.RU

Белянин В. П. Б 449 Психологическое литературоведение. Текст как отра­жение внутренних миров автора и читателя


Белянин В.П.

Психологическое литературоведение. Текст как отра­жение внутренних миров автора и читателя


УДК 159.9:821.09 ББК 83я2 Б 449

Белянин В.П.

Б 449 Психологическое литературоведение. Текст как отра­жение внутренних миров автора и читателя: Моно­графия. — М.: Генезис, 2006. — 320 с.

В книге представлена новая типология художественных текстов, основанная на выявлении эмоционально-смысло­вой доминанты авторов. В основе каждого типа текста лежит мироощущение автора, определяемое его акцентуацией.

«Проективный литературный тест», созданный на осно­ве предложенной типологии, в свою очередь, позволяет по реальным текстовым предпочтениям читателей судить об их личностных особенностях.

Отдельная глава посвящена практическому применению новой типологии. Идентификация типологических черт лич­ности по тексту может использоваться для анализа реклам­ной продукции и определения аудитории, на которую она рассчитана, в судебной психолого-лингвистической экспер­тизе, при дистанционном анализе личности по речи и т.п.

Книга адресована специалистам в области психолинг­вистики, психологии, психиатрии, а также широкому кругу читателей.

ISBN 5-98563-071-4

УДК 159.9:821.09 ББК 83я2

Белянин В.П., 2006 Издательство «Генезис», 2006

ВВЕДЕНИЕ

Усиление интеграции различных областей знания открывает перед психологией новые возможности. За последние годы резко возросла роль смежных науч­ных дисциплин, из которых психология черпает новые методы, подходы, идеи. Наряду с изучением структуры деятельности, мотивационной сферы и путей форми­рования личности развиваются эмпирические и при­кладные подходы, основанные на результатах новей­ших исследований в области психологии личности.

Изучение личности через ее речевые проявления — сравнительно малоизученная область психологии. Оп­ределенный интерес к этой сфере был зафиксирован в начале XX века и вновь возрос в эпоху компьютериза­ции, когда технологии позволили, а сама психология (•качалась в состоянии сформулировать новые вопро-гы и синтезировать достижения различных дисцип-пии в поиске ответов на них.

Проблема типологии личности имеет не только 1сорстическое, но и практическое значение. Сегодня трудно представить себе область человеческих взаимо­действий, где вопрос о типе личности не представлял Оы интерес — идет ли речь о непосредственном (ли­цом к лицу), опосредованном (письменном, аудиовизу-илыюм), личностно или социально ориентированном (профессиональном, деловом) общении.

В повседневной жизни люди пытаются идентифи-ниронать личностные черты и прогнозировать поведе­ние других, используя для этого всевозможные сред-етна, включая тесты и даже гороскопы. Психологи же используют при разработке подобных прогнозов науч­ные критерии, хотя и предлагают самые разные осно-шшия. Данная работа дает такому прогнозу еще одно основание — психолингвистическое. Речь пойдет о вы-

4 ^ Белянин В. Психологическое литературоведение

явлении особенностей личности через определение типов создаваемых или предпочитаемых ею текстов. Подобного рода исследования в значительной степе­ни стимулированы разработками в области диагности­ки личности, воздействия рекламных и политических текстов, юриспруденции (определение авторства тек­ста, а также правдивости намерений автора) и, в свою очередь, служат мощным стимулом для их развития.

Возможность выявления личностных особеннос­тей автора по тексту привлекает не только психологов, литературоведов и лингвистов, но также криминалис­тов, журналистов, кибернетиков, специалистов по ло­гике, этнографии, искусствоведению, герменевтике и философии, не говоря уже о психиатрах.

Сочетание психолингвистического, семантическо­го, психопатологического подходов с исследованиями в области психологии личности делает возможным построение операциональной типологии личности, вклю­ченной в знаковую культуру.

В основе этого принципиально нового подхода к типологии личности лежат следующие положения, сформулированные в результате анализа исследований, проведенных отечественными и зарубежными учены­ми — психологами, психиатрами, искусствоведами, лин­гвистами, — а также собственных исследований и раз­мышлений:

Введение

Не следует забывать и о том, что восприятие худо­жественного текста, его интерпретация во многом обус­ловлены личностными особенностями читателя: он более адекватно интерпретирует психологически близ­кие ему тексты.

Для обыденного сознания характерна не столько научная картина мира, сколько «модель мира», «образ мира», «миросозерцание», «мировосприятие», «мирови-демис», «миропредставление» и др. Текст — это эле­мент системы «действительность — сознание — мо­дель мира — язык — автор — текст — читатель — про­екция». -

Владимир Солоухин, сравнивая художника и уче­ною, писал, что если бы ученый не сделал какое-то открытие, то это бы сделали другие. «Картину же, кото­рую напишет художник, стихотворение, которое напи-ше! поэт, сонату, которую пишет композитор, никто за него никогда не написал бы, пройди хоть тысяча лет».

То же можно сказать и о различии между художе­ственным и нехудожественным текстами. Это принци­пиальное различие — основное препятствие на пути к шмологическому анализу литературы. Но несмотря на по, попытки выявить критерии, общие для ряда тек-гнж и отличающие их от других текстов, предприни­мались неоднократно.

В настоящей работе показана возможность иден­тификации типологических черт личности с помощью меюдов психолингвистики. Категориальные схемы про­иллюстрированы художественными текстами и зримы­ми образами их авторов, органично вплетенными в ткань текста.

И задачи данной книги не входил обзор многочис­ленных типологий личности, существующих в психо-лоши, хотя они и учитывались при разработке психо-ли1п нистической типологии. Отметим лишь, что из пси-холо! ических понятий и концепций для нашего ис­следования наиболее значимыми являются следующие: икцентуация, доминанта, бессознательное, значение и смысл и ряд других. Кроме того, в работе понятия «лич­ность» и «характер» будут использоваться как синонимы.

6 ^ Белянин В. Психологическое литературоведение

Хотелось бы выразить благодарность всем людям, без помощи и поддержки которых работа не могла со-стояться. Прежде всего — это мои учителя и наставни-ки:|М.Н. Правдин|,|ЛА. Новикон|,[АА. Леонтьев! Ю.А. Со­рокин, Е.Ф. Тарасов, Л.Т. Ямпольский, |М.С. Роговин|, (И.Н. Горелов], коллеги, чьи критические отзывы во мно­гом способствовали более тщательному анализу матери­ала: В.Ф. Петренко, Е.Т. Соколова, Л.И. Айдарова, И А Зим­няя, М.Е. Бурно, М.И. Буянов, БА Воскресенский, Т.Н. Уша­кова, |А.М. Шахнарович], ДА Леонтьев, Ф.С. Сафуанов, Ю.С. Степанов, С.Н. Ениколопов, А.Г. Асмолов, АА. Поли­карпов, |А.И. Новиков], Ю.Н. Караулов, А.А. Брудный, В.К. Нишанов, О.С. Либова, Л.Я. Дорфман, Н.Д. Бурвикова, В.В. Красных, Д.Л. Спивак. Особая моя благодарность В.Ф. Енгалычеву и всему коллективу кафедры общей и юридической психологии Калужского государственно­го педагогического университета. Благодарю и моих кол­лег и руководство Московского государственного уни­верситета, Московского государственного лингвистичес­кого университета, Международного славянского Уни­верситета, Университета Натальи Нестеровой, Кубанс­кого Государственного университета, Университета Ком-лутенсас (Испания), Университета города Печ (Венгрия), Политического университета (Тайвань), Университета То­ронто (Канада), Питтсбургского университета (США). Практическому внедрению изложенных идей способ­ствовали Ю.Л. Орлова, В.И. Полишученко, В.И. Шалак, И.В. Ниесов, Н.И. Конюхов, АА. Смирнов A.M. Губинс-кий, С.Н. Пономаренко. Мои студентки и аспирантки В.Г. Красильникова, О.Г. Гиль, Э.А. Саракаева, Е.А. Репи­на приняли самое активное участие в применении тео­рии и доработке ее положений. Ряд людей просто сво­им добрым отношением помогали мне на протяжении тех лет, что велась работа: В.А. Степаненко, |М.А. Хевеши|, В.В. Белянина, ИА. Бутенко. Доброжелательное и заин­тересованное отношение научного сообщества к моему исследованию и сделало настоящую работу возможной.

Глава 1

^ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ

КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

АНАЛИЗА

Поскольку со времен создания письменности тек-еты играют значительную роль в человеческом обще-етве, к ним проявляют внимание исследователи раз­ных областей. В последние десятилетия тексты инте­ресуют ученых также и в следующих двух аспектах — как отражение и выражение некоторых характеристик создателей текста и одновременно как источник суще-стенной информации о тех, кто текст воспринимает (учет аудитории особенно важен при создании текстов политических и рекламных).

Что же касается художественных произведений, то, по-видимому, можно согласиться с Б.М. Тепловым, ко­торый писал: «Художественная литература содержит неисчерпаемые запасы материалов, без которых не мо-жсг обойтись научная психология» (Теплое, 1985, с. 306). В настоящей главе мы попытаемся рассмотреть, какие именно материалы в ней содержатся.

^ Художественный текст как предмет исследования

Обычно художественное произведение определя­ют как текст, который использует языковые средства в их эстетической функции в целях передачи эмоцио­нального и социально значимого содержания. Счита­ется, что он представляет собой не только отражение действительности, но и выражение средствами есте­ственного языка человеческого отношения к миру (Сте­панов Г.В., 1974). Вот что писал М.М. Бахтин: «Мир ху-

8 ^ Бвлянин В. Психологическое литературоведение

дожественного произведения есть мир организованный, упорядоченный и завершенный вокруг данного человека <автора. — ^ В.Б.> как его ценностное окруже­ние» (Бахтин, 1979, с. 162).

Коль скоро речь идет об отношении и эмоциях, не удивительно, что исследования осуществляются в рам­ках психологии. А когда речь идет о творчестве, то обычно это оказывается сферой психологии искусства. Однако потенциал содержания художественного произведения гораздо выше. В частности, в художественном тексте имеется информация, представляющая исключительную ценность для анализа психологии личности.

Можно согласиться с утверждениями многих ис­следователей относительно того, что лишь комплекс­ный и многоаспектный подход, интегрирующий мно­гие научные дисциплины, может дать целостное пред­ставление о таком сложном и многоплановом явлении, как художественный текст. Оговоримся здесь, что в даль­нейшем термин «художественный текст» будет исполь­зоваться как менее связанный с литературоведчески­ми и эстетическими концепциями, чем термин «худо­жественное произведение».

Исключительно разнообразными являются функ­ции художественного текста. Он выступает в качестве:

Именно подобная полифункциональность служит основой интереса к тексту со стороны различных дис­циплин, приводит к обогащению их понятийного ап­парата и методологических оснований, что, в свою оче­редь, создает возможности для дальнейшего уточнения и развития психологических представлений. Поэтому, прежде чем обращаться непосредственно к этой теме, рассмотрим, какие дисциплины и направления иссле­дований подводят научную базу под это утверждение, отражение каких отношений они усматривают в худо­жественном тексте.




Глава 1. Художественный текст как предмет анализа 9

1. Лингвистический анализ художественного тек­
ста. С его помощью можно выявить те «лингвистичес­
кие средства, посредством которых выражается идей­
ное и эмоциональное содержание литературного про-
и (ведения» (Щерба, 1957, с. 97). Он включает в себя объяс­
нение значений слов и форм, фактов отклонения от
я (ыковой системы и малоупотребительных и устарев­
ших слов (Новиков, 1988).

Его частью является и стилистический анализ, с помощью которого изучаются общеязыковые и автор­ские метафоры. Созданные автором образные средства объясняются через возможности языка путем соотне­сения с нормативными явлениями речи.

^ 2. Лингвострановедческий анализ. Для него текст яв­
ляется в первую очередь компонентом культуры. В тек-
cie выявляются элементы, которые не могут быть по­
няты адекватно в рамках другой культуры и нуждают­
ся в культурологическом комментировании (см. рабо-
ii.i В.Г. Костомарова, Е.М. Верещагина, Ю.Е. Прохорова,
И.Д. Бурвиковой, В. Красных).

^ 3. Литературоведческий анализ. Художественный
icкет изучается как продукт национальной культуры,
общественной мысли, выявляет его связь с эпохой, с
местом в литературном процессе. Литературоведческий
анализ оперирует такими категориями поэтики, как те­
ма шка, жанр, образ, композиция, сюжет, и предполага-
ci раскрытие идейного содержания и поэтики произ-
«едения.

Раскрытие специфики текста происходит на ос­нове «внутренних резервов» текста. Анализируется эпо­ха, история создания произведения. Текст не всегда соотносится с автором, а тем более с читателем. Для литературоведов это как бы внешние по отношению к произведению явления, которые не касаются толко-иания самого текста. Тем самым литературоведческий подход к тексту предполагает рассмотрение его как некоторой имманентной сущности, замкнутой на себя системы.

Так, известный исследователь-структуралист Ю.М. Лот-ман писал, что все вопросы, выходящие за пределы этого

10

^ Белянин В Психологическое литературоведение


анализа — «проблемы социального функционирова­ния текста, психологии читательского восприятия и т.п. при всей их очевидной важности из рассмотре­ния исключаются. Предметом внимания будет ху­дожественный текст, взятый как отдельное уже закон­ченное и внутренне самостоятельное целое» (Лотман, 1992, с. 5-6).

Вместе с тем литературоведческий подход может предполагать и определенный психологизм. Так, при интерпретационном анализе текста выделяется «ин­дивидуально-авторская парадигма, которая объединя­ет все произведения одного автора. Интегрирующим признаком — своего рода архисемой — этой текстовой парадигмы является творческий метод автора, реали­зуемый в структуре его произведений» (Кухаренко, 1988, с. 85). Вот что пишет в этой связи писатель С. Залыгин: «Самый большой интерес представляет писать разные вещи. Но это не исключает того, что потом вниматель­ному читателю мои рассказы, романы, повести, эссе по­кажутся более или менее одной книгой. Возможен даже парадокс: чем больше я буду ощущать разницу между своими книгами, тем больше схожести найдет в них вдумчивый читатель: в разных по сюжету и жанру ве­щах он скорее уловит общее, меня уловит!» (цит. по Кухаренко, 1988, с. 85). Поиску художественных миров писателей посвящены многие литературоведческие работы.

  1. Социологическая трактовка художественного про­
    изведения предполагает рассмотрение его как «доку­
    мента», «памятника» своей эпохи, отражение соци­
    альных связей и отношений в тексте. Вот, к примеру,
    что писал Лев Троцкий о Блоке: «Звездно-метельная,
    бесформенная лирика Блока отражает определенную
    среду и эпоху, ее склад, ее уклад, ее ритм, и вне этой
    эпохи повисает облачным пятном. Эта лирика не пе­
    реживет своего времени и своего творца» (Троцкий, 1991).

  2. Достаточно проработанным с методологической
    точки зрения представляется лингвофеноменологичес-
    кий подход к тексту (Э. Гуссерль, Г. Шпет и др.), при
    котором тем или иным компонентам текста приводят

^ Глава 1 Художественный текст как предмет анализа 11

и соответствие интенциональные смыслы говорящего, обусловленные референтной соотнесенностью знаков, предметов опыта, их связей и отношений. Представля­емся, однако, что данный подход более адекватен при пнализе текстов с информационно-логическими струк-|урами, чем текстов художественных.

  1. К толкованию художественного текста как про-
    яплению субъективного мира его автора следует отне-
    С1и и работы, проведенные в русле экспериментальной
    эстетики (Г. Фехнер, Т. Липпс), эстетики гештальта
    (I Айзенк, Р. Анхейм) и концепции эмоционального
    формализма (К. Пратт, Р. Портер). Большой вклад в раз­
    работку экспериментальной эстетики внесли работы
    (мсчественной школы, базирующейся в Перми (Л. Дор-
    фман, В. Петров, Д. Леонтьев и др.).

  2. В последние годы появились исследования в об­
    ласти физиологии сенсорных систем. Описание когни-
    шиных компонентов психофизиологии восприятия в
    рамках нейроэстетики (Beauty and Brain. Biological Aspects
    of Aesthetics, 1988) позволяет проанализировать эсте-
    шческие переживания в их связи с биологическими
    факторами. Утверждается, что прекрасное (гармонич­
    ное, приятное и т.п.) является результатом не только
    наложения социокультурных, национальных или ис­
    торических эталонов, но и проявлением универсаль­
    ной деятельности мозга.

  3. Все чаще к художественному тексту обращается
    психолингвистика. Психолингвистике присущ широкий
    ни ляд на речь как на результат речемыслительной де-
    я 1сльности человека. Это позволяет рассматривать текст
    как феномен речевой деятельности человека, как спо­
    соб отражения действительности в речевом сознании
    шпора с помощью элементов системы языка. Это вполне
    согласуется с положениями, высказанными А.А. Леон-
    1ьевым, который считал психолингвистику психологи­
    ческой наукой: «Предметом психолингвистики явля­
    ется соотношение личности со структурой и функци­
    ями речевой деятельности, с одной стороны, и языком
    как главной "образующей" образа мира человека, с дру-
    юй» (Леонтьев А.А., 2003, с. 19). И добавлял, что «через


, « концепцией образа

мира» (там же, с. 152)

литературоведение

В психолингвистике за интересом к тексту скры­вается интерес к проблемам речевого сознания, пред-ставляющего собой внутренний процесс планирования

кего творцу, носителю, пользо-

р многие исследователи, не пресле-

ар е ли высказывают

дуя собстве"" плана. Приведем наблю-

де дение

Г.О. Винокура о возможно-автора художественного анализа. Рассмат-

пивая понятие ЯЗЫ1Ш писателя и его отличие от «язы-
кГлитерадаого произведения» и <<языка произведе-
ка лит^Ра'ур Ј оно «может быть применимо с

пелЧю РаскрьТпси?ологию писателя, его "внутрен-
целью раскрыть и возможность основывает-

Гна том что^зУык6 говорящий или пишущий не
ся на том> > 0 или Иное содержание, но и

ГказыГеГ-к он сам переживает сообщаемое» (А-нокур, 1991, с. 44).

^3ZHbIM образом оценивается психолингвистика и в
Сходным oopd ингвистики>> г втакже

работе ВЛ елей (А.А Залевская, И.А. Зимняя,

Дж.

и др. - № «достаточно опреде-психолингвистику как

^ Глава 1. Художественный текст как предмет анализа 13

Иными словами, филологический анализ может предполагать обращение к тому, что стоит за словом. «. .Частные акты речи в той мере, в какой они поддаются наблюдению, могут дать исследовате­лю возможность проникнуть в душевное состояние писателя, угадать его настроение, почувствовать, с пе­чалью или радостью он говорит свое слово, с сочув­ствием или безразличием он рассказывает о событиях и жизни своих героев и т.д.; причем все это может находиться в том или ином соответствии с прямым смыслом текста» (там же, с. 46).

Наличие разных типов построения текста, по его мнению, «не может не заинтересовать того, кто хочет унидеть в языке писателя отражение его внутреннего мира, так как разные построения могут оказаться стианными с разными <подчеркнуто мной. — В.Б.> исихологиями» (там же, с. 47).

Тем самым прослеживается тенденция рассматри-iiaib текст не как высшую единицу языка, а как выс­шую единицу человеческого мышления. Так, Л. С. Вы-инский писал: «Везде — в фонетике, в морфологии, и лексике и семантике, даже в ритмике, метрике и му-»ыке — за грамматическими и формальными катего­риями скрываются психологические» (Выготский, 1956, с. 334).

Чья же психология выражается, отражается или рас­крывается в тексте? Очевидно, что в первую очередь на ум приходит психология автора. Подобный ответ рож­дает новые вопросы — в какой мере она отражается? Насколько точно? Не является ли лирический герой (рассказчик, повествователь) лишь маской для автора icKcia, подобно актеру, играющему разные роли?

Думается, что в любом случае текст, являясь про­дутом речемыслительной и психической деятельнос-1И шпора, соотносится не только с системой языка или с другими текстами, но и с психологией его созда­теля-автора. В этой связи дальнейшее изложение тре­бует анализа двух основных подходов к ответам на обо-энвчснные выше и связанные с ними вопросы — объек­тивистского и субъективистского.

14

^ Белянин В. Психологическое литературоведение



bibliografiya-vozmozhnosti-primeneniya-melatonina-s-pozicij-dokazatelnoj-medicini-obzor-obshie-svedeniya.html
bibliografiya174-programma-61-oznachayushee-i-istina-62-zapisannoe-bitie-64.html
bibliographiedouvrages-cits-yu-m-trofimova-otv-red-k-b-svojkin-otv-sekretar-yu-k-vorobev-a-n.html
bibliorgaficheskij-spisok-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
bibliotechnaya-associaciya-respubliki-kareliya-bibliotechnij-vestnik-karelii.html
bibliotechnaya-sreda-razvitiya-lichnosti-rebenka-spravka-k-zasedaniyu-obshestvennogo-soveta-po-detskoj-kulture.html
  • lecture.bystrickaya.ru/64-obespechenie-provedeniya-kontrolya-obrazovaniya-i-ekologicheski-bezopasnogo-razmesheniya-othodov.html
  • college.bystrickaya.ru/2-svojstva-agentov-i-terminologiya-v-i-gorodeckij-m-s-grushinskij-a-v-habalov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-x-podvedomstvennost-grazhdanskih-del-v-v-yarkov-rekomendovan-ministerstvom-obrazovaniya-rossijskoj-federacii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/iskusstvennij-intellekt-chast-4.html
  • reading.bystrickaya.ru/kolimskaya-korrida-okonchena-kompromatru-httpwwwcompromatru-13072006-0000.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vdolzhnostnie-lica-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-seminarpraktikum-ekspertov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tegen-batir-telli.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/letnyaya-praktika-2012-god-s-18iyunya-po-3-iyulya-2011-2012-plan-grafik-probnoj-praktiki-po-specialnosti.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vremennoe-polozhenie-o-ballno-rejtingovoj-sisteme-ocenki-uspevaemosti-studentov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-osnovi-formirovaniya-rezervnogo-ostatka-denezhnih-sredstv-organizacii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vetoj-istorii-est-vse-veselie-banditi-nastoyashie-dzhigiti-bravie-policejskie-strelba-i-konechno-zhe-podpolnie-millioni-i-delci-a-takzhe.html
  • student.bystrickaya.ru/30-denezhnie-i-priravnennie-k-nim-sredstva-i-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-kreditnoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/ng-golovko-nauchnihrabo-t.html
  • letter.bystrickaya.ru/nashestvie-napoleona-na-rossiyu-1937-g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predpriyatie-budushego.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xiii-obekti-hraneniya-prikaz-ministerstva-rossijskoj-federacii-po-delam-grazhdanskoj-oboroni-chrezvichajnim-situaciyam.html
  • abstract.bystrickaya.ru/4-formi-vospitatelnoj-raboti-v-usloviyah-funkcionirovaniya-letnih-ozdorovitelnih-dosugovih-grupp.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sopostavitelno-tipologicheskoe-issledovanie-slovoobrazovatelnih-sistem-buryatskogo-i-tureckogo-yazikov.html
  • report.bystrickaya.ru/gumanitarnij-centr-spart.html
  • klass.bystrickaya.ru/68-ekonomika-i-upravlenie-tablica-1-opredelenie-klassa-kontragenta-po-velichine-itogovogo-kreditnogo-limita.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnih-i-kursovih-rabot-po-discipline-teoriya-menedzhmenta-dlya-studentov-specialnosti-menedzhment-em-1-11-2-11-s-z.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-bloka-programma-disciplini-gse-psihologiya-i-pedagogika-dlya-studentov-specialnosti-070601-dizajn.html
  • lecture.bystrickaya.ru/93-dizajn-maks-40-ballov-protesti-i-vozrazheniya-poryadok-podachi-protesta-kategorii-i-klassi-v-sorevnovaniyah-emma.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ugol-mineralnosirevoj-potencial-i-ego-osvoenie-v-sibiri.html
  • writing.bystrickaya.ru/lev-karsavin.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tekst-vosproizvoditsya-po-izdaniyu-auerbah-e-mimesis-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-kursu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/urok-99-leksicheskie-normi-pered-teoreticheskimi-svedeniyami-i-posle-nih-dayutsya-voprosi-kotorie-nacelivayut-na-vnimatelnoe.html
  • reading.bystrickaya.ru/m-k-treushnikov-sudebnie-dokazatelstva.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkursnaya-programma-klastera-biomedicinskih-tehnologij-sostoitsya-24-fevralya-v-oranzherejnom-korpuse.html
  • write.bystrickaya.ru/formalnaya-model-psihicheskoj-deyatelnosti-kniga-posvyashena-originalnomu-razrabotannomu-avtorom-interaktivnomu.html
  • reading.bystrickaya.ru/luchevaya-diagnostika.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-specialnosti-1-25-01-08-buhgalterskij-uchyot-analiz-i-audit-1-25-01-08-03-03-buhgalterskij-uchyot-analiz-i-audit-v-promishlennosti.html
  • literature.bystrickaya.ru/drugimi-sredstvami-kritika-cinicheskogo-razumaperev-s-nem-a-v-perceva-ekaterinburg-izd-vo-ural-un-ta-2001-584-s.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.