.RU

БИОМОНИТОРИНГ ПРИРОДНЫХ И СТОЧНЫХ ВОД - П. Ф. Агаханянц Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей, Россия


^ БИОМОНИТОРИНГ ПРИРОДНЫХ И СТОЧНЫХ ВОД в реальном времени на основе кардиоактивности
аборигенных бентосных беспозвоночных
С.В.Холодкевич, В.П.Федотов, Д.В.Сафронова, Е.Л.Корниенко, А.С.Куракин ^ Санкт-Петербургский Научно-Исследовательский Центр Экологической Безопасности Российской Академии Наук, Россия

В работе обсуждаются перспективы использования бентосных беспозвоночных (Mollusca и Decapoda) в качестве тест-объектов в автоматических системах раннего оповещения об изменении качества воды, рассматриваемой как среда обитания гидробионтов. Известно [Depledge & Andersen, 1990; Kholodkevich и др., 2003], что на организменном уровне Mollusca и Decapoda являются весьма перспективными биоиндикаторами общей токсичности природных и очищенных сточных вод. Причем принципиально важно использовать в этих целях аборигенных представителей фауны, учитывая необходимость обеспечения "экологического соответствия” состояния экосистемы состоянию ее биоты, которая является частью этой экосистемы.

Это кардинально отличает методы биоиндикации от методов биотестирования, где используются лабораторные тест-организмы, которые, как правило, являются стенобионтными, приспособленными лишь к обитанию в поддерживаемой лаборатории специальной питательной водной среде с небольшим диапазоном изменения ее физико-химических характеристик.

Существенный интерес для развития биологических методов контроля состояния водных экосистем в реальном времени представляет направление, основанное на использовании для измерения реакций биоты физиологических и поведенческих биомаркеров [Depledge и др., 1995]. Наиболее развитыми из них к настоящему времени являются методы, основанные на отведении кардиоактивности моллюсков и высших раков [Depledge & Andersen, 1990; Fedotov и др., 2002; Kholodkevich и др., 2003].

Настоящая работа выполнялась в лаборатории экспериментальной экологии водных систем Санкт-Петербургского Научно-Исследовательского Центра Экологической Безопасности Российской Академии Наук и на одном из очистных предприятий города - Северной Станции Аэрации (ССА) Государственного Унитарного Предприятия “Водоканал Санкт-Петербург”.

Ее основной целью являлось исследование возможности создания инструментальной биосенсорной системы непрерывного мониторинга биологически очищенных сточных вод ССА на основе оригинальных методов регистрации и анализа кардио- и локомоторной активности бентосных беспозвоночных (на примере речного рака).

В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:

Для технического обеспечения процесса биоиндикации качества воды была разработана и построена аквариумная система, позволяющая содержать выбранных животных – речных раков, индивидуально и в семействе.

Эксперименты по оценке морфометрических характеристик раков и их функционального состояния по кардиоактивности проводили на группах половозрелых особей и в группах рачков 2-3-месячного возраста.

Одна группа постоянно находилась в аквариумах в потоке очищенных сточных вод, а другая - в аквариумах с условно чистой (отстоянной водопроводной) водой в лаборатории. Регистрация активности сердца раков осуществлялась аналогично работе [Федотов и др., 2002], с помощью укрепляемого на карапаксе животного миниатюрного волоконно-оптического датчика, который не препятствует его свободному перемещению. Данный метод регистрации кардиоактивности дает возможность проводить оперативный контроль изменений различных параметров работы сердца. Для их обработки использовался метод вариационной пульсометрии [Kholodkevich и др., 2003; Kurakin и др., 2003], позволяющий надежно оценивать текущее функциональное состояние животного по изменению вариабельности частоты сердечных сокращений (ЧСС).

В течение двух лет проводились сравнительные исследования микропопуляций раков, содержащихся в условно чистой воде в лаборатории и в неразбавленной биологически очищенной сточной воде ССА, результаты которых показали, что развиваемый метод биоиндикации качества биологически очищенных сточных вод является перспективным для использования на городских станциях аэрации.

Его основное преимущество - возможность осуществлять контроль качества воды как на организменном, так и на популяционном уровнях. Физиологические и поведенческие характеристики реакций животных могут быть измерены в реальном масштабе времени, обработаны и по сети Интернет переданы на пульт дежурного наблюдателя.

На ССА создана аквариумная система, позволяющая проводить биомониторинг качества биологически очищенной сточной воды на основании реакций животных-биоиндикаторов: раков вида Procambarus clarkii. Поколения раков, полученные на ССА, свидетельствуют о том, что условия их содержания позволяют животным осуществлять полный биологический цикл, однако анализ их функционального состояния указывает на продолжение процесса их адаптации к новым условиям окружающей среды.
Литература
1. Куракин А.С., В.П. Федотов, Ю.В. Кучерявых, О.В. Зайцева, С.В. Холодкевич, Е.Л. Корниенко, А.Г. Строчило. Исследование суточной активности у рака Astacus astacus и моллюска Mytilus edulis в лабораторных условиях //Сб. материалов 6-й международной конференции Акватерра, Санкт-Петербург, 11-12 ноября 2003. С. 269-273.

2. Федотов В.П., С.В. Холодкевич, А.Г. Строчило. Активность сердца раков Astacus astacus в период раннего онтогенеза //Журнал эволюционной биохимии и физиологии. - 2002. - Т. 38, № 4. - С. 335-340.

3. Depledge M.H., A. Aagard, P. Giorkos. Assessment of trace metal toxicity using molecular, physiological and behavioral biomarkers //Marine Pollution Bulletin. - 1995. - V. 31, № 1-3. - P. 19-27.

4. Depledge M.H., B.B. Andersen. A computer-aided physiological monitoring system for continuous, long-term recording of cardiac activity in selected invertebrates //Comp. Biochem. Physiol. – 1990. - V. 96A. - P. 474-477.

5. Fedotov V.P., S.V. Kholodkevich, A.G. Strochilo Peculiarities of cardiac Activity in the Crayfish Astacus astacus in Different Functional States //Journ. of Evol. Bioch. and Physiology, 2002. - V. 38, № 1. - P. 45-56.

6. Kholodkevich S.V., V.P. Fedotov, A.G. Strochilo, E.L. Kornienko, Y.V. Kucherjavykh, A.S. Kurakin, D.V. Safronova. Online assessment of the anthropogenic effects on benthic invertebrates by monitoring the cardiac activity with non-invasive fiber optic methods //Abstract of Publication for Baltic Sea Congress, Helsinki, Finland, August 24-28, 2003. P. 156.

Районы повышенного экологического риска Северо-Запада

России: возможности социологического изучения

О.Д.Цепилова

Социологический институт РАН, Санкт-Петербург, Россия

В конце 80-х-начале 90-х годов в России стало широко известно, что на территории страны существуют кризисные экологические зоны, возникшие из-за пренебрежения при прежнем режиме и системе хозяйствования к негативным для природы и человека последствиям ускоренной индустриализации, пренебрежения, со всей очевидностью проявившегося в Чернобыльской катастрофе. Острые экологические проблемы «кричали» по всей стране. Зонами бедствий становились не только Арал, Башкирия, обширный район вокруг Чернобыльской АЭС. Бедствия захватывали и относительно небольшие по своим размерам территории, создавая особый тип локализации загрязнения и разрушения окружающей среды. Немало такого рода поселений расположено на Северо-Западе России; где формировались в свое время индустриальные комплексы, имеющие экономическую доминанту развития и слабо учитывающие социально-экологические параметры развития названных территорий.

В ходе проведения социологических исследований на такого рода территориях в первую очередь следует учитывать весь комплекс специфических особенностей территории. С учетом этих особенностей выстраивается теоретическая концепция изучения социологического объекта, определяется адекватный и оптимальный целям исследования набор социологических методов. В значительной мере определение специфически значимых факторов исследования предопределяют его конечный результат и практическую значимость.

В качестве примера социологического изучения территории высокого экологического риска может быть названо лонгитюдное социологическое исследование, которое проводится в городе Кириши с 1989 года и по настоящее время. К началу исследования его специфика определялась тем, что в центре внимания социологов находился г. Кириши с населением 55 тыс. человек, преимущественно развивающийся как мощная индустриальная зона топливно-энергетического направления. В городе наблюдался чрезвычайно высокий уровень социальной напряженности по поводу опасного состояния окружающей среды, с 1987 г. здесь активно действовала городская экологическая организация «6-я секция ВООП», имевшая массовую поддержку населения.

Основными целями исследования явилось изучение специфики развития массового общественного экологического движения, активно развивавшегося в зоне повышенной экологической опасности, в г. Кириши в 1987-1991 гг; а также анализ влияния этого движения на формирование местной экологической политики.

Сложная специфика изучаемого объекта потребовала использования широкого набора социологических методов. Основным методом исследования явились массовые опросы населения по сравнительной методике в равноудаленных временных точках (1989, N=950; 1993, N=911; 1997, N=1018; выборки взрослого населения, репрезентативные по полу, возрасту и образованию). Наряду с массовыми опросами, с 1989 по 2003 гг. проводились углубленные интервью с представителями городской администрации, основных городских предприятий, лидерами зеленых; осуществлялся сбор данных медицинской статистики и данных, характеризующих объективную экономическую и экологическую ситуацию в регионе; анализировались результаты избирательных кампаний; проводился содержательный анализ местной прессы.

Специфика объекта исследования и его цели задали рамки теоретической концепции. В частности, в связи с усилением в г. Кириши (в период кризиса и экологического бедствия) действия депривационных факторов, в ходе исследовательской работы были использованы некоторые положения теории коллективного поведения и относительной депривации [1,2].С помощью теории мобилизации ресурсов и в терминах этой теории была описана история развития общественного экологического движения в г. Кириши, была выявлена специфика этого движения по сравнению с движениями, развивающимися в районах относительной экологической стабильности [4,5,6,7]. Положения и выводы, характеризующие процесс институционализации общественных движений в рамках западной теории структуры политических возможностей позволили выйти на уровень анализа экологической политики и отчасти послужили практическому результату в части оптимизации местной экологической политики [8,9,10].

Опуская в настоящем тексте основные, довольно объемные научные выводы исследования, следует отметить, что одним из практических результатов исследования явилось его влияние на формирование эффективной экологической политики в изучаемом регионе. Киришская система контроля за городской окружающей средой сегодня имеет стабильное законодательное, административное и финансовое обеспечение. Местная экологическая политика достаточно прозрачна, существуют реальные механизмы защиты населения от экологических рисков, а также информирования общественности об экологической ситуации в регионе, хотя эти механизмы еще не имеют устойчивого характера.

В настоящее время существует замысел проведения социологического исследования в г. Сосновый Бор Ленинградской области с населением 63 тыс. человек. В данном случае специфику объекта исследования возможно определить следующими факторами: 1. Функционирование в качестве основного градообразующего предприятия Ленинградской атомной электростанции с устаревшими атомными реакторами. 2. Закрытость территории города. 3. Наличие планов федерального и областного правительств по реализации новых опасных экологических проектов (наиболее известный – план строительства алюминиевого завода). 4. Отсутствие массового экологического движения в городе. 5. Наличие общественных сил в г. Сосновый Бор, г. Санкт-Петеррбург, в России и в зарубежных странах, активно заинтересованных в устойчивом экологически сбалансированном развитии данного региона.

Основной целью проекта предполагается изучение возможностей снижения экологических рисков в регионе и оптимизации местной экологической политики.

Адекватным целям исследования и в данном случае, вероятно, следует считать использование широкого набора социологических методов: массовые опросы населения, глубинные интервью, содержательный анализ местной прессы (дискурс-анализ или контент-анализ), анализ статистических данных, включенное наблюдение. Между тем, отсутствие массового экологического движения в городе, с одной стороны, и наличие одновременно достаточно представительных групп, заинтересованных в снижении экологических рисков в регионе, выдвигают в данном случае в качестве основного исследовательского метода глубинное интервью.

Теоретическая концепция будет строиться в значительной мере на основе уже опробованной и «хорошо работающей» киришской концепции. При этом представляется уместным дополнить ее некоторыми концептуальными положениями теорий и методик общественного участия [11,12,13,14,15].

В целом, по мнению автора, социологический анализ дает хорошие возможности для изучения загрязненных территорий и районов повышенной экологической опасности.

Практическая значимость таких исследований в первую очередь заключается в определении оптимальных путей снижения реальных и потенциальных экологических рисков.
Литература

  1. Gurr T.A . Causal Model of Civil Strife: A Comparative Analysis using New Indices // American Political Science Review. 1968. Vol.62, No.4.

  2. Smelser N. Theory of Collective Behavior. N.Y.: Free Press, 1963.

  3. Tilly Ch. Social Movements and National Politics // Statemaking and Social Movements: Essays in History and Theory /Ed. by Bright Ch., Harding S. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1984.

  4. Gamson W. The Strategy of Social Protest. Homewood, IL: Dorsey. 1975.

  5. Obersholl A. The Decline of the 1960’s Social Movements // Research in Social Movements, Conflict and Change. Greenwich, Conn.: JAI, 1977.

  6. Social Movements in an Organizational Society /Ed.by M.Zald, J.McCarty. New Brunswick, N.J.: Transaction Books, 1987.

  7. Rucht D. The Impact of National Contexts on Social Movement Structures: A Cross-Movement and Cross-National Comparison // Comparative Perspectives on Social Movements. Political Opportunities, Mobilizing Structures, and Cultural Framings /Ed. by McCarthy J.D., Zald M.N. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.

  8. Klandermans B. The Social Construction of Protest and Multiorganizational Fields // Frontiers in Social Movement Theory /Ed. by Morris A. & Mueller C. New Haven, CT & London: Yale University Press. 1992.

  9. Dunlap R.E., Mertig A.G. The Evolution of the U.S. Environmental Movement from 1970 to 1990: An Overview // American Environmentalism: The U.S. Environmental Movement, 1970-1990 /Ed. by R.E.Dunlap, A.G.Mertig. Washington, D.C.: Taylor and Francis, 1992.

  10. Burdge R.J., Robertson R.A. Social Impact Assessment and the Public Involvement Process // Environmental Impact Assessment Review. 1990. Vol.10, No.1/2.

  11. Citizen Participation Handbook for Public Officials and Other Professionals Serving the Public. Sixth edition. Institute for Participatory Management and Planning. Monterey, 1990.

  12. Environmental Assessment Sourcebook. Policies, Procedures, and Cross-Sectoral Issues. Washington D.C.: The World Bank. Environmental Department, 1991. Vol. 1, No. 139.

  13. Kraft M.E., Bruce B.C. Citizen Participation and the NIMBY Syndrome: Public Response to Radioactive Waste Disposal // Western Political Quarterly. 1991. Vol.44, No.3. P.299-328.

  14. Malone C.R. Implications of Environmental Program Planning for Siting a Nuclear Waste Repository at Yucca Mountain, Nevada, USA // Environmental Management. 1990. Vol.14. P.25-32.



^ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ВЛИЯНИЯ ВЫБРОСОВ ДВС

АВТОТРАНСПОРТА НА ВОЗДУШНУЮ СРЕДУ ОТ МЕТЕОФАКТОРОВ

С.С.Шевалдин

Воронежский институт МВД, Россия


Требования экологической безопасности в обществе на современном этапе основаны на том, что находящиеся в пользовании, ведении или личной собственности автотранспортные средство из средств для сокращения времени при перемещении людей или доставки грузов превращается в средство экологического воздействия на природу, окружающую среду и непосредственно на пешеходов и инспекторов ГИБДД. Это свидетельствует, что ГОСТ 17.2.2.03-87 регламентирующий предельно допустимые выбросы из ДВС автомобилей устарел и требует введения документа, с возможностью периодического обновления значений нормируемых качество и степень загрязнённости.

Так как на уровень загрязнения участка дорожного полотна оказывают влияние дорожные и транспортные факторы, то для оценки их экологического состояния был произведён анализ взаимодействия подсистем «дорожное покрытие – двигатель внутреннего сгорания - окружающая среда» (ДП – ДВС – ОС) и «окружающая среда – дорожное покрытие» (ОС – ДП). Эти подсистемы являются частью общей системы ВАДС («водитель-автомобиль-дорога-среда»), которая составляет теоретическую основу решения задач эксплуатации автомобильных дорог. Схема взаимодействия исследованных автором подсистем приведена на рисунке.




Рис. 1. Схема взаимодействия ТС, ОС и ДП


Для рассмотрения всех взаимодействующих элементов в подсистеме ОС-ДП, выполнен анализ на основе системного подхода к выбору всех факторов, оказывающих влияние на среду с применением математического аппарата, которым были произведены количественная оценка и прогнозирование изменения параметров функционирования рассматриваемой подсистемы от внешних воздействий.

Несмотря на то, что для решения экологических задач все более широкое распространение приобрели методы математического моделирования, набор аналитических зависимостей, характеризующих взаимосвязь, исследованных в работе, компонентов, а именно, ДВС, шасси и окружающей среды ограничен, за исключением рассмотренной взаимосвязи дороги и окружающей среды. Так как, подсистема дорожное покрытие - окружающая среда, характеризуется большим количеством различных связей, то эти элементы можно рассматривать как целостную систему. Собственные связи системы и ее связи с внешней средой создают структуру рассматриваемой системы. Подсистема ДП-ОС, является сложной, и при ее изучении возможно использование общих подходов теории моделирования сложных систем.

Для построения математической модели процесса функционирования подсистемы ДП-ОС автором в качестве исходной информацией были рассмотрены данные о назначении и условиях ее работы. Анализ результатов исследований ряда авторов позволяет сделать вывод, что в качестве системообразующего фактора для решения дорожных экологических задач может быть выбрана скорость движения. В любой период времени года она определяется состоянием дорожного покрытия, влиянием метеофакторов, количественными показателями транспортных средств и помехами прогнозируемого характера, к которым мы отнесли снижение пропускной способности автодороги из-за транспортных средств, стоящих или остановившихся на проезжей части или у её края из-за личной необходимости, по требованию сотрудников ГИБДД, поломки или аварии, с учётом их геометрической ориентации относительно оси дорожного полотна. Для оценки состояния дорожного покрытия, соответствующих ему скоростей движения и уровня экологического загрязнения придорожной полосы рассмотрена следующая математическая модель.

В соответствии с общей теорией сложных систем для решения поставленной задачи закон функционирования подсистемы ДП - ОС, введён обобщенный оператор FS, преобразующий набор внутренних, независимых параметров подсистемы (метеорологических и дорожных факторов) во внешние, зависимые - состояния покрытия дорожной сети:

(1)

где - вектор, компонентами которого являются все возможные состояния покрытия в исследуемый период; - вектор воздействия внешней среды (погодно метеорологические параметры), FS - закон функционирования системы, - вектор собственных параметров системы (дорожные и транспортные параметры), t - время.

При оценке экологической ситуации в придорожной полосе вектор состояния покрытия является собственным параметром подсистемы ДП-ТС-ОС, определяющим уровень загрязнения воздушной среды. В уравнение функционирования этой подсистемы аналогичным образом введен обобщенный оператор Fy, который преобразует набор внутренних, независимых параметров подсистемы (метеорологических и дорожных факторов) во внешние, зависимые для оценки экологической ситуации воздушной среды в придорожной полосе.

(2)

где - вектор внешних, зависимых параметров, используемых для оценки экологической ситуации, Fy - закон функционирования подсистемы ДП-ТС-ОС.

При оценке экологической ситуации в придорожной полосе вектор состояния дорожного покрытия является результатом моделирования и одним из собственных дорожных параметров системы, влияющий, как и все остальные, на уровень загрязнения воздушной среды в любой рассматриваемый период.

Для оценки экологической ситуации в любой период автором учтены следующие параметры Pi(t) - загрязнение придорожной территории горючесмазочными материалами (ГСМ) и Gi(t) - концентрация выбросов основных газообразных загрязнителей транспортными средствами при i-ом состоянии дорожного покрытия. Таким образом, вектор внешних параметров имеет вид

(3)

Уравнения (2), (3) являются составляющими математической модели в общем виде, так как отражают поведение системы во времени, а операторы FS и Fy могут быть представлены в виде систем уравнений, логических соотношений, имеющихся эмпирические и аналитические зависимости, связывающие входные и выходные параметры подсистемы ДП - ТС - ОС.

Задача исследования поведения системы ДП - ТС - ОС с оценкой экологического загрязнения решалась в несколько этапов:

1. Выявлялись внешние и внутренние параметры;

2. Устанавливались законы функционирования подсистемы в целом и отдельных ее элементах, разрабатывался алгоритм расчета и программное обеспечение для реализации математической модели;

3. Исследовалась продолжительность нахождения личного состава ГИБДД у дорожного покрытия в различных экологически опасных состояниях с моделированием воздействия уровня загрязнения ОС выбросами автотранспорта и ГСМ на толерантность их организма, что позволило разработать предложения по снижению уровня атмосферного загрязнения над придорожной полосой.

В качестве внешнего (выходного) параметра подсистемы ОС-ДП принята оценка транспортного потока и состояние покрытия дорожной сети. Внешние и внутренние параметры данной подсистемы выявлены при решении задачи исследования с учётом условий образования заторов и уровня загрязнения воздушной среды над дорожным покрытием. Для оценки экологического состояния придорожной территории, и около неё, были проанализированы все возможные состояния покрытия, которые изменяют режимы движения транспортных потоков. Состояние покрытия при расчетах представлено в виде вектора , у которого все компоненты равны нулю и, кроме того, он соответствует возможному в данный момент времени состоянию покрытия. Таким образом, признаком определенного состояния покрытия является порядковый номер компоненты, отличный от нуля и принятый равным единице.

В связи с тем, что загрязнение воздушной среды над дорожным покрытием происходит при движении транспортных средств в любое время года, то были учтены факторы, влияющие на скорость транспортного потока и единичных автомобилей. Так, например, в холодный период года, в связи с изменением термодинамики воздушной среды над поверхностью дорожного покрытия, наибольший вклад в значение величины скорости вносит скользкость, образующаяся на поверхности дорожного покрытия. В остальные периоды года скользкость образуется при наличии влаги на дорожном покрытии, обусловленное повышенным значением относительной влажности воздуха.

В качестве внутренних параметров подсистемы ДП - ТС - ОС, влияющих на состояние покрытия и уровень загрязнения, были рассмотрены две группы. К первой группе автор отнес собственные параметры подсистемы, которые разделены им на постоянные и переменные дорожные и транспортные факторы. Ко второй группе параметров - воздействия внешней среды, отнесены погодно-климатические факторы оказывающие влияние на состояние покрытия, скорость движения и уровень выбросов автотранспорта.

Сопоставление полученных результатов для предлагаемой системы с данными метеорологических наблюдений за скоростью ветра и интенсивностью выпадения осадков показывает, что при измерении уровней транспортных выбросов отмечались периоды накопления и рассеивания вредных веществ. Периоды накопления наблюдались при сохранении устойчивого состояния атмосферы и способствовали повышению загрязнения воздуха на 25-30%. Периоды накопления отмечены при слабом ветре (до 4 м/с) и несущественных осадках (с интенсивностью до 0,3 мм/ч). Наоборот, интенсивные осадки (свыше 3 мм/ч) способствовали очищению атмосферы в течение 10-12 часов.




departament-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-ulyanovskoj-oblasti.html
departament-informacionnih-tehnologij-uchebnoe-posobie-rekomendovano-k-izdaniyu-metodicheskim-sovetom-spbgup-izdanie.html
departament-informacionnoj-politiki-i-kommunikacij-stranica-4.html
departament-informacionnoj-politiki-i-kommunikacij-stranica-9.html
departament-kulturi-i-iskusstva.html
departament-kulturi-otdel-po-rabote-so-sredstvami-massovoj-informacii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-19-tankovij-as-1-mihael-vittmann-m-yauza-press-2009-320-s-stranica-6.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teoriya-raskolnikova-i-ee-krah.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-po-obsheinzhenernoj-praktike-na-oao-voskresenskie-mineralnie-udobreniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/107-vospitatelnaya-rabota-v-obshezhitii-plan-raboti-orskogo-gumanitarno-tehnologicheskogo-instituta-filiala-gosudarstvennogo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statistika-itogov-raboti-shkoli-v-20082009-uch-godu-publichnij-otchyot-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/satiricheskie-priemi-v-skazke-saltikova-shedrina-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvuh-generalov-prokormil.html
  • turn.bystrickaya.ru/opisanie-disciplini-finansovij-kontrol.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rinok-bezdomnih-vremya-novostej-mihail-telehov-sankt-peterburg-21052008-087-str-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/mittelalter-prakticheskij-kurs-nemeckogo-yazika-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/46-zasedanie-mezhdunarodnogo-komiteta-zakonodatelnoj-metrologii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/53finansovo-ekonomichesei-pokazateli-innovacionnij-proekt-razvitiya-gosudarstvennogo-avtonomnogo-obrazovatelnogo.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/romeo-i-dzhuletta-romeo-and-juliet.html
  • writing.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanie-palata-6-anton-pavlovich-chehov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vodyanoj-par-v-vozduhe-nesmotrya-na-ogromnie-poverhnosti-okeanov-i-morej-ne-yavlyaetsya-nasishennim-za.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-i-magistrantov-vseh-form-obucheniya-napravleniya-230100-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/yu-p-averichev-shkola-i-proizvodstvo-1997-5-s-2-9.html
  • college.bystrickaya.ru/-10-profitunuty-torgovij-partner-bill-vilyams.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-otchyot-mou-russkopolyanskaya-gimnaziya-1-obshaya-harakteristika-uchrezhdeniya-pasport-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-obshaya-informaciya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-8-avtoliticheskie-izmeneniya-myasa-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-kemerovo-2004.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referata-sm-takzhe-41.html
  • institute.bystrickaya.ru/filosofskie-predposilki-tvorchestva-v-z-garifullin-pechataetsya-po-resheniyu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-2-vibor-temi-issledovaniya-i-postanovka-problemi-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-fakulteta-upravleniya-samara-2008.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-byudzhetnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-goroda-novosibirska.html
  • knigi.bystrickaya.ru/seno-ili-soloma-ili-u-cheloveka-slishkom-mnogo-ruk-predistoriya-ili-kak-mne-udalos-poluchit-muzikalnoe-obrazovanie.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-13-kachestvo-ekonomika-otrasli.html
  • znanie.bystrickaya.ru/akkreditaciya-programmi-privetstvie-zaveduyushego-kafedroj-sportivnih-disciplin-uvazhaemij-budushij-student.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/432-finansovie-vlozheniya-emitenta-385012-rossiya-respublika-adigeya-gorod-majkop-pereulok-profsoyuznij-2-informaciya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-11-nesushie-i-ograzhdayushie-konstrukcii-snip-03-01-87.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologicheskie-osobennosti-delovogo-obsheniya-chast-3.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razvedka-politboem-tvoj-den-atanasov-sergej-10032007-52-str-2-boris-grizlov-monitoring-smi-10-12.html
  • writing.bystrickaya.ru/garri-s-trumen.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utverzhdeno-resheniem-uchenogo-soveta-gou-vpo-hgu-imnfkatanova.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trehmernoe-modelirovanie-i-animaciya-i-grafika.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmi-v-2012-godu-stranica-9.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-34-mirovaya-torgovlya-uchebnik-baziruetsya-na-primerah-i-statistike-vzyatih-preimushestvenno-iz-rossijskoj-hozyajstvennoj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.