.RU

Цели и задачи курса «отечественная история» - страница 4


«Придворная рациональность» и русские оригиналы XVIII в.

^ Архив исторических идей С. М. Соловьев. Учебная книга по русской истории

(Извлечение)

В молодости Суворов получил образование, какое только можно было получить, потому что отец, предназначая его, по слабости здо­ровья, к гражданской службе, заставлял учиться наукам и языкам; чте­ние исторических книг развило в нем славолюбие и уяснило для него самого его призвание: он вступил в военную службу. Здесь он продви­гался очень медленно. Девять лет был солдатом; прожив так долго вместе с солдатами, он совершенно сроднился с их бытом... привык к жизни простой... В чинах офицерских Суворов приобрел репутацию от­личного кавалерийского офицера.

Но для Суворова это было мало: он видел, как быстро шагают лю­бимцы счастия, менее его достойные, но умевшие стать на вид, и он решился обратить на себя внимание: заставить заговорить. [Средст­вом для этого] было юродство, которое производит такое сильное впе­чатление в неразвитых обществах., когда... все странное, выходящее из обычной колеи имеет обаятельную силу, заставляет предполагать что-то высшее, таинственное. Суворов сделался чудаком, отбросив общепринятые приличия, он ничего не делал так, как другие люди:

говорил отрывисто, какими-то загадочными фразами, употреблял свои особые выражения, кривлялся, делал разные ужимки, ходил подпрыгивая...

Суворов достиг своей цели: о нем начали говорить; бесчисленные анекдоты о его проделках дошли до императрицы Екатерины, гро­мадная популярность была им приобретена между солдатами... меж­ду которыми более чем в других классах общества юродство имеет обаятельную силу...


^ С. А. Князьков. Быт дворянской Москвы конца XVIII и начала XIX века

(Извлечение)

Москва вообще исстари славилась чудаками и оригиналами, кото­рые точно цепью жизни поставили себе жить не как все, а по-своему и поступать во всем обратно общепринятому; и в Москве это не только никого не раздражало, а, напротив, такие чудаки пользовались всеоб­щими симпатиями, может быть, за то развлечение, за ту возможность поговорить и посудачить, которую они доставляли своим согражданам, тем более что эти сограждане и сами любили ни в чем меры не знать. «Московские щеголи и щеголихи ничего не делают наполовину,— пи­шет в своих мемуарах С. П. Жихарев,—отличаться так отличаться! По­давай золоченые колеса, красную сафьянную сбрую с позолоченным набором, который горел бы как жар; давай лошадей—львов и тигров, с гривою ниже колен. А как одеть кучеров иначе, как в бархатные каф­таны, голубые, зеленые, малиновые с бобровыми опушками, какою-то блестящей оторочкой. На эту обмундировку кучеров, упряжь лошадей и на экипажи тратились тысячи; зато какое соревнование богатства, ка­кой блеск, пестрота, роскошь!

Щегольнуть старались не одной роскошью, но и оригинальностью. «Известный богач Д.,— рассказывает М. Н. Загоскин,— выехал однажды в таком экипаже... все наперекор симметрии и здравому смыслу: на за­пятках трехаршинный1 гайдук и карлица, на козлах кучером мальчишка лет десяти, а форейтором старик с седой бородой, левая коренная (ло­шадь) с верблюда, а правая с мышь... Иной не хочет ничего делать как люди: зимой ездит на колесах, а летом на полозьях...» Гуляющие пеш­ком тоже могли похвастаться оригиналами. «Вот какой-то чудак, не­смотря на ясный летний день, идет закутанный в шубу, в бархатных са­погах и собольей шапке, за ним идет слуга с термометром...» (от про­студы).

Отличительной чертой больших московских бар было то, что приня­то называть самодурством,— грубость не без некоторой доли... остро­умия... Современники рассказывают нам о таких «оригиналах», которые собрания и балы у себя кончали тем, что становились среди зала и ора­ли «Ьегаиа», т. е. «вон», или, взяв у музыканта валторну, трубили «тира­ду», т. е. военный сигнал отступления, и гости должны были уходить. Для нравов эпохи важно, однако, не то, что такие грубые чудаки были, а то, что грубость, которую они позволяли себе, москвичей не задева­ла. Эту грубость-не только прощали, но и ждали каждый раз как необ­ходимое завершение вечера.

^ Национальное сознание и национальные предрассудки

Архив исторических идей А. И. Герцен. О развитии революционных идей в России1

(Извлечения)

Предпочтение, которое правительство оказывало немцам после Петра 1, было такого рода, что не могло примирить с ними русских. Добро, если бы одни только Минихи да Остерманы приехали в Россию... В немецких офи­церах и чиновниках русское правительство находило именно то, что ему надобно: точность и бесстрастие машины, молчаливость глухонемых, стои­цизм послушания при любых обстоятельствах, усидчивость в работе, не знавшую усталости. Добавьте к этому известную честность (очень редкую среди русских) и как раз столько образования, сколько требует их долж­ность, но совсем не достаточного для понимания того, что вовсе нет за­слуги быть безукоризненными и неподкупными орудиями деспотизма; добавьте к этому полнейшее равнодушие к участи тех, которыми они управляют, глубочайшее презрение к народу, совершенное незнание национального характера, и вам станет понятно, почему народ ненави­дит немцев и почему правительство так любит их.

Если мы перейдем от министерств и канцелярий к мастерским, мы встретим тот же антагонизм. Русский работник у русского хозяина — почти член семьи; у них одни и те же привычки, одна и та же мораль и религия, они обычно едят за одним столом и очень хорошо понимают Друг друга. Случается порой, что хозяин прибьет работника, который принимает тумаки с излишним христианским смирением, а бывает и так, что работник дает сдачи, но ни тот, ни другой не пойдут жаловаться в Полицию. Воскресенье хозяин и работник празднуют одинаково—оба они возвращаются домой пьяными. Назавтра хозяин, понимая, что ра­ботник не в состоянии усердно трудиться, позволяет ему погулять не­сколько часов, ибо знает, что в случае нужды тот будет работать для него и ночью. Зачастую хозяин дает работнику деньги вперед, зато ра­ботник долгие месяцы ждет своего жалованья, когда видит, что у хозя­ина денежные затруднения.

Хозяин-немец — не ровня русскому рабочему. Он считает себя ско­рее его начальником, чем хозяином; методичный по природе, храня­щий обычаи своей страны, немец преобразует гибкие, неопределенные отношения между русским работником и его хозяином в строго опре­деленные юридические, от которых не отступит ни на йоту. Постоянная требовательность, нарочитая строгость, холодный деспотизм тем более оскорбляют работника, что хозяин никогда не снизойдет до него. Даже мирный характер немца, даже предпочтение, которое отдает он пиву перед водкой, только усиливает отвращение, внушаемое им русскому работнику. У последнего больше ловкости, чем прилежания, больше одаренности, чем знаний. Он может много сделать сразу, но он неусид­чив в труде и не может приспособиться к однообразной, размеренной дисциплине немца. Хозяин-немец не потерпит, чтобы работник пришел часом позже или ушел часом раньше. Головная боль с похмелья по по­недельникам и баня по субботам в его глазах не оправдание. Он запи­сывает всякий прогул, чтобы сделать вычет из жалования—быть мо­жет, самым справедливым образом—но русский рабочий видит в нем чудовищного эксплуататора, отсюда бесконечные споры и ссоры. Обо­зленный хозяин бежит в полицию...

^ Ценности государства и ценности общества в сознании русского чиновничества первой половины XIX в.

Архив исторических идей Р. Пайпс. Россия при старом режиме

Ставшее притчей во языцах взяточничество русских чиновников... не было следствием каких-то особых черт русского характера или ничтож­ности людей, избиравших административное поприще. Оно порожда­лось правительством, которое, не имея средств на управление, не только веками не платило жалованья своим чиновникам, но и прямо советовало им «кормиться от дел»... Таким образом, коррупция в бюро­кратическом аппарате дореволюционной России не была... отклонени­ем от общепринятой нормы, как бывает в большинстве других стран, она являлась неотъемлемой частью установившейся системы управления...

За столетия мздоимство на Руси обзавелось тщательно разработан­ным этикетом. Проводилось различие между безгрешными и грешными доходами. Критерием различия была личность жертвы. «Грешными» считались доходы, добытые за счет короны через растрату казенных денег или намеренное искажение отчетов... «Безгрешные» доходы со­здавались за счет общества; они включали в себя прибыль от вымога­тельства, суммы, взимаемые судьями за решение дела в пользу давателя, а в основном—взятки, даваемые за ускорение дел, которые граж­дане вели с правительством. Нередко бывало, что получатель... взятки, согласуясь с неписаным тарифом, давал сдачу... Чиновники жили за счет народа, как будто бы они были чужеземными завоевателями— Они предпочитали водиться только с себе подобными, пресмыкаясь перед начальством и попирая нижестоящих. Им по душе была иерархическая лестница чинов с автоматическим продвижением по службе; они были частью ее и все существующее вне этой системы считали за разгул анархии. Они инстинктивно изгоняли из своей среды слишком усердных и щепетильных, поскольку система требовала, чтобы все были замеша­ны и скованы круговой порукой...

Честные управители встречались почти всегда только в центре, в ми­нистерствах и соответствующих им учреждениях'. Идея государственной службы как служения обществу была совершенно чужда русскому чи­новничеству; она была завезена с Запада, в основном из Германии... По­скольку столичное и провинциальное чиновничество почти не общалось друг с другом, дух общественного служения, зародившийся в первом, почти не просачивался в страну, и для большинства чиновников своеко­рыстие и мздоимство было стилем жизни; им и в голову не приходило, что может быть иначе...

В Московской Руси и во времена империи повальное лихоимство чи­новничества было симптомом более глубокого недуга — беззакония, верным спутником которого оно всегда является. До судебной рефор­мы 1864 г. ... Россия не знала независимого судопроизводства. Юстиция была ответвлением административной системы, и посему основной ее заботой было проведение в жизнь воли государства и охрана его инте­ресов. Неразвитость правосознания в России нигде не выступает так яв­ственно, как в... традиционном представлении о том, что преступления, совершенные... чиновниками против граждан, общественности не каса­ются...

Чтобы поставить на своем, стоящие у власти не нуждаются в судах и законах; в них нуждаются бедные и слабые. (От этого зависит) общее положение низших классов и их чувство уверенности в себе... Однако, поскольку судебная процедура оставалась традиционной, россияне из­бегали тяжбы, как чумы.

^ Иерархия коллективных и индивидуальных ценностей в сознании русского крестьянина

Документ А. Н. Энгельгардт. Из деревни. 12 писем

(Извлечения)

Лучшим примером того, какое значение в хозяйстве имеет ведение дел сообща, соединенное с общежитием, служит зажиточность боль­ших крестьянских дворов и их объединение при разделах. Крестьянский двор зажиточен, пока семья велика и состоит из значительного числа рабочих... пока работа не разделена и работы производятся сообща. Обыкновенно союз этот держится только пока жив старик и распадает­ся со смертью его. Чем суровее старик, чем деспотичнее, чем нравст­венно сильнее, тем большим уважением пользуется от мира, тем более хозяйственного порядка на дворе, тем зажиточнее двор. Непременным результатом раздела должна быть бедность. Почти все нажитое идет при разделе на постройку новых изб, новых дворов, амбаров, овинов, на покупку новых корыт, чашек, «ложек и плошек». Разделились «богачи», и вот один «богачев» двор обыкновенно превра­щается в три бедных двора...

Говорят, что все разделы идут из-за баб... Большую способность мужчин к общему делу можно объяснить тем, что мужчины более сво­бодны, более развиты... более жили в артелях, прониклись артельным духом, сделались, как выражаются мужчины, артельными людьми т. е. людьми более гуманными, способными сдерживать свои эгоистиче­ские инстинкты, уступать другим, уступать общему духу, общим потребностям, общему благу,

Но зато у баб гораздо больше инициативы, чем у мужчин. Бабы скорее берутся за всякое новое дело, если только это де­ло им, бабам, лично выгодно. Бабы как-то более жадны к день­гам, мелочно жадны, без всякого расчета на будущее, лишь бы только сейчас заполучить побольше денег. Деньгами с бабами гораздо скорее все сделаешь, чем с мужиками. Кулакам это на руку, и они всегда стремятся зануздать баб, и раз это сделано — двор или деревня в руках деревенского кулака...

Вот для начальства бабы в деревне язва. Мужчины гораздо более терпеливо переносят и деспотизм хозяина, и деспотизм деревенского мира, и деспотизм волостного... А уж бабы — нет, если дело коснется их личных бабьих интересов.


^ Марксизм и идеалы русской традиционной культуры

Архив исторических идей Н. А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма

(Извлечение)

Русский марксизм ждал освобождения от индустриального развития России, которого народничество... хотело избежать... Марксисты сознавали себя реалистами, потому что развитие капитализма в это время в 'осени действительно происходило... При этом их интересовало не :только само экономическое развитие России как положительная цель л благо, сколько образование орудия борьбы. Такова была революционная психология...

Марксизм—более сложное явление, чем обыкновенно думают... Власть экономики в человеческой жизни не Марксом выдумана... Маркс увидел это в окружающем его капиталистическом обществе Европы. Но он обобщил это и придал этому универсальный характер... Ошибка его заключалась в универсализации частного.

Но марксизм есть также учение об избавлении, о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики, о мощи и победе челове­ка над иррациональными силами природы и общества. Душа марксизма тут, а не в экономическом детерминизме... Активным субъектом, кото­рый освободит человека от рабства и создаст лучшую жизнь, является пролетариат. Ему приписывают мессианские свойства, на него перено­сятся свойства избранного народа Божьего... Это есть секуляризация (обмирщение) древнееврейского мессианского сознания... Переход (из Царства необходимости) в царство свободы есть победа над первородным грехом, который Маркс видел в эксплуатации человека человеком...

Различие между «буржуа» и «пролетарием» есть различие между злом и добром, несправедливостью и справедливостью, между заслу­живающим порицания и одобрения... Маркс создал настоящий миф о пролетариате... Марксизм не есть только наука и политика, он есть так же вера, религия. И на этом основана его сила... Революционность есть тотальность, целостность по отношению ко всякому акту жизни... И должен был выработаться русский марксизм, соответствующий этому... то­талитарному инстинкту. Это—Ленин и большевики...

Не революционному народничеству, а именно... тоталитарному марксизму удалось совершить революцию, в которой Россия перескочила через стадию капиталистического развития, которая представля­лась неизбежной первым русским марксистам. И это оказалось соглас­ным с русскими традициями и инстинктом народа. В это время... миф о народе-крестьянстве пал... Нужен был новый революционный миф. И миф о народе был заменен мифом о пролетариате... (В нем) по-ново­му восстановился миф о русском народе. Произошло как бы отожде­ствление русского народа с пролетариатом, русского мессианизма с пролетарским мессианизмом...

Ленин вернулся по-новому к старой традиции русской революцион­ной мысли. Он провозгласил, что промышленная отсталость России... есть великое преимущество социальной революции. Не придется иметь депо с сильной, организованной буржуазией... Большевизм гораздо бо­лее традиционен, чем принято думать, он согласен со своеобразием русского исторического процесса. Произошла русификация и ориентализация марксизма... (т. е. его приспособление к культурной традиции Востока).


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ


Учебно-методический комплекс


Составитель: к.ф.н., ст. преподаватель Захарова О.В.


Ответственный за выпуск: - к.э.н., профессор Терехова С. А.


Печать офсетная

Подписано в печать _____________Заказ № ___________________

Объем______________ п.л. Тираж 150 экз.


625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10





chast-i-socionicheskaya-tipologiya-ekaterina-sergeevna-filatova.html
chast-i-spb-1912-197-s-3-ns-223158-v-ustavshej-obl-blok-srednej-sohrannosti-v-tekste-karandashnie-pometi-pervogo-vladelca.html
chast-i-statya-1-zakon-om.html
chast-i-teoreticheskie-materiali-k-kursu-russkij-yazik-i-kultura-rechi.html
chast-i-umstvennaya-odarennost-ee-psihologicheskie-proyavleniya-i-umstvennaya-odarennost-ee-psihologicheskie-proyavleniya.html
chast-i-vidi-ekonomicheskoj-deyatelnosti-komitet-rossijskoj-federacii-po-standartizacii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administrativnie-reglamenti-i-standarti-gosudarstvennih-uslug-stranica-5.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-pravo-mezhdunarodnoj-torgovli-dlya-specialnosti-03050165-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-avtor-kandidat-istoricheskih-nauk-professor-lopatina-o-n.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reshenie-solikamskoj-gorodskoj-dumi-ob-utverzhdenii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/torgovlya-kanali-kurs-russkoj-istorii-1-lekciya-lxii-7-znachenie-voennoj-reformi-7-polozhenie-dvoryanstva-8-stolichnoe.html
  • institut.bystrickaya.ru/suag2-1987-ne-oslabevaet-eti-issledovateli-rassmatrivayut-vitesnenie-kak.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trigonometriyali-tepe-tedkter-men-olardan-shiatin-osimsha-tepe-tedkter-turali-oushilardi-blmdern-aliptastiru-trigonometriyali-funkciyalardi-anitamalari-men-asiettern-rnekterd-ishamdau.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kachestvo-podgotovki-vipusknikov-obsheobrazovatelnih-programm-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-rezultatam-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-za-2008-2009-uchebnij-god.html
  • testyi.bystrickaya.ru/53-predskazanie-uchebnoe-posobie-harkov-hnagh-2007-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-ukraini.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-4modelirovanie-ekologo-ekonomicheskih-sistem-lekciya-ponyatiya-celi-zadachi-i-tehnologii-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/marksistskaya-filosofiya-lekciya-1-09-01.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-itogovogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-po-specialnosti-080105-finansi-i-kredit-moskva.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sudovie-kotli-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-2008-g-trebovaniya-k-kandidatam-na-poluchenie-diploma-vhtennogo-mehanika.html
  • bukva.bystrickaya.ru/racionalnoe-ispolzovanie-vodnih-resursov.html
  • institut.bystrickaya.ru/storya-ta-arhtektura-sof-kivsko.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-ustranenie-ili-smyagchenie-porochnih-stimulov-uglublennij-obzor-programmi-raboti-po-meram-stimulirovaniya-svodnij.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-obshaya-psihologiya-dlya-napravleniya-030100-62-filosofiya-podgotovki-bakalavra-avtor-petrovskij-v-a.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompleks-tehnicheskih-i-programmnih-sredstv-prednaznachennij-dlya-avtomatizacii-podgotovki-i-resheniya-zadach-polzovatelej-struktura.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yubilei.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-moskva-izdatelstvo-rossijskogo-universiteta-druzhbi-narodov-1999.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-otdelov-torgovo-promishlennoj-palati-stavropolskogo-kraya-na-2012-god-stranica-5.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obyavlenie-o-prieme-dokumentov-dlya-uchastiya-v-konkurse-na-zameshenie-vakantnoj-dolzhnosti-stranica-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/overchenko-m-nalog-na-chrezmernost-vsemirnij-finansovij-puzir-nuzhni-bolee-visokie-trebovaniya-k-kapitalu-bankov1.html
  • institut.bystrickaya.ru/transportnoe-strahovanie-ved-chast-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/svyatitel-grigorij-bogoslov-pyat-slov-o-bogoslovii-slova-27-31-2000-stranica-6.html
  • lesson.bystrickaya.ru/protivorechiya-globalizacii-chast-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchyot-o-pribilyah-i-ubitkah-za-god-zakonchivshijsya-31-dekabrya-2008-goda-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-85-kniga-pervaya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sentyabr-plan-raboti-komiteta-po-obrazovaniyu-administracii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ohrana-zdorovya-otchyot-o-rabote-upravleniya-obrazovaniya-administracii-zato-g-severomorsk.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/znachenie-regionalnogo-zontichnogo-brenda-pomore-v-attraktivnom-pozicionirovanii-i-kompleksnom-prodvizhenii-turistskogo-potenciala-arhangelskoj-oblasti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-tolkovat-sni-sni-i-grezi-evgeniya-cvetkova.html
  • klass.bystrickaya.ru/albert-smirnov-itogi-deyatelnosti-tamozhennih-organov-yutu-v-pervom-kvartale-2009-goda-molot-ot-11-08-09g.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specialnost-220201-upravlenie-i-informatika-tyumenskij-gosudarstvennij-neftegazovij-universitet-spravochnik.html
  • assessments.bystrickaya.ru/blogi.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-gorodskogo-konkursa-vokalnogo-semejnogo-tvorchestva-detej-i-roditelej-zolotaya-rossip-posvyashennogo-dnyu-zashiti-detej-obshie-polozheniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.