воспитательный и объединяющий характер.


Как вы относитесь к человеческому прогрессу? - Признаю, что

человечество идет к тому, чтобы стать одной семьей, к этому ведут

объективные условия развития человечества, и считаю необходимым всеми

силами работать над этим.


Ваш взгляд на религию? - Считаю, что нужно быть терпимым ко

взглядам каждого.


Какие пути и методы международных отношений вы признаете? -

Считаю, что только пути мирного сотрудничества, что только общечеловеческая

солидарность и стремление к взаимному пониманию являются основами, на

которых должны складываться международные отношения.


Как вы относитесь к войне? - Считаю, что метод решения

международных споров путем войн должен быть навсегда и совершенно исключен

из списка допущенных...


Какую форму правления вы считаете наиболее приемлемой для России?

- Республиканскую.


Других вопросов и своих ответов я не помню, но помню хорошо, что

вопросов, имевших то или иное отношение к социализму и классовой борьбе,

среди них не имелось. Этих тем не коснулся я и в своих ответах.


Когда я написал ответы, в комнату вошел Степанов, взял их и

удалился, оставив меня ждать ответа. Я знал, что в это время ответы мои

были оглашены в собрании ложи. Через некоторое время вошел Степанов, туго

завязал мне глаза и провел куда-то, где меня усадили. Здесь мне был задан

вопрос:


"Знаете ли вы, где вы сейчас находитесь?"


Я ответил: "На собрании масонской ложи".


В говорившем я тотчас узнал Некрасова - его голос мне был хорошо

знаком. Вслед за тем Некрасов задал мне вопросы, повторявшие вопросы

анкеты, я ответил в духе своих только что написанных ответов. Затем

Некрасов предложил мне встать, я встал и услышал, что встали и все

присутствующие. Некрасов произнес слова клятвы - об обязанности хранить

тайну всегда и при всех случаях, о братском отношении к товарищам по ложе

во всех случаях жизни, даже если это связано со смертельной опасностью, о

верности в самых трудных условиях. Потом Некрасов задал, обращаясь ко всем

присутствующим, вопрос:


"Чего просит брат?"


Присутствующие хором ответили:


"Брат просит света!" - Вслед за тем Степанов снял мне повязку с

глаз и поцеловал меня, нового брата. С такими же поцелуями ко мне подошли и

все остальные из присутствующих".


Как видите, церемония принятия неофита в Братство вольных

каменщиков к началу XX века упростилась донельзя.


Пройдет всего несколько месяцев, и уже сам Чхеидзе (в 1917 году

этот человек станет первым председателем Петроградского Совета) вынужден

будет, выполняя задание масонского руководства, подыскивать подходящие

кандидатуры для своей ложи.


Конституирование масонской организации произошло на конвенте

русских масонов летом 1912 года в Москве. Председательствовал на конвенте

все тот же Николай Некрасов. Горячую дискуссию вызвал вопрос о названии

сообщества. Большинство делегатов стояло за название "Великий Восток

России", однако быстро выяснилось, что ничего, кроме неприязни, слово

"Россия" у ряда "братьев" не вызывает.


"Первым в порядке для конвента стоял вопрос о конституировании

русской масонской организации. Были сделаны сообщения - докладчиком от

Верховного совета был Некрасов, - что в России имеется всего около 14-15

лож, из них в Петербурге - 5, 3-4 в Клеве, 1-2 в Москве и по одной в

Нижнем, Одессе и Минске, и что это число достаточно для выделения русских

масонов в самостоятельную организацию наряду с другими "Великими

Востоками".


Предложение это встретило только слабые возражения. Некоторые

сомневались, возможно ли совершить подобное выделение, не получив

предварительного согласия от "Великого Востока Франции". На это сторонники

немедленного решения вопроса отвечали указанием, что санкцию от Франции

можно будет получить потом. По существу против предложения никто не

возражал, и вторая точка зрения победила значительным большинством.


Зато большие споры разгорелись по вопросу о том, какое название

надлежит присвоить организации: в этой связи поднялся спор между русскими и

украинскими ложами. Подавляющее большинство конвента стояло за название

"Великого Востока России"; Грушевский же требовал, чтобы в названии ни в

коем случае не было слова "Россия". Он занимал в этом вопросе совершенно

непримиримую позицию, отрицая вообще за Россией как государственной

единицей право на целостное существование; его с рядом оговорок поддерживал

Василенко.


Против Грушевского выступали все остальные, и спор, временами

очень резкий, длился два дня... В конце концов было принято название

"Великий Восток народов России".


Далее было принято решение поручить Верховному совету выработать

устав организации и разослать его для ознакомления ложам, с тем чтобы на

следующем конвенте можно было его утвердить".


И действительно, на втором конвенте "Великого Востока народов

России", прошедшем в 1913 году, был принят устав организации, в основу

которого был положен устав "Великого Востока Франции". Генеральным

секретарем Верховного совета "Великого Востока" на этом конвенте был избран

левый кадет Александр Колюбакин, убитый в начале 1915 года на фронте. Его

обязанности до лета 1916-го, когда состоялся третий (и последний) конвент

"Великого Востока", исполнял Николай Некрасов. Новым генсеком на этом

третьем конвенте стал Александр Керенский (тот самый, который позднее

возглавит Временное правительство). Однако и он в должности своей пробыл

недолго, в том же 1916 году передав ее Гальперну.


"Великий Восток народов России" имел откровенно политический

характер. Общие задачи организации сводились к следующему:


"Стремление к моральному усовершенствованию членов на почве

объединения их усилий в борьбе за политическое освобождение России.

Политического заговора, как сознательно поставленной цели, в программе...

работы не было, и если бы кто-либо попытался в задачи организации такой

заговор ввести, то это вызвало бы протесты со стороны многих. Был, правда,

целый ряд лиц, из них часть очень влиятельных, которые очень сильно к

заговору склонялись, - например, Мстиславский и Некрасов. Но в организации

они свою точку зрения проводили осторожно и закрепить ее в качестве

официальной точки зрения организации не стремились. Борьба за свободу,

конечно, входила в задачи организации; об этом говорилось даже в клятве, но

конкретно средства и пути нигде сформулированы не были. Задачи личного

усовершенствования для многих тоже играли весьма значительную роль... Для

некоторых же эта сторона задач организации имела главное значение. Так,

например, в Киеве преобладали в организации люди, для которых этические

задачи стояли на первом месте...


Очень характерной для настроений подавляющего большинства

организации была ненависть к трону, к монарху лично - за то, что он ведет

страну к гибели. Это был патриотизм в лучшем смысле слова - революционный

патриотизм. Наиболее сильно это настроение выступило, конечно, в годы

войны, но в основе оно имелось и раньше. Конечно, такое отношение к данному

монарху не могло не переходить и в отношение к монархии вообще, в

результате чего в организации преобладали республиканские настроения; можно

сказать, что подавляющее большинство членов были республиканцами, хотя

республика и не была зафиксированным догматом организации" (Николаевский Т.

Русские масоны и революция. - М.: Терра, 1990).


Главными экспертами департамента полиции по масонскому вопросу

были в те годы полковник Мец и чиновник МВД Алексеев, регулярно

составлявшие для своего руководства специальные обзоры на эту тему.

Командированный во Францию Алексеев вошел там в контакт с руководителем

"Антимасонской лиги" аббатом Жюлем Турмантэном, с помощью которого

предполагалось получать интересующую департамент конфиденциальную

информацию напрямую из источников внутри самих французских лож. Однако за

свое сотрудничество Турмантэн требовал денег. Премьер-министр Столыпин,

которому был сделан соответствующий доклад, вопроса не решил. Не решил его

и царь, к которому с докладом обратился в декабре 1910 года товарищ

министра внутренних дел Курлов. А 1 сентября 1911 года Столыпин был убит,

Курлов подал в отставку, и масонская проблема оказалась отодвинутой на

второй план. Остался невостребованным и составленный департаментом полиции

предварительный список русских масонов.


Те, избавившись of опеки правоохранительных органов, процветали.

Польский историк Людвик Хасс только к 1913 году насчитал около 40 масонских

лож в России общей численностью до 400 человек. К 1915-му лож было 49, а

число членов перевалило за 600. Если же добавить к этой цифре общества

чисто оккультного характера (розенкрейцеры и мартинисты), а также членов

зарубежных лож, подвизавшихся в России, то картина получится весьма

впечатляющей.


Очень скоро многие члены "Великого Востока народов России"

выступят на стороне "революционных масс". Кое-кому из них даже повезет

занять посты в новом Советском правительстве. Другие так и останутся в

"подполье", играя в тайное общество, вербуя новых членов и проповедуя свои

не всегда внятные идеи. Новое время разведет "братьев". И время же воздаст

каждому по делам его...


Ленинградские мартинисты Григория Мебеса


Как бы там ни было, но масонская идеология в начале XX века

пустила настолько глубокие корни в среде российской интеллигенции, что даже

знаменитый большевистский террор 1920-х годов оказался не в состоянии сразу

искоренить ее. Известно, что по крайней мере восемь тайных масонских или

полумасонских организаций действовали в 1920-е годы в СССР: "Орден

мартинистов", "Орден Святого Грааля", "Русское автономное масонство",

"Воскресенье", "Братство истинного служения", "Орден Света", "Орден Духа",

"Орден тамплиеров и розенкрейцеров". И пять первых из названных обществ

обосновались в Санкт-Петербурге.


Самой крупной оккультной организацией 1920-х годов был "Орден

мартинистов", представлявший собой ветвь одноименного французского

общества.


+ + +


Сделаем небольшое отступление и посмотрим, что это были за люди -

русские мартинисты начала XX века.


В 1895 году в Париже председателем Верховного совета мартинистов

Жераром Энкоссе (д-р Папюс) был принят в масоны граф Валериан Валерианович

Муравьев-Амурский. В этом событии не было бы ничего особенного (кого только

не принимают в масоны!), если бы не одно обстоятельство - вновь обращенный

являлся полковником русской армии и военным атташе Российской империи во

Франции.


А четыре года спустя Муравьев-Амурский возвращается в Петербург,

где с ходу основывает ложу с непосредственным подчинением парижской

штаб-квартире мартинистов. Сам же бывший атташе и брат министра юстиции

является в это время генеральным делегатом ордена, и его представительство

длится вплоть до 1907 года, когда парижские мартинисты лишают его права

представительства за откровенный саботаж.


Сам д-р Папюс посетил Россию в 1902 году, где нашел множество

поклонников. В октябре 1905-го он был даже представлен императору Николаю

II, желавшему узнать будущее России. Он же представил царю медиума Филиппа

из Лиона. Николай II, пораженный "сверхъестественными" способностями мага,

пригласил того перебраться в Санкт-Петербург, посулив престижную должность

медика Военной академии и звание генерала. Филипп не заставил себя долго

упрашивать. Вскоре Филипп уже определял внешнюю и военную политику

Российской империи. На медиумических сеансах по желанию царя Филипп вызывал

дух его отца Александра III, "советовавшего" Николаю II поддерживать союз с

Францией и подталкивавшего его к войне с Японией. Как тут не вспомнить

золотых розенкрейцеров, сумевших очень похожим способом удержать прусскую

армию от наступления на Париж.


Проведя весну и лето 1903 года вместе с семьей Николая II в

Ливадии, Филипп 25 ноября был вынужден возвратиться к себе на родину,

поскольку проводимые под его руководством спиритические сеансы вредно

отражались на здоровье императрицы. Через несколько лет после смерти

Филиппа (1905 год) императрица не только не забыла его, но и упоминала в

письме к Николаю II в 1916 году как "одного из двух друзей, посланных им

Богом" (под вторым другом подразумевался, конечно же, Григорий Распутин).


Взамен Муравьеву-Амурскому Верховный совет мартинистов

делегировал в столицу России Чеслава фон Чинского. 9 июля 1910 года фон

Чинский вручает градоначальнику Санкт-Петербурга заявление о своем

назначении членом Верховного совета Ордена мартинистов и генеральным

делегатом Ордена для России. Однако этот господин позабыл представить устав

объединения, без чего легализация его была невозможна.


Однако Чинский и без этого развернул кипучую деятельность. Он

начал с пропаганды спиритизма и теософии. А благосклонность царской семьи

способствовала укреплению положения Чинского в самом высшем свете.


+ + +


Одним из наиболее эрудированных и последовательных адептов

русского мартинизма считался выходец из Лифляндии барон Григорий Мебес.


Григорий Оттонович Мебес родился в 1868 году в Риге. После

окончания в 1891 году физико-математического факультета Петербургского

университета всецело посвятил себя изучению "тайных наук". Глубокий ум,

прекрасное знание древних языков (греческий, латинский, древнееврейский),

не говоря уже о языках новых, а также солидная математическая подготовка

позволили ему создать фундаментальный "Курс энциклопедии оккультизма" в

двух томах (1913) - наиболее серьезное пособие по этому предмету не только

в русской, но и западноевропейской оккультной литературе того времени.


В конце 1910 года Мебес становится генеральным инспектором

(секретарем) петербургского отделения "Ордена мартинистов", генеральной

ложей которого стала "Великая ложа Аполлония Тианского".


Революция не помешала деятельности Григория Оттоновича на поприще

мартинизма. Его Орден рос. Он сам читал неофитам лекции по основам каббалы.

А его жена Мария Нестерова (Эрлангер) - по истории религии. Помимо чисто

теоретических занятий в его школе велась и практическая работа по развитию

у членов Ордена способностей к телепатии и психометрии.


Всего известны имена 43 человек, прошедших школу Мебеса в период

с 1918 по 1925 год. Среди них выделялись известный военный историк Г.

Габаев и поэт В. Пясг. Однако в целом состав Ордена был вполне зауряден:

юристы, бухгалтеры, студенты, домохозяйки, несостоявшиеся художники и

журналисты - одним словом, рядовая разочаровавшаяся в жизни и ударившаяся в

мистику русская интеллигенция.


+ + +


Роковую роль в судьбе ленинградских мартинистов сыграл другой

руководитель Ордена - Борис Викторович Aстромов (настоящая фамилия -

Кириченко). Выходец из обедневшей дворянской семьи, он уехал в 1905 году в

Италию, где поступил на юридический факультет Туринского университета. Там

он познакомился со знаменитым криминалистом и масоном Чезаре Ломброзо, и

уже через четыре года состоялось посвящение Астромова в Братство (ложа

"Авзония", принадлежавшая к "Великому Востоку Италии").


В 1910 году Борис Астромов возвратился в Россию, но в работе

русских масонских лож, по его собственным словам, участия не принимал.

Посвящение его в "Орден мapтинистов" состоялось только в 1918 году после

знакомства с Григорием Мебесом.


В следующем Году Мебес назначил Астромова генеральным секретарем

Ордена. Трения, возникшие в конце концов между ними, привели к тому, что в

1921 году Борис Acтромов ушел из Ордена. Казалось, пути незадачливого

генсека и мартинистов разошлись навсегда. Однако будущее показало, что это

далеко не так.


В мае 1925 года Астромов неожиданно появился в приемной

Государственного политического управления в Москве и предложил свои услуги

по освещению деятельности "советского" масонства в обмен на разрешение

покинуть СССР. Его предложение заинтересовало чекистов. После допросов и

бесед в московском ОГПУ Борис Астромов отправился в Ленинград, где и стал

"работать" под контролем этой организации. Оперативную связь с ОГПУ

Астромов осуществлял через некоего Лихтермана, встречаясь с ним время от

времени на конспиративной квартире на Надеждинской улице.


О моральных качествах Бориса Астромова говорит хотя бы то, что он

"заложил" не только мартинистов, но и собственную организацию "Русское

автономное масонство", созданную им еще в 1921 году.


Некоторое представление об этой организации дает подготовленный

Астромовым специальный доклад для ОГПУ, целиком посвященный возможному

сотрудничеству между большевиками и масонами. Этот доклад не был личной

инициативой Астромова. Это был ответ масона с большим стажем на конкретные

вопросы, интересовавшие сотрудников Государственного политического

управления.


Разумеется, речь в первую очередь шла о возможности использования

масонской организации в интересах социалистического строительства. Развивая

эту мысль, Астромов в своем докладе подчеркнул, что, "конечно, масоны не

претендуют на открытую легализацию, так как это будет скорее вредно, чем

полезно для работы". И тогда, отмечал он, масонство смогут обвинить в

"чекизме" и "рептильности", что непременно оттолкнет от масонства русскую

интеллигенцию. Роль масонства, по мнению Бориса Астромова, должна была

главным образом заключаться в том, чтобы убедить лучшую часть интеллигенции

в "закономерности переживаемых событий, а следовательно, и неизбежности

их". Здесь реальная работа "Русского автономного масонства" могла бы

выразиться, например, "в укреплении в правосознании русской интеллигенции

идей интернационализма и коммунизма, а также в борьбе с клерикализмом".


В заключение Астромов предлагал советскому правительству

следующий расклад: советская власть терпит существование масонских лож,

составляющих "Русское автономное масонство", а те, в свою очередь, берут на

себя обязательстве "не иметь никаких тайн от правительства СССР и не

находиться в связи или в союзе ни с одним иностранным масонским орденом".


Что и говорить, документ примечательный. Остается, правда,

открытым вопрос: сам ли Борис Астромов додумался до идеи масонизации

советской интеллигенции или ее ему подсказали сотрудники ОГПУ.


Некоторый свет на эту загадку проливают показания масона Николая

Николаевича Беклемишева, который свидетельствовал, что уже в конце 1925

года Борис Астромов говорил ему о своем желании устроить в Москве "ложу с

ведома политуправления, чтобы работать совместно на сближение с западными

державами".


"Припоминаю, - рассказывал Беклемишев на допросе 3 марта 1926

года, - что сначала Астромов приписывал эту идею некоему Барченко, а потом

уже стал говорить от себя и, кажется, ездил по этому вопросу в Москву".


Таким образом, выясняется, что идея использования масонских

каналов для сближения Советской России с западными державами была

подброшена Астромову Александром Васильевичем Барченко, масоном и одним из

наиболее активных оккультистов. Об этом человеке, жизнь положившем на

алтарь "оккультизации" всей Советской страны, мы еще поговорим.


При разговорах с чекистами Астромов всячески выпячивал некоторое

сходство между коммунистическими идеями и теми доктринами, которые

проповедовало его "Русское автономное масонство".


"Иисус Христос, - говорил Астромов, - самый первый христианин,

можно сказать, был и первым масоном... Но его можно также назвать и первым

большевиком. Хотя все это очень спорно... В нашем понимании Христос -

самозванец. Мы чтим Бога как Архитектора Вселенной, как нечто отвлеченное,

отвергая официальную религию и церковь. Масоны - скорее большевики, чем

христиане".


Впрочем, чекисты имели свое мнение на этот счет. К тому времени у

них уже накопилось достаточно материала по ленинградским масонским ложам,

чтобы сделать вывод о том, что среди членов лож немало

"высококвалифицированных научных как гражданских, так и военных сил,

технических специалистов и пр. - лиц, занимающих крупные должности в

советском аппарате, готовящихся выступить против Соввласти".


Чекистам было известно также и о связях ленинградских масонов с

заграницей, в частности, с масонскими ложами фашистской Италии. Не остались

без оценки и конспиративный характер работы масонских лож, и их бешеная

борьба с "засильем жидов", Соввластью и ВКП(б).


Семь месяцев продолжалась провокационная по своей сути

деятельность Бориса Астромова, пока наконец работавшие с ним чекисты не

поняли, что их подопечный явно не та фигура, с которой можно иметь

серьезное дело. Дело в том, что Астромов пользовался у масонов незавидной

репутацией неуравновешенного, лживого, морально нечистоплотного человека.

Ни о каком уважении к нему со стороны учеников не могло быть и речи. Весь

авторитет Астромова среди "братьев" основывался на присущей ему силе

гипнотического воздействия на собеседника. В связи с этим среди "братьев"

даже распространилось поверье, что вся магическая сила Астромова

заключается в семи длинных волосках на его лысом черепе, направление концов

которых якобы "регулярно меняется им с переменой направления астрального

влияния". Особенно же много нареканий вызывало практикуемое Астромовым

принуждение своих учениц к вступлению с ним в половую связь в извращенных

формах - так называемое "трехпланное посвящение", якобы распространенное в

некоторых эзотерических ложах Западной Европы. Обвиняли его и в

клептомании.


Характерны в этом отношении его показания от 11 февраля 1926

года:


"Предупрежденный, что за дачу ложных показаний буду привлечен к

ответственности по статье 178 УК, показываю:


Bonpoc. Крали ли у кого-либо из знакомых или присваивали ли себе

чужие вещи?


Oтвeт. Ни у кого и ничего никогда не крал и чужих вещей не

присваивал. В краже меня обвиняет, очевидно, приемная мать моей жены -

Нагорнова-Иванова Ольга Евграфовна. Был следующий случай: в 1923 году,

когда Г.О.М(ебес) окончательно запретил ей бывать у него (с Г.О.М. она жила

до 1912-13 года), благодаря ее интриганскому и взбалмошному характеру она,

разозленная на Г.О.М., предложила мне кому-нибудь продать подаренный ей

Г.О.М. мартинистический знак 4-й тайной степени в виде пятиконечной звезды,

состоящий из семи металлов. Тогда я ей сказал, что зачем ей продавать

другим, когда я сам куплю у ней его. Мне она ответила: "Нет, Вам я его

подарю". Когда же у нас начались с ней несогласия, я ей возместил этот знак

вещами, стоимость коих значительно превосходит указанную ею сумму - 50

рублей. Правдивость вышеизложенного могут подтвердить письма моей жены.

Никаких других вещей я у Нагорновой не брал и споров о вещах с ней не

заводил, зная ее характер...


В. Какие меры запугивания вы употребляли в отношении непокорных

или уходивших от вас масонов?


О. Никаких физических мер запугивания мною не предпринималось.

Помню один случай, когда на масона Сверчкова было наложено взыскание за

недисциплинированность, а он, обидевшись, подал заявление об уходе. Тогда

мною ему было написано письмо, где указывалось, что из-под наказания не

уходят, что нужно его сначала выполнить, а потом уходить. В письме была

ссылка на принесенную им при посвящении присягу с вытекающими из нарушения

ее нравственными последствиями. После этого Сверчков явился ко мне со

слезами раскаяния и извинениями. Уходящих учеников у меня не было, и

никаких мер и угроз в отношении других масонов мною не предпринималось".


Отрицал Борис Астромов и факты принуждения к сожительству своих

учении, признавая, впрочем, свою приверженность к "нетрадиционному" сексу.


"Фактов своей извращенности не отрицаю", - отмечал он в

показаниях.


Однако моральный облик Астромова, судя по всему, не так уж

интересовал следствие. Другое дело - заграничные связи.


"В. Кому за границу вы посылали сведения о русском масонстве?


О. Собирался послать выдержки из своей лекции о масонстве для

напечатания в итальянских журналах и об этом писал Горрини. Но этой статьи

не собрался перевести на итальянский язык и послать. Предполагал везти с

собой.


В. Имеете ли родственников за границей помимо жены, и где?


О. Имею только одного брата Михаила Викторовича в Мукдене. Письмо

от него получил одно летом 1924 года и на него не отвечал. Был один дядя

(двоюродный) в Италии, католик, настоятель католической церкви в Риме. Умер

в 1910 году.


В. Почему вы искали знакомства с консульствами?


О. Знакомств с консульствами я не искал, но когда собирался

уезжать за границу, то хлопотал о визах для себя и своей жены. Бывал в

латвийском, итальянском, германском и в Москве был в австрийском

консульстве уже с готовым паспортом моей жены. Знаком по итальянскому

обществу с итальянским консулом, секретарем итальянского консула, а из

германского консульства знаю служащего Блюменфельда по коллегии защитников.

В каждом из этих консульств я был не более двух-трех раз по надобностям

виз.


В. Кто вам дал визу из Италии?


О. О визе я начал хлопотать в 1923 году через находившееся тогда

в Ленинграде коммерческое представительство, где и познакомился с нынешним

секретарем итальянского консульства. Визу я получил непосредственно из

итальянского министерства иностранных дел по представлению коммерческого

агентства.


В. В каких взаимоотношениях вы находитесь с парижской конторой по

розыску наследников?


О. Ни в каких. Но знаю о ней следующее. Дризен мне рассказывал,

что гражданин Хазин, наживший в свое время крупный капитал на розыске

наследников, ныне, переехав в Париж, открыл там такое же бюро и имеет,

полагаю, большую агентуру в СССР. Дризен является его рядовым агентом, так

как я знаю, что он сам ездил куда-то за Москву, кажется, в Рязань, за

какими-то документами по поручению Хазина. Я лично с Хазиным виделся

несколько раз: в моих хлопотах о получении паспорта в бюро виз и на

квартире у Дризена. Хазин мне однажды дал адрес парижского адвоката,

некоего Бентовского, полагаю, что это его поверенный".


Воспользовавшись словоохотливостью Бориса Астромова, следствие

потребовало от него подробной характеристики известных ему оккультных групп

и их отдельных членов. Астромов с готовностью выполнил эту "просьбу":


"Дополнительно к предыдущему показываю.


Помимо упомянутых оккультных групп существовал "Эзотерический

орден Восточного Послушания" под руководством Семигановского Антона

Николаевича. Он родился в Париже в 1887 году от матери-итальянки Диальти,

почему эту фамилию он и присоединил после революции к своей. Кончил

университет в Санкт-Петербурге. В 1916-17 годах читал лекции по оккультизму

в обществе "Сфинкс", председателем коего был Лобода Георгий Осипович. С

Г.О.М. он познакомился в 1916 г. (кажется) у оккультистки Гревцовой. Скоро

Семигановскому была дана 4-я степень мартинизма, соответствующая 30-й

масонской, которая дает право посвящать в младшие степени, и было ему

поручено управлять мартинистской ложей "Зодиак". Эта ложа находилась на

квартире Семигановского на площ. Мариинского театра. В этой ложе находились

также Ларионов Сергей Дмитриевич и Киселев Борис Львович, а также, кажется,

и художник Молчанов Николай Петрович. В своих практических работах по

оккультизму (так наз. астральный выход) Семигановский стал прибегать к

морфию, к которому скоро пристрастился. К нему же он приучил и своего

ученика - Киселева Б. Л.


Благодаря морфию у Семигановского развилась болтливость и мания

величия. Для подтверждения ходивших об этом слухов к Семигановскому была

подослана мартинистка Демченко Екатерина Григорьевна, которой Семигановский

действительно выболтал о своей тайной степени посвящения и своих планах

образовать самостоятельный орден, так как он "не хочет подчиняться

женщине", то есть Нестеровой Марине Альфредовне. За это он был лишен своих

степеней и исключен в 1919-20 годах из ордена мартинистов.


Семигановский не успокоился и основал собственный христианский

"Эзотерический орден". Его помощниками были Ларионов С. Д., Киселев Б. Л. и

Смирнов Н. П., которым он для авторитетности сразу дал третью степень

мартинизма (чисто формально, не дав им посвятительных тетрадей и не

подготовив их теоретически к этой степени). Зимой 1923 года член ложи "Трех

северных звезд" Казанский Петр Васильевич доложил мне, как своему мастеру

стула, что на Бассейной, 8, в квартире некоего Орловского (бухгалтера по

профессии) читаются лекции по оккультизму, причем лектора говорят, что у

них имеется несколько групп, большая библиотека по оккультизму и что всю

организацию возглавляет видный оккультист, имя которого они пока отказались

назвать. Заинтересованный этим, я вместе с Казанским стал посещать эти

лекции под видом якобы интересующегося оккультизмом. Сразу же я узнал в

лекторах исключенных из среды мартинистов Ларионова и Киселева, которые,

как младшие, меня, конечно, не знали...


Случай раскассировать Орден скоро представился. Ларионов, который

был "великим канцлером", давно собирался "съесть" Семигановского, но некем

было его заменить. Сам же он, очевидно, не решался на самостоятельную

деятельность. Мой приход в этом отношении был ему на руку. Тем более что я

совершенно не был в курсе их орденских дел, а следовательно, сделав меня

магистром, а себя наместником, Ларионов получал полную свободу действия. Он

подговорил Киселева, слабовольного как морфиниста, и тот подал заявление в

капитул, прося суда над магистром.


Вместо того чтобы исключить Семигановского, я воспользовался

своими правами верховного судьи и, взяв предварительно с них подписку...

закрыл "Эзотерический орден" и примыкающую как подготовительная ступень к

нему "Эзотерическую церковь" - кружок подготавливавшихся. Происходило это

весной 1923 года. Ларионов и Киселев затаили недоброжелательство против

меня, но им пришлось подчиниться...


О других руководителях оккультных групп в Ленинграде дополняю.


Клочков Григорий Владимирович. Знаю, что он был литератором,

печатавшимся в газетах. Теперь "профессор" в каком-то военно-учебном

заведении. В 1918-19 гг. жил в Ялте, где, как говорят, успешно лечил

магнетизмом (пассами). Говорят, что некоторые, приходившие на костылях,

уходили от него совершенно здоровыми.


Лобода Георгий Осипович, бывший председатель общества "Сфинкс",

где бывали Семигановский и Барченко А.В. Серьезное вначале, общество

впоследствии выродилось в столоверчение и в ужины с вином за отдельными

столиками. В 1917 году Лобода составил компилятивный сборник "Сфинкс",

который, если бы не был так проникнут "лампадным маслом", мог бы служить

руководством для начинающих оккультистов. Занятия Лободы оккультизмом

носили явно выраженный эротический характер, за что он и поплатился: в него

стреляли, пуля попала в рот и, выбив несколько зубов, вылетела наружу, и

рана быстро зажила, не оставив повреждений, кроме следов пороха на лице. В

1923-24 годах он принимал участие в комиссии по изучению психических

явлений при Институте мозга. Жена его - популярная в Сенновском районе

гадалка".


Словоохотливость Бориса Астромова на следствии, помимо чисто

шкурного интереса, связанного с возможностью облегчения своей участи, имела

и другую причину. Всякие отношения с "братьями" у него были к этому времени

порваны. "Братья" очень быстро догадались о контактах Астромова с ОГПУ и,

разумеется, не одобрили их. Смута, возникшая в связи с этим в масонской

среде, закончилась в конце концов тем, что 16 ноября 1925 года астромовская

ложа была закрыта "братьями", что означало фактическое исключение его из им

же созданной организации. Это был конец Астромова, ибо как частное лицо он

интересовал ОГПУ лишь в качестве подследственного.


+ + +


30 января 1926 года Борис Астромов был арестован.


Следом начались усиленные допросы ленинградских оккультистов:

Мебеса, его жены Нестеровой и других.


"Эзотеризмом, - рассказывал Григорий Мебес на допросе 28 апреля

1926 года, - интересовался с давних пор (могу сказать, с молодости). В 1910

году, имея уже вполне сложившееся эзотерическое миросозерцание, знакомлюсь

с фон Минским, тогдашним делегатом Ордена мартинистов парижского

послушания; через два месяца посвящаюсь им в Неведомого начальника (полное

март. посвящение); в конце 1910 (или в начале 1911), несмотря на снабжение

меня Парижской Высшей герметической школой Почетным дипломом на степень

доктора герметизма и очень почетное и доверчивое обращение со мною фон

Минским, я неофициально ухожу из Ордена, недовольный поверхностным

отношением к науке и преданию большинства членов Ордена, его печати, а

также периодической печати дружественного с ним Парижского

каббалистического ордена Креста и Розы. В 1911-1912 гг. работаю

самостоятельно, прочитываю несколько публичных лекций; в 1912-1913 читаю

лекции у себя на дому. В этот период времени, собственно, и возникает у

меня Автономный разряд мартинизма русского послушания (термин "русский"

после Октябрьской революции заменен термином "восточный", и тот и другой

термины фактически означали - "не зависящий от Парижа"), что не мешает мне

в 1912 исполнить по просьбе Минского два-три поручения по части справочной

и по посвящению отдельных лиц. В конце 1912 (или в начале 1913) я

официально сообщаю Папюсу, что я категорически утверждаю не только

фактическую, но и формальную свою автономию и прошу провозгласить это

печатно, что и выполняется журналом Initiation (правда, в очень мягкой и

почтительной ко мне форме, но все же категорично)...


Вся работа по школе велась мною и М.А.Н. только в Ленинграде.

Иногородних делегатов не имелось, и самый институт делегирования признается

мною неортодоксальным и нецелесообразным, ибо его отрицательные стороны мне

исторически известны, хотя бы на примере Парижского мартинизма.


Лично я работаю программно только с полноправными Нев(едомыми)

нач(альниками), расширяя их философское миросозерцание и

критико-исторические подходы к Преданию и к этиологии религиозных

верований.


В общем плане работы своей идейно преследую ниже перечисленные

цели: мне желательно заставить ученика в строгой постепенности самоанализа

пересмотреть все свои знания, все свои верования, все свои привычки, все

свои этико-эстетические подходы к жизни. Для облегчения этой работы я с ним

рассматриваю сложный философский, научный, жизненный и т.п. материал в

очень широких пределах - от грубейших суеверий почти дикою человека до

тончайших методологических потуг человека высококультурного. Таким планом

работы думаю развить в человеке, во-первых, сознательность, во-вторых,

бодрое, мужественное отношение к жизни и спокойное довольство своим

положением, как бы скромно оно ни было. Никаких догматических тезисов не

навязываю, но как учитель ставлю обязательство работать по моему плану и

вести себя согласно тому, что я считаю обязательным минимумом порядочности

и серьезности.


На вопрос о том, как я отношусь к дивинации, отвечаю, что считаю

уместным для работающих у меня проверять в жизни данные френологического,

физиогномического характера, а также данные теории психологических

"планетных" типов и так называемых "аналогично-групповых планетных

влияний". Что касается астрологии, то она, по-моему, интересна только с

точки зрения ознакомления с ее терминологией, проникшей далеко за пределы

учения о дивинации, а отчасти и с точки зрения истории религий. Лично я к

астрологии отношусь ультраскептически, но годичный гороскоп для Северного

полушария составляю, признавая за ним педагогическое значение в смысле

указания на опасность тех или других человеческих слабостей: люди всегда

лучше запомнят указание на определенные слабости, чем на слабости вообще,

хотя бы эти определенные слабости были выбраны случайно.


На вопрос о том, какое я себе отвожу место как оккультисту и знаю

ли я себе равного по эрудиции в этой области в пределах территории СССР,

вынужден ответить, что самого себя судить не могу, а стараюсь только

применить честно те скромные познания, которыми обладаю...


Раскрывать псевдонимы и называть своих учеников я не могу - не

позволяет совесть".


Решительно отказалась выдавать своих учеников и Мария Нестерова:


"Руководила школой Старого восточного послушания, причем отвечала

за правильность руководства перед Григорием Оттоновичем Мебесом. Эта школа

организована мною весной 19-го года и работала до последнего времени. Школа

ставила своей задачей общеобразовательные цели и затем этико-эстетическое

развитие. Устав и программа школы нигде не были зарегистрированы, и школа,

следовательно, не является легальной. Ничего противного существующему строю

в школе не преподавалось. Всего приблизительно через школу прошло человек

35. Школа отличалась текучестью состава.


Вопрос. Кто персонально являлись Вашими учениками?


Ответ. Отказываюсь назвать".


Принципиальная позиция отказа от "сотрудничества" с органами,

занятая руководителями мартинистов, заслуживает всяческого уважения. Однако

это уже не могло спасти Орден. Астромов начал давать показания и не мог

остановиться. Он не только открыл следствию состав "Ордена мартинистов", но

и "засветил" ряд других оккультных кружков Ленинграда, чего, конечно, мог и

не делать.


Уже находясь в доме предварительного заключения, Астромов пишет

11 февраля 1926 года письмо Иосифу Сталину, где развивает свою старую мысль

об использовании "красного" масонства как объединения коммунистически

мыслящих интеллигентов:


"В поданном в авг. м. пршл. года вместе с управляющим мастером

московской ложи "Гармония" Полисадовым докладе наблюдающему органу СССР о

возможности совместной деятельности Авт.(ономного) рус(ского) мас.(онства)

и коммунизма, была вскользь брошена фраза: "красное масонство свободно

могло бы существовать рядом с буржуазным - ведь существует же Профинтерн и

Коминтерн рядом с рабочими и крестьянскими союзами, примыкающими к

Амстердамскому соглашению".


Теперь я хочу указать на красное масонство не только как на

объединение коммунистически мыслящих, но как на форму и маскировку, которую

мог бы принять Коминтерн. Ни для кого не секрет, что Коминтерн (негласное

московское правительство и штаб мировой революции, как его называют на

Западе) является главным камнем преткновения для заключения соглашений с

Англией, Францией и Америкой, и, следовательно, задерживается экономическое

возрождение СССР.


Между тем, если бы Коминтерн был перелицован по образцу

масонства, т.е. принял бы его внешние формы (конечно, упростив и

видоизменив многое), ни Лига Наций, ни кто другой ничего не осмелились бы

возразить против его существования как масонской организации. Особенно

Франция и Америка, где имеются целые ложи с социалистическим большинством и

где правительство большею частью состоит тоже из масонов (напр. президент

Тафт, не бывший раньше масоном, сейчас же по избрании был посвящен в

масоны).


Принятие Коминтерном масонской личины совсем несложно и коснется

лишь внешности. Каждая национальная секция его могла бы образовать

отдельную ложу - мастерскую, а представители их (президиум) сформировали бы

генеральную ложу.


Я удивляюсь, как рабоче-крестьянскому правительству раньше не

пришло в голову воспользоваться этой старорабочей, профессиональной

организацией, захваченной буржуазией. Конечно, реформировав ее и очистив ее

согласно духу и заветам ленинизма (ведь позаимствовали же рабочие

организации идею скаутизма и завели у себя отряды пионеров). Тем более что

Соввласть уже взяла масонские символы: пятикон(ечную) звезду, молоток и

серп.


Наконец, сама пропаганда ленинизма, благодаря масонской

конспирации и дисциплине, могла бы вестись успешнее, особенно в странах

Востока, где так склонны ко всему таинственному.


Все, что я здесь пишу, только отдельные мысли, не обработанные и

не детализированные.


Мне хотелось бы этими строками лишь дать толчок, пробудить Вашу

творческую созидательную мысль.


А может быть, это Вас заинтересует. Тогда я готов служить своими

знаниями и опытом в этой области в качестве советчика-консультанта или как

Вы найдете удобным".


Характерно, что себя незадачливый генеральный секретарь "Русского

автономного масонства" видел в качестве "советчика-консультанта" при

Сталине. Жизнь, однако, распорядилась по-другому.


Сразу же после ареста Бориса Астромова дошла очередь и до других

членов "Русского автономного масонства" и "Ордена мартинистов". В ночь с 16

на 17 апреля 1926 года ОГПУ провело обыски на квартирах наиболее активных

деятелей этих лож. "Улов" чекистов поражал всякое воображение: огромное

количество книг, масонских значков, мечей, шпаг, плащей, ленточек и других

предметов масонского ритуала, которые были немедленно изъяты. Сложнее

обстояло дело с масонским алтарем и молельней, обнаруженными на квартире у

Мебеса, которые было решено оставить на месте под расписку хозяина. После

этого ленинградских оккультистов стали одного за другим вызывать для дачи

показаний в ОГПУ. Однако под арестом держали одного только Бориса

Астромова: нравы тогда были еще очень мягкие.


Характерно, что уже после ареста Астромова его бывшие друзья

пытались спасти организацию, преобразовав ее в ложу "Возрожденного

Сфинкса", основанную на розенкрейцерских началах. Но было уже поздно.


+ + +


20 мая 1926 года Борису Астромову, Григорию Мебесу и другим

оккультистам Ленинграда было предъявлено официальное обвинение.


"История масонства в России, - читаем мы в обвинительном

заключении, - показывает, что оно всегда было в услужении того или иного

капиталистического государства и как течение выросло и развилось из усилий

буржуазии, направленных на то, чтобы притупить противоречия, рождаемые

классовой борьбой и капиталистической эксплуатацией... Усилия буржуазии в

этом направлении чрезвычайно разнообразны, и в маскировке классовых

противоречий масонство занимает важное место, создавая в обществе атмосферу

незыблемости капиталистического строя. Политика буржуазии делается не

только в парламентах и передовых статьях. Буржуазия обволакивает сознание

промежуточных слоев общества и вождей рабочих партий, парализуя их мысль и

волю, создавая на их пути могущественное, хотя и не всегда заметное

препятствие.


Масонство по существу своему является не чем иным, как

мелкобуржуазной переделкой католицизма, где роль кардиналов и аббатов

играют банкиры и парламентские дельцы, продажные журналисты и адвокаты, а

также прочие политические авантюристы. Разбавив католицизм и сократив

небесную иерархию до одного лица - Великого архитектора вселенной,

масонство приспособило к своему обиходу терминологию демократии: братство,

гуманность, истина, справедливость, добродетель - и в такой форме является

важной составной частью буржуазного режима.


Вступление в масонскую ложу в буржуазных странах означает, как

правило, приобщение к высшим сферам политики, так как именно здесь

завязываются карьеристские связи, создаются группировки, и вся эта работа

покрывается флером морали, мистики и обрядности... Масонство не меняет

своей тактики в отношении коммунистической партии: оно не исключает

коммунистов из своей среды. Наоборот, оно широко открывает перед ними

двери, поскольку его политической функцией как раз и является всасывание в

свои ряды представителей рабочего класса, дабы содействовать размягчению их

воли, а по возможности и мозгов".


Опасения, что широкая огласка этого дела могла бы привлечь к нему

внимание "еще не окрепших идеологически некоторых групп населения" СССР,

привели к тому, что судьба ленинградских оккультистов была решена во

внесудебном порядке. 18 июня 1926 года дело было рассмотрено особым

совещанием Президиума коллегии ОГПУ. Самое тяжелое наказание - три года

лагерей по статье 61 УК РСФСР - получил сотрудничавший с ОГПУ Борис

Астромов, заподозренный чекистами в неискренности. Остальные обвиняемые

подлежали административной ссылке в отдаленные местности СССР сроком на те

же три года.


Судьба Григория Мебеса, отбывавшего ссылку вместе с Марией

Нестеровой, неизвестна. Что же касается провокатора Бориса Астромова, то

местом его пребывания после отбытия наказания стал город Гудауты (Абхазская

АССР), где он устроился работать заведующим лабораторией местного табачного

завода. 10 июля 1940 года он был вновь арестован сотрудниками 2-го отдела

ГУГБ НКВД СССР.


"Братство истинного служения"


В начале февраля 1927 года ленинградские чекисты стали получать

сведения о том, что в квартире N28 дома 43-В по Кирочной улице у Георгия

Анатольевича Тюфяева, конторского служащего из недоучившихся студентов (три

курса юридического факультета Петербургского университета), проходят

собрания мистиков, устроивших тайный оккультный клуб для "совершения молитв

и проведения спиритических сеансов". После соответствующей проверки

выяснилось, что сведения эти соответствуют действительности. На квартире

Тюфяева происходят собрания членов нелегальной оккультной и религиозной

организации, носящей название "Братство истинного служения".


Собрания членов этой ложи происходили каждые девять дней в

специально приспособленном храме для совершения молитв, после которых

устраивались спиритические сеансы. В них участвовало около 40 человек.


Прием новых лиц производился по поручительству одного из членов

"Братства". Вступающий приносил клятву верности "Братству" и брал на себя

обязательство под страхом строгой кары хранить в тайне все происходящее в

"Братстве", а также само его существование. После этого новоиспеченный член

"Братства" принимал посвящение в первую степень - "ищущего". Всего

существовало четыре степени посвящения: "ищущий", "идущий", "ведущий" и

"поучающий".


Как доложил информатор ОГПУ, основной целью "Братства" являлось

практическое и теоретическое изучение эзотерических явлений посредством

спиритических сеансов.


Общество располагало рукописными материалами, в которых

описывалась технология обрядов, по которым совершались молитвы, а также

содержались формулы клятв и посвящений. Особый интерес у ОГПУ вызвали

проповеди пастырей "Братства" - Георгия Анатольевича и Лидии Владимировны

Тюфяевых об извечной борьбе между Христом и Антихристом.


В 1917 году, говорили они, в России победил Антихрист и с силой

распространяет свою власть, увлекая всех в непроглядную бесконечную тьму

"Черного треугольника". Постепенно, через организации, устроенные

Антихристом на земле, он разрушает храмы и церкви, а руководителей их

убивает и отправляет в ссылку.


В ночь на 13 мая ОГПУ произвело обыски у членов "Братства" и

арестовало 15 наиболее активных его участников. При обысках было изъято

оборудование двух храмов "Братства", а также большое количество оккультной

литературы, символических изображений, пастырская одежда, устав и печать

"Братства", а также такие сугубо "мирские" предметы, как пишущая машинка и

револьвер.


Следствие, в частности, выяснило, что этот оккультный кружок

непрерывно пополнялся за счет людей, наивно надеявшихся через спиритические

сеансы пообщаться со своими умершими родственниками, что вполне определенно

обещал им Георгий Тюфяев. Картина вырисовывалась достаточно неприглядная.

Выходило, что Тюфяев использовал эзотерику в чисто корыстных целях,

наживаясь на доверчивости людей. В ходе следствия он в этом сознался.


Видную роль в "Братстве" играл безработный артист драмы Владимир

Николаевич Очнев-Лефевр. Вот что впоследствии писала об этом человеке

"Красная газета":


"Этот дом по Советскому проспекту почти ничем не выделяется среди

остальных. На нем нет ни памятной доски, ни геральдических гербов. Однако -

кто бы мог подумать - еще совсем недавно в нем проживал Людовик XVI, король

Франции и Наварры. Он проживал здесь до нынешних времен, пока не выбрал

места не столь отдаленные, к северу от Ленинграда. Впрочем, настоящее имя

Людовика XVI было Владимир Николаевич Очнев-Лефевр. Дворянин, сын

придворного кондитера, он был одним из активнейших членов "Эзотерического

ордена", или "Братства истинного служения". Этот Орден был основан в 1924

году и работал вплоть до наших дней. Мистическое братство это возглавлялось

неким Тюфяевым, отцом Георгием - бывшим дворянином, бывшим студентом,

бывшим человеком. Очнев же играл в "Братстве" роль перевоплощенного

Людовика XVI, призванного спасти Россию и Францию... В одной из проповедей

Тюфяев, между прочим, сообщил, что наряду с "Братством истинного служения"

существует "Черное братство", где собираются слуги антихриста. И что на

одном из этих "Черных братств" он, Тюфяев, был и видел, как Зиновьев

причащался кровью двухлетнего убитого ребенка".


Приговор коллегии ОГПУ был суров: Георгий Тюфяев получил 10 лет

лагерей, остальным присудили от трех до пяти.


"При ликвидации этой веселой компании, - отмечала "Ленинградская

правда", - можно только удивляться и разводить руками. Действительно, вот

необыкновенное дело! Какой странный и нелепый парадокс. На десятом году

революции в Советской стране, в городе рабочей диктатуры - такие странные

птицы. Поистине, нужно быть талантливым авантюристом, чтобы в век

атомистических теорий, химического анализа, индустриализации, волго-донских

каналов, гидростроительства, океанских перелетов, шедевров металлургии

проповедовать масонство. Да где еще - в Советском Союзе!


Но этот парадокс, если вглядеться в него поглубже, совсем не так

удивителен, а пропитан печальной иронией. Это маленький парадокс,

создавшийся в результате больших социальных перемещений. Масонская ложа в

1927 году - это последняя и диковинная форма, в которую вылились искания

внутренней эмигрантщины и опустошенной обывательщины. Это последняя спазма

изгоев революции, сиротливо шатающихся на историческом ветру как недожатые

колосья. Это одно из предчувствий выражения "бессильной активности"

"третьей силы". И в небывалой нелепости этой масонской истории можно

прочесть издевательскую иронию времени над историческим барахлом, забытым в

наших днях прошедшей эпохой".


+ + +


Авторы статей сознательно упрощали проблему, сводя ее к

авантюризму отдельных масонов. Отчасти они были правы: в этом мы убедились

на примерах Астромова и Тюфяева. Однако заявление о том, что в новом XX

веке, веке "атомистических теорий, химического анализа, индустриализации,

волго-донских каналов", а тем более в Советском Союзе, невозможен

оккультизм в массовых масштабах, представляется несколько самонадеянным.

Борис Астромов совсем не случайно в своем письме о "красном" масонстве

намекал Сталину, что имеет место связь между идеологией молодого Советского

государства и масонскими доктринами. И в своих подозрениях он был не

одинок.


"Кремлевская ложа"


Если приглядеться повнимательнее к первым годам Советской

республики, то мы увидим, что радикальный атеизм пролетарской революции

удивительным образом сочетался с радикальным же мистицизмом.


Прежде всего следует обратить внимание на то, что религия и

мистицизм, уже по самой логике вещей, не могли не оказывать влияние на

сознание вождей революции. Основоположник "научного коммунизма" Карл Маркс

явно находился под влиянием мессианских, эсхатологических идей.

Американский историк Генри Норт вообще считал возможным утверждать, что в

марксизме возродился древний языческий эсхатологизм с его идеей вечного,

циклического обновления мира через хаос - "Марксистская религия революции".


Определенный вклад в разработку этого вопроса внес эмигрант

Василий Иванов, пользовавшийся, по его утверждению, источниками информации,

близкими к французскому политическому масонству.


"В 1918 году, - писал Иванов, - над Россией восходит пятиконечная

звезда - эмблема мирового масонства. Власть перешла к самому злобному и

разрушительному масонству - красному во главе с масонами высокого

посвящения - Лениным, Троцким и их приспешниками - масонами более низкого

посвящения: Розенфельдом, Зиновьевым, Парвусом, Радеком, Литвиновым...

Программа борьбы "строителей" сводится к уничтожению православной веры,

искоренению национализма, главным образом великорусского шовинизма,

разрушению быта, русской православной семьи и великого духовного наследия

наших предков".


По мнению Иванова, в начале 1930-х годов Россия превращается в

"самое чистое и самое последовательное масонское государство, которое

проводит масонские принципы во всей их полноте и последовательности".


Заявление более чем смелое. И как любое смелое заявление,

представляет собой ту крайность, которая может только очертить проблему в

целом, но не дать правильного ответа.


Что же происходило на самом деле? И насколько сильным было

влияние масонских идей на идеологию первого коммунистического государства?


Вождь большевистской революции Лев Троцкий длительное время

увлекался изучением масонских объединений. Он писал довольно объемные

конспекты по истории данного мистического направления, которые, к

сожалению, не сохранились. На этом основании некоторые современные

исследователи даже говорят о принадлежности к масонству самого Троцкого,

хотя документальных подтверждений этому нет. Тем не менее показателен

интерес коммунистического лидера к масонской мистике.


Другой видный большевик - Николай Бухарин - признавался, что в

детстве на полном серьезе считал себя Антихристом и изводил свою мать

вопросом, не блудница ли она. Само собой, такие ранние духовные переживания

не могут не влиять на отношение человека к религии.


Менее всего фактического материала на интересующую нас тему дает

Владимир Ильич Ленин. Тем не менее многие оккультисты были в восторге от

него и считали вождя "своим человеком".


Рассказывают и о масонской ложе "Союз Бельвиля" "Великого Востока

Франции", членом которой до 1914 года Ленин якобы числился. Согласно другой

версии, ложа, в которую входили Ленин и Зиновьев, называлась "Ар э Травай".

И хотя документального подтверждения эти сведения также не получили,

каких-либо препятствий для вступления большевиков в заграничные масонские

ложи я, например, не вижу.


Вожди революции, конечно же, не были мистиками в полном смысле

этого слова, и мы можем говорить лишь о наличии в системе их мышления

некоторых элементов эзотеризма.


+ + +


Впрочем, были и исключения. Наиболее яркий пример - Александр

Богданов (Малиновский), который считается одним из лидеров русской

социал-демократии. Талантливый философ, создатель оригинальной теории

управления, он занимал еще более радикальные позиции, чем даже Ленин. В

подполье он возглавил крайне левое течение "отзовистов", выступавшее за

отзыв социал-демократической фракции из Государственной думы. Интересно,

что многие "отзовисты" считали необходимым создание особой религии для

рабочего класса.


Одной из проблем, волновавших Богданова, было достижение

долголетия и даже бессмертия. Красный теоретик находился под мощным

воздействием философа-"космиста" Николая Федорова, мечтавшего о преодолении

смерти и воскресении всех умерших людей. В своих изысканиях Богданов уделял

огромное внимание фактору крови, которая, как известно, имеет огромнейшее

значение в самых разных мистических традициях.


В 1908 году Богданов опубликовал роман-утопию "Красная звезда",

ставший невероятно популярным в среде революционной молодежи. В нем

описывалось идеальное коммунистическое общество, построенное на Марсе.

Богдановские марсиане достигли бессмертия благодаря особым технологиям

обмена кровью между молодыми и пожилыми членами общества.


Технология омоложения состарившихся марсиан описывается в романе

следующим образом:


"Мы устраиваем обмен кровью между двумя человеческими существами,

из которых каждое может передавать другому массу условий повышения жизни.

Это просто одновременное переливание крови от одного человека другому и

обратно... Кровь одного человека продолжает жить в организме другого,

смешиваясь там с его кровью и внося глубокое обновление во все его ткани.


...Молодой человек не стареет от крови пожилого: то, что в нем

есть слабого, старческого, быстро преодолевается молодым организмом, но в

то же время из нее усваивается многое такое, чего не хватало этому

организму".


Свою теорию Александр Богданов пытался обратить в практику,

основав в Советской России первый за всю историю науки Институт переливания

крови. Здесь практиковался обмен кровью между старыми ветеранами-партийцами

и молодыми, здоровыми, полными сил людьми. Налицо зловещий символизм -

старое паразитирует на молодом, умирающее - на начинающем жизнь. А

присутствие при этом фактора крови сразу напоминает о вампиризме, о попытке

"живого трупа" обрести жизнь посредством присваивания жизненных энергий

полноценного живого существа.


"В институте многое было сделано впервые в мире, - рассказывает

доктор биологии Валерий Канюка. - В том числе и полное переливание крови от

одного человека другому. В числе добровольцев, на которых ставились эти

опыты, был сын Богданова, Александр Александрович Малиновский (впоследствии

- известный генетик). В эксперименте отца он участвовал в возрасте 25 лет.

Его собственную кровь заменили на кровь сорокалетнего атлета. Вскоре

конституция Малиновского, который был хил от рождения, стала меняться. Мне

он помнится мощным, ширококостным мужчиной".


Самому Богданову не суждено было прожить долго - во время одного

из экспериментов этот красный мистик трагически погиб.


+ + +


В своих странных взглядах Александр Богданов был далеко не

одинок. В опубликованных воспоминаниях видного большевика Ольминского

содержится любопытное свидетельство о публичном заявлении Леонида Красина,

"мага и волшебника большевицкой партии" (по выражению Ленина), входившего

впоследствии в комиссию по увековечению памяти вождя и наблюдавшего за

сооружением Мавзолея и бальзамированием трупа. Итак, Красин заявил, что

верит в грядущее воскрешение мертвых, но не всех, а только "великих

исторических личностей". Столь смелое высказывание прозвучало в 1921 году

на похоронах Льва Карпова - руководителя первой химической лаборатории, на

базе которой и была создана лаборатория Мавзолея.


В этом специфическом учреждении, кстати, изучали и

древнеегипетские мумии, и мощи русских святых.


Исследования В. Авдеева показали, что идеологическая основа всех

тех манипуляций, которые претерпело тело Ленина, были заложены в книге

биолога Пауля Камерера "Смерть и бессмертие". Она увидела свет в Вене в

феврале 1923 года, а после смерти Ленина ученого тут же пригласили в

Советскую Россию. Книга этого "парабиолога" снабжена огромным количеством

оккультных терминов, в том числе явно восходящих к магии Древнего Египта.


По этому поводу Авдеев пишет:


"Напрашивается аналогия с практикой Древнего Египта, где мумия

фараона служила оккультным источником передачи всему народу той мощи,

которой он был наделен при жизни. (В частности, специальный жрец

контролировал детородные функции владыки. При их ослабевании его свергали,

так как неплодность могла передаться всей стране.) Напротив, мумия Ленина,

который при жизни был отягощен многими неприятными болезнями, является

источником деградации народа, особенно при прохождении через Мавзолей

больших масс людей".


Все это проявления космизма - направления, гораздо более

глубокого и радикального в оккультном смысле, чем коммунизм. Упоминавшийся

выше Николай Федоров видел создание физически бессмертного Человека,

обретшего уже в этом мире максимум могущества. Такой бессмертный человек

мог, к примеру, летать, активизируя достаточное количество клеток головного

мозга (единомышленник Федорова и родоначальник теоретической космонавтики

Константин Циолковский считал, что человечество само доведет свою эволюцию

до перехода в энергетическое "лучистое" состояние).


+ + +


В 1970-е годы среди сотрудников КГБ была очень популярна легенда,

будто бы и сам основатель главной советской спецслужбы Феликс Эдмундович

Дзержинский принадлежал к числу масонов. Возможно, возникновение этого

слуха пятьдесят лет спустя после смерти "железного Феликса" было связано с

очередной чисткой архивов, затеянной Юрием Андроповым, и какими-то новыми

фактами, обнаруженными по ходу.


Любопытно, что созданная Дзержинским знаменитая организация

"Трест" строилась по масонскому образцу, а по сути являла собой смесь

провокации и собственных амбиций главы ВЧК. Она стала продолжением двойной

игры Дзержинского, начавшейся летом 1918 года, когда его сотрудники

оказались замешаны в левоэсеровском мятеже, покушении на Ленина и убийстве

Володарского. "Трест" при определенном развитии событий превращался в

организацию, которая могла при поддержке англичан взять власть в стране. На

случай провала Дзержинский предусмотрел и другой вариант, который в

конечном итоге принес ему лавры хитрого контрразведчика: засвеченный прежде

времени "Трест" был объявлен чекистской ловушкой для белоэмигрантов (чему

белоэмигранты так и не поверили).


+ + +


Предпринимались и попытки официального воссоздания масонства в

СССР. К этому, в частности, приложил руку С. Маркотун - видный украинский

федералист, глава мартинистской ложи в Киеве. В 1930-е годы он (к тому

времени масон 32-й степени парижской ложи "Дружба народов") активно

добивался советского гражданства с целью возрождения масонства на Украине.

Вероятно, с его именем связано "Воззвание Великой ложи Украины к всемирному

масонству", датированное январем 1933 года. Некоторые исследователи

считают, правда, и воззвание, и само существование такой ложи блефом ОГПУ,

а Маркотуна объявляют советским агентом. Если это так, то чего в данном

случае хотел Кремль? Выманить у Братства "вольных каменщиков" деньги на

"восстановление украинской ложи"? Или что-то еще?..


В том же 1933 году из Советского Союза за границу было направлено

масонское обращение. Карл Радек, хотя и отодвинутый Сталиным от первых

ролей в партии и Коминтерне, но все еще влиятельный коммунист, вроде бы

написал письмо в "Великий Восток Франции", в котором сообщил, что

"советское правительство дает согласие на открытие масонских лож в СССР".


distancionnie-obrazovatelnie-tehnologii-opit-i-perspektivi-primeneniya-v-vuze.html
distancionnie-seminari-stranica-7.html
distancionnij-konkurs-pedagogicheskie-innovacii-v-nominacii-.html
distancionnij-kurs-po-vichspidu-dlya-medicinskih-specialistov-dlya-pervoj-gruppi.html
distancionnij-orgdeyatelnostnij-kurs-internet-urok-kak-sredstvo-formirovaniya-informacionnih-i-kommunikativnih-kompetencij-shkolnikov-21220.html
distancionnoe-i-virtualnoe-obuchenie.html
  • composition.bystrickaya.ru/ocherki-istorii-dagestana-problema-proishozhdeniya-kumikov-v-sovetskoj-ideologii-i-istoriografii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtomatizirovannaya-sistema-sluzhbi-zanyatosti-naseleniya-variant.html
  • znanie.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-disciplini-infekcionnie-bolezni-dlya-studentov-5-kursa-po-specialnosti-lechebnoe-delo-060101-forma-obucheniya-ochnaya.html
  • writing.bystrickaya.ru/aleksandr-mosolov-i-ego-fortepiannaya-muzika-chast-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-tematicheskij-plan-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/minimalnij-letnij-srednemesyachnij-rashod-vodi-uchebno-metodicheskij-komplekt-disciplini-fizicheskaya-geografiya-mordovii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-svedeniya-ob-auditore-auditorah-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-gazprom-kod-emitenta.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vibor-internet-provajdera-nekotorie-kriterii-i-soveti-tehnologiya-zashiti-informacii-na-kompyutere-obshie-voprosi-zashiti.html
  • bystrickaya.ru/yarmarka-narodnih-promislov-2010-26-02-2010-05-03-2010-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/knigata-e-izdadena-s-konkurs-na-nacionalniya-centr-za-knigata-s-g-jung-stranica-22.html
  • reading.bystrickaya.ru/konferenciya-sostoitsya-20-21-maya-2012-goda-forma-provedeniya-konferencii-zaochnaya-sborniku-materialov-budet-prisvoen-isbn.html
  • doklad.bystrickaya.ru/variant-xi-ch-sh-sh-e-yu-ya-istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran-pravovaya-yuridicheskaya-nauka-poetomu.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yurisprudenciya-stranica-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-uchebno-tematicheskij-plan-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-080109-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-gosduma-rf-monitoring-smi-26-iyunya-2007-g.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sintez-keruyuchih-avtomatv.html
  • universitet.bystrickaya.ru/starec-sampson-o-pravoslavnom-vospitanii-detej-kak-obresti-krepkuyu-veru-v-boga.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-oformlen-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-upolnomochennij-po-kachestvu.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-ii-respublikanskom-foneticheskom-konkurse-znatokov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshij-obem-uchebnoj-nagruzki-po-obrazovatelnoj-programme-v-celom-otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-rasschitana-na-68-chasov-2-chasa-v-nedelyu-chto-sootvetstvuet-uchebnomu-planu-na-2010-2011-uchebnij-god-soderzhanie-programmi.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhastara-skeri-patriotti-trbie-beru.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-demograficheskaya-dinamika-mira-posle-1989g-zakoni-istorii.html
  • klass.bystrickaya.ru/bakradze-i-i-shilakadze-m-e-metodika-rascheta-plastmassovih-podshipnikov-skolzheniya-pri-ogranichennoj-smazke-tbilisi-mecniereba-1967-138s.html
  • literature.bystrickaya.ru/byudzhetnaya-sistema-subektov-rf-analiz-oblastnogo-byudzheta-sahalinskoj-oblasti-na-2001god-chast-7.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-kursu-osnovi-ideologii-belorusskogo-gosudarstva-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-i-specialnostej-2007.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prakticheskaya-grammatika-anglijskogo-yazika-stranica-27.html
  • teacher.bystrickaya.ru/g-almati-ul-dzhandosova-53-organizator.html
  • writing.bystrickaya.ru/kniga-adresuetsya-vsemlyubyashim-marinu-cvetaevu-stranica-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-12-rekonstrukciya-i-dooborudovanie-osushitelnih-sistem-predmet-i-zadachi-ekspluatacii-gidromeliorativnih-sistem.html
  • literature.bystrickaya.ru/dalnejshaya-razrabotka-i-utochnenie-ekosistemnogo-podhoda-na-osnove-ocenki-opita-nakoplennogo-storonami-v-processe-ego-osushestvleniya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-kak-na-osnove-poznavatelnoj-deyatelnosti-razvit-tvorchestvo-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoe-vremya-sozdat-kruzhok-hochu-vsyo-znat.html
  • lecture.bystrickaya.ru/65prava-i-obyazannosti-zakazchika-dokumentaciya-ob-otkritom-aukcione-na-stroitelstvo-administrativnih-zdanij-v.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-vospitatelnaya-sistema-klassa-uchebnoe-posobie-g-p-sinicina-vospitanie-sovremennogo-shkolnika-omsk-1999.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sopostavitelnij-analiz-public-relations-i-rodstvennih-sfer-deyatelnosti-chast-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.