.RU

Билатеральная модель структуры психики - страница 6



Примечания: Р- правосторонний признак, L - левосторонний признак асимметрии.

137

Таблица 8

Распределение психофизиологических типов среди студентов (п=480), обучающихся в Томском педагогическом университете



типы

КОЛИЧЕСТВО

% от общего количества

^ ЭКСТРАВЕРТЫ с неустойчивой активацией психики

28

6

ИНТУИТИВНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСТРАВЕРТ, ИЛЭ

5

1

^ ИНТУИТИВНО-ЭТИЧЕСКИЙ ЭКСТРАВЕРТ, ИЭЭ

8

1.5

СЕНСОРНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСТРАВЕРТ, СЛЭ

9

2

^ СЕНСОРНО-ЭТИЧЕСКИЙ ЭКСТРАВЕРТ, СЭЭ

6

1

ИНТРОВЕРТЫ с неустойчивой активацией психики

91

19

^ ИНТУИТИВНО-ЭТИЧЕСКИЙ ИНТРОВЕРТ, ИЭИ

31

6.5

интуитивно-логический интроверт, или

25

5

^ СЕНСОРНО-ЭТИЧЕСКИЙ ИНТРОВЕРТ, СЭИ

14

3

СЕНСОРНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ИНТРОВЕРТ, СЛИ

21

4

^ ЭКСТРАВЕРТЫ с устойчивой активацией психики

118

24.5

ЛОГИКО-ИНТУИТИВНЫЙ ЭКСТРАВЕРТ, ЛИЭ

29

6

^ ЛОГИКО-СЕНСОРНЫИ ЭКСТРАВЕРТ, ЛСЭ

32

6.5

ЭТИКО-ИНТУИТИВНЫИ ЭКСТРАВЕРТ, ЭИЭ

18

3.5

^ ЭТИКО-СЕНСОРНЫЙ ЭКСТРАВЕРТ, ЭСЭ

39

8

ИНТРОВЕРТЫ сустойчивой активацией психики

243

50.5

^ ЛОГИКО-ИНТУИТИВНЫЙ ИНТРОВЕРТ, ИИ

61

13

ЛОГИКО-СЕНСОРНЫИ ИНТРОВЕРТ, СИ

67

14

^ ЭТИКО-СЕНСОРНЫЙ ИНТРОВЕРТ, СИ

53

11

ЭТИКО-ИНТУИТИВНЫИ ИНТРОВЕРТ, ИИ

62

13

Следует обратить внимание на то, что частота встречаемости правого и левого типов переплетения пальцев и правого и левого типов сцепления рук в данной выборке была почти равновероятной (табл. 7). Как можно заметить, возможные комбинации этих показателей встречаются среди испытуемых также с почти равной частотой. Это противоречит традиционному представлению о том, что L-тип переплетения пальцев и L-тип сцепления рук связаны со «скрытым» левшеством (иначе следовало бы признать существование чрезвычайно большого количества таких левшей). Скорее, это свидетельствует в пользу независимого комбинирования этих показателей асимметрии.

В таблице 7 также показано, что в исследуемой выборке среди студенток с одинаковой частотой встречались психофизиологические типы, которым мы в соответствии с билатеральной моделью структуры психики определили как интуитивных (50% от общего количества испытуемых) и сенсорных (50%), логических (53%) и эмотивных (47%).

Более глубокий анализ типологической структуры изучаемой выборки показал, что распределение отдельных психофизиологических типов в ней было очень неравномерным (табл. 8). Так, часто встречающимися оказались типы, которых мы обозначили как ЛСИ (14%

138

от общего количества испытуемых), ЛИИ (13%) и ЭИИ (13%). В противоположность этому, редкими были типы ИЛЭ (1%) и СЭЭ (1%).

Интересно обратить внимание на то, что в студенческой выборке относительно часто встречались типы ЭСЭ (8%) и ЛИЭ (6%). Это типы, у которых правое полушарие является доминирующим по всем (у ЭСЭ) или почти по всем (у ЛИЭ) видам изучаемых асимметрий, и среди которых очень большой процент левшей. Именно относительно такого вида доминирования рядом авторов высказывалось мнение, что он встречается только у больных [Тетеркина Т.М., 1984] или у лиц с пограничными нервно-психическими состояниями [Зорин Н.А., 1986]. Наши данные противоречат этим точкам зрения, поскольку трудно представить, что такое количество больных людей может сдать вступительные экзамены и обучаться в высшем учебном заведении.

Поскольку по сравнению с первым этапом исследований сменились критерии типирования, а также был использован другой вариант опросника Р.Кеттелла (вариант, адаптированный к русскоязычной популяции А.Г.Шмелевым), нам представлялось важным оценить эффективность предложенной модели структуры психики для изучения личностных особенностей, диагностируемых этим опросником. Всего на него ответило 350 испытуемых, которых мы объединяли в различные типологические группы.

Важно отметить, что, исходя из разработанной модели структуры психики, мы прогнозировали обнаружить закономерные различия между этими изучаемыми группами. Как будет показано ниже, этот прогноз был вполне оправданным.

Так, например, мы предполагали, что эмоционально-личностные особенности испытуемых, у которых в контроле движений доминировало правое полушарие мозга, по результатам тестирования будут характеризоваться более выраженной стабильностью, устойчивостью и рациональностью поведения. Напротив, особенности испытуемых, у которых в контроле движений доминировало левое полушарие, предположительно должны были характеризоваться изменчивостью.

Действительно, статистический анализ полученных данных показал наличие существенных различий в эмоционально-личностной сфере у испытуемых, относящихся к типам с устойчивой (п=242) и неустойчивой активацией психики (п=108), дифференциация на которые проводилось по

139

показателю «асимметрия двигательного контроля» (рис. 10). Как можно заметить, диапазон различий средних факторных оценок у них не превышал 2 баллов, тем не менее, в большинстве случаев наблюдалась очень высокая значимость этих различий (р=0.0000).



О Q1 02 Q3 Q4

А С Е F G H I L ФАКТОРЫ ОПРОСНИКА Р.КЕТТЕЛЛА

ШУСТОЙЧИВЫЕ

т неустойчивые

Рис. 10. Средние факторные оценки опросника Р.Кеттелла у испытуемых, принадлежащих к типам с устойчивой (п=242) и неустойчивой активацией психики (п=108), дифференцируемым по показателю «асимметрия двигательного контроля». Различия между типами по всем факторам достоверны с р=0.0000, кроме факторов В и М.

Анализ профилей факторных оценок, представленных на рисунке 10, показывает, что психофизиологические типы, которых мы, согласно разработанной модели структуры психики, обозначили как типы с устойчивой активацией психики, характеризуются более выраженной аналитичностью в оценке людей, тактичностью и благоразумностью, осторожностью и рассудительностью, осознанностью соблюдения норм и правил поведения, более выраженной подозрительностью, расчетливостью и проницательностью, консервативностью и ригидностью, независимостью и более высокой напряженностью.

Для психофизиологических типов с неустойчивой активацией психики свойственны противоположные личностные особенности. Для них характерна общительность и добродушность, непринужденность и непосредственность в поведении, наивность и естественность, откровенность и доверчивость, жизнерадостность и беспечность, расслабленность и низкая мотивация. Они независимы и своенравны, импульсивны и склонны к непостоянству, подвержены влиянию случая и обстоятельств. У них выражена готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, они спокойно воспринимают новые неустоявшиеся взгляды, более склонны к экспериментированию. Им в большей степени свойственна ориентация на социальное одобрение.

140

Как можно заметить, представленные выше характерные эмоционально-личностные особенности типов с устойчивой и неустойчивой активацией психики, вследствие их совпадения с прогнозируемыми различиями, могут рассматриваться в качестве подтверждения реальности билатеральной модели структуры психики. Кроме того, следует отметить высокую степень совпадения полученных результатов с описаниями рациональных и иррациональных типов, известными из типологии К.Юнга (см. главу 2).

Дифференцируя испытуемых по критерию «ведущий глаз» на экстравертированные (п=97) и интровертированные (п=250) типы, мы прогнозировали обнаружить отличия между ними по факторам опросника Р.Кеттелла, которые связаны с понятиями экстра- и интроверсии. Как оказалось в итоге, эти два типа испытуемых достоверно различались по средним оценкам только двух факторов - В и Q1 (рис. 11). Интерпретируя эти различия, можно утверждать, что экстравертированные студентки являются более сообразительными и эрудированными, более склонны к экспериментированию, спокойно воспринимают новые не устоявшиеся взгляды и перемены, не доверяют авторитетам и ничего не принимают на веру. В противоположность этому, интровертированным студенткам свойственна конкретность и некоторая ригидность мышления, они характеризуются консервативностью, с сомнением относятся к новым идеям, противятся переменам, склонны к морализации и нравоучениям.

Вновь, как можно заметить, наблюдаются совпадения прогнозируемых свойств и выявленных личностных особенностей у двух типов испытуемых, которым мы приписали интровертированную и экстравертированную направленность психики.





ШИНТРО

тэкстра

В Q1

ФАКТОРЫ ОПРОСНИКА Р.КЕТТЕЛЛА

Рис. 11. Средние факторные оценки опросника Р.Кеттелла у испытуемых, принадлежащих к интровертированным (п=250) и экстравертированным (п=97) типам, диагностируемым по показателю «ведущий глаз». Различия между типами по факторам В и Q1 достоверны с р<0.05.

141

Нам было важно оценить личностные особенности психофизиологических типов испытуемых, которые различались между собой по шкале психических функций логика и чувствование. Для этого все испытуемые были объединены в 2 группы - группу логических (п=183) и группу эмотивных (п=164) типов. При этом мы ожидали обнаружить различия в их эмоционально-личностной сфере, соответствующие их ведущим психическим функциям.

Статистический анализ показал, что 2 получившиеся типологические группы достоверно отличались по семи факторам опросника Р.Кеттелла (рис. 12). Причем испытуемые, относящиеся к психофизиологическим типам, которых мы посчитали логиками, были более выдержанными, реалистично настроенными, с постоянными интересами, у них наблюдалось осознанное соблюдение норм и правил поведения. Они характеризовались ответственностью, деловой направленностью, откровенностью и доверчивостью, практичностью, внимательностью к мелочам, спокойствием и уверенностью в себе, расслабленностью и невозмутимостью, развитым самоконтролем, хорошим контролем своих эмоций и поведения.

Психофизиологические типы испытуемых, которых мы обозначили как эмотивные, характеризовались противоположным комплексом особенностей: низкой толерантностью по отношению к фрустрации, подверженностью чувствам, лабильностью настроения, низкой ответственностью, подозрительностью и осторожностью. Они были в большей степени ориентированы на свой внутренний мир, более тревожны, ранимы и впечатлительны, у них более развито воображение и менее развит самоконтроль, они характеризовались более выраженной напряженностью.

Такие различия в личностных свойствах психофизиологических типов с ориентацией психики на логику и чувства, по нашему мнению, свидетельствуют в пользу того, что разработанный подход к типообразованию отражают некоторую нейробиологическую реальность.

Вместе с тем, при дифференциации испытуемых на 2 группы психофизиологических типов, которым мы приписывали психические функции ощущения и интуиции, каких-либо значимых различий по факторным оценкам опросника Р.Кеттелла обнаружено не было.

142



04

С G L М О

ФАКТОРЫ ОПРОСНИКА Р.КЕТТЕЛЛА

ШЛОГИЧЕСКИЕ

тэмотивные

**

- с

Рис. 12. Средние факторные оценки опросника Р.Кеттелла у испытуемых, принадлежащих к логическим типам (п=183) и эмотивным типам (п=164), дифференцируемым по профилям функциональной

асимметрии. р<0.001.

- различия между типами достоверны с р<0.01 и

Объединяя испытуемых на основании комбинации признаков «асимметрия двигательного контроля» и «асимметрия зрения» в 4 темпераментные группы: холериков (экстраверты с устойчивой активацией психики), флегматиков (интроверты с устойчивой активацией психики), сангвиников (экстраверты с неустойчивой активацией психики) и меланхоликов (интроверты с неустойчивой активацией психики), мы также прогнозировали обнаружить у них закономерные различия в личностных особенностях.

Это подтвердилось в ходе статистического анализа результатов тестирования. Причем значимые различия между этими типологическими группами были выявлены почти по всем факторам опросника Р.Кеттелла (рис. 13). Интерпретация полученных различий указывает на то, что испытуемые-флегматики, которые составляли большинство в исследуемой выборке (п=167), отличались от представителей других темпераментных групп менее выраженной общительностью, эмоциональной неустойчивостью, застенчивостью и тактичностью, почтительностью и покорностью, благоразумностью и осторожностью, рассудительностью и молчаливостью, сдержанностью и неуверенностью, робостью и чувствительностью к угрозе, мягкостью и уступчивостью, зависимостью, склонностью к романтизму, подозрительностью и обращенностью интересов на самого себя, разумностью и сентиментальностью подхода к событиям и окружающим людям. Они были более консервативны,

143

предпочитали собственные решения, у них наблюдалась более высокая напряженность, фрустрированность.

Студентки, относящиеся к психофизиологическим типам с холерическим темпераментом (п=72) отличались настойчивостью, ответственностью, деловой направленностью, практичностью, внимательностью к мелочам, ориентацией на внешнюю реальность.

Испытуемые-сангвиники (п=25) характеризовались как лица открытые и общительные, независимые и самоуверенные, своенравные, не признающие власти и давления со стороны, импульсивные, жизнерадостные и беспечные, подвижные и энергичные. Они, в отличие от холериков, непостоянны, подвержены влиянию случая и обстоятельств, свободны от влияния социальных норм. Вместе с тем им свойственна социальная смелость, склонность к риску, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. У них развито воображение, высокий творческий потенциал. Они прямолинейны, наивны, непосредственны в поведении, склонны к экспериментированию, спокойно воспринимают перемены, не доверяют авторитетам, но следуют за общественным мнением, предпочитают работать и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируются на социальное одобрение, но не обеспокоены выполнением социальных требований, недобросовестны, недисциплинированы, для них характерна внутренняя конфликтность представлений о себе.

Для испытуемых, которых мы отнесли к группе меланхоликов (п=83), были свойственны эмоциональная устойчивость, самоуверенность, рассудочность, практичность, некоторая черствость по отношению к окружающим, откровенность, доверчивость, терпимость, уживчивость, безмятежность, хладнокровность, спокойствие и уверенность в себе, более высокий уровень внутреннего контроля поведения. В то же время они проявляли зависимость от группы, отсутствие инициативы в принятии решений, расслабленность и вялость, спокойствие, низкую мотивацию и леность.

В целом, как можно заметить, представленные интерпретации полученных результатов тестирования испытуемых, относящихся к разным темпераментным группам, образованным нами в соответствии с билатеральной моделью структуры психики, в сильной степени совпадают с широко известными психологическими описаниями темпераментов.

144





—♦—ФЛЕГМАТИКИ —Ш^САНГИНИКИ ^^-МЕЛАНХОЛИКИ -•—ХОЛЕРИКИ

А ВС Е FG Н 1 LM NOQ1Q2Q3Q4 ФАКТОРЫ ОПРОСНИКА Р.КЕТТЕЛЛА

Рис. 13. Средние факторные оценки опросника Р.Кеттелла у испытуемых, принадлежащих к 4 темпераментным группам, классифицируемым по профилям асимметрии анализаторных систем. Флегматики - интровертированные типы с устойчивой активацией психики (п=167), сангвиники - экстравертированные типы с неустойчивой активацией психики (п=25), меланхолики - интровертированные типы с неустойчивой активацией психики (п=83), холерики экстравертированные типы с устойчивой активацией психики (п=72). Различия между типологическими группами по всем факторам достоверны с р=0.0000 (фактор М с р=0.0086), кроме фактора В.

Вместе с тем, некоторые сомнения вызывали результаты, полученные в группе меланхоликов, - их трудно было интегрировать в единую картину. Собственный исследовательский опыт подсказал, что это могло быть связано со стремлением некоторых испытуемых к «приукрашиванию» себя в ответах.

Это подтвердилось при анализе оценок, полученных представителями разных типов, по фактору «адекватность самооценки» опросника Р.Кеттелла. Оказалось, что по мере их нарастания можно было построить следующий ряд: флегматики (средняя оценка 5.9) - холерики (6.2) - сангвиники (7.2) - меланхолики (7.6, р=0.0000). Как можно видеть, последними в этом ряду расположилась группа меланхоликов, что указывает на завышение ими своих возможностей и переоценку себя. Этот результат, очевидно, объясняет, почему личностные характеристики психофизиологических типов, которых мы обозначили как меланхоликов,

145

кажутся такими противоречивыми. Кроме того, он указывает на необходимость осторожного, внимательного отношения к ответам испытуемых, которые относятся к этой группе типов.

Статистический анализ других типологических групп (мотивации, аргументации, восприятия), формируемых с учетом признаков асимметрии, выявил лишь незначительные различия между ними по факторам опросника Р.Кеттелла. Это не удивительно, поскольку при выявлении различий в эмоционально-личностной сфере между всеми 16 типами испытуемых наблюдались очень сложные закономерности, которые нивелировались при усреднении данных (таблица 9).

Так, например, с положительным полюсом фактора А были связаны психофизиологические типы, которые были названы сенсорно-логическими и сенсорно-эмотивными экстравертами СЛЭ и СЭЭ, а с отрицательным полюсом - типы, которых мы классифицировали как эмотивно-сенсорных экстравертов ЭСЭ и эмотивно-сенсорных интровертов ЭСИ. Автоматически это приводит к тому, что объединение этих 4 типов в одну типологическую группу по какому-либо общему критерию - или психической функции чувствования, или функции ощущения, или экстраверсии - приводило бы лишь к усреднению факторных оценок. Следствием, этого была бы нивелировка личностных особенностей в группе, состоящей из этих типов.

Как можно видеть в таблице 9, приблизительно такое же распределение анализируемых типов СЛЭ, СЭЭ, ЭСЭ и ЭСИ между крайними полюсами характерно для факторов Е, F, H, N, Q1 и Q2.

Обнаруживаются также важные закономерности в распределении других психофизиологических типов по полюсам факторов опросника (табл. 9).

146

Таблица 9

Профиль средних факторных оценок опросника Р.Кеттелла психофизиологических типов, диагностируемых с помощью признаков функциональной асимметрии



^ Более высокие оценки

Более низкие оценки

А+ ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ СЛЭ (8,5); СЭЭ (83)

СКРЫТНОСТЬ А-ЭСЭ (5,9); ЭСИ (5,7)

В+ Высокий ИНТЕЛЛЕКТ

Низкий ИНТЕЛЛЕКТ В-

^ С+ Эмоциональная УСТОЙЧИВОСТЬ ИЛЭ (8Д); СЛИ (73); ИЛИ (73)

Эмоциональная НЕУСТОЙЧИВОСТЬ С-ЭСЭ (5,5); ЛСИ (5,4); ЭСИ (5,0)

Е+ ДОМИНАНТНОСТЬ ИЛЭ (7,6); СЭЭ (73); СЛЭ (7,2)

КОНФОРМНОСТЬ Е-ЛИИ (5,1); ЭСЭ (5,0); ЭСИ (4,8)

F+ БЕСПЕЧНОСТЬ СЭЭ (7,8); СЭИ (7,8)

ОЗАБОЧЕННОСТЬ F-ЭСИ (5,5); ЭИЭ (4,9)

G+ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭИЭ (7,1); ЛИЭ (6,8); ЛСЭ (6,7)

БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ G-СЭИ (4^); ИЭЭ (43); ИЛЭ (4,2)

Н+ СМЕЛОСТЬ СЭЭ (8,1); ИЛЭ (7,8)

РОБОСТЬ Н-ЭСИ (5,4); ЭСЭ (5,4)

1+ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ИЭЭ (6,8); СЭИ (6,5); ЛИИ (6,5)

ЖЕСТКОСТЬ I-ИЛЭ (5,2); ИЛИ (5,0); СЛИ (4,7)

L+ ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ ИЭЭ (6,3); ЭСИ (6,0)

ДОВЕРЧИВОСТЬ L-ИЛЭ (3,6); СЛИ (3,5)

М+ МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ ИЭЭ (6,8); СЭИ (5,8)

ПРАКТИЧНОСТЬ М-ЭИЭ (3,9); СЛИ (3,7)

N+ ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ ЭСИ (6,4); ЭИЭ (6,1); ЛСИ (6,0)

НАИВНОСТЬ N-ИЭИ (43); СЭЭ (3,7); ИЛЭ (3,4)

СИ- ЧУВСТВО ВИНЫ ЭИИ (6,0); ЭСИ (6,0)

САМОУВЕРЕННОСТЬ О-СЛИ (3,5); ИЛЭ (2,6)

^ Q1+ ГИБКОСТЬ ИЭЭ (8,4); СЭЭ (6,7)

РИГИДНОСТЬ Q1-ЛИИ (4,2); ЭСИ (4,2)

Q2+ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЭСЭ (5,4); ЭСИ (5Д); ЭИИ (5,2)

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ГРУППЫ Q2-СЛЭ (2,8); СЭЭ (2,7)

^ Q3+ КОНТРОЛЬ ЖЕЛАНИЙ СЛИ (73); ЭИЭ (7,2)

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ Q3-СЭИ (4,9); ИЭЭ (-4,6)

Q4+ НАПРЯЖЕННОСТЬ ИЭЭ (5,9); ЭСИ (5,9); ЭИИ (5,8)

РАССЛАБЛЕННОСТЬ Q4-ИЛИ (3,7); СЛИ (ЗД); ИЛЭ (2,6)

chast5metodiitehnikipolucheniyainformaciivmezhlichnostnomobshenii.html
chaste-cheloveka-schitaet-harre-opredelyaetsya-ego-polozheniem-ne-v-napisana-eta-kniga.html
chaste-ibo-kakoe-zhe-eto-schaste-chto-nas-doktor-zhivago.html
chaste-legko-sovetuem-podumat-eshe-razok-dzhon-rodzher-piter-makvilyams.html
chaste-v-brake-zavisit-ot-seksualnoj-garmonii-suprugov-praktikum-po-obshej-eksperimentalnoj-i-prikladnoj-psihologii.html
chasti-3-glava-4-ot-raznih-inostrannih-istorikov-pache-zhe-ot-rossijskih-vernih-istorij-i-povestej-ot-andreya-lizlova.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-s-vangeli-per-s-moldavskogo-v-berestova-m-det-lit-1979-176-s.html
  • education.bystrickaya.ru/2-zhanri-liricheskie-teoriya-literaturi-poetika.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vi-programma-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchayushihsya-na-stupeni-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-230100-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/melkoj-plastiki-metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-kazhdogo-voprosa-3-slovar-osnovnih-ponyatii-i-terminov-dopolnitelnij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-kombinirovannogo-vida-110-goroda-lipecka-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • shkola.bystrickaya.ru/shukshin-v-m-recenziya-na-rasskaz-v-m-shukshina-srezal.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byudzhetnaya-politika-gosudarstva-celi-i-perspektivi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sostavil-konratenko-mb-utverzhdayu-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-altgtu-obrazovatelnij.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nazad-v-socializm-izvestiya-17052007-84-str-9-gosduma-rf-monitoring-smi-17-maya-2007-g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/puti-preobrazovaniya-strukturi-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-sovremennih-usloviyah-18-00-01-teoriya-i-istoriya-arhitekturi-restavraciya-i-rekonstrukciya-istoriko-arhitekturnogo-naslediya-stranica-3.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svirkin-v-a-s-24-vozdushnoe-pravo-chast-i-mezhdunarodnoe-vozdushnoe-pravo-aspekt-bezopasnosti-uchebnoe-posobie.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vengerskij-metod-v-logistike.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalendar-dat-i-sobitij-nacionalno-kulturnih-obedinenij-irkutskoj-oblasti-na-2011-god.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-n-r-00-ritorika-stranica-6.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhimoe-kataloga-gostiopori-elektronnaya-biblioteka-energetika.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-n-3-statya-83-vidi-imushestva-imushestvo-kak-obekt-grazhdanskih-prav-podrazdelyaetsya-na-nedvizhimoe-i-dvizhimoe.html
  • school.bystrickaya.ru/arhitektura-russkogo-barokko.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prazdnik-ogneborcev-gazeta-argumenti-i-fakti-belgorod-27042011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-28-aprelya-2011-g.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11-vo-vneshnetorgovoj-politike-eksport-i-import-ribnih-tovarov-v-rossiyu-reshaet-razlichnie-zadachi.html
  • klass.bystrickaya.ru/araliinda-tetn-tl-tadiri-el-tadiri-atti-aza-tl-aptaliini-eseb.html
  • institut.bystrickaya.ru/teorema-koena-ili-novij-naryad-korolya-dlya-matematikov.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-uchebnoj-discipline-metodi-i-sredstva-zashiti-okruzhayushej-sredi-ot-energeticheskih-vozdejstvij-tomsk-2009-g.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-opros-naibolshij-rezultat-prinosit-beseda-v-sluchae-ustanovleniya-lichnogo-kontakta-issledovatelya-s.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-predstavlyaet-soboj-materiali-kruglogo-stola.html
  • textbook.bystrickaya.ru/harkov-borki-melihovka-novaya-vodolaga.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-studentov-1-kursa-fakulteta-zaochnogo-ochno-zaochnogo-i-distancionnogo-obrazovaniya-zaochnogo-otdeleniya-zta.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskie-harakteristiki-melnic-mokrogo-pomola-sirevih-materialov-giprocement.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/statya-19-punkt-39-nalogovaya-zadolzhennost-priznannaya-nalogoplatelshikom-stranica-5.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/doklad-po-biologii-na-temu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-3-shema-31-sostav-municipalnogo-imushestva-po-zakonu-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-080504.html
  • assessments.bystrickaya.ru/drugoe-tv-radio-10-mayak-14-10-2004-novosti-19-00-00-bistrov-ruslan-novosti-16-00-00-voskobojnikov-roman-10.html
  • lecture.bystrickaya.ru/72-dokumentirovanie-obektnih-informacionnih-sistem-metodicheskoe-posobie-po-podgotovke-vipusknoj-kvalifikacionnoj.html
  • write.bystrickaya.ru/gigienicheskoe-znachenie-atmosfernogo-vozduha.html
  • teacher.bystrickaya.ru/format-meropriyatiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.