.RU

Белова Марина Ивановна, директор моу «Бобринская сош» Нововаршавского района Омской области


Эвристические задания по психологии

Белова Марина Ивановна,

директор МОУ «Бобринская СОШ»

Нововаршавского района

Омской области,

с.Бобринка,

marinabelowa@yandex.ru


Основа успеха в обучении – это задания. В любых формах очных, очно-дистанционных, дистанционных занятий – курсах, уроках, проектах, олимпиадах, семинарах, главное – так составить задания, чтобы учащиеся не могли от них оторваться…

Ваша цель – с помощью заданий обеспечить максимальную творческую самореализацию участников соответствующих возрастов по отношению к стандартно изучаемому в школьном курсе вопросу.


Критерии оценки задания

1. Креативная зажигательность задания – степень побуждения учащегося к выполнению задания через увлекательную форму задания, преамбулу и т.п. Наличие в задании условий для вдохновения, озарения, инсайта.

2. Эвристичность задания – сила «творческой воронки», в которую задание погружает ученика. Нацеленность на создание учеником открытия, субъективно или объективно нового образовательного продукта.

3. Образовательная значимость – роль задания в обеспечении общеобразовательной подготовки ученика по предмету, по которому проводится олимпиада.

4. Технологичность задания – заложенный в задании подход, алгоритм или инструментарий его выполнения. Обеспечение возможности выбора разных способов выполнения задания (открытость задания).

5. Человекосообразность задания – предпосылки для личностной самореализации ученика, проявления его индивидуальности, самобытности.

^ 6. Практическая значимость задания – востребованность, актуальность его выполнения для ученика или других заказчиков.


Как разрабатывать эвристические олимпиадные задания

А.В.Хуторской


Составление эвристических заданий - увлекательный и ответственный этап разработки дистанционных курсов, проектов или олимпиад. Именно от заданий зависит 99% успеха. Наш опыт показывает, что составление даже одного (!) удачного задания требует нескольких видов деятельности:


- Выбор типа задания (идея, версия, наблюдение, опыт, закономерность, конструкция, сочинение и др.)

- Определение формы представления задания (текстовое, графическое, фото- или видеофрагмент)

- Область приложения задания (значимая для ученика, затрагивающая его личную жизнь, интересы, происходящие события.

- Соответствие образовательным стандартам (обязательная опора на темы, знания, умения, компетентности, которые имеются в действующих стандартах по предмету).

- Определение реальных объектов для выполнения задания (растение, портфель, муха, собственная ладонь, сосед по парте, школьный коридор, прохожие на улице и др.)

- Ориентация на доминирующие способности, необходимые для выполнения задания (логические, образные, познавательные, творческие, коммуникативные, альтернативные, смешанные и др.)

- Учёт возрастных особенностей при оформлении стиля, формы задания, определении его объёма.

- Конструирования структуры задания, начиная от его названия, зихватывающего начала, формулировки проблемы, чёткого представления того, что надо сделать, указание при необходимости способов выполнения задания, средств.

- Отбор необходимого для задания содержания, включения в это содержание определенной информации (занимательной, познавательной, исторической, личностной и др.).

- Выбор средств для открытости задания, гарантированной обеспеченности выполнения каждым участником, независимо от уровня подготовки.

- В задании должна быть заложена возможность для инсайта, озарения, высокого (высочайшего) уровня творчества для тех, кто на это способен и т.д. и т.п.


Центр дистанционного образования «Эйдос» провел более 300 дистанционных эвристических олимпиад, в которых разработаны сотни заданий. Особенность этих заданий не в том, что они сложные, наоборот, они, как правило, доступны ДЛЯ ВСЕХ школьников, даже троечников, самобытность которых подчас проявляется сильнее. Другое дело, что уровень и объем ответа на задания может быть различен.


^ Этапы составления эвристического задания


Ниже перечислены этапы составления эвристического задания, некоторая теоретическая основа его проектирования. Последовательность реализации этих этапов для составителя может быть и иной, но само наличие данных этапов создает условия для конструирования качественного эвристического задания.


  1. Из образовательных стандартов по учебному предмету отбираются такие образовательные объекты, которые смогут стать содержательной основой эвристического задания. Например, это могут быть фундаментальные понятия (точка, число, таблица, молекула, знак, время), частнопредметные понятия (модальные глаголы, тетраэдр, историческое событие, революция, силы тяжести или легкости) конкретные реальные объекты (береза, карандаш, гвоздь, словарь, полиэтиленовый пакет, зеркало), правила или закономерности (сложение дробей, законы притяжения и отталкивания, принцип единства противоположностей) и др. Образовательные объекты, выбираемые для составляемого задания отыскиваются в программах, учебниках, задачниках или других пособиях по учебному предмету, по которому проводится олимпиада. Важно, чтобы это были действительно базовые элементы курса, а не просто дополнительные или развлекательные.

  2. Выделяются основные виды деятельности учащихся в учебном предмете, по которому проводится олимпиада. Например, в английском языке такими видами деятельности являются чтение, письмо, говорение, аудирование. Каждый из таких видов деятельности включает отдельные действия-элементы, которые могут стать деятельностной основой эвристического задания. Выбираются те виды деятельности, которые имеют наибольшее отношение к выбранным объектам.

  3. Фиксируется форма возможного образовательного продукта, который будет создан учениками при выполнении эвристического задания. Например, от учеников требуется выдвинуть гипотезу, предложить способ, найти закономерность, составить таблицу, предложить алгоритм, разработать программу, определить понятие, разработать игру, нарисовать образ. Разумеется, что ученик будет создавать свой продукт по отношению к одному из образовательных объектов, которые определены в п.1 и с использованием одного из тех видов деятельности, которые обозначены в п.2.

  4. Определяются примерные эвристические методы, с помощью которых предполагается выполнение задания учеником. Иногда эти методы прописываются в задании явным образом (например: "Для решения этой задачи примените метод гиперболизации"), но можно и предполагать их в неявном виде. Иногда эвристическое задание может предполагать нахождение самим учеником наибольшего количества тех или иных методов решения задания, например: "Предложите как можно больше способов сложения однозначных чисел с переходом через десяток" или "Придумайте несколько способов определения скорости полета воробья".

  5. Эвристическое задание записывается в общем структурном виде. В формулировке должны быть отражены или явно указаны: объект задания (явление тяготения, инфляция и др.), предполагаемые виды деятельности ученика (исследование брошенного листа бумаги или роста курса доллара), ожидаемый продукт (сформулировать закономерность падения листа бумаги или курса доллара) и его форма (предложить формулу взаимозависимости введенных учеником величин или экономических факторов).

  6. Текст эвристического задания формулируется и шлифуется с учетом его занимательности, увлекательности, зажигательности, доступности и т.п. Способов формулирования эвристического задания может быть сколь угодно много: найди причину происхождения, разреши противоречие, "почему так, а не иначе", "исключение вместо правила", "если бы", "пусть невозможное станет возможным", какова закономерность, составь модель, исследуй реальность и т.п. "Сухую" формулировку содержательного задания можно предварительно "оживить" сказочным, фантастическим или бытовым сюжетом ("На Землю прилетел инопланетянин", "Колобок встретился с пиццей" и т.д.) Важно, чтобы занимательность или (кажущаяся) простота задания предполагали возможность проявления своих способностей ученику с любым уровнем подготовки.

  7. Определение названия составляемого задания. Здесь два пути: а) название определяется первоначально, и само задание потом подстраивается под него; б) сначала составляется задание, потом для него отыскивается наиболее подходящее название. В названии может быть отражен как объект, так и вид деятельности. При составлении заданий полезен прием, когда одна номинация получает несколько форм выражения задания для разных возрастных категорий детей с учетом их специфики. Формы выражения заданий могут отличаться: а) разными видам деятельности (например, младшим ученикам предлагается составить загадку про выбранный объект, более старшим – разработать кроссворд или дидактическую игру, выпускникам – провести исследование по данной теме); б) разным уровнем или объемом создаваемого учениками продукта (например, младшие рисуют образ числа 3, более старшие – его символ, выпускники – проводят комплексное его исследование – арифметическое, геометрическое, лингвистическое и т.п.)

  8. При разработке задания продумываются критерии оценки его выполнения, то есть определяется, какие параметры созданного учеником продукта будут оцениваться. Например, если задание предполагает отыскание закономерности, то критериями оценки могут быть: количество выявленных учеником взаимосвязанных элементов, оригинальность обнаруженных связей между ними, форма отражения этих связей в формуле или описании ученика. Кроме того, всегда есть универсальные критерии оценки: мировоззренческая глубина, самобытность, многовариантность подходов, соответствие условию задания, оригинальность формы представления результата и т.п.

  9. Структура эвристического задания может состоять из 3-х частей: 1) зажигательная мотивационная часть, имеющая характер образовательной среды, например, если задание на составление дразнилки, то приводится пример дразнилки; 2) технологическая часть, в которой ученику предлагаются основные элементы и особенности его предстоящей деятельности, например, способы составления дразнилки; 3) образ ожидаемого продукта, т.е. краткое обозначение создаваемого учеником результата.


^ Типология эвристических заданий


Базовым основанием типологии заданий выступают эвристические качества личности и соответствующие им виды деятельности:

1. Задания когнитивного типа

2. Задания креативного типа

3. Задания оргдеятельностного типа


Внутри каждого типа заданий имеются подтипы, которые, в свою очередь, делятся на другие элементы.


^ 1. ЗАДАНИЯ КОГНИТИВНОГО ТИПА


1.1. Объект познания, его структура, свойства, функции, связи

1.2. Методы познания

1.2.1. Наблюдение

1.2.2. Опыт

1.2.3. Эксперимент

1.2.4. Мой метод (предложи способ)

1.2.5. Теория

1.2.6. Проблема

1.2.7. Вопрос (задать)

1.3. Формы познания

1.4. Исследование

1.4.1. Логическое

1.4.2. Эмоционально-образное

1.4.3. Виды исследований

1.5. Познавательные структуры

1.6. Самопознание


^ 2. ЗАДАНИЯ КРЕАТИВНОГО ТИПА


2.1.Идея

2.2. Первоэлементы

2.3. Композиция

2.4. Сочинение:

2.5. Изобретение

2.6. Трансформация:

2.7. Произведение

2.8. Презентация

2.9. Самость


^ 3. ЗАДАНИЯ ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА


3.1. Целеполагание (постановка цели, задач – на будущее, прошлое)

3.2. Программа, план (составить):

3.3. Норма, нормотворчество

3.4. Структура

3.5. Игра

3.6. Коммуникация (взаимодействие):

3.7. Распределение

3.8. Рецензия


Приведённая типология эвристических заданий помогает составить комплект заданий, охватывающий разные качества учеников и позволяющих проявить себя в разных видах творческой деятельности. Например, комплект из пяти заданий для учеников начальной школы может быть построен на основе следующих типов заданий:

  1. Идея (причина происхождения)

  2. Модель

  3. Самопознание

  4. Опыт

  5. Композиция (рисунок)


.

XI-й Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года – 2009»


Белова Марина Ивановна, директор МОУ «Бобринская СОШ» Нововаршавского района Омской области, с.Бобринка, marinabelowa@yandex.ru

Дата:27.10.2009г

«Эвристические задания»


Учебный предмет: психология


1-2 классы


1.Школотландия

Расскажи сказку о жизни обитателей государства Школотландия, расположенного в твоём пенале. Для этого рассмотри содержание пенала и определи главных героев, сочини сказку, но помни, что в любой сказке есть волшебство и добро обязательно побеждает зло.


2.Смекалочка

Придумай несколько способов использования счётных палочек для разных целей. Напиши для чего и как их можно использовать. Постарайся придумать, как можно больше способов применения.


3.Считалка

В игре часто нужно выбрать ведущего, чтобы был честный выбор, применяют различные считалки. Предлагаю создать свою считалку, в которой обязательно должны быть слова хочу, могу, буду, она должна быть складной, удобной для проговора и конечно необычной и интересной.


4.^ Превращение Бабы Яги в добрую старушку.

Помоги Бабе Яге стать доброй. Придумай для неё полезные советы, выполнение которых позволит ей превратиться в добрую старушку.


5.Конструктор

Поработай создателем игры «5 сходств» для этого сконструируй 2 картинки с 5 сходствами, которые будет искать играющий, спрячь эти сходства в картинках, так чтобы найти их было не просто. Не забудь об оригинальности в выполнении задания.


3-5 класс

1.^ Измеритель настроения

Создай линейку для измерения настроения. Для этого определи = и – настроения по степени усиления и расположи на линейке.


2.Самочувствие

Проанализируй своё состояние и составь список свойств, по которым можно определить самочувствие человека.


3.Сказочник

Сочини и запиши сказку, в которой главные герои – положительные и отрицательные эмоции, присутствует волшебство, положительные герои всем помогают, а в конце все довольны и счастливы.


4.Мультипликатор

Создай мультфильм из кадров, соответствующих режиму дня школьника.


5.^ Красноречие и доказательство

Напиши письмо родственникам. Прояви свою изобретательность и смекалку, приведи убедительные доказательства необходимости покупки для тебя нового велосипеда.


6-7 классы


1.Исследователь

Предложи как можно больше способов исследования памяти своего друга, используя компьютер.


2.Вообразилия

Сформулируй правила Лунного бытия. Вспомни, каковы условия жизни на Луне, подумай, что в этих условиях будет важно и необходимо для Лунных жителей и какие правила совместного проживания нужно соблюдать. Напиши сами правила и обоснуй их необходимость.


3.Испытатель

Придумай безопасное, реальное и полезное испытание для своей силы воли.


4.Волшебник

Если бы ты стал волшебником и мог изменить направление течения времени, то чтобы ты сделал? Подумай, если вернуться в прошлое, то чтобы ты хотел изменить. Напиши свои изменения и обоснуй эту необходимость.


5.Артист

Придумай оригинальный способ привлечения внимания одноклассников к своей персоне.


8-9 классы


1.Эстрадный критик

Проанализируй поведение эстрадных артистов и выдели как можно больше способов привлечения к себе внимания. Напиши эти способы и кратко изложи ситуации, в которых они проявлялись.


2.Бизнесс

Напиши план действий по созданию малого предприятия «Сказкотерапия». Определи миссию и цели предприятия, его структуру – это поможет в разработке плана.


3.Врач

Вспомните, для чего в медицине используется валерьянка. Придумайте заменитель лекарственного средства, используя для этого знания из психологии.


4.Проектировщик

Создай проект под названием «Улучшатель настроения», напиши введение и оглавление проекта.


5.Психотерапевт

Ответь на вопрос: Как сменить гнев на милость? Придумай и опиши ситуацию с решением данной проблемы.


10-11 классы


1.Моё «Я»

Создай слоган для самопрезентации. Используй рифму, сделай его оригинальным, отражающим тему.


2.Писатель

Напиши оду своей душе. Для этого проанализируй, какими личностными качествами ты обладаешь.


3.Исследователь

Придумай оригинальный способ измерения скорости движения мысли человека.


4.Детектор лжи

Разработай на основе внешних неосознанных реакций человека детектор лжи.


5.Алфавит жестов

Создай алфавит жестов, используемых человеком для общения. Сделай его наиболее широким и точным по описанию.


Взрослые


1.Семья

Слово «семья» состоит из двух «семь» и «я». Напишите кто эти семь? Используйте свои представления о семье.


2.Внимание

Нарисуйте траекторию развития внимания у человека. Для этого вспомните основные точки возрастных изменений внимания.


3.Эмпатия

Посоветуйте, что необходимо учитывать человеку при принятии другого человека. Проанализируйте ситуации вашей жизни и выделите главное. Напишите рекомендации.


4.Карта личности

Составьте карту развития личности человека и отметьте точку своего развития в настоящее время.


5.Кроссвордореализация

Составьте кроссворд, включив в него как можно больше слов, связанных с самореализацией человека.


6.Моделирование

Создайте модель процесса памяти человека в виде схемы.

bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-iyul-avgust-2006-g.html
bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-maj-iyun-2005-g.html
bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-mart-aprel-2005-g.html
bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-mart-aprel-2011-g.html
bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-noyabr-dekabr-2008-g.html
bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-sentyabr-oktyabr-2006-g.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-orgkomitet-rukovodstvo-podgotovkoj-i-provedeniem-slyota-osushestvlyaetsya-orgkomitetom-v-sostav-kotorogo-vhodyat-predstaviteli-uchreditelej-i-zainteresovannih-s.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizacionnij-plan-provedeniya-meropriyatiya-spisok-priglashyonnih-plenarnih-dokladchikov-dokumenti-podtverzhdayushie-razmer-zatrat-proizvedyonnih-na-organizaciyu-meropriyatiya.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-planeta-zemlya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shet-tlnde-sjleuge-jretudeg-lingvomdeni-kontekst-rol.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-sportivno-massovie-meropriyatiya-vidi-zadachi-i-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dpp-ds-01-teoriya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-konkurse-detskih-risunkov-o-chem-rasskazala-skazka.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-obyazatelnoe-n-a-ushakov-rukovoditel-temi-kand-tehn-nauk.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-dvadcat-pervaya-kniga-pervaya-leon-nina-dotan.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aleksandr-borodyanskij-aleksandr-fedorov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/praktikum-k-glave-1-voprosi-k-obsuzhdeniyu.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-glavi-municipalnogo-rajona-k-prezentacii-strategii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-osinskogo-municipalnogo-rajona-na-period-do-2030-goda.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-otechestvennogo-zdravoohraneniya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-filosofiya-na-temu-filosofskie-kategorii-kak-otrazhenie-dejstvitelnosti-v-processe-poznaniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnik-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-stranica-6.html
  • doklad.bystrickaya.ru/valuev-i-minaev-bojkotiruyut-vkontakte-iz-za-koshunstvennogo-pavla-durova-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/stanovlenie-otechestvennogo-kompyuterostroeniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/bolduin-avraam.html
  • reading.bystrickaya.ru/meropriyatiya-po-realizacii-programmi-2-kratkaya-harakteristika-i-ocenka-konkurentnoj-sredi-na-klyuchevih-tovarnih-rinkah-9.html
  • writing.bystrickaya.ru/3-adres-mesta-priema-dokumentov-426006-izhevsk-baranova-ul-88-inspekciya-federalnoj-nalogovoj-sluzhbi-po-leninskomu-rajonu-g-izhevska-otdel-obshego-obespecheniya-kab-111.html
  • reading.bystrickaya.ru/matematicheskaya-model-metoda-glavnih-komponent-chast-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/nashi-pervie-tyutorskie-probi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voloshina-ea-vzaimodejstvie-starozhilcheskogo-naseleniya-i-migrantov-v-krasnodarskom-krae.html
  • bukva.bystrickaya.ru/posledstviya-upotrebleniya-alkogolya-prognozno-analiticheskij-centr-oruzhie-genocida-samoubijstvo-lyudej-i-ego-mehanizmi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/depressiya-i-vampirizm-vremya-v-mentale-vashi-tochki-sborki-otveti-na-voprosi-17.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-svyazuyushie-processi-perevod-s-anglijskogo.html
  • turn.bystrickaya.ru/ooo-ozdorovitelno-obrazovatelnij-centr-kristall-naimenovanie-detskogo-ozdorovitelnogo-lagerya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postanovlenie-kollegii-po-grazhdanskim-delam-verhovnogo-suda-respubliki-kazahstan-ot-29-iyulya-2004-goda-n-3n-175-04.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnoe-mesto-raboti-dolzhnost-kurs-diplomatiya-v-sisteme-podgotovki-sovremennogo-specialista-mezhdunarodnika.html
  • klass.bystrickaya.ru/5vidacha-razresheniya-na-stroitelstvo-lo-vistuplenie-na-seminare-25-marta-2010g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-festivalya-maha-upajya-pati.html
  • znanie.bystrickaya.ru/44-diskretnaya-modulyaciya-analogovih-signalov-uchebnoe-posobie-po-kursu-vichislitelnie-sistemi-seti-i-telekommunikacii-razdel.html
  • turn.bystrickaya.ru/osobennosti-korrekcionno-vosstanovitelnoj-raboti-pri-afazii-u-detej-i-podrostkov-13-00-03-korrekcionnaya-pedagogika-logopediya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/plagiat-prisvoenie-plodov-chuzhogo-tvorchestva-opublikovanie-chuzhih-proizvedenij-pod-svoim-imenem-bez-ukazaniya-istochnika-ili-ispolzovanie-bez-preobrazuyushih-tv.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-1-obshie-aspekti-upravleniya-korporaciyami-deyatelnost-korporacij.html
  • grade.bystrickaya.ru/mne-snilos-chto-iz-bezgranichnosti-v-kotoroj-sushestvuet-nash-mir-sprava-nadvigalas-neopisuemaya-temno-sinyaya-burya-zatem-vremya-eyo-nastalo-i-mi-vse-prevratili-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.