.RU

«Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»




УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»


УДК 159.923.2-053.6


Калашник

Анастасия Викторовна


Динамика потребности ЛИЧНОСТИ в самопознании

от подросткового возраста к ранней взрослости


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология


Минск, 2012

Работа выполнена в учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»


^ Научный руководитель – Ерчак Николай Тимофеевич

доктор психологических наук, профессор,

заведующий кафедрой психологии

учреждения образования «Минский

государственный лингвистический

университет»


^ Официальные оппоненты: Лысюк Лидия Глебовна

доктор психологических наук, профессор,

профессор кафедры психологии развития учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»


^ Финькевич Людмила Владимировна

кандидат психологических наук, доцент,

доцент кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»


Оппонирующая организация – Государственное учреждение образования

«Республиканский институт высшей школы»


Защита состоится 25 апреля 2012 года в 14.00 на заседании совета по защите диссертаций К 02.21.01 при учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» по адресу: 220050, г. Минск, ул. Советская, 18, ауд. 482, TIKrasnova@yandex.ru, тел. 227 84 56.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».


Автореферат разослан 23 марта 2012 года.


Учёный секретарь

совета по защите диссертаций


Т.И. Краснова
вВедение

Одно из приоритетных направлений современной системы образования – воспитание культуры самопознания и психологической культуры личности. Отсутствие знаний о своих индивидуальных особенностях, возможных реакциях на внешние и внутренние воздействия, психологическая безграмотность порождают личностную незрелость, способствуют совершению асоциальных поступков. Осознание необходимости активного участия личности в регуляции собственного поведения и деятельности предполагает совершение волевых усилий, активизацию мышления и не всегда сопровождается положительными эмоциями. Нередко значимость познания собственной личности и индивидуальности осознается на тех этапах онтогенеза, когда сензитивные периоды упущены, и требуется затратить значительно больше сил, чтобы добиться желаемых изменений.

Разрешение этого противоречия видится в своевременном формировании у подрастающих поколений потребности в самопознании, благодаря которой личность обретает адекватность в самооценке и самоотношении, становится способной к более зрелому выбору целей, эффективному межличностному взаимодействию, самореализации в разных жизненных сферах.

Феномен самопознания представлен в исследованиях В.В. Знакова, Б.В. Кайгородова, М. Келеси, И.С. Кона, М.Е. Маньшина, А. Маслоу, В.В. Морозова, В.В. Столина. Свой вклад в его изучение внесли белорусские психологи: Я.Л. Коломинский, Т.К. Комарова, С.В. Кондратьева, С.И. Коптева, Г.М. Кучинский и ряд других. Проблема самопознания и идентичности представлена также в работах таких зарубежных психологов и философов как J. Maloney, W. Damon, V. Gecas, D. Hart, J.T. Mortimer, D.A. Jopling, G. Keegan, J.E. Marsia, W. O’Meara, S. Shoemaker, К. Обуховский, К. Ясперс. Собственно потребность в самопознании рассматривается в научных трудах В.В. Знакова, К. Изарда, Б.В. Кайгородова, Н.В. Калининой, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.Г. Майкова, Е.А. Павлюченко, И.И. Чесноковой. Иными словами, в психологической науке присутствует упоминание о потребности в самопознании, но рассматривается она скорее как детерминированная наследственной программой, а не формируемая благодаря среде и воспитанию. Осознание необходимости ее формирования позволяет предпринять попытку изменить ситуацию. Актуальным представляется изучение генезиса потребности в самопознании, ее позиции в иерархии потребностей личности, определение интенсивности этой потребности в зависимости от пола и возраста. Важная роль отводится диагностическому инструментарию, позволяющему оценить уровень интенсивности потребности в самопознании у личности, выявить те периоды онтогенеза, в ходе которых процесс ее формирования может протекать наиболее эффективно, и, в перспективе, создать действенную программу ее формирования.


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Связь работы с крупными научными программами и темами

Диссертационное исследование выполнено в контексте Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 г. № 125) и является частью научно-исследовательских работ, осуществляемых кафедрой возрастной и педагогической психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» в рамках тем: «Психологические основы формирования сознания личности: структурно-динамический подход» (№ ГР 20032268, 2003–2007 гг.); «Формирование профессиональной психологической культуры и компетентности специалистов гуманитарного профиля» (№ ГР 20080845, 2008–2010 гг.); «Теоретические и методологические проблемы развития личности в образовательных системах» (№ ГР 2015424, 2011–2015 гг.).

Цель и задачи исследования

Цель исследования – выявить динамику потребности личности в самопознании при переходе от подросткового возраста к ранней взрослости.

Задачи исследования:

  1. Определить характерные признаки потребности в самопознании, ее функцию, генезис и позицию в иерархии потребностей личности.

  2. Разработать и стандартизировать опросник для диагностики уровня интенсивности потребности в самопознании в подростковом, юношеском возрасте и ранней взрослости.

  3. Выявить возрастную динамику интенсивности потребности личности в самопознании от подросткового возраста к ранней взрослости.

  4. Установить различия в интенсивности потребности в самопознании по полу и возрасту.

  5. Охарактеризовать уровни интенсивности потребности в самопознании в зависимости от профиля получаемого образования и курса обучения.

^ Объект исследования: потребность в самопознании.

Предмет исследования: динамика потребности личности в самопознании от подросткового возраста к ранней взрослости.


Положения, выносимые на защиту:

  1. Социогенная потребность в самопознании – одна из форм потребности в познании. Она представляет собой побуждение личности к изучению своих физических, личностных, социальных качеств, моделей поведения и характеризуется следующими признаками: отношением ко времени, социальным самопознанием, конгруэнтностью и активностью в самопознании, направленностью на самопознание. Функция потребности в самопознании заключается в обеспечении деятельности по самопознанию. Подростковый и юношеский возрастные периоды являются сензитивными для актуализации и развития данной потребности благодаря качественному сдвигу в развитии самосознания и более зрелой, по сравнению с предыдущими этапами онтогенеза, мотивационно-потребностной сфере.

  2. Разработанный опросник является надежным, валидным, стандартизированным диагностическим инструментом, предназначенным для оценки уровня интенсивности потребности в самопознании в подростковом, юношеском возрастах и в период ранней взрослости. Опросник определяет отношение ко времени, выраженность социального самопознания, конгруэнтность и активность в самопознании, направленность на самопознание. Получаемая с его помощью информация позволяет сделать адресной психопрофилактическую работу по предупреждению несформированности потребности в самопознании в подростковом и юношеском возрасте.

  3. Различные этапы онтогенеза характеризуются значимыми изменениями в интенсивности потребности в самопознании, которые проявляются в ее увеличении при переходе от подросткового к юношескому возрасту и уменьшении в период ранней взрослости. Возрастная динамика потребности в самопознании проявляется в увеличении конгруэнтности в самопознании и усилении направленности на самопознание в подростковом и юношеском возрастах и убывании интенсивности направленности на самопознание, активности и социального самопознания, ценностного отношения ко времени к периоду ранней взрослости.

  4. Соотношение признаков потребности в самопознании изменяется в зависимости от возраста и пола, что проявляется в повышении конгруэнтности в самопознании в женской и мужской выборках, снижении активности в самопознании в мужской выборке и социального самопознания в женской выборке от подросткового возраста к ранней взрослости, возрастании направленности на самопознание от подросткового к юношескому возрасту и убывании в период ранней взрослости в женской выборке.

  5. Интенсивность потребности в самопознании зависит от профиля получаемого образования и курса обучения в вузе. Она доминирует у студентов гуманитарного профиля по сравнению с естественнонаучным и имеет тенденцию к снижению от четвертого к пятому курсу во всей выборке.

Личный вклад соискателя заключается: в определении методологических подходов к исследованию потребности в самопознании; характеристике потребности в самопознании и определении ее признаков, функции, позиции в иерархии потребностей личности; описании генезиса потребности в самопознании; разработке, психометрической оценке и апробации опросника «Уровень выраженности потребности в самопознании»; в эмпирическом изучении динамики потребности личности в самопознании от подросткового возраста к ранней взрослости; внедрении результатов исследования в учебно-воспитательный процесс учреждений образования и практическую деятельность психологов. Диссертационное исследование представляет собой результат работы соискателя с 2006 по 2011 год и имеет завершенный характер.

Апробация результатов диссертации. Основные положения диссертации были представлены в докладах и сообщениях на методологических семинарах и заседаниях кафедры возрастной и педагогической психологии БГПУ в 2006–2011 годах, а также на международных научно-практических конференциях, семинарах и форумах: ІV междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием «Пространство арт-терапии: образы, проблемы, ресурсы (1–2 марта 2007, г. Киев); ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ (2007, 2008, 2009, г. Минск); международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего» (1–2 ноября 2007, г. Москва); Всероссийской научно-практической конференции (заочной) «Актуальные проблемы психологии активности личности» (25 ноября 2007, г. Краснодар); III республиканской научно-практической конференции молодых ученых «Традиции и перспективы развития психологии в Беларуси» (17 апреля 2008, г. Брест); международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» (24–26 апреля 2008, г. Санкт-Петербург); II международном форуме «Коломінські читання» (2008, г. Киев); республиканской научно-практической конференции студентов и молодых учёных «Гармонизация психофизического и социального развития детей» (2008, г. Минск); научно-практических конференциях молодых ученых «Образование и наука в Беларуси: актуальные проблемы и перспективы развития в ХХІ веке» (2008, 2009, г. Минск); Ананьевских чтениях (21–23 октября 2008, г. Санкт-Петербург); III Машеровских чтениях: республиканской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (2009, г. Витебск); IV научно-практической конференции молодых ученых «Образование и наука в Беларуси: актуальные проблемы и перспективы развития в XXI веке» (2011, г. Минск).

Опубликованность результатов диссертации. Основные положения и результаты диссертационного исследования изложены в 24 публикациях объемом 6,5 авторского листа: из них 6 статей, соответствующих пункту 18 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь, объемом 3 авторских листа; 3 статьи в сборниках и 15 материалов конференций (объемом 3,5 авторского листа).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из перечня условных обозначений, введения, общей характеристики работы, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Полный объем диссертации составляет 208 страниц. Основной текст работы изложен на 117 страницах, в том числе 19 таблиц (на 5 страницах) и 11 иллюстраций (на 4 страницах); 18 страниц – библиографический список. Объем приложений составляет 73 страницы. Библиографический список состоит из списка использованных источников (всего 207 наименований, из них на иностранных языках – 11) и списка публикаций соискателя (всего 24 наименования).


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


Первая глава «Потребность в самопознании как фактор, детерминирующий развитие самосознания личности» посвящена рассмотрению теоретических и эмпирических аспектов изучаемой проблемы, операционализации основных понятий и состоит из четырех разделов.

В первом разделе представлен анализ современного состояния проблемы самопознания в психологии. В большинстве подходов самопознание (СП) рассматривается как процесс изучения себя, проявляющийся в непрерывном движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению. Оно имеет уровневую организацию и позволяет человеку получать новые знания о самом себе, в результате чего в сознании индивида отражается весь спектр его свойств, качеств и особенностей поведения. Познание себя имеет ряд существенных отличий от интроспекции, самоосознания, самоанализа, самопонимания и рефлексии, сохраняя при этом определенные связи с данными феноменами.

^ Второй раздел посвящен рассмотрению типологии отношения личности к самопознанию. Анализ философских и психологических работ позволяет заключить, что немногочисленные подходы в полной мере не дают ответы на вопросы: как и почему человек стремится к познанию себя, что способствует возникновению данной потребности, когда она появляется в онтогенезе. Поскольку имеющиеся философско-антропологические концепции не смогли послужить основанием для типологии отношения личности к самопознанию, она была создана нами с опорой на работы Ф.Е. Василюка, Я.Л. Коломинского, В.В. Столина, И.И. Чесноковой. За основу были взяты понятия «критическая ситуация», «конфликтный личностный смысл», «переживание», прослежена их связь с самопознанием. Выделена следующая закономерность: критические ситуации и конфликтные личностные смыслы активизируют потребность в самопознании, которая, в свою очередь, формирует способность индивида к преодолению возникших трудностей. На основе теории жизненных миров Ф.Е. Василюка нами выделены два типа личности: ориентированные на самопознание и избегающие познания самих себя. Созданная типология позволила упорядочить и систематизировать имеющиеся описания самопознания и потребности в нем, послужив основанием для определения принципа диагностики потребности в самопознании и описания уровней ее интенсивности.

В третьем разделе на основании проведенного анализа психологической литературы делается вывод о том, что исследование проблематики потребностей человека является актуальным для психологии, поскольку они тесно связаны со становлением личности. Потребность в самопознании принадлежит к числу недостаточно изученных проблем современной психологической науки. Ее ценность заключается в достижении человеком адекватности в самооценке и самоотношении, в осуществлении коммуникации и рефлексии, обеспечении уникальности бытия конкретной личности. Потребность в самопознании можно определить как побуждение личности к процессу изучения себя, возникающее в результате противоречия между имеющимся и возможным знанием своих физических, личностных и социальных качеств, моделей поведения. Она проявляется в направленности личности на самопознание и обеспечивает осуществление этой деятельности, что содействует достижению конгруэнтности, трактуемой как соответствие представлений о себе реальной ситуации. Обсуждаемая потребность имеет уровни интенсивности, а ее развитие детерминировано сензитивными периодами онтогенеза, соответствующими условиями, событиями жизненного пути и активностью личности.

В четвертом разделе излагается описание генезиса потребности в самопознании в русле развития самосознания и мотивационно-потребностной сферы человека. Отмечается, что на протяжении развития человека данная потребность представлена в разной степени сформированности и выраженности. Ее предпосылки можно заметить уже на этапе раннего возраста. В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит значительный шаг в развитии самопознания, выражающийся в создании дошкольниками когнитивной теории себя (личного сценария) (Г. Крайг, 2000), которая позволяет интегрировать поведение. Благодаря возникновению после кризиса семи лет осмысленной ориентации в собственных переживаниях, появляется внутренняя позиция (осознание своих желаний и стремлений). Наряду с нарастанием осознанности и самоуправляемости потребностей в младшем школьном возрасте, потребность во внешних впечатлениях преобразуется в познавательные потребности, которые к концу описываемого периода ребенок способен удовлетворять сам. Поскольку до подросткового возраста представления о «Я» человека являются отрывочными, и целостная идентичность только начинает формироваться, то самопознание выступает как потребность личности именно в этот период онтогенеза. Причиной актуализации данной потребности в подростковом возрасте является переживание внутренних противоречий между «Я реальным» и «Я идеальным» (Л.С. Выготский, 1984). Своего максимума интенсивность потребности в самопознании достигает в юности, сопровождая процессы самоопределения и самоосуществления, а в ранней взрослости снижается.

^ Во второй главе «Разработка опросника «Уровень выраженности потребности в самопознании» (УВПС) представлена процедура создания, апробации и психометрической оценки диагностического инструментария, а также описано соотношение признаков потребности в самопознании, дана сравнительная характеристика типов отношения к самопознанию.

В первом разделе указывается, что процедура создания опросника основывалась на имеющихся стандартах конструирования методик и прошла все основные этапы психометрической оценки психодиагностического инструментария: выделены содержательные области опросника, разработаны утверждения, произведена содержательная валидизация и оформление теста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к психодиагностическим методикам. Определены надежность и валидность методики УВПС, произведен анализ пунктов, проверка социальной желательности, осуществлена стандартизация с выработкой норм.

Методологическую основу опросника составили следующие положения: потребность – это побуждение к деятельности, порождающее направленность на определенный предмет (С.Л. Рубинштейн), переживаемое как противоречие и выступающее движущей силой поведения (В.Н. Мясищев); человек выступает как субъект деятельности (С.Л. Рубинштейн) и времени жизни (К.А. Абульханова-Славская), а также субъект познания и самопознания (И.С. Кон, И.И. Чеснокова); процесс самопознания осуществляется опосредованно в ходе межличностного взаимодействия (А.А. Бодалев); критические ситуации (Ф.Е. Василюк) и конфликтные личностные смыслы (В.В. Столин) активизируют потребность в самопознании; основной целью потребности в самопознании выступает достижение личностью соответствия представлений о себе реальной ситуации, то есть конгруэнтности (К. Роджерс).

Иными словами, согласно деятельностному подходу, человек является субъектом познания и самопознания. Последнее осуществляется благодаря межличностному взаимодействию и внутренней работе личности. По тому, какой деятельностью занимается человек, на что направлена его активность и расходуется время жизни можно предположить характер его потребностей. О наличии потребности в самопознании можно судить как по присутствию описанных примет, так и по стремлению личности к конгруэнтности.

Согласно классическому пониманию А.Н. Леонтьевым природы человеческих потребностей, они характеризуются предметностью (содержательная сторона) и динамичностью (интенсивность, как изменчивость напряженности). В соответствии с вышеописанными методологическими основаниями, нами были выделены следующие признаки потребности в самопознании, составившие «содержательные области» опросника: отношение ко времени, конгруэнтность в самопознании, направленность на самопознание, активность в самопознании и социальное самопознание. Динамическую сторону потребности в самопознании отражает уровень ее интенсивности, который взаимосвязан с одной стороны со спецификой онтогенетического развития человека, а с другой – с событиями жизненного пути конкретной личности.

Во втором разделе представлены результаты определения надежности разработанного инструментария, раскрыто соотношение признаков потребности в самопознании. Для психометрического обоснования методики произведен статистический анализ пунктов опросника, его надежности и чувствительности к социальной желательности. В ходе определения точности психодиагностических измерений с помощью опросника УВПС и устойчивости полученных результатов к воздействию случайных факторов производился анализ нескольких видов надежности: надежности по внутренней согласованности, надежности частей теста и ретестовой надежности. Расчеты первого вида позволили исключить «нерабочие» пункты из опросника, подтвердили его внутреннюю согласованность, а также направленность разработанных утверждений на измерение интенсивности потребности в самопознании. С помощью метода расщепления опросника на две части (четные и нечетные утверждения) был установлен высокий уровень его надежности (коэффициент α–Кронбаха: студенты α=0,76; школьники α=0,82). Ретестовая надежность определялась с интервалом в три недели при помощи повторного тестирования на выборке в 208 студентов высших учебных заведений города Минска (r=0,71, при p<0,00001). Данная процедура подтвердила устойчивость опросника к перетестированию.

Одновременно с вычислением коэффициента корреляции шкал методики между собой и с общим баллом, описано и объяснено соотношение признаков потребности в самопознании. Ядром системы этих признаков выступает конгруэнтность в самопознании. Следующими по значимости являются активность в самопознании и социальное самопознание. Вместе с конгруэнтностью они представляют собой основные отличительные черты обсуждаемой потребности. Взаимосвязь конгруэнтности с направленностью на самопознание также является одной из примет потребности в самопознании. Несмотря на то, что активность в самопознании и социальное самопознание связаны с направленностью на самопознание, однако значение данных связей открывается только в соотношении с конгруэнтностью. Направленность в данном случае не самостоятельна, так как появляется в результате действия следующего механизма: активность побуждается потребностью, а встречаясь с предметом ее удовлетворения, становится направленной. Социальное самопознание выступает непременным условием достижения конгруэнтности, обеспечивая направленность через деятельность и общение. Важной, но не основной характеристикой потребности в самопознании, является «отношение ко времени». Этот признак относится скорее к ядру системы признаков данной потребности, чем к направленности и взаимосвязан с активностью в самопознании и социальным самопознанием неявно.

В третьем разделе описан процесс валидизации опросника «Уровень выраженности потребности в самопознании» и дана сравнительная характеристика типов отношения к самопознанию. Подтверждена внешняя, очевидная, содержательная и концептуальная валидности методики. Благодаря экспертным оценкам определены следующие виды валидности: очевидная, содержательная и концептуальная. Проверка валидности средствами математической статистики производилась с помощью кластерного анализа и метода корреляции с другими тестами («Самоактуализационный тест» (САТ) Э. Шостром в адаптации Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, М.В. Латинской и «Методика исследования самоотношения» (МИС) С.Р. Пантилеева).

Полученные результаты подтвердили теоретическое предположение о наличии двух типов отношения к самопознанию. В первый кластер (направленных на самопознание) вошло 122 человека, во второй (избегающих самопознание) – 96 из 218 опрошенных. В ходе исследования установлено, что шкалы опросника УВПС «Конгруэнтность в самопознании», «Активность в самопознании», «Социальное самопознание» значимо коррелируют со шкалами САТ и МИС. Первая шкала «Отношение ко времени» представлена положительными связями с принятием агрессии и самоуверенностью. Данный факт обусловлен тем, что планирование жизненного пути требует определенной степени уверенности в своих силах, наряду с допущением о несовпадении планов с реальностью. При этом индивид может испытывать раздражение, гнев, совладать с которыми позволяет способность принимать эти состояния как естественные для человека. Установлено, что шкала «Направленность на самопознание» положительно связана со шкалой «Познавательные потребности» (САТ) и отрицательно – со шкалой «Самопривязанность» (МИС), подтверждая наличие у группы направленных на самопознание стремления к познанию как таковому и открытость к возможным изменениям. Шкала «Конгруэнтность в самопознании» связана со шкалой «Самоуверенность» (МИС), поскольку восприятие индивидом человеческой природы как положительной и отсутствие самопривязанности содействуют достижению конгруэнтности в самопознании. Шкала «Активность в самопознании» также коррелирует со шкалами МИС: положительно с самоуверенностью, отрицательно – с внутренней конфликтностью и самообвинением, поскольку активность в самопознании обеспечивается наличием у индивида самоуважения, ощущения самоценности, а также отсутствием «несогласия с самим собой» и «тенденции к самокопанию», сопровождающейся «негативным фоном отношения к себе» (С.Т. Посохова, 2005). Наибольшее количество связей со шкалами САТ и МИС получила шкала «Социальное самопознание» опросника УВПС. Выявлено, что поддержка и самоуважение играют значительную роль в обеспечении потребности в самопознании, а спонтанность присуща личности, стремящейся к самоактуализации. Потребность в самопознании связана со способностью личности «принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы» (С.И. Коптева, 2002), а также с самоуверенностью (как самоуважением), саморуководством, самоценностью, отсутствием внутренней конфликтности и самообвинения. Проведенная процедура подтверждает валидность методики УВПС. Сравнительный анализ характеристик субъектов, направленных на самопознание и избегающих его, показал, что их профили (по шкалам опросников УВПС, САТ и МИС) противоположны. Основные различия заключаются в том, что представители первой группы менее зависимы от поддержки окружающих, более свободны в своем выборе, разделяют ценности самоактуализации, отличаются самоуважением, уверены в себе, ощущают ценность собственной личности для себя и других. У субъектов, избегающих познания себя и окружающих, обозначенные характеристики выражены в меньшей степени. Полученные данные объясняются наличием у направленных на самопознание уверенности в себе, способности считать свою агрессивность естественной, отсутствием самопривязанности, внутренней конфликтности и стремления обвинять себя. Эти качества содействуют возникновению потребности в самопознании и служат условием эффективности протекания процесса познания себя.

Внешняя валидность методики также определялась путем подтверждения различий в уровне интенсивности потребности в самопознании у респондентов гуманитарных и естественнонаучных профилей обучения (χ2=5,48; df=1; p≤0,01).

В четвертом разделе представлена процедура стандартизации опросника УВПС, производившаяся на репрезентативной выборке, составившей 1206 человек (315 подростков, 507 юношей и девушек, 384 человека, находящихся в возрасте ранней взрослости) с соблюдением равных условий для всех респондентов. После линейной стандартизации и перевода сырых балов в стэны обозначены границы, позволяющие определять уровень интенсивности потребности в самопознании. Проведенная процедура позволяет применять опросник как в исследовательской работе, так и практической деятельности психологов, а также в ходе преподавания психологических дисциплин.

^ В третьей главе «Эмпирическое исследование динамики потребности в самопознании от подросткового возраста к ранней взрослости» описаны изменения в интенсивности потребности в самопознании в зависимости от пола, возраста, профиля получаемого образования и курса обучения в вузе.

В первом разделе осуществляется проверка гипотезы о наличии изменений в уровне интенсивности потребности в самопознании в зависимости от возраста. Опрос проводился в средних школах и высших учебных заведениях города Минска методом сочетания лонгитюда и поперечных срезов. Полученные с помощью дисперсионного анализа (по критерию Фишера) результаты свидетельствуют о том, что уровень интенсивности потребности в самопознании связан с возрастом субъекта (F(2,1125)=3,31; df=2; при p≤0,037). Актуализируясь в подростковый период, ее интенсивность растет при переходе к юношескому возрасту, а в ранней взрослости – снижается. Данное явление представлено в виде побуждения подростка к познанию всего разнообразия собственных свойств, качеств, отношений, моделей поведения. В ходе развития и формирования личности, через идентификацию с окружающими, юноши и девушки создают собственную ее модель, благодаря чему приобретают психологическую готовность к самоопределению. Поэтому в юношеском возрасте потребность в самопознании проявляется наиболее интенсивно, сопровождая активно протекающий процесс индивидуализации, а так же становление устойчивого самосознания и идентичности (рисунок 1).




^ Рисунок 1 – Возрастная динамика интенсивности

потребности в самопознании


Поскольку раннюю взрослость характеризуют как период непрерывного изменения и роста личности, задача потребности в самопознании на данном этапе заключается в обеспечении достижения личностной зрелости. Описанные возрастные закономерности находят свое отражение в изменениях соотношения компонентов потребности в самопознании на разных этапах онтогенеза (дисперсионный анализ по критерию Фишера: F(2,481)=6,03; df=8; при p≤0,00001). Конгруэнтность в самопознании возрастает при переходе от подросткового возраста к юношескому (p≤0,002), достигая пика в ранней взрослости (p≤0,03) благодаря, как уже отмечалось, стабилизации образа «Я» в юношеском возрасте и достижению самотождественности в ранней взрослости. Показатели направленности на самопознание различаются на всех этапах онтогенеза. Менее всего она проявлена в подростковом возрасте, затем, усиливаясь в юности (p≤0,00001), несколько снижается в ранней взрослости, не достигая, однако, значений подросткового периода (p≤0,007). Данный процесс связан с ярко выраженной в ранней взрослости индивидуальностью, что объясняет снижение интенсивности потребности в самопознании в связи с достижением определенных целей развития личности. Тем не менее, освоение целого ряда новых ролей предполагает повторное определение самоидентичности, но уже в меньшей степени. Повышение интенсивности социального самопознания от подросткового возраста к юношескому рассматривается только в качестве тенденции, в то время как увеличение данного компонента от этапа юности к периоду ранней взрослости статистически подтверждено (p≤0,03) (рисунок 2).



Ш 1 – Отношение ко времени; Ш 2 – Конгруэнтность в СП;

Ш 3 – Направленность на СП; Ш 4 – Активность в СП; Ш 5 – Социальное СП

^ Рисунок 2 – Распределение значений

по шкалам УВПС на разных этапах онтогенеза


Полученные данные можно объяснить стремлением взрослого человека к наибольшей самоактуализации в различных выполняемых им ролях, что обуславливает новый виток интенсивности потребности в самопознании, удовлетворяемой через межличностное взаимодействие. Анализ средних значений показал, что ценность времени приобретает большее значение от подросткового возраста к юношескому и ранней взрослости, оставаясь при этом на среднем уровне выраженности, что подтверждает нашу гипотезу относительно того, что данный компонент связан с ядром системы признаков потребности в самопознании имплицитно.

Во втором разделе рассматривается соотношение компонентов потребности в самопознании на разных этапах онтогенеза в зависимости от пола. Различия в интенсивности потребности в самопознании по полу и возрасту частично подтверждаются. Половозрастные различия присутствуют и в соотношении признаков потребности в самопознании. Выраженность конгруэнтности в самопознании, направленности на него и социального самопознания в женской выборке, конгруэнтность и активность в самопознании в мужской – изменяются на разных этапах онтогенеза (многофакторный дисперсионный анализ по критерию Фишера: F(2,112)=1,78; df=8; при p≤0,05) (рисунок 3).

Ш 1 – Отношение ко времени; Ш 2 – Конгруэнтность в СП;

Ш 3 – Направленность на СП; Ш 4 – Активность в СП; Ш 5 – Социальное СП

^ Рисунок 3 – Выраженность признаков потребности в самопознании

в зависимости от возраста и пола


Выявленная с помощью многофакторного дисперсионного анализа вариативность компонентов свидетельствует о преобладании направленности на самопознание в женской выборке, по сравнению с мужской, в трех рассматриваемых возрастах. С другой стороны, мальчики-подростки проявляют большую активность в самопознании, нежели девочки в силу следующих причин. В каждом обществе присутствуют исторически сформировавшиеся образцы того, каким должен быть представитель определенного пола. Исследования в области дифференциальной психологии полов показывают, что для женской выборки характерен интерес к бытию человека. Мужчинам присуще исследование процессов и явлений окружающей действительности, а так же абстрактных идей. Иными словами, различия проявляются в неодинаковой направленности самореализации. У респондентов женского пола преобладает направленность «вовнутрь», которая проявляется во внимании к глубоким переживаниям, а у представителей мужского пола самореализация происходит через поступки, то есть, представлена направленность «вовне».

Статистически значимой является связь интенсивности потребности в самопознании с курсом обучения в вузе. Студенчество является особой категорией общества. На данный период приходится «расцвет» сил и возможностей юношей и девушек совпадающий с многочисленными перспективами раскрытия их потенциала. Подтверждено наличие у студентов начальных курсов ярко выраженной потребности в познании себя, что можно объяснить как расширением круга общения, так и увеличением разнообразия выполняемой деятельности. Описанная специфика возраста, наряду с особенностями онтогенетического развития, содействует тому, что интенсивность потребности в самопознании остается высокой, практически не меняясь с первого по четвертый курс, снижаясь лишь на пятом. Одной из причин данного явления может служить вступление большей части рассматриваемой возрастной категории в период ранней взрослости и связанное с этим освоение новых социальных ролей. Гипотеза о зависимости уровня интенсивности потребности в самопознании от года обучения в средней школе не подтвердилась.

Существуют различия в уровне интенсивности потребности в самопознании в зависимости от профиля осваиваемой профессии: он выше у студентов гуманитарных специальностей по сравнению с естественнонаучными (F(1,762) = 11,57; df=1; при p ≤ 0,0007). Данный эффект объясняется спецификой вышеназванных профилей. В гуманитарных науках значительное место в программах занимают дисциплины, направленные на человека, изучающие закономерности различных сфер его жизни, деятельности, в том числе внутренней, а в предметах естественнонаучного профиля внимание уделяется познанию внешних объектов, описанию их структуры и функционирования.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Основные научные результаты диссертации


На основе теоретического и эмпирического исследований в рамках диссертационной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Потребность в самопознании представляет собой побуждение личности к процессу изучения себя, возникающее в результате противоречия между имеющимся и возможным знанием своих физических, личностных, социальных качеств и моделей поведения. Обеспечивая деятельность по самопознанию, данная потребность содействует достижению личностью конгруэнтности, трактуемой как соответствие представлений о себе реальной ситуации. В качестве признаков, которые позволяют определить присутствие у личности потребности в самопознании и уровень ее интенсивности, выступают отношение ко времени, социальное самопознание, конгруэнтность в самопознании, активность в самопознании, направленность на самопознание. Развиваясь и формируясь в тесной связи со становлением самосознания и потребностно-мотивационной сферы личности, потребность в самопознании в определенной степени присутствует на всех этапах онтогенеза человека, однако сензитивными периодами для ее актуализации и развития выступают подростковый и юношеский возрасты. Потребность в самопознании является социогенной и выступает одной из форм потребности в познании [1; 2; 8; 11; 12; 14; 18; 20; 22; 23].

  2. Создан надежный, валидный, стандартизированный психодиагностический инструмент, способный измерить уровень интенсивности потребности в самопознании у человека. В структуру опросника УВПС включены шкалы, позволяющие определять наличие основных признаков данной потребности. Стандартизация проведена для трех возрастных групп: юношество, взрослые (вариант А) и подростки (вариант Б). Разработка опросника вызвана отсутствием русскоязычного стандартизированного инструмента, непосредственно измеряющего потребность в самопознании. УВПС – самостоятельная методика, позволяющая эффективно и точно диагностировать данный конструкт. Ее использование наряду с наблюдением, привлечением экспертных оценок и шкал других тестов, предоставляет более полную картину потребностно-мотивационной сферы личности.

Опросник может быть полезен в проведении научных исследований, в рамках психологического сопровождения учебной деятельности, в профессиональной деятельности психологов-практиков, а также в преподавании психологических дисциплин. Представлены методологические основания опросника, процедура работы с ним согласно требованиям картотечного описания, дана содержательная интерпретация результатов. Информация, получаемая с его помощью, позволяет усовершенствовать психопрофилактическую работу, так как своевременное обнаружение несформированности потребности обеспечивает адресный подход к решению данной проблемы [2; 3; 4; 5; 15; 16; 19; 21].

  1. В ходе исследования выявлена следующая динамика интенсивности потребности в самопознании: актуализируясь в подростковом возрасте, она возрастает в юности, достигая своего максимума, а затем снижается в ранней взрослости. Данный эффект объясняется тем, что резкий «скачок» в развитии самосознания в подростковом возрасте, разрешение противоречия между Я-реальным и Я-идеальным, развитие познавательных потребностей обуславливают трансформацию самопознания в потребность. В период юности потребность в самопознании находится на пике интенсивности, содействуя становлению устойчивого самосознания, созданию собственной модели личности. Стремление к конгруэнтности как подлинности своего бытия достигает в данный период своей вершины, так как именно в этом возрасте для субъекта характерна наибольшая тождественность себе, хотя в целом интенсивность потребности в самопознании снижается. Это можно объяснить: опорой на уже готовые знания о себе; выполнением новых социальных ролей; перенесением внимания с исследования своего «внутреннего мира» на самореализацию и построение межличностных отношений. Конфигурация признаков потребности в самопознании на перечисленных этапах онтогенеза характеризуется вариативностью. При переходе от подросткового возраста к юношескому конгруэнтность в познании себя увеличивается, достигая пика в ранней взрослости. Направленность на самопознание, меньше всего проявляясь в подростковом возрасте, возрастает к юности и несколько снижается в ранней взрослости. От подросткового возраста к юношескому интенсивность социального самопознания повышается, а при переходе от периода юности к ранней взрослости – снижается. Изменение характера межличностных отношений в данном возрасте связано как с фокусированием внимания юного человека на начале профессиональной и личной жизни, так и переходом самопознания на качественно новый уровень [4; 6; 7; 9; 13; 17; 24].

  2. Анализ дифференциации признаков потребности в самопознании в зависимости от пола и возраста показал, что конгруэнтность в самопознании, направленность на него и социальное самопознание в женской выборке, конгруэнтность и активность в самопознании в мужской – изменяются при переходе от подросткового возраста к ранней взрослости. Мальчики-подростки проявляют большую активность в самопознании, нежели девочки. В женской выборке, по сравнению с мужской, направленность на самопознание преобладает на всех трех этапах онтогенеза. Полученные данные объяснены с точки зрения основных закономерностей и задач развития на рассматриваемых этапах онтогенеза, а также дифференциальной психологии полов. Поскольку мужчины и женщины с детства получают информацию о моделях мужественности и женственности, установленных в обществе, принято считать, что девочки в большей степени интересуются исследованием человеческого «бытия» (следовательно, более направлены на самопознание), в то время как мальчиков привлекают отдаленные от данного процесса явления [2; 6; 9].

  3. В зависимости от курса обучения в вузе и профиля получаемого образования интенсивность потребности личности в самопознании изменяется, постепенно снижаясь от первого к пятому курсу у гуманитариев. У студентов, осваивающих профессии естественнонаучного профиля, интенсивность потребности в познании себя растет от первого к четвертому курсу с последующим резким снижением к концу обучения в вузе. Одной из причин данного явления служит вступление респондентов в период ранней взрослости и связанное с этим переключение внимания со своего «внутреннего мира» на «окружающий мир». Для студентов-гуманитариев характерна бóльшая интенсивность потребность в самопознании, чем у студентов естественнонаучных специальностей, что объясняется спецификой вышеназванных профилей, поскольку предметом исследования гуманитарных наук выступает человек и разнообразные сферы его жизнедеятельности, а естественнонаучное направление изучает внешние, по отношению к человеку, предметы и явления [4; 6; 9; 10].


^ Рекомендации по практическому использованию результатов


Практическое применение полученных данных может заключаться в следующем:

1. Результаты исследования позволяют осуществлять диагностику уровня интенсивности потребности в самопознании в подростковом, юношеском возрастах и ранней взрослости. Психометрически обоснованный психодиагностический инструментарий внедрен в практику работы психологов средних школ и психологических служб вузов г. Минска (справки о практическом применении в сфере образования: СШ № 86, 163, 187; БГПУ; Институт современных знаний имени А.М. Широкова).

2. Полученные количественные и качественные данные могут быть полезны при создании психолого-педагогических и воспитательных рекомендаций по своевременной профилактике и коррекции несформированности потребности в самопознании в подростковом и юношеском возрастах, поскольку данное явление выступает одной из причин асоциального поведения и совершения правонарушений (справки о практическом применении в сфере образования: СШ № 86, 163, 187; БГПУ; Институт современных знаний имени А.М. Широкова).

3. Информация относительно генезиса потребности в самопознании, сензитивных периодов ее актуализации, а также динамики половозрастных различий на разных этапах онтогенеза носит как теоретический, так и прикладной характер и может применяться для адресной психолого-педагогической работы специалистов с подростками и юношами; использоваться для разработки учебных программ подготовки и повышения квалификации психологов, социальных педагогов, социальных работников по дисциплинам «Технологии практического психолога», «Теория и методика профессиональной деятельности практического психолога», «Психология личности», «Психология развития», «Дифференциальная психология»; в проведении научных исследований (справки о практическом применении в сфере образования: БГПУ; Институт современных знаний имени А.М. Широкова).

4. Развитие тематики исследования может быть продолжено в русле анализа событий жизненного пути личности и социально-психологических факторов, стимулирующих активизацию потребности в самопознании и ее динамику на разных этапах онтогенеза, а также заключаться в разработке системы мероприятий по формированию потребности в самопознании, которые будут содействовать развитию личности и побуждать ее к более тщательному анализу мотивов своих действий, соотнесению их с системой ценностей общества.


^ СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ СОИСКАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ


Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК Республики Беларусь

  1. Калашник, А.В. Исследование потребности личности в самопознании: постановка проблемы / А.В. Калашник // Психол. журн. – 2009. – № 1. – С. 66–70.

  2. Калашник, А.В. Формирование потребности в самопознании – актуальная задача педагогики и психологии / А.В. Калашник, Н.Т. Ерчак // Адукацыя і выхаванне. – 2010. – № 2. – С. 59–64.

  3. Калашник, А.В. Процедура создания опросника «Уровень выраженности потребности в самопознании» / А.В. Калашник // Научные труды Республиканского института высшей школы : сб. науч. ст. : в 2 ч. / Респ. ин-т высш. шк. ; под ред. В.Ф. Беркова. – Минск, 2010. – Ч. 2 : Исторические и психолого-педагогические науки, вып. 9. – С. 131–137.

  4. Калашник, А.В. Психометрическая оценка и стандартизация опросника «Уровень выраженности потребности в самопознании» / А.В. Калашник // Вес. Беларус. дзярж. пед. ун-та. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2010. – № 3. – С. 32–37.

  5. Калашник, А.В. Диагностика потребности в самопознании / А.В. Калашник // Вестн. Мин. гос. лингвист. ун-та. Сер. 2, Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. – 2010. – № 1. – С. 83–93.

  6. Калашник, А.В. Половозрастная динамика потребности в самопознании при переходе от подросткового возраста к ранней взрослости / А.В. Калашник // Вестн. Мин. гос. лингвист. ун-та. Сер. 2, Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. – 2011. – № 1. – С. 21–28.


Статьи в сборниках научных трудов

  1. Калашник, А.В. Психологическая культура и восприятие жизненных проблем студентами / А.В. Калашник // Актуальныя пытанні сучаснай навукі : зб. навук. пр. / Беларус. дзярж. пед. ун-т ; рэдкал.: В.В. Бушчык (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2007. – С. 78–80.

  2. Калашник, А.В. Отношение личности к самопознанию / А.В. Калашник // Возрастная и педагогическая психология : сб. науч. тр. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: О.В. Белановская (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2007. – Вып. 7. – С. 212–218.

  3. Калашник, А.В. Специфика проявления потребности в самопознании у студентов различных специальностей / А.В. Калашник // Актуальныя пытанні сучаснай навукі : зб. навук. прац / Беларус. дзярж. пед. ун-т ; рэдкал.: В.В. Бушчык (адк рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2010. – С. 94–97.


Материалы научных конференций

  1. Калашник, А.В. Развитие эмоционального интеллекта и активизация самопознания будущих психологов / А.В. Калашник // Простір арт-терапії: образи, проблеми, ресурси : матеріали ІV міждисциплінар. наук.-практ. конф. з міжнар. участю, Київ, 1–2 берез. 2007 р. / Акад. пед. наук Україны, Центр. Ін-т післядиплом. пед. освіти ; за наук. ред.: А.П. Чуприкова [і інш.]. – Київ, 2007. – С. 26–28.

  2. Калашник, А.В. Особенности разрешения жизненных проблем студентами-психологами / А.В. Калашник // Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета, Минск, 24–25 апр. 2007 г. : в 5 ч. / Мин. гос. лингвист. ун-т ; редкол.: Н.П. Баранова (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2007. – Ч. 2. – С. 17–19.

  3. Калашник, А.В. Отношение человека к самопознанию как условие личностного роста / А.В. Калашник // Психология – наука будущего : материалы междунар. конф. молодых ученых, Москва, 1–2 нояб. 2007 г. / Рос. акад. наук, Ин-т психологии ; под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М., 2007. – С. 184–185.

  4. Калашник, А.В. Потребность в самопознании в контексте воспитательной работы со студентами / А.В. Калашник // Воспитательная работа со студенческой молодежью на примере БГПУ им. М. Танка : материалы гор. семинара-практикума, Минск, 19 дек. 2007 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: А.В. Касович (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2007. – С. 50–54.

  5. Калашник, А.В. Потребность в самопознании как важная составляющая психологической культуры личности / А.В. Калашник // Актуальные проблемы психологии активности личности : материалы Всерос. (заоч.) науч.-практ. конф. с междунар. участием, Краснодар, 25 нояб. 2007 г. / Кубан. гос. ун-т ; под ред.: С.Б. Малых [и др.]. – Краснодар, 2008. – С. 170–173.

  6. Калашник, А.В. О некоторых способах исследования самопознания / А.В. Калашник // Традиции и перспективы развития психологии в Беларуси : материалы III респ. науч.-практ. конф. молодых ученых по психологии, Брест, 17 апр. 2008 г. / Брест. гос. ун-т ; под ред. Г.И. Малейчука. – Брест, 2008. – С. 63–66.

  7. Калашник, А.В. К вопросу диагностики потребности личности в самопознании / А.В. Калашник // Психология XXI века : материалы междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, Санкт-Петербург, 24–26 апр. 2008 г. / С.-Петерб. гос. ун-т ; под науч. ред. Н.В. Гришиной. – СПб., 2008. – С. 255–257.

  8. Калашник, А.В. Потребность в самопознании и личностное развитие студентов / А.В. Калашник // Ананьевские чтения – 2008: психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход : материалы науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 21–23 окт. 2008 г. / С.-Петерб. гос. ун-т ; под ред. Л.А. Цветковой, Н.С. Хрусталевой. – СПб., 2008. – С. 583–584.

  9. Калашник, А.В. Потребность в самопознании как фактор формирования социального интеллекта / А.В. Калашник // Гармонизация психофизического и социального развития детей : материалы респ. науч.-практ. конф. студентов и молодых учёных, Минск, 18 апр. 2008 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: Д.Н. Дубинина (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2008. – С. 71–74.

  10. Калашник, А.В. Диагностика потребности в самопознании у студентов / А.В. Калашник // Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета, Минск, 22–23 апр. : в 5 ч. / Мин. гос. лингвист. ун-т ; редкол.: Н.П. Баранова (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2008. – Ч. 1. – С. 20–22.

  11. Калашник, А.В. Проблемы самопознания и самоактуализации в практике подготовки студентов-психологов / А.В. Калашник // Образование и наука в Беларуси: актуальные проблемы и перспективы развития в ХХІ веке : материалы науч.-практ. конф. молодых ученых БГПУ, Минск, 30 мая 2008 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: В.В. Бущик (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2009. – С. 164–165.

  12. Калашник, А.В. Проблемы изучения потребности в самопознании у студентов / А.В. Калашник // Коломінські читання : матеріали II міжнар. наук. форуму, присвяч. пам’яті д-ра психол. наук, проф. Н.Л. Коломінського, Київ, 19 лют. 2008 р. / Міжрегіон. акад. упр. персоналом ; редкол.: М.Ф. Головатий (голов. ред.), О.Л. Туриніна (відп. ред.). – Київ, 2009. – С. 133–139.

  13. Калашник, А.В. К вопросу о связи потребностей в познании и самопознании / А.В. Калашник // III Машеровские чтения : материалы респ. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Витебск, 24–25 марта 2009 г. / Витеб. гос. ун-т ; редкол.: А.Л. Гладков (гл. ред.) [и др.]. – Витебск, 2009. – С. 163–164.

  14. Калашник, А.В. Взаимосвязь потребности в самопознании, самоотношения и самоактуализации / А.В. Калашник // Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета, Минск, 21–22 апр. 2009 г. : в 5 ч. / Мин. гос. лингвист. ун-т ; редкол.: Н.П. Баранова (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2009. – Ч. 1. – С. 224–226.

  15. Калашник, А.В. Изучение рефлексии и потребности в самопознании в возрасте ранней взрослости / А.В. Калашник // Образование и наука в Беларуси: актуальные проблемы и перспективы развития в ХХI веке : материалы науч.-практ. конф. молодых ученых БГПУ, Минск, 22 мая 2009 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: В.В. Бущик (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2009. – С. 97–98.

^ РЭЗЮМЭ

Калашнік Настасся Віктараўна

Дынаміка патрэбнасці асобы ў самапазнанні

ад падлеткавага ўзросту да ранняй даросласці


Ключавыя словы: самапазнанне, патрэбнасць у самапазнанні, стандартызацыя псіхадыягнастычнага інструментарыя, узроставая дынаміка, полаўзроставыя адрозненні, профіль навучання, падлеткі, юнацтва, ранняя даросласць.

^ Мэта даследавання: выявіць дынаміку патрэбнасці асобы ў самапазнанні пры пераходзе ад падлеткавага ўзросту да ранняй даросласці.

Метады даследавання: аналіз літаратуры па праблеме даследавання, тэсціраванне, метады матэматычнай статыстыкі. Для вывучэння дынамікі інтэнсіўнасці патрэбнасці асобы ў самапазнанні створана методыка «Узровень выяўленасці патрэбнасці ў самапазнанні». Для апісання тыпаў адносін да самапазнання выкарыстоўваліся «Самаактуалізацыйны тэст» (Э. Шострам у адаптацыі Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, М.В. Лацінскай) і «Методыка даследавання самаадносін» (С.Р. Панцілеева).

^ Атрыманыя вынiкi i iх навiзна: вызначаны адзнакі патрэбнасці ў самапазнанні, яе функцыя, генезіс і пазіцыя ў іерархіі патрэбнасцей асобы; сканструяваны і стандартызаваны дыягнастычны інструментарый, які дазваляе вызначаць узровень інтэнсіўнасці патрэбнасці ў самапазнанні на розных этапах антагенезу; апісана ўзроставая дынаміка інтэнсіўнасці патрэбнасці асобы ў самапазнанні ад падлеткавага ўзросту да ранняй даросласці; устаноўлены адрозненні ў інтэнсіўнасці патрэбнасці ў самапазнанні па полу і ўзросту; ахарактарызаваны ўзроўні інтэнсіўнасці патрэбнасці ў самапазнанні ў залежнасці ад профілю адукацыі і курса навучання.

^ Рэкамендацыі па выкарыстанню: вынікі даследавання могуць быць выкарыстаны для больш дакладнага разумення дынамікі і ўмоў фарміравання самасвядомасці і матывацыйна-патрэбнаснай сферы асобы, для фарміравання псіхалагічнай культуры і актывізацыі імкнення да самаразвіцця падлеткаў, юнакоў і дарослых, а таксама фарміравання прафесійнай псіхалагічнай культуры і кампетэнтнасці спецыялістаў.

^ Сфера прымянення: вынікі даследавання могуць выкарыстоўвацца ў працэсе падрыхтоўкі і павышэння кваліфікацыі псіхолагаў, сацыяльных педагогаў, сацыяльных работнікаў, у правядзенні навуковых даследаванняў па псіхалогіі, у рамках псіхалагічнага суправаджэння вучэбнай дзейнасці, а таксама падчас прафесійнай дзейнасці псіхолагаў-практыкаў.

^ РЕЗЮМЕ

Калашник Анастасия Викторовна

Динамика потребности личности в самопознании от

подросткового возраста к ранней взрослости


Ключевые слова: самопознание, потребность в самопознании, стандартизация психодиагностического инструментария, возрастная динамика, половозрастные различия, профиль обучения, подростки, юношество, ранняя взрослость.

^ Цель исследования: выявить динамику потребности личности в самопознании при переходе от подросткового возраста к ранней взрослости.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, методы математической статистики. Для изучения динамики интенсивности потребности личности в самопознании создана методика «Уровень выраженности потребности в самопознании». Для описания типов отношения к самопознанию использовались «Самоактуализационный тест» (Э. Шостром в адаптации Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, М.В. Латинской) и «Методика исследования самоотношения» (С.Р. Пантилеева).

^ Полученные результаты и их новизна: определены признаки потребности в самопознании, ее функция, генезис и позиция в иерархии потребностей личности; сконструирован и стандартизирован диагностический инструментарий, позволяющий определять уровень интенсивности потребности в самопознании на разных этапах онтогенеза; описана возрастная динамика интенсивности потребности личности в самопознании от подросткового возраста к ранней взрослости; установлены различия в интенсивности потребности в самопознании по полу и возрасту; охарактеризованы уровни интенсивности потребности в самопознании в зависимости от профиля получаемого образования и курса обучения.

^ Рекомендации по использованию: результаты исследования могут быть использованы для более точного понимания динамики и условий формирования самосознания и мотивационно-потребностной сферы личности, для формирования психологической культуры и активизации стремления к саморазвитию подростков, юношей и взрослых, а также формирования профессиональной психологической культуры и компетентности специалистов.

^ Область применения: результаты исследования могут использоваться в процессе подготовки и повышения квалификации психологов, социальных педагогов, социальных работников, в проведении научных исследований по психологии, в рамках психологического сопровождения учебной деятельности, а также в ходе профессиональной деятельности психологов-практиков.

^ SUMMARY

Kalashnik V. Nastassia

Dynamics of a Person’s Self-knowledge Need

from Adolescence to Early Adulthood

Key words: self-knowledge, self-knowledge need, psychodiagnostics tool standardization, age dynamics, gender and age differences, education area, adolescents, young people, early adulthood.

^ Research objective: to explore dynamics of self-knowledge need from adolescence to early adulthood.

Research methods: literature analysis of the research problem, testing, mathematical statistics. For studying dynamics of the intensity of self-knowledge need formation the author’s diagnostic technique «The degrees of self-knowledge need formation» was created. «Self-actualization Test» (E. Shostrom adapted by L. Gozman, M. Kroz, M. Latinskaya) and «Methods of self attitude study» (S. Pantileyev) were used to describe types of the relation to the self-knowledge.

^ Obtained results and their novelty: signs of self-knowledge need, its genesis, dynamics and place in the person’s needs hierarchy have been determined; a questionnaire for definition of self-knowledge need level has been designed and standardized; age-related dynamics of the person’s self-knowledge need intensity from adolescence to early adulthood was described; differences in self-knowledge need intensity related to gender and age were determined; self-knowledge need intensity levels related to the education area and its course were described.

Recommendations for use: the research results can be used to more precise understanding of the dynamics and the conditions of a person’s self-awareness, motivation and psychological culture formation, to enhance the desire of adolescents, youths and adults for self-development, as well as formation of professional psychological culture and competence of specialists.

Field of application: the research results can be used in the process of training of psychologists, social teachers, social workers, and when conducting a research both in the sphere of psychological support of educational activities and in the psychologists professional activity.



bibliograficheskij-spisok-230102-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya.html
bibliograficheskij-spisok-e-yu-prokofeva-redakcionnaya-kollegiya.html
bibliograficheskij-spisok-informatika-vichislitelnaya-tehnika-i-inzhenernoe-obrazovanie-2011-2-4.html
bibliograficheskij-spisok-izuchenie-metodov-analiza-finansovogo-sostoyaniya.html
bibliograficheskij-spisok-kategoriya-substancii-i-koncepciya-istoricheskogo-processa.html
bibliograficheskij-spisok-kultura-ssha.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-materiali-prof-ribalchenko-v-s-voprosi-k-ekzamenu-po-himii-dlya-studentov-fakulteta-inzhenernoj-mehaniki-2011-god.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-distancionnogo-obrazovaniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/poleznaya-informaciya-dlya-roditelej-po-provedeniyu-poznavatelnih-vihodnih-s-detmi-v-gorode-rekomendacii.html
  • turn.bystrickaya.ru/opisano-li-v-biblii-znamenitoe-plavanie-kolumba-stranica-8.html
  • tasks.bystrickaya.ru/17-instrukcii-pravila-tehnicheskoj-ekspluatacii-sistem-i-sooruzhenij-kommunalnogo-vodosnabzheniya-i-kanalizacii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predmet--nespecialisti-analiz-raboti-metodicheskogo-kabineta-otdela-obrazovaniya-administracii-sorochinskogo-rajona-za-2010-god.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/pryamaya-rech-vechernyaya-moskva-04122007-225-str-1-grizlov-b-v-monitoring-smi-4-dekabrya-2007-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-k-stanislavskij-rabota-aktera-nad-rolyu-stranica-25.html
  • write.bystrickaya.ru/eto-odnostoronnij-preuvelichennij-i-kak-pravilo-osnovannij-na-predubezhdeniyah-vzglyad-svojstvennij-socialnoj-etnicheskoj-gruppe-ili-klassu.html
  • studies.bystrickaya.ru/astrologiya-ot-grech-astron-zvezda-i-logos-slovo-uchenie-lzhenauka-m-p-novikov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/plato.html
  • crib.bystrickaya.ru/ia-popp-uralskij-gospeduniversitet-aspirant-dialog-kultur-i-civilizacij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-propagande-i-formirovaniyu-zozh-i-provedeniyu-monitoringa-urovnya-zdorovya.html
  • student.bystrickaya.ru/311metodologiya-resheniya-zadachi-regressii-predict-methodology-fakultet-radiotehniki-i-kibernetiki.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-formirovanie-nashego-nacionalnogo-samosoznaniya-ukreplenie-istinnogo-patriotizma.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-individualnih-tvorcheskih-zadanij-po-kursu-ekonomicheskaya-geografiya-i-regionalistika-mira.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-reorganizaciya-yuridicheskih-lic-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-razrabotka-koncepcii-razvitiya-korporativnogo.html
  • control.bystrickaya.ru/effektivnosti-v-respublike-kalmikiya.html
  • essay.bystrickaya.ru/camo-rf-f-60-arm-op-10597-d105-l-62-63-kopiya-derzhavnij-arhv-hmelnicko-oblast-proskurvsko-chernvecka.html
  • literature.bystrickaya.ru/dene-trbies-zhne-sport-fizicheskaya-kultura-i-sport-metodika-prepodavaniya-anglijskogo-yazika-30-nems-tln.html
  • education.bystrickaya.ru/3-nejtrinnaya-teoriya-gravimagnetizma-i-koncepciya-nejtrino-kak-chastici-peredatchika-torsionnih-vzaimodejstvij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-obshie-polozheniya-stranica-14.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/ya-modnica.html
  • composition.bystrickaya.ru/pamyatka-o-sposobah-i-priemah-vizhivaniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-tema-hudozhestvennaya-kultura-stran-zapadnoj-evropi-vremyon-srednevekovya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-predmet-celi-i-zadachi-mediaobrazovaniya-monografiya-napisana-pri-podderzhke-granta-rossijskogo-gumanitarnogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/bill-gates-essay-research-paper-bill-gatesever.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opublikovano-v-gorodskoj-gazete-novoe-vremya-8-ot-28-01-2006-goda-str-15-22-rossijskaya-federaciya-zarinskoe-gorodskoe-sobranie-deputatov-altajskogo-kraya-postanovlenie-stranica-3.html
  • control.bystrickaya.ru/bogoslovie-cvingli-zakon-i-blagaya-vest-25.html
  • esse.bystrickaya.ru/prosmotr-trehmernih-izobrazhenij-na-bitovih-monitorah-bez-ochkov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-1-no-he-wasnt-2-he-wanted-to-produce-an-impression-on-the-public-ii-uchebnoe-posobie-chetvertoe-izdanie-moskva-izdatelstvo-flinta.html
  • student.bystrickaya.ru/23-24-marta-2012-goda-iii-mezhregionalnaya-konferenciya-studentov-i-aspirantov-aktualnie-problemi-yuridicheskoj-nauki-mgyua.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-4-aprelya-2012-goda-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasporyazheniem-glavi-poseleniya-polozhenie-o-pravotvorcheskoj-iniciative-grazhdan-territorialnoe-obshestvennoe-samoupravlenie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-velikie-lyudi-izmenivshie-mir.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.