.RU

Белик Е. М


Белик Е.М. (г. Лида, СШ№1)

Использование интернет-технологий в обеспечении работы по формированию коммуникативной культуры учащихся в контексте белорусского менталитета в учреждении образования

Воспитание гражданственности и социальной активности личности - является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования и объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей образовательного процесса, когда результатом его становится гражданин, для которого приоритетно уважение законов государства, гражданин, способный к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо развития потенциала собственной личности.

Для реализации заявленных целей и задач в нашей школе реализуется модель информационно-коммуникационного воспитательного пространства (рис. 1), которая представляет собой специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию информационных технологий в воспитательный процесс с целью повышения его эффективности.

Рис. 1. Модель информационно-коммуникационного воспитательного пространства (ИКВП)

Моделирование информационно-коммуникационного воспитательного пространства нашей школы осуществлялось с учётом:

- характеристики информационно-образовательной среды, в которой педагоги и учащиеся осваивают информационные и коммуникационные технологии (создание единого информационного пространства в школе и подключение к широкополостному Интернету, наличие 2-х компьютерных классов, учебных кабинетов и библиотеки, оборудованных компьютерной техникой);

-специфики использования материально-технических и информационных ресурсов в образовательном процессе (программ, ресурсов медиацентра, центра «Обозреватель», школьного музея);

- включенности учащихся в социально-значимую совместную с педагогами деятельность с использованием ИКТ (создание и наполнение школьного сайта, участие в обсуждениях на форумах и т.д.).

- уровня профессионализма педагогов, владеющих информационными и коммуникационными технологиями.

Субъектами информационно-коммуникационного воспитательного пространства школы являются все участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги, администрация школы, родители, представители общественности, детские и молодёжные общественные организации и объединения, другие заинтересованные лица.

Наиболее эффективным компонентом модели является информационный центр «Обозреватель», деятельность которого способствует формированию гражданской позиции учащихся, мотивирует ребят к пропагандистской деятельности, реализации лидерской позиции.

В структуру центра «Обозреватель» входят «Пресс-клуб», факультативы воспитательной направленности, «Школа юного политинформатора». Основные направления работы центра:

Лекторские группы, работающие по методике «равный обучает равного», формируются из числа учащихся 9-11-х классов, посещающих факультативы воспитательной направленности: «Жизнь общества», «Основы православной нравственности», «Лидоведение», «Учимся экономии и бережливости», а также членов клубов «Гражданин», «Адраджэнне». На протяжении учебного года ребята проводят циклы лекций по темам: «Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства», «Духовно-нравственный аспект белорусского народа», «Белорусский фольклор», «Мой родной край», «Азбука правовых знаний», «Человек и его здоровье», «Основы энергосбережения», «Человек и экология». Для подготовки лекций используются различные информационные ресурсы: энциклопедии, словари, газеты, журналы, научно-популярная литература, ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет. Широко используется местный материал. Выступления учащихся сопровождаются не только мультимедийными презентациями, но и фрагментами художественных или документальных видеофильмов. В лекционных занятиях очень важна обратная связь. Поэтому по ходу, в конце занятия или же после него проводятся викторины, тесты, социологические опросы, ребятам предлагается высказать свое мнение. Так после проведения лекции по теме «Идеология избирательных кампаний» среди учащихся 9-11кл. был проведен социологический опрос «Является ли обязанностью гражданина участие в выборах?». Результаты этого опроса были проанализированы и прокомментированы в школьной газете «Наследие» в рубрике «Есть вопрос», там же были приведены самые интересные высказывания учащихся.

Особое место в структуре центра «Обозреватель» занимает «Пресс-клуб» (Приложение 1). Здесь ребята учатся самостоятельности, объективному оцениванию информации, выражению собственной позиции на принципах уважения, достоинства, справедливости. Членами «Пресс-клуба» 1 раз в месяц выпускается школьная газета «Наследие». В ней публикуются материалы об основных событиях в нашей стране, в городе, в школе. Об этом говорят названия рубрик: «Через века, через года», «Беларусь сегодня», «Мой край», «Экономия и бережливость», «Калейдоскоп школьных дел», «Авторская страничка», «Учитель, перед именем твоим», «Есть вопрос!», «Умники и умницы!», «Виват, пионерия!», «Спрашивали? Отвечаем!». Газета отличается красочностью и насыщенностью материала. Она стала своеобразной трибуной общения, с которой каждый может выступить и рассказать обо всем, что его волнует. В 2009/2010 учебном году школьная газета «Наследие» в районном конкурсе детских СМИ награждена дипломом «Лучшее детское СМИ в школьном самоуправлении», отмечена специальным дипломом на на республиканском конкурсе детских СМИ.

Еженедельно в 6-й день недели проводятся занятия в «Школе юного политинформатора», которая работает третий год. Обучение в ней проходят учащиеся 5-7 классов, которые в своих классных коллективах выполняют обязанности политинформатора. Занятия носят теоретический и практический характер. На теоретических занятиях ребята знакомятся с видами информационных часов, формами их проведения, учатся работать с различными источниками информации (республиканскими, детскими и молодёжных печатными СМИ, с видеосюжетами, Интернет-ресурсами, со школьной газетой «Наследие» и её электронной версией, сайтом школы) и использовать их на информационном часу. На практических занятиях юным политинформаторам оказывается помощь в подготовке и проведению Единого информационного часа по запланированным в плане идеологической и воспитательной работы школы темам. Каждому политинформатору предлагается памятка с подробным описанием информационного часа. Это примерная разработка: учащиеся вправе вносить свои корректировки.

Центральное место в модели информационно-коммуникационного воспитательного пространства занимают современные формы работы, находящиеся на пересечении информационно-образовательной среды и воспитательной среды школы. Наибольшее распространение в СШ№1 г. Лиды получили конкурсы информационных программ «Пять минут о главном», мультимедийных проектов, ток-шоу, «проблема в два круга», деловые игры, направленные на формирование у учащихся умений и навыков дискуссионной деятельности, развитие коммуникативной культуры, детской и молодёжной инициативы.

В план работы центра «Обозреватель» ежегодно включается проведение совместно со СМИ нескольких ток-шоу, представляющих собой социально-проблемные программы. Технология подготовки и проведения ток-шоу:

На подготовительном этапе выбирается тема программы, которая должна быть дискуссионной, предполагать несколько вариантов возможного решения, злободневной, понятной и интересной зрителю. После определения темы между членами клуба распределяются обязанности:

- разработка вопросника и проведение социологического опроса среди учащихся школы по вынесенной на обсуждение проблеме;

- определение актеров – гостей ток-шоу;

- определение ведущих ток-шоу;

- назначение ответственных за техническое обеспечение ток-шоу, подготовку зала;

- определение состава экспертов и приглашение их на программу.

Выбор экспертов зависит от темы программы. Так во время проведения ток-шоу «Информационная культура личности: вызовы информационного общества» в качестве экспертов были приглашены представители СМИ: Белтелекома, КУП «Лидское телерадиообъединение», районной газеты «Принёманские вести» (Приложение 2). Во время проведения ток-шоу «Солдат войны не выбирает» экспертами являлись представители разных поколений: воин-афганец, военнослужащий, солдат срочной службы, ветеран Великой Отечественной войны.

В ходе подготовительного этапа руководитель центра «Обозреватель» помогает ребятам в деталях продумать ход дискуссии, вопросы, выносимые на обсуждение, проблемные ситуации и средства их презентации, консультирует по вопросам оформления зала. Руководитель центра осуществляет подготовку ведущего, которому в программе отводится ключевая роль, поскольку он направляет ход беседы.

Ток-шоу как воспитательная форма имеет много достоинств. Позволяет включить в дискуссию большое количество учащихся. Мнение взрослого не навязывается подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышление, на поиск истины. Преимущество и уникальность методики ток-шоу в том, что в ходе дискуссии могут принимать участие до ста человек.

Сегодня формируется социальный заказ на компетентных, самостоятельных, прогрессивно мыслящих, готовых к сотрудничеству, инициативных молодых людей. Деятельность центра «Обозреватель» содействует его выполнению. Организация работы «Школы юного политинформатора», «Пресс-клуба», деятельность информационно-пропагандистских групп из числа педагогов, лекторских групп по методике «равный обучает равного», повысила информационную культуру субъектов образовательного процесса. Сотрудничество со СМИ, проведение совместных с ними социально-проблемных программ содействовала развитию у учащихся коммуникативных навыков, формированию активной гражданской позиции.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
^ План работы Пресс-клуба СШ № 1 г. Лиды на 2011/2012 уч. г.



п.п.

Направления работы, мероприятия

Время проведения

1.

Организационное собрание. Выборы актива Пресс-клуба. Планирование работы.

Сентябрь

2.

Информационный всеобуч

1. Белорусские газеты и журналы (1ч.)

2. Профессия журналиста (2 ч.)

- Основные компоненты системы СМИ

- Функции журналистики.

^ 3. История журналистики (2 ч.)

- Этапы развития прессы.

- Изобретение радио и телевидения

4. Средства массовой информации (2 ч.)

- Газета научно-технический прогресс. Стадии производства газеты

- Развитие электронных СМИ.

^ 5. Типы и виды журналистской деятельности (3 ч.)

- Журналистика як система средств массовой информации.

- Газета и журнал как один из основных видов массовых периодичных изданий, их свойства и функции.

- Специфика и функции радио как сродства массовой информации.

- Телевидение как новы тип СМИ. Интернет.

^ 6. Журналистское творчество (5 ч.)

- Текст как посредник и носитель информации в системе

- Этапы подготовки публикации

- Жанры публикации

- Интервью як жанр прессы, радио, телевидения.

- Грамотические и синтаксические особенности текстов, выразительность стиля.

В течение учебного года


3.

Выпуск школьной газеты «Наследие» (подбор и обновление материалов информационного стенда «Наследие» и печатного издания, оформление номеров).

^ Работа над рубриками:

- «Калейдоскоп школьных дел»

- «Мой край»

- «Беларусь сегодня»

- «Учитель! Перед именем твоим…»

- «Авторская страничка»

- «Экономия и бережливость»

- «Умники и умницы!»

- «Виват, пионерия!»

- «Через века, через года…»

- «Есть вопрос!»

- «Спрашивали? Отвечаем!»

В течение учебного года



4.

^ Проведение социологического опроса «Есть вопрос!» среди учащихся и педагогов школы по наиболее актуальным вопросам (оформление материала в газете «Наследие», создание видеосюжетов)

1-2 раза в четверть


5.

^ Работа школьного чата «Ваш вопрос?», проведение акций «Спрашивайте! Ответим!» (поиск ответов, оформление полученной информации в чате, в газете «Наследие» в рубрике «Спрашивали? Отвечаем!»)

В течение всего учебного года

6.

^ Мастерская Пресс-клуба «Мы делали. Мы творили»

1 раз в полугодие
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    1. Ток-шоу «Информационная культура личности:

вызовы информационного общества»

Цель: формировать информационную культуру учащихся.

Задачи:

  1. знакомство с основными информационными понятиями и источниками информации;

  2. развитие умения выделять из информационного потока необходимую информацию, анализировать и критически оценивать её;

  3. создание необходимых и благоприятных условий для ведения дискуссии, формирования личностного отношения к обсуждаемой проблеме;

  4. развитие мировоззренческой культуры личности.

Участники: ведущие ток-шоу, учащиеся 9-11 классов, представители Белтелекома, КУП «Лидское телерадиообъединение», районной газеты «Принёманские вести», директор СШ № 1 (учитель информатики), руководитель Дебат-клуба СШ № 1.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, микшерный пульт, 3 микрофона, мобильный телефон с громкой связью, 3 видеоролика: «Интернет-зависимость», «WWW. Всемирная компьютерная сеть», «Социологический опрос учащихся СШ № 1 г. Лиды», 2 слайд – шоу: «Информационное общество» и «Информационная культура», 2 презентации: «Информационная культура личности: вызовы информационного общества» и «Модель информационного поиска, или… как работать с информацией», бюллетени для голосования.

.Ход мероприятия:

Вед. 1: Добрый день всем, кто присутствует сегодня в этом зале!

Вед. 2: Мы надеемся, что наша встреча пройдет в теплой и дружественной обстановке.

Вед. 1: Тема, которую мы будем обсуждать на ток-шоу, актуальна и значима для современного общества.

Вед. 2: Поэтому на сегодняшнюю встречу, мы пригласили особых гостей. Именно они помогут нам разобраться в этой проблеме.

(Приветствует гостей).

Вед. 2: В этом зале сегодня присутствуют и учащиеся 9-11 классов, будущие выпускники нашей школы.

Вед. 1: Для них, как и для многих ребят нашего города, страны, школа является той взлетной полосой, с которой они стартуют во взрослую жизнь. И важно понимать, что стартуют они в информационный век.

Вед. 2: В начале ХХI века скорость, с которой вокруг нас стали происходить изменения, возросла многократно. Все мы вынуждены постоянно чему-то учиться.

Вед. 1: Однако эти изменения с возрастом у многих людей вызывают неуверенность в завтрашнем дне. Бороться с этим можно двумя способами. Можно не замечать происходящих изменений, игнорировать их.

Вед. 2: Но лучше использовать эти изменения для улучшения своей жизни, формированию новых интересов, повышения образования.

Вед. 1: В этих условиях одной из главных задач школы является подготовка учащихся к жизни в информационном обществе. Ведь это залог того, насколько адекватно в дальнейшем молодой человек будет отвечать на вызовы нашего времени. «Информационная культура личности: вызовы информационного общества» - это тот главный вопрос, который мы рассмотрим сегодня вместе с вами.

Вед. 2: Впереди нас ждет интерактивное голосование, а сейчас – внимание на экран. Что такое информационное общество?

(Слайд-шоу «Информационное общество»)

Информационное общество. Этот термин прочно вошёл в нашу повседневную жизнь. Изменения, которые произошли в конце ХХ века, невероятным образом повлияли на жизнь человека. Благодаря стремительному развитию компьютерных технологий стало реальностью то, что казалось невозможным несколько лет назад – люди разных стран имеют доступ к самой разнообразной информации, и её обмену в режиме реального времени. Законом жизни в наше время становиться утверждение Норберта Винера, основоположника кибернетики и математической теории связи «Действительно жить – это значит жить, располагая правильной информацией». Именно информация легла в основу термина «информационное общество». Под информационным обществом принято понимать современный этап развития человеческого общества, в котором производство и потребление информации является важным видом деятельности, а информация признаётся наиболее значимым ресурсом. (На экране остаётся понятие «информационное общество»)

Вед. 1: Потребность в информации возрастает с каждым днем. Объем знаний и получаемой информации за несколько столетий увеличился более чем в 250 тысяч раз. Сейчас для этого созданы все условия. (На экране – понятие «информация»)

Вед. 2: Я хочу задать сейчас вопрос ребятам. Откуда вы берёте необходимую для вас информацию? Каким источникам информации вы отдаете предпочтение и почему? (Обсуждение вопроса с учащимися)

Вед. 1: Как уже отмечалось, в последнее время мы стали получать большое количество информации. Но всегда ли мы можем доверять той информации, которая предоставляется нам? (Обсуждение вопроса с гостями)

Вед. 1: Для современного человека компьютер стал привычным инструментом для решения определённого круга задач. И казалось, что может быть лучше.

Вед. 2: Однако с появлением компьютера возникли новые проблемы, одна из которых – защищённость хранимой информации, а вторая – безопасность получаемой информации. Ребята, как вы считаете, насколько безопасна та информация, которую вы получаете? (Обсуждение вопроса с учащимися, на экране – понятие «информационная безопасность»)

Вед. 1: С этим же вопросом я хочу обратиться и к нашим гостям. Как вы считаете, насколько безопасна для подростков и молодежи та информация, которую они получают из различных источников? (Обсуждение вопроса с гостями, в процессе разговора показать видеоролик «Интернет-зависимость»)

^ После просмотра видеоролика обсуждение вопроса с учащимися и гостями:

- Необходимо ли лечение от Интернет-зависимости?

Вед. 1: Что происходит в стране и мире? Как к этому относиться? Как поступать? Что правильно, что нет?

Вед. 2: … Какая сегодня погода? Где скачать реферат? Сегодня ответы на эти вопросы могут дать не только родители, учителя, друзья, но и Интернет.

Вед. 1: Внимание на экран!

(Видеосюжет «WWW. Всемирная компьютерная сеть»)

- Интернет становится самым популярным источником информации. В нашей стране на сегодняшний день насчитывается 3,5 млн. пользователей Интернет-ресурсов. Насколько популярен Интернет в нашем городе?

(Ответ гостей)

- Для молодых людей информационные технологии открывают не только доступ к информации, но и к получению знаний. Именно на этот факт опирается директор Института музеев и библиотек США Роберт Мартин, который утверждает, что информация должна преобразовываться в знания.

Вед. 2: Ведь знания являются тем интеллектуальным капиталом, который определяет уровень общественного развития. Ребята, как вы думаете, возможно ли, с помощью Интернета получить знания и повысить своё образование?

(Обсуждение вопроса с учащимися)

Вед. 1: Сейчас хотелось бы услышать мнения наших гостей по данному вопросу? (Обсуждение вопроса с гостями)

Можно ли, используя сетевые технологии и средства Интернет получить знания, повысить свою квалификацию. С этим вопросом мы сейчас обратимся к заведующей кафедрой государственного регулирования социальной сферы и белоруссоведения Академии управления при Президенте Республики Беларусь Лапиной Светлане Валентиновне. Она сейчас на мобильной связи.

(Разговор по мобильному телефону)

Вед. 2: Интернет стал главным феноменом нашей эпохи. Сегодня глобальная компьютерная сеть предоставляет чрезвычайно широкий доступ к информации. Но может ли мы Интернет отнести к средствам массовой информации? (Обсуждение вопроса с гостями и учащимися)

Вед. 1: Согласно закону РБ «О средствах массовой информации», принятого в июне прошлого года, «средством массовой информации» называется форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет. (На экране понятие «средство массовой информации»)

Средствам массовой информации принадлежит решающая роль в формировании нашего мировоззрения. Именно они задают тот поток стереотипов, которым мы руководствуемся в своей деятельности.

Вед. 2: 100 лет назад основным средством массовой информации были газеты. Они имели небольшой круг постоянных читателей, которые интересовались политикой, и чьё мнение было важным для властей. Сегодня аудитория СМИ неимоверно расширилась, и прежде всего, благодаря телевидению.

Вед. 1: В наше время оно стало доступным всем и предлагает широкий спектр услуг. Телевидение развлекает, образовывает, водит в курс дело, формирует точку зрения на важнейшие события в стране и мире. Телевидение стало занимать все больше свободного времени, и, по мнению многих психологов, мешает общению друг с другом. Как вы считаете, ребята, действительно ли телевидение способно манипулировать зрителем, т.к. предлагает свои модели, стандарты и стили жизни?

(Обсуждение вопроса с учащимися и гостями)

- Несмотря на стремительное развитие информационных технологий, одним из важных информационных средств является газета.

Вед. 2: Вот, скажем, наиболее высокий уровень насыщенности газетами наблюдается сейчас в скандинавских странах – в Норвегии, Швеции и Финляндии, несмотря на то, что там самый высокий уровень подключений к Интернету. А какие средства массовой информации предпочитают учащиеся нашей школы. Обратимся к видеосюжету.

(Видеоматериалы социологического опроса учащихся школы)

Вед. 1: Как показал социологический опрос и результаты исследования, (на экране диаграмма результатов опроса) молодые люди свои предпочтения отдают электронным СМИ: телевидению, Интернет, радио. Как привлечь внимание детей и молодёжи к их чтению газет?

(на экране понятие «печатные СМИ», обсуждение с учащимися и гостями)

Вед. 2: Процесс всеобщей компьютеризации набирает темпы во всем мире. Умение работать с современными технологиями становиться требованием жизни. Однако уже недостаточно уметь осваивать и накапливать информацию, владеть компьютером.

Вед. 1: Человек должен иметь определённый уровень культуры по обращению с информацией, её быстрому воспроизведению и обработке больших объёмов. Для отражения этого факта и был введён термин «информационная культура». Внимание на экран. Что такое информационная культура? (Слайд-шоу «Информационная культура»)

Как отметил Норберт Винер, основоположник кибернетики, «информационные технологии лишь инструмент в руках человека, который станет эффективным в том случае, если уметь использовать максимум его потенциала. Но для этого одного умения пользоваться компьютером недостаточно». Под информационной культурой принято понимать качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетом являются общечеловеческие духовные ценности.

Информационная культура личности – это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно – компьютерных технологий. (На экране схема). Основными критериями, по которым можно судить о сформированности информационной культуры, являются:

- умение формировать свою потребность в информации;

- знание общедоступных источников информации;

- умение искать, оценивать информацию, использовать её в соответствии с морально-нравственными нормами;

- создавать качественно новую информацию.

Вед. 1: Как вы думаете, с какого возраста необходимо формировать информационную культуру? (Обсуждение вопроса с гостями и учащимися)

Согласно типовому учебному плану сейчас в школах введены внеурочные библиотечные занятия по программе «Основы информационной культуры». Данная программа предусматривает изучение основ информационной культуры, начиная с 1 класса. Она способствует учебной деятельности школьника, его самообразованию, реализации информационных потребностей, и в целом, развитию личности.

Вед. 2: Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищённости личности в информационном обществе.

Вед. 1: Согласны ли вы, что уровень информационной культуры определяет успешность деятельности в нашем современном мире?

(Обсуждение вопроса с гостями и учащимися)

Вед. 1: Как вы считаете, является ли формирование информационной культуры вызовом информационного общества? (Данный вопрос сначала обсуждается с участниками ток-шоу, а затем выноситься на голосование)

Вед. 1: Пока идет подсчет голосов, мы предлагаем вашему вниманию презентацию «Модель информационного поиска, или как работать с информацией? (Показ слайд-шоу)

Согласно материалам программы ЮНЕСКО «Информация для всех» гражданин чувствует себя полноправным членом информационного общества, если он может, умеет и желает работать в электронном пространстве. Мы предлагаем вам дополнить эти глаголы: может, умеет, желает.

(Участники высказывают свои мнения, глаголы высвечены на экране)

(На экране появляются результаты голосования, участникам предлагается обсудить итоги интерактивного голосования. На экране появляются вопросы)

- Удовлетворены ли вы результатами голосования?

- Изменилась ли ваша позиция?

- Актуален ли вопрос, который сегодня обсуждался на ток-шоу?

Вед. 2: Уважаемые участники ток-шоу! Спасибо вам за работу, за то, что не побоялись высказать свои мнения по тем вопросам, которые сегодня обсуждались.

Вед. 1: Надеемся, что они взволновали каждого, ведь мы с вами стоим на пороге нового информационного общества. Поэтому, в первую очередь, хочется пожелать вам, ребята, найти свою дорогу в жизни, и чтобы все ваши начинания были достойны и значимы.

besplatnij-vhod-na-ekspoziciyu.html
besplatnoj-kompleksnoj-informacionnoj-sistemi-kis.html
bespokoit-situaciya-samovolnogo-ostavleniya-rebyatami-mest-prohozhdeniya-alternativnoj-grazhdanskoj-sluzhbi-na-territorii-sverdlovskoj-oblasti.html
bespoleznie-dejstviya-muda-v-oblasti-zapasov-osnovnie-ponyatiya-koncepcii-kaizen-13.html
besposhlinnie-tovari-orientacionnaya-programma-dlya-otezzhayushih-na-uchyobu-v-frg-i.html
bespredelnost-mirozdaniya-gunta-rudzite-s-neissyakaemoj-energiej-i-neslomimoj-veroj-.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-chetvertaya-kniga-1-toma-1-i-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kultura-i-antikultura-ofisnoj-rechi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zona-osvoeniya-i-ee-obraz-v-amerikanskoj-i-russkoj-kulturah.html
  • grade.bystrickaya.ru/municipalnie-finansi-itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-orenburga.html
  • credit.bystrickaya.ru/plenenie-cveta-dvizhenie-tela-v-pole-tyagoteniya-zemli-s-nach-skorostyu-ravnoj-nulyu-p-t-proishodit-pod-dejstviem-sili.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/planirovanie-vospitatelnoj-raboti-na-osnove-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-psihicheskoe-i-fizicheskoe-zdorove-pedagoga.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/grazhdanskij-processu-chast-5.html
  • tests.bystrickaya.ru/literaturnie-pamyatniki-drevnej-yaponii-stranica-13.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-prepodavatelyu-o-metodah-i-sredstvah-obucheniya-fgou-vpo-mgup-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • control.bystrickaya.ru/debitorskaya-zadolzhennost-yavlyaetsya-vazhnoj-chastyu-aktivov-hozyajstvuyushih-subektov-prichem-pri-sovremennoj-strukture-rossijskogo-balansa-lyubogo-predpriyatiya-ona-i.html
  • spur.bystrickaya.ru/kommentarij-k-pskovskoj-sudnoj-gramote-stranica-5.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-opit-ispolzovaniya-informacionnih-tehnologij-v-muzejnoj-praktike-na-primere-cd-rom-diska-sokrovisha-kivo-pecherskoj-lavri.html
  • literatura.bystrickaya.ru/saba-ataui-slteme-ataui-biologiya-anitamalii-6-sinip.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yurij-a-klejner-larisa-n-kaminskaya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vezer-rus.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-masati-blmdlk-oushilardi-elektrolitterd-azhiratuiondardi-anitau-ikemdlktern-aliptastiru.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/professionalno-pedagogicheskaya-napravlennost-geometricheskoj-podgotovki-uchitelya-matematiki.html
  • school.bystrickaya.ru/gazprom-gotov-k-liberalizacii-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lichnost-prestupnika-i-individualnoe-preduprezhdenie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-issledovanij-voprosi-anketi-dlya-molodezhi-voprosi-anketi-dlya-roditelej.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-principi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-psihologicheskoe-konsultirovanie-specialnosti-pedagogika.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ris-2-rasprostranennost-i-tyazhest-klimaktericheskogo-sindroma-v-gruppah-sravneniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-komiteta-po-obrazovaniyu-sankt-peterburga-na-maj-2012goda.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-cenovimi-riskami-promishlennogo-predpriyatiya-na-osnove-opcionnih-kontraktov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prava-nesovershennoletnih-detej-uchebnoe-posobie-po-kursu-semejnoe-pravo-podgotovleno-na-kafedre-pravovogo-obespecheniya.html
  • college.bystrickaya.ru/13-politicheskaya-filosofiya-v-drevnem-rime-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-23.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kontagioznij-pustuleznij-stomatit-dermatit-ovec-i-koz.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodichka-48-farmaciya-stranica-59.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-6-obrashenie-v-sud-i-podgotovka-processa-uchebno-metodicheskij-kompleks-k-seminarskim-zanyatiyam-i-samostoyatelnoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/56-kondensatornie-ustanovki-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-stranica-21.html
  • books.bystrickaya.ru/dokladi-predstavlyaemie-gosudarstvami-uchastnikami-v-sootvetstvii-so-statej-9-konvencii-stranica-9.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-opredeleniya-tamozhennoj-stoimosti-chast-8.html
  • student.bystrickaya.ru/-charlz-dikkens-roga-i-kopita-yumor-nachala-konca-proshlogo-veka-po-materialam-kluba-12-stulev.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sledstvennaya-situaciya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.